Научная статья на тему 'Влияния институциональной среды на процессы трансферта технологий'

Влияния институциональной среды на процессы трансферта технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севликянц С.

В представленной статье, делается попытка рассказать, что институциональная среда имеет важное значение в любом государстве. Она задает рамки деятельности хозяйствующего субъекта, является одним из важнейших условий успешного межнационального обмена технологиями, определяет совместимость технологической, экономической и культурной инфраструктуры стран, поставляющих и принимающих технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INNOVATION ENVIRONMENT TO THE PROCESSES OF TECHNOLOGIES TRANSFER’S

In the present paper, an attempt is made to tell that the institutional environment is essential in any state. It specifies the scope of activities of economic entity, is one of the most important conditions of successful international exchange of technologies, determines the compatibility of technological, economic and cultural infrastructure of the countries of origin and destination technology.

Текст научной работы на тему «Влияния институциональной среды на процессы трансферта технологий»

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Севликянц С.

Институт Экономики АН РУз. к.э.н. доцент

ВЛИЯНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕССЫ ТРАНСФЕРТА ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях перехода к постиндустриальному обществу, при усилении нарастающего процесса глобализации, инновационная сфера становится определяющим источником устойчивых темпов социально-ориентированного экономического роста. Необходимость инновационного развития - один из наиболее популярных тезисов сегодня в Узбекистане.

В последние годы Правительство Узбекистана уделяет большое внимание ускорению инновационной деятельности в качестве главного двигателя устойчивого развития. В частности, некоторые из наиболее значимых мер включают в себя следующее: преобразование Государственного комитета по науке и технологиям, институциональное укрепление центров по трансферту технологий, а также организацию Ярмарки инновационных идей и проектов, которая ежегодно проводится в Ташкенте с 2008 года. В реальном секторе экономики, широкомасштабная программа модернизации предусмотрена среднесрочной правительственной инвестиционной программой на сумму свыше $20 млрд.

Также, предусмотрены мероприятия по укреплению потенциала ведомств, ответственных за трансферт технологий, в первую очередь Агентства по трансферту технологий, а также центров по инновациям и трансферту технологий в регионах.

Так, Указом Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова от 13.04.2012 года, в Ташкентской области создана специальная индустриальная зона (СИЗ) «Ангрен» с целью формирования благоприятных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций для создания современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также эффективного использования производственного и ресурсного

потенциала Ташкентской области. Размер уставного фонда СИЗ

л

«Ангрен» определен в размере 1 млрд. сумов.1

Всеобщее понимание значимости ускоренной модернизации, как процессов изменений и обновления в технологическом и социально-экономическом развитии страны реализуется в государственной политике Республики Узбекистан, включающей в себя инвестиционную поддержку высокотехнологичных проектов в рамках следующих выбранных направлений:

• медицинское;

• энергетическое;

• информационные технологии и телекоммуникационные системы;

• создание финансовых и налоговых условий для эффективного развития бизнеса;

• защита государством частной собственности и сокращение влияния теневой экономики;

• рост производительности труда через формирование справедливой конкуренции;

• создание институтов развития и эффективное использование существующих условий хозяйствования без радикальных реформ.

Для достижения этой основной цели необходимо решить следующие задачи:

- увеличить вклад наукоемких и высокотехнологичных секторов в экономику страны и поэтапная переориентация экспортной политики с экспорта сырья на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью;

- создать инновационные институты;

- обеспечить более тесное сотрудничество науки и бизнеса, и повышение отдачи от инвестиций в НИОКР;

- обеспечить общий рост производительности факторов производства и увеличение инвестиций в человеческий капитал для формирования «экономики знаний».

Все это позволит создавать, и реализовывать наукоемкую продукцию как у себя в стране, так и на мировом уровне. Взять хотя бы, хорошо себя зарекомендовавшие следующие направления: автомобильное, медицинское, текстильное, ибо, экономическое развитие современного Узбекистана определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня.

Доля научно-технического прогресса в насыщении экономического роста в развитых странах составляет более 90%. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых

1 Экономическое обозрение, № 7, 2012 г.,стр.6.

технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать.

Для Узбекистана достижение инновационного и технологического развития является критически важным, так как только через этот путь возможно создание современной технологической базы, производство конкурентоспособной продукции, рациональное использование природных ресурсов, повышение эффективности сельского хозяйства, а также укрепление международной конкурентоспособности.

Поддержка национальной политики в области инноваций была определена как одно из ключевых направлений на период 2010-2015 гг.

