Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / КИБЕРБУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ИНТЕРНЕТ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Испулова Светлана Николаевна, Абрарова Зинира Фоатовна, Большакова Наталья Леонидовна, Веричева Ольга Николаевна, Садовина Дарья Евгеньевна

Данная статья посвящена изучению темы буллинга в интернет-пространстве среди подростков. Эмпирическое исследование проведено на базе Муниципального учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» города Магнитогорска. Авторы представляют анализ результатов исследования, посвящённого изучению существующих особенностей кибербуллинга, его типов и технологий, а также опасности и угрозах данного феномена. Проанализированы разработанные программы социально-педагогической профилактики кибербуллинга как отечественных так, и зарубежных ученых. На основе полученных данных разработана программа социально-педагогической профилактики кибербуллинга в подростковом возрасте, целью которой является получение информационной базы о явлении кибербуллинга, что позволит противостоять такому поведению в сети и скорректировать поведение у участников. Разработанная программа находится в стадии реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Испулова Светлана Николаевна, Абрарова Зинира Фоатовна, Большакова Наталья Леонидовна, Веричева Ольга Николаевна, Садовина Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF CYBERBULLYING IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT

This article is devoted to the study of bullying in the Internet space among teenagers on the basis of the Municipal institution “Center for Children without parental care “Rodnik” of Magnitogorsk. The authors present the analysis of the research results devoted to the study of existing features of cyberbullying, its types and technologies, as well as the dangers and threats of this phenomenon. The developed programs of socio-pedagogical prevention of cyberbullying by both domestic and foreign scientists are analyzed. Based on the findings a program of socio-pedagogical prevention of cyberbullying in adolescence was developed which aims to obtain information about the phenomenon of cyberbullying, as well as to counteract this behavior online and to correct behavior in participants. The developed program is under implementation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

Социально- педагогическая профилактика кибербуллинга в подростковой среде

Испулова Светлана Николаевна,

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. E-mail: sispulova@mail.ru,

Носова»

Абрарова Зинира Фоатовна,

канд. фил. наук, доцент, зав. каф. социальной работы ФГБОУ ВО «УУНиТ» E-mail: Zini_ra@mail.ru,

Большакова Наталья Леонидовна,

ст. преподаватель ФГБОУ ВО «УУНиТ» E-mail: BolshakovaNL@mail.ru,

Веричева Ольга Николаевна,

канд. пед. наук, доцент, зав. каф. социальной работы

ФГБОУ ВО «КГУ»

E-mil: overicheva@yandex.ru,

Садовина Дарья Евгеньевна,

студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» E-mail: dashasadovina09@gmail.com,

Данная статья посвящена изучению темы буллинга в интернет-пространстве среди подростков. Эмпирическое исследование проведено на базе Муниципального учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» города Магнитогорска. Авторы представляют анализ результатов исследования, посвящённого изучению существующих особенностей кибербуллинга, его типов и технологий, а также опасности и угрозах данного феномена. Проанализированы разработанные программы социально-педагогической профилактики кибербуллинга как отечественных так, и зарубежных ученых. На основе полученных данных разработана программа социально-педагогической профилактики кибербуллинга в подростковом возрасте, целью которой является получение информационной базы о явлении кибербуллинга, что позволит противостоять такому поведению в сети и скорректировать поведение у участников. Разработанная программа находится в стадии реализации.

Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, социально-педагогическая профилактика, Интернет, подростки.

По результатам первого полугодия 2022 года МВД РФ выявило 249 тыс. злодеяний, произведённых путём информационных технологий [5]. Достаточно большое их количество реализовано, в том числе, молодежью и подростками.

В последнее время в России среди школьников наблюдается рост проявлений девиантного поведения: преступность, наркомания и так далее. Всё чаще проявляется склонность к возникновению большого ряда зависимостей схожих с наркотической, например, интернет-зависимость, шопоголизм и другие. Это связано с рядом факторов, таких как снижение уровня моральных ценностей в обществе, недостаточный уровень воспитания в семьях, а также некоторые социально-экономические проблемы, такие как безработица, бедность и экономические кризисы. Для преодоления этой проблемы необходимо активизировать работу различных учреждений (образовательных, социально-реабилитационных) по профилактике девиантного поведения и зависимостей у подростков. Одно из наиболее опасных явлений последних лет - кибербуллинг, который представляет собой своеобразный акт «нападения», целью которого является нанесение психического вреда. Кибербуллинг совершается, как правило, посредством социальных сетей. Из-за интернет-нападок учащаются случаи суицида несовершеннолетних.

