Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГИ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ В РАЙОНЕ ВОЛГОГРАДА '

ВЛИЯНИЕ ЗАРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГИ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ В РАЙОНЕ ВОЛГОГРАДА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГИ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ В РАЙОНЕ ВОЛГОГРАДА »

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 614.777:627.4(282.247.41)

ВЛИЯНИЕ ЗАРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГИ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ В РАЙОНЕ ВОЛГОГРАДА

В. Л. Матасов, В. Я. Антышева, Э. П. Доскина Волгоградский институт инженеров городского хозяйства

В настоящем сообщении приводятся данные многолетних наблюдений за качеством волжской воды до и после зарегулирования Волги осенью 1958 г. Пробы воды отбирались в 100—150 м от берега с глубины 3—5 м. Места отбора проб были выбраны с таким расчетом, чтобы по возможности исключить влияние на качество воды сбросов стоков и проследить изменение ее качественных показателей в верхнем бьефе плотины и на некотором расстоянии от нее по течению реки в нижнем бьефе.

Точка отбора проб № 1 находилась в 20 км от центра Волгограда, в непосредственной близости от плотины в ее верхнем бьефе. Точки отбора проб № 2, 3 и 4 были расположены в нижнем бьефе, в 10, 15 и 25 км от плотины

Результаты анализов приведены на рис. 1 и 2. Из них следует, что с перекрытием реки плотиной и образованием водохранилища прозрачность речной воды резко увеличилась. Если до 1958 г. она достигала примерно 30 см, то уже в 1-й год после перекрытия отмечалось ее повышение: прозрачность воды в верхнем бьефе и непосредственной близости от плотины в нижнем бьефе составила 50 см. Однако в 15 км от плотины она вновь изменилась до 30 см.

Образование водохранилища изменило и цветность воды. Это изменение, однако, происходило несколько лет. После перекрытия реки (1959) наблюдалось некоторое кратковременное повышение цветности до 34—35°. К концу 1959 г. и в последующие годы она непрерывно снижалась (в верхнем бьефе до 25°, в нижнем до 23°). Некоторое повышение цветности в первое время после создания водохранилища объяснялось, видимо, накоплением растворенных гуминовых веществ, образовавшихся в связи с переработкой растительного покрова затопленной территории.

Снижение цветности и повышение прозрачности после перекрытия реки сказалось на окисляемости речной воды. Если с 1952 по 1958 г. она колебалась в пределах 13— 19 мг/л 02, то с 1959 г. уменьшилась во всех томках отбора проб до 6—7 мг/л.

Щелочность воды снизилась до 1,9 мг/экв/л, тогда как за несколько лет до перекрытия (в 1952 г.) самая низкая величина этого показателя достигала 2,1 мг/экв/л. Снижение бактериального загрязнения воды зарегистрировано только в верхнем бьефе плотины. До перекрытия реки на этом участке загрязнение воды систематически нарастало. Так, с 1951 по 1957 г. количество колоний в 1 мл изменялось с 200 до 700. После перекрытия (1964) бактериальное загрязнение в верхнем бьефе снизилось до 35 колоний в 1 мл воды.

Отмечены также изменения в содержании кишечной микрофлоры. Коли-индекс в верхнем бьефе снизился с 2056 кишечных палочек (1954) до 75 (1962). В нижнем бьефе установлено снижение коли-индекса только в 1-й год после перекрытия, а затем оно систематически росло.

Бактериологические показатели качества воды в нижнем бьефе плотины ухудшились из-за увеличения сброса неочищенных фекальных стоков, что не связано с образованием водохранилища.

В начале апреля 1965 г. впервые после перекрытия наблюдалось увеличение содержания аммиака в пробах воды, взятых из верхнего бьефа. С 5/1У 1965 г. на очистных сооружениях городского водопровода, забирающих воду из верхнего бьефа, было установлено значительное снижение расхода хлора на окислительные процессы

1 Вряд ли можно считать эти точки отбора проб свободными от влияния многочисленных стоков Волгограда. — Ред.

7*

99

'9.U /SSS /9S6 '9S? !9S8 /959 /960 /96/ '96? /963 '%< SofM» (S c-odux i

Рис. 1. График изменения качества воды Волги по годам.

А — цветность (в градусах); £ — прозрачность по шрифту (в см): В — окнсляемость (в мг/л Oj); 1—3 — места отбора проб.

