Научная статья на тему 'Влияние железнодорожного транспорта на загрязнение и состояние почв'

Влияние железнодорожного транспорта на загрязнение и состояние почв Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
2649
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ / ПОЛЛЮТАНТЫ / ЭРОЗИЯ ПОЧВ / ТЕХНОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Казанцев Иван Викторович

В статье рассматривается комплексное влияние железнодорожного транспорта на состояние почв, в том числе на загрязнение почв тяжелыми металлами и развитие эрозии. Описываются пути и способы поступления поллютантов в почву, влияние придорожных лесных полос на характер распространения загрязнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние железнодорожного транспорта на загрязнение и состояние почв»

3. М.Е. Архипов, Л.В. Куротченко, А.С. Новиков, Т.Н. Субботина, А.А. Хадарцев, А.А. Яшин. Воздействие право- и левовращающихся электромагнитных полей на биообъекты. Теория, эксперимент/Под ред. А.А. Яшина. - Москва-Тула-Тверь: OOO «Издательство «Триада», 2007 - 200с.

4. Патент на изобретение РФ № 2565822 (зарегистрировано 23.09.2015г, приоритет изобретения 10.06.2014г) «Способ предпосевной стимуляции семян и устройство для его осуществления».

5. ГОСТ 12038-84 Семена сельскохозяйственных культур. Методы определения всхожести.

6. Панкратова А.Б. Семена. Выбор, подготовка к посеву, семеноводство / Воронеж, ООО «Социум», 2012 -50с.

© Даниловских М.Г., Винник Л.И., 2016

УДК 504.054

Казанцев Иван Викторович

канд. биол. наук, доцент СГСПУ, г. Самара, РФ E-mail: kazantsev.ivan@pgsga.ru

ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ПОЧВ

Аннотация

В статье рассматривается комплексное влияние железнодорожного транспорта на состояние почв, в том числе на загрязнение почв тяжелыми металлами и развитие эрозии. Описываются пути и способы поступления поллютантов в почву, влияние придорожных лесных полос на характер распространения загрязнителей.

Ключевые слова

Тяжелые металлы, поллютанты, эрозия почв, техногенное загрязнение.

Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами, а особенно почв является в настоящее время одной из главных экологических проблем современности. Особую роль оказывает транспортный комплекс поставляя в окружающую среду достаточно большое количество разнообразных поллютантов, где наряду с автомобильным транспортом ведущую роль играет и железнодорожный.

Современный транспортный комплекс является потребителем почти всех химических веществ. При изготовлении транспортных средств, их использовании и эксплуатации в окружающую среду поступает огромное количество разнообразных загрязняющих веществ. Так железнодорожным транспортом перевозят все добываемые полезные ископаемые, продукты их переработки, а также синтезируемые химические вещества. Особую негативную роль оказывает поступление поллютантов при его техническом обслуживании и текущем ремонте, эксплуатации. Необходимо отметить что поступление вредных веществ в окружающую среду также осуществляется при различных утечках и не соблюдении правил техники безопасности при транспортировке различных грузов [1].

Увеличение количества транспортных путей на единицу площади, а также грузопотоков по ним способствует не только загрязнению окружающей среды, в том числе и тяжелыми металлами, но и эрозии почвы, вторичному засолению, уменьшению ее плодородия. Как правило почвы вдоль железных дорог отличны от естественных по водно-физическим свойствам и химическому составу. Они переуплотнены, почвенные горизонты перемешаны с бытовыми отходами, веществами и материалами перевозимыми по ним [1]. Из-за уборки снега зимой на транспортных магистралях происходит очищение почвы от снежного покрова, что влияет на выхолаживание и глубокое промерзание почвенных горизонтов, а это оказывается

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

губительным фактором на придорожные фитоценозы. Из-за низкого экологического воспитания наблюдается скопления вдоль обочин железных дорог свалок бытового мусора.

Из всех видов транспорта железнодорожный транспорт наряду автомобильным оказывают самое негативное воздействие на окружающую среду. При истирании ходовых частей, утечке и рассыпании грузов в почвы обочин поступают такие тяжелые металлы, как железо, хром, марганец, кобальт, свинец и другие. Зона их распространения часто определяется рельефом и метеорологическими условиями. Их концентрация зачастую имеет форму овалов, ориентированных длинной осью в определенных направлениях. Такая конфигурация обусловлена рельефообразующими факторами и отражает господствующее направление ветров.

Необходимо учитывать, что очень часто вблизи дорог располагаются сельскохозяйственные угодья, дачи, жилые строения, что влечет за собой вовлечение тяжелых металлов в пищевые цепи и непосредственно оказывает влияние на здоровье людей, вызывая разнообразные заболевания, вплоть до онкологических [2]. Также постоянно происходит постоянное вымывание загрязнителей в открытые водоемы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком в хозяйственных нуждах, а также являться местами водопоя животных и произрастания редких и лекарственных растений.

Для снижения проникновения поллютантов в сторону от дороги используют придорожные защитные лесные насаждения [2, 3, 4]. Как правило, внутри него содержание загрязнителей резко возрастает и снижается по мере передвижения по насаждению в направлении от дороги в сторону поля. Зона опасных уровней загрязнения чаще всего обрывается довольно резко уже в путевой опушечной части насаждения. Уровень содержания токсикантов здесь может снижаться в десятки раз уже на расстоянии 5-7 м.