Актуальность явления кибербуллинга, его серьезные последствия, привели к многочисленным исследованиям как самого явления, так и диагностическим и профилактическим мероприятиям. Среди отечественных ученых, занимающихся исследованием этих вопросов, можно выделить: Бо-чавер А.А. [4], Дементий Л.И. [8], Коршунова С.В. [12], Петросянца В.Р. [13], Черкасенко О.С. [16].

Цель исследования - на основе изученной проблемы разработать программу социально-педагогической профилактики кибербуллинга в подростковой среде. Объектом исследования является кибербуллинг как вид антисоциального поведения. Предметом исследования является процесс социально-педагогической профилактики кибербуллинга в подростковой среде.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что профилактикой кибербуллинга необходимо заниматься во всех учреждениях (учебные, социальные и т.д.), применяя различные формы и методы профилактики (тренинги, классные часы, ролевые игры).

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; опрос учащихся среднего звена.

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

Основная цель опроса исследовать признаки и проявления кибербуллинга, с которыми сталкиваются подростки, пользующиеся интернетом. Базой исследования стало Муниципальное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» города Магнитогорска. Полученные результаты были использованы для разработки программы профилактики кибербуллинга в подростковой среде.

Рассмотрим кибербуллинг как социально-психологическую проблему, причины возникновения. Такое явление как кибербуллинг появилось во всём мире сравнительно недавно, так как век технологий только наступил. Поэтому его изучение следует начать с рассмотрения термина «Моб-бинг», который появился раньше и успел распространиться не только за рубежом, но и в России.

Впервые понятие «моббинг» было введено в научный оборот Ханцем Лейманном в 1993 году. Ученый определил содержание этого понятия как негативную коммуникацию, которая направлена против какого-то конкретного. При чем, эта «коммуникация» происходит в течение достаточно длительного временного периода [1].

Понятия «моббинг» и «буллинг» достаточно близки по своему значению. Буллингом, как правило, называют постоянные проявления агрессии, исходящие от одного человека или группы людей, направленные против беззащитного человека. Такое определение в 1993 году представили И. Уит-ни и П. Смит [3, с. 177].

Достаточно часто буллинг становился основной сюжетной линией различных художественных фильмов и книг. Среди примеров можно назвать книгу В.К. Железнякова «Чучело», а затем и одноименный фильм. Среди зарубежных фильмов можно назвать фильм «Теликинез». Однако, есть существенная разница в последствиях буллинга в кинофильмах и в реальной жизни, она заключается в том, что если в кино, добро побеждает зло, то в реальной жизни, это случается все реже.

Следствием неконтролируемой агрессии могут быть как безобидные микро конфликты, так и суицид [10]. При чем, такие ситуации не всегда связаны с проявлениями физического превосходства, в последние годы подобная агрессия перетекает в интернет пространство. Безусловно, нельзя говорить о том, что все подростки занимаются буллингом. Как показывают многочисленные исследования, буллинг получает распространение в среде тех подростков, кто сами испытывают достаточно постоянное, сильное, разрушающее воздействие социальной среды. И именно невозможность совладать с такой ситуацией гнета, становится своеобразным тригером для выплеска агрессии в сторону более благополучных сверстников. Таким образом, подростки могут совершать аффективные 5 агрессивные действия [11 ].

о В настоящее время активизированы исследо-£3 вания, посвященные определению генетической еЗ предрасположенности человека к различного ро-ав да преступлениям, в том числе, к проявлениям

буллинга, а именно, имеется ли генетическая предрасположенность стать жертвой или наоборот обидчиком. Подобные исследования, кроме всего прочего, направлены и на то, чтобы выяснить имеются ли гендерные различия.