, \J

^ \

— \ 4

' л I

\ \ \

V \

/

/

/

ГV/

V _______

\ ч

\

У4

•1

I I_I_I_1111 I —I-

1954 /955 /956 /957 /958 /959 /960 /96/ /96/ /963 /964 Время ¡6 годах)

Рис. 2. График бактериальных загрязнений Волги. А — количество бактерий в 1 мл воды; Б — коли-индекс; /—I— места отбора

проб.

при предварительном хлорировании. Обычно при концентрации хлора в смесителях очистных сооружений, равной 3—3,5 мг/л, остаточная концентрация его в воде после насосной станции второго подъема равнялась 1—1,2 мг/л. С 5/У в воде насосной станции второго подъема концентрация остаточного хлора повысилась до 2—2,5 мг/л.

Отмечалось развитие споровых бактерий в воде. Оно продолжалось в верхнем бьефе в течение 2, а в нижнем в течение 1 месяца. Исчезновение споровых бактерий в воде верхнего и нижнего бьефа объяснялось пропуском в мае паводковых вод. Пропуск паводка сменил верхние слои воды в водохранилище. Однако наличие споровых в воде Ахтубы, вода которой имеет весьма незначительную скорость течения, наблюдалось все лето вплоть до конца сентября.

Улучшение качества воды после зарегулирования Волги в районе Волгограда позволило упростить технологию очистки воды на городских очистных сооружениях. Для коагуляции ее потребовалось не 100 дней, как прежде, а 10—20. Расход коагулянта городскими очистными сооружениями уменьшился и составил 30 вместо 100 мг/л.

Поступила 23/ХП 1965 г.

УДК 613.626.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОДОПРОВОДНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Канд. мед. наук В. В. Цапко, Г. И. Панасенко, Г. П. Чернина,

Р. К. Вырвич

Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, Киев

Стремясь определить влияние капроновой сетки, капронового шнура, гравийно-бакелитовых фильтров, чугунных труб с внутренним битумным покрытием, нитро-глифталевого красителя, лака-55 и облицовочного материала с содержанием хлорного железа на качество питьевой воды, мы применяли в основном методику исследования новых материалов, разработанную кафедрой коммунальной гигиены I Московского медицинского института, с некоторыми дополнениями при изучении каждого материала в отдельности. Опыты проводили как при длительном, так и при кратковременном контакте новых материалов с водой. В первом случае помещали образец материала в сосуды с дехлорированной питьевой водой на 30 суток. Количество его по отношению к количеству воды заведомо брали в несколько раз больше, чем в натурных условиях. Иными словами, поверхность контакта материала с питьевой водой была в 3—5 раз больше, чем в натурных условиях. Ежедневно отбирали пробы для анализов воды, длительно контактирующей с изучаемым материалом. При кратковременном контакте материал помещали в проточную воду, которую также ежедневно исследовали, как и в первом случае, с учетом ее основных органолептических и бактериологических показателей, а при необходимости и специфических показателей. Контролем служила дехлорированная питьевая вода, помещенная в стеклянные сосуды, которую подвергали анализам одновременно с водой, находившейся в контакте с испытуемыми образцами материала. Каждый образец материала или изделия перед исследованием подвергали тщательной механической очистке и обеззараживанию раствором хлорной извести.

Как известно, капроновая сетка предназначена для оборудования фильтров артезианских скважин. Исследуя воду, находившуюся в длительном контакте (15 суток) с капроновой сеткой, мы отмечали в ней специфический запах интенсивностью до 3 баллов, а также присутствие капролактама, количество которого увеличилось с 1,5 мг/л в первые дни опыта до 45—50 мг/л на 14-й день. Другие органо-лептические и химические показатели воды ничем не отличались от контроля.

В проточной воде обнаруживали капролактам в незначительном количестве (1 мг/л в 1-й день опыта), ее органолептические показатели соответствовали контролю. Было установлено, что после каждого кратковременного контакта с последующей про-точностью содержание капролактама в воде уменьшалось; на 15-е сутки после очередного контакта с капроновой сеткой его уже не оказывалось в воде.

Капроновый шнур рекомендован в водопроводном строительстве для обмотки перфорированных частей фильтров артезианских скважин.

В условиях длительного контакта капронового шнура с водой на 5-е сутки в ней отмечался сцецифический запах до 3 баллов; на 20-е сутки он снизился до 2 баллов. Окисляемость увеличилась в 2 раза по сравнению с контролем. Обнаружено 15—20 мг капролактама на 1 л воды. После промывки капронового шнура в проточной воде и 6-часового кипячения с последующей промывкой в воде, соприкасавшейся с обрабо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.