_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Математическая основа построения таких уравнений была заложена в работах Цванцига [2] и Мори [3]. Развитая ими процедура позволяет построить для исследуемой временной корреляционной x(t) функции бесконечную цепочку зацепляющихся немарковских кинетических уравнений следующего вида
dxx с
— = -O2 fM (r)a(t - r)dr, (2)
dt 0
dM, _2'
1 = -fi? fM2 (т)М, (t - r)dr,... dt 0
Здесь Мг (т) - функции памяти i-го порядка, учитывающие немарковские временные эффекты, т.е.
предысторию развития системы.
В дальнейшем такой подход получил широкое распространение во многих областях физики. В частности, он позволил объяснить ряд особенностей протекания различных необратимых процессов: магнитной, диэлектрической, колебательной, структурной релаксации и др. (см., например, [4-8]).
В настоящее время немарковский подход все шире распространяется не только в физике, но и в ряде других областей человеческого знания таких, как химия, биология, медицина, геология и т.д. Это позволило авторам работы [9] назвать его «новой парадигмой естествознания». Список использованной литературы:
1. Марков А.А. Распространение законов больших чисел на величины, зависящие друг от друга // Известия физико-математического общества Казанского университета. - 1906. - Т.15, №4. - C.135-156.
2. Zwanzig R. Memory effects in irreversible thermodynamics // Physical Review. - 1961. - V.124, №5. - P.983-992.
3. Mori H. A continued fraction representation of the time-correlation function // Progress of Theoretical Physics. -1965. - V.34, №3. - P.765-776.
4. Шурыгин В.Ю., Юльметьев Р.М. Вычисление динамического структурного фактора жидкости методом сокращенного описания // Журнал экспериментальной и теоретической физики. - 1989. - Т. 96, № 3. - С. 938-947.
5. Шурыгин В.Ю., Юльметьев Р.М. Пространственная дисперсия структурной релаксации в простых жидкостях // Журнал экспериментальной и теоретической физики. - 1991. - Т. 99, № 1. - С.144-154.
6. Шурыгин В.Ю., Юльметьев Р.М. О спектре параметра немарковости релаксационных процессов в жидкостях // Журнал экспериментальной и теоретической физики. - 1992. - Т. 102, № 3. - С. 852-862.
7. Шурыгин В.Ю., Юльметьев Р.М. Пространственная дисперсия критерия немарковости релаксационных процессов в жидкостях // УФЖ. - 1991. - Т. 36, № 11. - С. 1688-1691.
8. Шурыгин В.Ю., Юльметьев Р.М. О возможности наблюдения магнитного рассеяния медленных нейтронов в парамагнитных жидкостях // УФЖ. - 1992. - Т. 37, № 7. - С. 1004-1006.
9. Азроянц Э.А., Харитонов А.С., Шелепин Л.А. Немарковские процессы как новая парадигма // Вопросы философии. - 1999. - № 7. - С.94-104.
© Васильев В.Е., 2016
УДК 53.01.
Ю.А.Ветчинкина
к.н.х.т., Студентка
Институт Искусств ФГБОУ ВПО «Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»
Г.Абакан, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ЧЕЛОВЕКА Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы влияния звуков на людей. А также содержатся примеры как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
положительного, так и отрицательного влияния звуков на человека. Дана характеристика звучания некоторых музыкальных инструментов.
Ключевые слова
Звук, колебания, звуковая волна, акустический резонанс, музыка, акустическая терапия, децибелы.
Человек все время живет в мире звуков. Звук это то, что воспринимает наше ухо. Мы слышим звучания музыкальных инструментов, голоса людей, щебетание птиц, шум леса, раскаты грома во время грозы. Услышав какой - то звук, мы сразу же стараемся установить, как он дошел до нас, и из какого источника. Эта тема мало изучена, и является актуальной на сегодняшний день.
И как же звук доходит до нас? Бесспорно, звук доноситься по воздуху, который распределяет ухо и источник звука. Но испускающиеся колебания - это волны. Значит, звук распространяется в виде волны в жидкой и твердой среде, и воспринимается человеческим ухом. Ощущение звука создается при определенных частотах колебаний в волне. Орган слуха человека принимает только такие волны, в которых колебания происходят с частотами от 20 до 20000 Герц.
Наиболее низший из слышимых человеком музыкальных звуков имеет частоту 16 колебаний в минуту, он извлекается музыкальным инструментом, таким, как - Орган. Однако используется не часто - весьма басовит. Зато 27 колебаний в секунду - звук вполне ясный для уха, хоть тоже редкий. Услышать его можно, нажав крайнюю левую клавишу рояля. 80 колебаний в секунду - обычная нижняя нота приличного мужского баса и многих инструментов. Удваиваем число колебаний (повысив звук на октаву), приходим к звуку, доступному виолончели и альту. Здесь отлично себя чувствуют мужские голоса: Баритоны, басы и тенора, а так же женские контральто.