Результаты исследования 2010 WBI U.S. Workplace Bullying Survey, говорят о том, что 68% случаев буллинга приходится на мужское население и только 32% на долю женщин. Не смотря на значительные количественные различия, буллинг среди женщин встречается часто [5, с. 440]. Женский буллинг имеет существенные отличия. Во-первых, он вербальный. Во-вторых, это непрямой социальный буллинг. Так как представительницы женского пола избегают физического контакта, то буллинг женский все чаще встречается в интернет-пространстве [9].

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод: буллинг характерен для мужского пола, в основном, потому что подразумевает потенциальную возможность помериться силой. Не часто можно встретить дерущихся женщин, поэтому буллинга в обычной жизни они избегают, так как обычные споры и конфликты могут перейти в драку. Различные исследования разных лет дают нам различные результаты, поэтому сложно делать выводы о том, кому кибербуллинг характерен больше.

В рамках нашего исследования мы придерживаемся следующей трактовки понятия кибербуллинга. Это особый вид интернет-коммуникации который можно охарактеризовать как своеобразную травлю в интернете. Среди особенностей интернет-коммуникации, соглашаясь с Барановым А.А. и Рожиной С.В., мы выделяем вневре-менность, мультимедийность, анонимность и опо-средованность [2, с. 63-64].

Таблица 1. Полученные данные анкетирования подростков

Вопрос из анкеты Количество выборов

Количество мальчиков 26

Количество девочек 26

Зарегистрированы в социальных сетях 49

Не зарегистрированы в социальных сетях 3

Сталкивались с агрессивным поведением в сети 45

Не сталкивались с агрессивным поведением в сети 7

Подвергались оскорблениям из числа учащихся, зарегистрированных в социальных сетях 29

Не подвергались оскорблениям из числа учащихся, зарегистрированных в социальных сетях 23

Оскорбляли сами 16

Не оскорбляли сами 36

Целью нашей работы является разработка программы социально-педагогической профилактики

кибербуллинга на основе изучения данной проблемы в подростковой среде. Эмпирическое исследование было проведено среди подростков муниципального учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» города Магнитогорска. Участие в исследование приняли 52 человек в возрасте 12-17 лет. В табл. 1 представлены данные об особенностях контактов, общения в сети.

Проанализировав, полученные данные, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, большая часть опрошенных (49 человек из 52) зарегистрирована в социальных сетях.

Во-вторых, 45 респондентов сталкивались с агрессией в интернете. При чем, были оскорблены и обижены 29 детей из 52, следовательно, являются жертвами.

В-третьих, были агрессорами 16 респондентов из 52.

Не знакомы на практике с понятием оскорбления в интернете 23 респондента.

В табл. 2 представлены причины возникновения кибербуллинга, по мнению подростков.

Таблица 2. Причины возникновения кибербуллинга

Возможные причины кибербуллинга по мнению подростков Количество выборов

Желание оскорбить человека, но чтобы никто не знал (внешность, мнение, политические взгляды и т.д.) 29

Заслуженно 4

Самоутвердиться 12

Месть 7

Полученные результаты свидетельствуют о том, часть подростков подвергалась оскорблениям в интернете. Респонденты (20 человек) не знают, как себя защитить в ситуации буллинга. Данная проблема является достаточно актуальной, так как из 52 наших респондентов 45 подростков считают, что они столкнулись с кибербуллингом. 21% респондентов считают, что люди оскорбляют других в интернете ради некоего веселья; 17% из-за отсутствия безнаказанности выражения любых, даже агрессивных эмоций; 47% рассматривают травлю в интернете как способ отмщения; 15% думают, что травли подвергаются исключительно неудачники, они этого заслуживают.

Анализ научной литературы, результаты эмпирического исследования стали основой для разработки программы профилактики рассматриваемого явления, основными методами которой стали просветительские беседы, тренинги.