Объективность и необходимость модернизации отечественной экономики обусловлены требованиями выживания в условиях все более возрастающего уровня конкуренции и технологического превосходства отдельных стран, выбравших инновационный путь развития. Именно модернизация экономики, основанная на формировании высокотехнологичных ресурсов в промышленности, реализации современных систем управления промышленностью и эффективном вовлечении в хозяйственный оборот инновационных разработок, позволяет обеспечить экономический рост в условиях инновационной экономики.

Прогноз на нынешний год показывает, что только внешний мировой рынок наукоемкой продукции составит около 4,5 трлн. долларов, из которых 1,7 триллиона придется на информационные технологии. Отсюда первоочередная задача выделения высоких технологий мирового уровня, способных быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Конкурентоспособность Узбекистана в мировой экономике во многом зависит от инновационной активности регионов. Модернизация региональных экономик остро необходима не только как ответ на глобальные вызовы, но и как средство решения внутренней проблемы разрыва в социально-экономическом развитии территорий, который ежегодно приводит к существенным потерям ВВП. И этому уделено пристальное внимание руководства страны. Так, в Самарканде открылся завод JV MAN Avto-Uzbekistan мощностью 5 тыс. грузовых машин в год. С вводом второй сборочной линии мощность предприятия вырастет до 10 тыс. автомобилей, а в долгосрочной перспективе планируется довести мощности по производству до 20 тыс. машин в год. Финансирование строительства первого этапа стоимостью $29,4 млн. было осуществленно за счет собственных средств учредителей СП - $27,3 млн. и иностранных инвестиций - $2,1 млн. Джизакский аккумуляторный завод запустил линию по производству кальциевых батарей мощностью 800 тыс. единиц в год, в Фергане введен в эксплуатацию завод по производству

автомобильных штампов мощностью 35 тыс. комплектов в год, стоимостью $47,8 млн1.

Общеизвестно, что степень экономического развития государства зависит от инвестиционной привлекательности и качественного вливания капитала в инновационную составляющую страны, как от иностранных, так и отечественных инвесторов. При этом следует учитывать необходимость использования институционального подхода при изучении процессов формирования нового типа экономики.

Важной проблемой институциональных реформ является пересмотр и перераспределение функций, прав и ответственности всех действующих субъектов управления - от центральных экономических ведомств, министерств, органов территориального руководства, до объединений, предприятий, организаций - таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие в соответствии с новым содержанием рыночных отношений

Модернизация предполагает многосторонние усилия. Задача государства - инициировать институциональные изменения в экономике, но спрос на модернизацию должен идти «снизу», от общества в лице бизнеса, науки, некоммерческого сектора, регионов.

Результаты институциональных преобразований в различных социально-экономических системах показывают, что в одних странах институциональные реформы приводят к улучшению благосостояния населения, а в других странах они не способствуют повышению доходов и рациональному использованию имеющихся ресурсов. Успех экономических реформ во многом определяется тем, насколько эффективны институциональные структуры и насколько гармонично сочетаются в процессе хозяйственной деятельности формальные и неформальные экономические институты.

В современных условиях важно переосмыслить роль государства в институциональных преобразованиях социально -экономической системы, как полноправного участника экономических отношений

В отличие от традиционных институциональных подходов, ограничивающих роль государства в создании механизма поощрения конкуренции и стимулирования прибыли, для современной экономической действительности является актуальным исследование роли государства, активно участвующего в институциональных преобразованиях и создающего новые, хотя и не всегда эффективные институциональные структуры. Анализ влияния государства в лице государственных организаций и структур управления на институциональные преобразования в социально-экономической системе Узбекистана, а также выявление возможностей их

1 Экономическое обозрение, №7, 2012 г. стр.12

совершенствования является одной из актуальных проблем рыночной экономики нашей страны. Отсюда комплексное исследование институциональных основ международного трансферта технологий становится принципиально важной как с чисто научной, так и с практической точки зрения.

С одной стороны, свободный рынок может создавать необходимые эффективные институты. С другой стороны, задача государства состоит в корректировке «провалов рынка» с целью достижения экономического роста, поэтому перед государством стоит задача опережающего строительства институтов. При этом государство не является идеальным экономическим институтом, и прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем рыночное решение проблем. В условиях развития НТП, государство создает те институты, которые могли бы создать свободный рынок, и формирует соответствующие соглашения и конвенции в обществе, чтобы создать институт модернизации промышленных предприятий как институт, который соответствует современной конкурентной институциональной среде.