А еще октава вверх и мы оказываемся в том участке диапазона, где работают почти все человеческие голоса и музыкальные инструменты. Недаром как раз в этом районе акустика закрепила всеобщий эталон высоты тона: 400 колебаний в секунду - нота «Ля» первой октавы. Вплоть до 1000 - 1200 колебаний в секунду звуковой диапазон полон музыкой. Эти звуки самые слышимые. Легко взбираются на них лишь скрипки, флейты, орган, рояль, арфа. И полновластными хозяйками выступают женские голоса - звонкие сопрано. Еще несколько редких, нехоженых ступенек (доступных разве что мастерам художественного свиста) - и музыкальный диапазон кончается. Звуки выше 2500 - 3000 колебаний в секунду в качестве самостоятельных музыкальных тонов не используются. Они слишком резки и пронзительны.
Звуки даже одного тона могут быть разной громкости. Эта характеристика звука связана с энергией колебаний в источнике и в волне. Энергия колебаний определяется амплитудой колебаний. Выходит что громкость, зависит от амплитуды колебаний. Единица громкости называется децибелом (Дц). Звуковые колебания, переносимые звуковой волной, могут служить вынуждающей, периодически изменяющейся силой для колебательных систем и вызывать в этих системах явление резонанса, то есть заставить их звучать. Такой резонанс называют акустическим резонансом. Без резонаторов в музыкальных инструментах тоже нельзя обойтись. Ими служат деки, это часть музыкального инструмента на которую натянуты струны. Без них, от одних струн, звуки были бы почти не слышны. Сколько нужно сил потратить, чтобы превратить колебания воздуха в волшебный звук! Кстати, полость рта человека тоже резонатор для голосовых связок.
Это все о музыкальных звуках, а есть просто звуки. Например, звук шороха листьев оценивается в 10 децибел, шепота - 20 децибел, уличного шума - 70 децибел. Шум громкостью 130 децибел ощущается кожей и вызывает ощущение боли. Городской шум (больше 80 децибел) может причинить непоправимый вред здоровью человека 150 децибел - смертельная доза для человека. Значит, звук может убивать! Сотрясение звуковой среды с силой в 180 децибел вызывает усталость металла, а звук 190 децибел вырывает из конструкций стальные заклепки. Есть исследования, доказывающие, что постоянный городской шум является причиной возникновения сердечно - сосудистых заболеваний и уступает только курению. Как же сделать так, чтобы звуки не вредили, а помогали человеку?
Существует очень интересная методика исцеления звуком. Акустическая терапия - уникальный способ музыкальной гармонизации состояния здоровья человека. Это такой «музыкальный» метод избавления от многих недугов, разработанный российскими медиками в тесном содружестве с известными музыкантами
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
страны. Ранее было доказано, что большинство классических музыкальных произведений построены таким образом, что оказывают положительное влияние на интеллект, психику и даже работу внутренних органов. Это можно научно проанализировать с позиций вибрационных, волновых, звуковых и ритмических характеристик той или иной музыки.
Как же осуществляется воздействие на отдельные системы и клетки? В чем суть этого метода: звуковые сигналы, в полном соответствии с физическими законами, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, оказывают определенное воздействие на человека. Немаловажно и то, кто, где, когда и как воспринимает музыкальное произведение. Правильно подобранная музыка несет положительную энергию. Издана серия лазерных дисков с записями классических музыкальных произведений, прошедших в лабораториях ученых соответствующее энергетическое и биолокационное тестирование. Подобраны программы с записями и рекомендациями по их прослушиванию, которые сегодня может приобрести каждый желающий, не только поправить свое здоровье, но и получить эстетическое наслаждение от музыки, исполняемой лучшими музыкантами.
Таким образом, разные люди реагируют на музыкальные звуки по - разному. Музыка не только способна во многих случаях быть сильным конкурентом лекарственным препаратам, порой ее исцеляющее воздействие более эффективно. И что особенно приятно - для лечения музыкой совершенно не важно, обладаете ли вы музыкальным слухом, любите ли вы музыку или равнодушны к ней. Воздействие происходит независимо от ваших вкусов и пристрастий. Поэтому, несмотря на то, что звук это физическое явление, он оказывает определенное влияние на человека. Звуки могут и лечить человека и калечить, поэтому относиться к ним нужно всегда внимательно! Список использованной литературы:
1. Исакович М. А.Общая акустика. - М.: Наука, 1973. - 495 с.
2. Клюкин И. И. Удивительный мир звука. Л.: Судостроение, 1978. - 166 с.
3. Суренович Г. С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1985. -145с.
4. Ческин М.С. Внимание: Шум!/М.С.Ческин.- Ленинград: Лениздат, 1978. - 191 с.
© Ветчинкина Ю.А., 2016
УДК 62-752.2
Д.С. Дудаков
магистрант, 2 курс Филиал НИУ «МЭИ» г. Волжский, Российская Федерация В.Г. Кульков
д. ф.-м. н. профессор каф. «Общая физика» Филиал НИУ «МЭИ» г. Волжский, Российская Федерация А.А. Сыщиков ассистент каф. «Общая физика» Филиал НИУ «МЭИ» в г. Волжском г. Волжский, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА ШУМА И ВИБРАЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ Аннотация
Рассматривается применение композиционных материалов для снижения воздействия вибраций и