Результаты проведенного нами исследования подтвердили наше предположение о том, что ки-бербуллинг представляет реальную опасность и угрозу для подростков, в том числе, в муниципальном учреждении «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Родник» города

Магнитогорска. В связи с эти целью нашей программы является профилактика кибербуллинга как опасного социально-психологического явления в подростковой среде. Среди основных задач: создание социально-психологического комфорта в учреждении; активизация реализации профилактических мероприятий, способствующих пониманию и принятию себя, собственных личностных особенностей, уважительному отношению к личностным особенностям других подростков; повышение уровня понимания ценности здоровья, жизни и ее разнообразных проявлений, связанных с дружбой, симпатией, первой любовью; информирование о защите персональных данных в интернет-пространстве.

В настоящее время идет реализация разработанной нами программы. В реализации данной программы задействованы не только сотрудники Центра, но и преподаватели и студенты кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». В основу реализации программы положен принцип «равный - равному», предусматривающий просвещение и работу с подростками не только и не столько взрослыми людьми (преподавателями кафедры, сотрудниками учреждения), сколько студентами и сверстниками.

Реализацию программы условно можно представить в виде взаимосвязанных этапов. На первом этапе проводится диагностическая работа. Она связана с опросом в форме анкетирования подростков о социально-психологическом климате в учреждении, особенностях взаимодействия в подростковой среде. Кроме того, по желанию, подростки могут пройти тестирования на выявление агрессивного поведения, особенностей личности, тренинговые занятия, в том числе, способствующие развитию саморефлексии.

На этом этапе параллельно с работой с подростками идет работа и с сотрудниками, близкими и родственниками подростков. Основная задача работы с ними не только диагностировать у их воспитанников признаки агрессии, явлений буллинга и кибербуллинга, но и проинформировать их об особенностях, профилактических методах и последствиях таких явлений. И в дополнение - обучение более эффективным методам бесконфликтного общения с подростками на основе актуализации их знаний о кризисах, особенностях развития личности в подростковом возрасте. Среди основных методов работы на этом этапе предпочтение отдается беседе, интерактивной лекции, тренинго-вым занятиям.

Второй этап программы предусматривает проведение разнообразных мероприятий, способствующих сплочению коллектива воспитанников Центра, воспитанников и сотрудников. Мероприятия имеют социально-культурную, физкультурно-спортивную, культурно-просветительскую, профилактическую направленность.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Третий этап - это своеобразное подведение итогов через проведение контрольных опросов участников программы, а также через реализацию цикла занятий, организаторами которых буду выступать сами подростки, это еще раз реализация основного принципа нашей программы «равный -равному».

Существуют различные программы профилактики кибербуллинга. В частности, целью программы М.В. Сафороновой, Н.М. Моисеевой является повышение «уровня субъективного социального благополучия детей и подростков через создание многоуровневой комплексной системы первичной профилактики буллинга в школьной среде» [15, с. 512]. Солдатова Г., Рассказова Е. [14] особенно подчеркивают значимость реализации профилактических программ для родителей.

Среди программ профилактических есть и программы противодействия, в которых акцент смещен не столько в сторону непосредственно буллинга, сколько на работу с отклоняющемся от нормы поведением, в том числе, агрессивным поведением. Farrington D.P. [18], Ttofi M.M. [20, 21], считают, что направления программ отличаются значительным разнообразием, основанным на существенных отличиях в понимании их разработчиков и людей реализующих как в вопросах самой работы с подростками, так и в выборе конкретных методов работы с ними. К примеру, согласно Olweus D. [19], для программы противодействия буллингу в Норвегии, методы социального воспитания подростков с девиантным типом поведения связаны с надзором за их поведением. Программа Friendly Schools [17], реализуемая в США, своей целью имеет улучшение школьного климата.

Реализация программ профилактики кибербуллинга в подростковой среде, по нашему мнению, является актуальным направлением социально-педагогической работы. Основными направлениями могут стать просветительские мероприятия: беседы на темы, касающиеся проблематики общения подростка в интернет-среде, тренинги по формированию навыков, способов конструктивного разрешения конфликтов, профилактики компьютерной и виртуальной зависимости несовершеннолетних.

Литература

1. Андреева А.О. Манипулирование в сети Интернет // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник научных статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. - Магнитогорск: Изд-во «МГТУ», 2015. -С. 21-31.