Проведенные нами исследования в период с 2004 по 2015 гг. показывают, что в пределах Самарской области железнодорожный транспорт является поставщиком в почвы в наиболее высоких концентрациях железа, марганца и меди. Характер распространения тяжелых металлов указывает на ведущую роль данного вида транспорта в техногенном загрязнении окружающей среды наряду с автомобильным. Помимо тяжелых металлов в почвах отводов дорог наблюдается наличие нефтепродуктов и других химических веществ. Несомненно качественная и количественная оценка пространственного распределения поллютантов в почвах прижелезнодорожной полосы является важным аспектом и представляет интерес для проведения дальнейшего мониторинга и эколого-геохимических исследований.

Также железнодорожный транспорт оказывает негативное воздействие на развитие процессов эрозии [5]. Например, при неправильном возведении и эксплуатации водоотводящих систем с полотна железной дороги наблюдается развитие и рост овражно-балочных систем. Также при строительстве дорог изменяется рельеф местности, что влияет на изменение целого комплекса физико-географических факторов, таких как микро и мезо климат, ландшафт, орография.

Для положительной динамики развития транспортного комплекса и уменьшения экономических затрат на его эксплуатацию, человеку необходимо осознать свое отрицательное воздействие на окружающую среду и принять меры по снижению этого воздействия. Особенно охрана почв от загрязнений является важной задачей человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.

Список использованной литературы:

1. Казанцев И.В. Железнодорожный транспорт как источник загрязнения почв тяжелыми металлами // Самарский научный вестник. 2015. № 2 (11). С. 94-96.

2. Казанцев И.В. Железнодорожный транспорт как источник загрязнения агроландшафтов тяжелыми металлами // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 41-43.

3. Канищев А.Н. Снижение негативного воздействия автомобильного транспорта за счет оптимального расположения лесных полос // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. 2014. № 2 (34). С. 71-76.

4. Медведева М.В., Титова Т.С., Федорец Н.Г., Пеккоев А.Н. Экологическая оценка влияния железнодорожного транспорта на свойства почв и прирост соснового древостоя // Экология и промышленность России. 2016. № 1. С. 48-53.

5. Никитин Н.А. Влияние железнодорожного транспорта на развитие процессов водной эрозии почв полосы отвода железных дорог в лесостепной зоне Низкого Заволжья Самарской области // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2011. Т. 20. № 3. С. 50-63.

6. Тихонова Л.В., Тельминова О.В., Ларионова А.П. Накопление некоторых тяжелых металлов в почвах и растениях вблизи железной дороги // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2006. №8. С. 106-108.

© Казанцев И.В., 2016

УДК 57.044

Казанцев Иван Викторович

канд. биол. наук, доцент СГСПУ, г. Самара, РФ E-mail: kazantsev.ivan@pgsga.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье описывается экологическое состояние рек Самарской области. Рассматривается превышение предельно-допустимой концентрации вредных веществ в водах средних и малых рек региона. Исследуется наличие отдельных загрязняющих веществ по рекам области и их влияние на живые организмы.

Ключевые слова

Предельно-допустимая концентрация, тяжелые металлы, загрязняющие вещества, реки Самарской области.

Территория Самарской области располагается в бассейне реки Волги - северной частью в среднем, а большей частью в нижнем ее течении. Речная сеть Самарской области характеризуется большим разнообразием. Всего на территории области насчитывается 220 рек и временных водотоков длиной более 10 км общей протяженностью 6300 км [2]. Наиболее крупные реки региона берут начало за пределами Самарской области (Бугульминско-Белебеевская и Приволжская возвышенности, Общий сырт).

Химический состав воды рек в естественных условиях формируется от соприкосновения воды с почвами и породами их подстилающими, поэтому и зависит от их состава. Карстовые воронки в бассейне реки Сок являются основной причиной высокой минерализации и преобладания ионов в анионном составе воды реки Сок. Доломиты и доломитизированные известняки в бассейнах рек Самары и Большой Кинель и их правобережных притоков способствуют преобладанию ионов SO4 среди катионов. Известняки и мергели насыщают грунтовые воды этих рек сульфатными ионами. В бассейнах рек Чапаевки и Чагры распространены засоленные сыртовые глины, в отдельных местах залегают известняки и доломиты с прослоями глин и мергелей, что способствует повышенной минерализации этих рек. Минерализация воды в среднем по территории колеблется от 130 мг/л в половодье до 600 мг/л в межень. Максимальная минерализация отмечается в реке Большой Кинель - 1300 мг/л в межень и в реке Сургут из-за впадения в нее большого количества сероводородных источников. Однако в целом для большинства рек региона характерен сульфатно-магниевый состав речной воды повышенной минерализации. Исследование русловых вод в период половодья и период, переходный от половодья к летней межени, показали, что в химическом отношении эти воды вполне пригодны для целей водоснабжения.

В настоящее время для оценки качества воды в реках используют сравнительный анализ содержания вредного вещества с его ПДК, а также класс качества воды, который изменяется от 1 до 6-го класса (от «очень чистых» до «очень грязных» вод). Для анализа загрязнения рек Самарской области мы использовали как собственные данные (было отобрано 27 проб воды), так и данные ФГБУ «Приволжское УГМС» [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.