Очень важны институты, обеспечивающие поддержку старта инновационных проектов. Сегодня, когда в Узбекистане в целом уже сложилась система таких институтов, необходимо обеспечить их взаимодействие, чтобы «инновационный лифт», где инновация проходит целую цепочку преобразований, начиная от идеи до конечного продукта и его вывода на рынок, и на каждом этапе разработчик (автор инновации) соприкасается с разными структурами, такими как: бизнес-ангелы, технопарки, фонды (посевные, венчурные), акселераторы, консультанты, маркетологи и т.д., этот «лифт» работал бы эффективно.

Стране нужны не только высокие технологии, но и промышленная модернизация регионов с активным участием в этом процессе малого и среднего бизнеса, которому отводится роль локомотива инновационного развития. Чтобы средний бизнес стал в действительности проводником инноваций, необходимо начать рассматривать его государственную поддержку в качестве приоритетного направления модернизации. Компании инновационного бизнеса сегодня нуждаются в создании и эффективной работе институтов развития, которые бы выполняли функцию «инновационного лифта».

Институциональная среда имеет важное значение в любом государстве. Она задает рамки деятельности хозяйствующего субъекта, является одним из важнейших условий успешного межнационального обмена технологиями, определяет совместимость технологической, экономической и культурной инфраструктуры стран, поставляющих и принимающих технологии.

Общеизвестно, что модернизация экономики невозможна без непосредственного участия промышленных предприятий и предполагает, прежде всего, их технологическое обновление, создающее условия для развития инновационной деятельности, ресурсосбережения и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Однако промышленные предприятия, планируя процесс модернизации, непосредственно сталкиваются с рядом теоретических, методологических и методических проблем.

Потребность промышленных предприятий в модернизации приводит к тому, что они создают спрос на институты модернизации, тем самым способствуя увеличению скорости институциональных преобразований и повышению их эффективности. При этом институты, уменьшая неопределенность взаимодействий между экономическими субъектами, координируют распределение ресурсов в процессах модернизации экономики, выполняя функцию, аналогичную ценовому регулированию в рыночной экономике, и обеспечивают конкурентоспособность институционального рынка.

Институциональная среда, ее «облик» и «направленность» тесно связаны с принятыми в стране государственными порядками, стратегическими целями развития социально-экономической сферы страны, приоритетами государственной экономической и социальной политики. Однако упомянутые «порядки» могут быть санкционированы обществом или же его частью, но не обязательно государством. Поэтому институциональная среда структурно состоит из совокупности формальных и неформальных институтов.

На основе вышесказанного можно сформулировать требования к идеальной институциональной среде.

- направленность на достижение желаемых результатов в соответствии с господствующей общественной идеологией, представленной неформальными (ценностными) институтами макро уровня;

- наличие плотности, обеспечивающей достаточную силу регулирующего воздействия на экономические отношения, при этом низкая плотность на верхних уровнях среды для обеспечения эффективной работы организаций должна быть компенсирована институтами микро уровня;

- информационная доступность для участников трансакций, обеспечивающаяся на всех институциональных уровнях;

- достаточная простота для понимания большинством членов общества, предусматривающая однозначность понимания правил и норм и служащая гарантией от размывания формальных институтов;

- адаптивность институциональных сред более низкого уровня к изменениям институциональных сред более высокого уровня.

Учет характеристик институциональной среды, в которой реализуется экономическая деятельность, имеет принципиальное

значение как для выработки стратегии развития современного общества, так и для формирования условий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии, в данном случае, речь идет о трансферте технологий.

Список литературы:

1. Василенко Н.В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни регулирования г. Санкт-Петербург, 2007г.

2. Черковец В.Н. - К вопросу об институциональной среде инновационного развития.

3. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Политические исследования. - 2003. - № 4.

4. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. - М.: Наука, 2004

5. Национальная инновационная система Узбекистана. Оценка потенциала и результативности. 2011. -Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.

6. Уткин А.И. Роль государства в создании чемпионов экономического развития / Материалы конференции четвертого международного Форума "Высокие технологии XXI века". - М.: ВК ЗАО "Экспоцентр", 2003.

7. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. Учебник / Под общ. редакцией проф. А.А. Аузана - М.ИНФРА,2005г.

8. Нуреев Р. Институционализм: прошлое, настоящие и будущее// Вопросы экономики.1999,№1.

9. «Экономическое обозрение» №7, 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.