о 2. Баранов А.А., Рожина С.В. Кибербуллинг - но-£ вая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального ~ университета им. И. Канта. - 2015. - № 11. -== С. 62-66.

3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. -512 с.

4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2014. - № 3. - С. 177-191.

5. Быль и убыль: число преступлений с использованием ИТ упало впервые за 5 лет число -URL: https://iz.ru/1371417/roza-almakunova/byl-i-ubyl-chislo-prestuplenii-s-ispolzovaniem-it-upalo-vpervye-za-5-let (дата обращения: 05.05.2023)

6. Войскунский А.Е. Психология и интернет. - М.: Акрополь, 2010. - 440 с.

7. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. -С.159-165.

8. Дементий Л.И. Кибербуллинг в подростковой среде: частота распространенности и степень стрессогенности // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: сборник научных статей. - Омск: Изд-во Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск), 2015. - С. 77-82.

9. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и оби-

дчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. - 2015. -№ 4. - С. 5-10.

10. Ключко Е.И. Воздействие интернета на суицидальное поведение молодежи // Общество. Среда. Развитие. - 2014. - № 1. - С. 69-72.

11. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс] // Семья и школа. - URL: http://sexology.narod.ru/info178.html (дата обращения 03.05.2023).

12. Коршунов С.В. Кибербуллинг и единый виртуальный паспорт как решение данной проблемы // Научные чтения, посвященные 280-летию города Орска: сборник научных статей / отв. ред. В.А. Тавашев. - Орск: Изд-во Орско-го гуманитарно-технологического института, 2015. - С. 58-63.

13. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 151-154.

14. Солдатова Г., Рассказова Е. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-14.

15. Сафронова М. В., Моисеева Н.М. Проблемы профилактики буллинга в школьной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. - № 2 (24). - С. 114-121.

16. Черкасенко О.С. Кибербуллинг: проблема изучения феномена // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 8. -С. 92-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Axford N. et al. Involving parents in school-based programmes to prevent and reduce bullying: what effect does it have? // Journal of Children's Services. 2015. Vol. 10, N. P. 242-251.

18. Farrington D. P., Ttofi M.M. Bullying as a predictor of offending, violence and later life outcomes // Criminal Behaviour and Mental Health. 2011. Vol. 21. P. 90-98.

19. Olweus D. The Olweus Bullying Prevention Programme: Design and implementation issues and a new national initiative in Norway // Bullying in schools: How successful can interventions be. 2004. P. 13-36.

20. Ttofi M. M., Farrington D.P. Effectiveness of school-based programs to reduce bullying: A systematic and meta-analytic review // Journal of Experimental Criminology. 2011. Vol. 7, N1. P. 2756.

21. Ttofi M. M., Farrington D.P., Losel F., Crago R.V., Theodorakis N. School bullying and drug use later in life: A meta-analytic investigation // Sch.Psy-chol. Q. 2016. Vol. 31. P. 8-27.

SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF CYBERBULLYING IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT

Ispulova S.N., Abrarova Z.F., Bolshakova N.L., Verecheva O.N., Sadovina D.E.

Nosov Magnitogorsk State Technical University; Ufa University of Science and Technology; Kostroma State University

This article is devoted to the study of bullying in the Internet space among teenagers on the basis of the Municipal institution "Center for Children without parental care "Rodnik" of Magnitogorsk. The authors present the analysis of the research results devoted to the study of existing features of cyberbullying, its types and technologies, as well as the dangers and threats of this phenomenon. The developed programs of socio-pedagogical prevention of cyberbullying by both domestic and foreign scientists are analyzed. Based on the findings a program of socio-pedagogical prevention of cyberbullying in adolescence was developed which aims to obtain information about the phenomenon of cyberbullying, as well as to counteract this behavior online and to correct behavior in participants. The developed program is under implementation.

Keywords: bullying, cyberbullying, socio-pedagogical prevention, internet, teenagers.

References

1. Andreeva A.O. Manipulation on the Internet // Information security and prevention of cyber extremism among youth: a collection of scientific articles / ed. G.N. Chusavitina, E.V. Cherno-va, O.L. Kolobova. - Magnitogorsk: Publishing House "MGTU", 2015. - S. 21-31.

2. Baranov A.A., Rozhina S.V. Cyberbullying - a new form of threat to the security of a teenager's personality // Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. - 2015. - No. 11. - P. 62-66.

3. Berkovets L. Aggression. Causes, consequences, control. -St. Petersburg: Prime - EUROZNAK, 2001. - 512 p.

4. Bochaver A.A., Khlomov K.D. Cyberbullying: bullying in the space of modern technologies // Psychology. Journal of Higher School of Economics. - 2014. - No. 3. - P. 177-191.

5. Profit and loss: the number of crimes using IT fell for the first time in 5 years number - URL: https://iz.ru/1371417/roza-al-makunova/byl-i-ubyl-chislo-prestuplenii-s-ispolzovaniem-it-upalo-vpervye-za-5-let (date of access: 05.05.2023)

6. Voiskunsky A.E. Psychology and the Internet. - M.: Acropolis, 2010. - 440 p.

7. Glazman O.L. Psychological characteristics of bullying participants // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen. - 2009. - No. 105. - P. 159-165.

8. Dementy L.I. Cyberbullying in adolescence: prevalence and degree of stressfulness // Psychological, physical, informational violence and ways to overcome it in modern society: a collection of scientific articles. - Omsk: Publishing House of the Omsk State University. F.M. Dostoevsky (Omsk), 2015. - S. 77-82.

9. Ekimova V.I., Zalaldinova A.M. Victims and offenders in a situation of bullying: who are they? // Modern foreign psychology. -2015. - No. 4. - S. 5-10.

10. Klyuchko E.I. The impact of the Internet on suicidal behavior of youth // Society. Wednesday. Development. - 2014. - No. 1. -S. 69-72.

11. Kon I. What is bullying and how to deal with it? [Electronic resource] // Family and school. - URL: http://sexology.narod.ru/ info178.html (accessed 05/03/2023).

12. Korshunov S.V. Cyberbullying and a single virtual passport as a solution to this problem // Scientific readings dedicated to the 280th anniversary of the city of Orsk: a collection of scientific articles / ed. ed. V.A. Tavashev. - Orsk: Publishing House of the Orsk Humanitarian-Technological Institute, 2015. - P. 58-63.

13. Petrosyants V.R. The problem of bullying in the modern educational environment // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2011. - No. 6. - P. 151-154.

14. Soldatova G., Rasskazova E. The role of parents in improving the child's safety on the Internet: classification and comparative analysis // Questions of Psychology. 2013. No. 2. P. 3-14.

15. Safronova M.V., Moiseeva N.M. Problems of bullying prevention in the school environment. Uchenye zapiski St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. - 2015. - No. 2 (24). - S. 114-121.

16. Cherkasenko O.S. Cyberbullying: the problem of studying the phenomenon // New science: current state and ways of development. - 2016. - No. 8. - P. 92-95.

17. Axford N. et al. Involving parents in school-based programs to prevent and reduce bullying: what effect does it have? // Journal of Children's Services. 2015. Vol. 10, N.P. 242-251.

18. Farrington D. P., Ttofi M.M. Bullying as a predictor of offending, violence and later life outcomes // Criminal Behavior and Mental Health. 2011 Vol. 21. P. 90-98.

19. Olweus D. The Olweus Bullying Prevention Program: Design and implementation issues and a new national initiative in Norway // Bullying in schools: How successful can interventions be. 2004. P. 13-36.

20. Ttofi M. M., Farrington D.P. Effectiveness of school-based programs to reduce bullying: A systematic and meta-analytic review // Journal of Experimental Criminology. 2011 Vol. 7, No. 1. P. 27-56.

21. Ttofi M. M., Farrington D.P., Lösel F., Crago R.V., Theodorakis N. School bullying and drug use later in life: A meta-analytic investigation // Sch.Psychol. Q. 2016. Vol. 31. P. 8-27.

C3

o

CO "O

1=1 A

—I

o

C3 t; o m o

OT

3

u o

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.