Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В H. Соловьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative study of the physical development in schoolchildren (girls and boys of 2—10 forms), those who went in for sports and those who did not, was made. Both at the beginning of the school year, and at the end of it, physical development indices and their enhancement were found to be statistically higher in the children who had regular sports lessons in special sports sections. Besides, specific age-sex characteristics of physical and functional parameters were determined.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

кратной экспозиции белые крысы не погибали при концентрации актеллика 150 мг/м3.

Вероятностный порог острого действия для белых крыс по изменению активности ХЭ крови равен 38±6,9 мг/м3. ^ В хроническом опыте длительностью 4 мес на кроликах и белых крысах нспытывалнсь концентрации актеллика 10,1 ±1,2 и 2,9±0,59 мг/м3. Через 2 нед после воздействия препарата в концентрации 10,1 мг/м3 имело место понижение активности ХЭ крови у кроликов на 49% и у крыс на 38% по сравнению с контролем. При патоморфологическом исследовании в печени отмечена небольшая или умеренная дискомплектация клеток и появление лим-фоидно-клеточных и гистиоцитарных инфильтратов. В легких — пернваскулярная лнмфоидно-клеточная и гистиоцидная инфильтрация, изредка наблюдалась десквамация эпителия в просвет бронхов. В почках отмечена нерезко выраженная зернистая дистрофия извитых канальцев. Имела место венозная гиперемия внутренних органов.

При воздействии актеллика в концентрации ^2,9 мг/м3 активность ХЭ крови не изменялась, морфологические сдвиги отсутствовали. Таким образом, концентрация 10,1 мг/м3 близка к порогу вредного действия в хроническом опыте.

Linac 38 мг/м3

0тношение Limcbr = Ю мг/м* = 3'8 свидетельствует о малой выраженности кумулятивных свойств актеллика при ингаляционном поступлении в организм.

Проведенные исследования позволяют рекомендовать ПДК актеллика в воздухе рабочей зоны 2 мг/м3 (гидроаэрозоль и пары, 3-й класс опасности).

Выводы. 1. Актеллнк относится к малотоксичным фосфорорганическим пестицидам. Его кумулятивные свойства мало выражены как при пе-роральном, так и при ингаляционном поступлении % организм. Чувствительными показателями воздействия актеллика при его повторном поступлении в организм наряду с понижением активности хо-линэстеразы является индукция ферментов моно-оксигеназной системы микросом печени. Препарат оказывает слабое влияние на нервно-мышечную передачу у крыс и скорость распространения возбуждения по периферическому нерву. Сенсибили-

зирующие свойства актеллика выражены слабо.

2. При ежедневном пероралыюм введении актеллика белым крысам порог его вредного действия в хроническом опыте установлен на уровне 3,3 мг/кг. В дозе 1 мг/кг актеллик вызывает изменения адаптивного характера. При ингаляционном поступлении в организм порог хронического действия препарата находится на уровне 10 мг/м3. По санитар-но-токсикологическому критерию рекомендуемая ПДК актеллика в воде 0,01 мг/л, а в воздухе рабочей зоны — 2 м^м3 (пары и гндроаэрозоль, 3-й класс опасности).

Литература. Алексеева О. Г., Петкевич А. И., Черноусова Л. Д. — В кн.: Клиническая патология химической этиологии. Киев, 1972, с. Ill—114. Ковтун С. Д., Кокшарева //. В. — Физиол. журнал, 1980,

т. 26, № 4, с. 541—546. Кокшарева Н. В. — В кн.: Фармакология и токсикология.

Киев, 1975, вып. 10, с. 129—132. Мельников Н. Н., Новожилов К. В., Пылова Т. Н. Химические средства зашиты растении (Справочник). М., 1980.

Buening М. К., Franklin М. R. — Drug Metab. Dispos,

1976, v. 4, p. 244. Charba R. S., Gram T. £., Fouls J. R. — Toxicol, appl.

Pharmacol., 1972, v. 22, p. 50. Cinti D. L., Moldeas P., Shenkman J. B. — Biochem.

Pharmacol., 1972, v. 21, p. 3249. Gourlay G. K., Stock В. H. — Ibid., 1978, v. 27, p. 965. Hestrin S. — J. biol. Chem., 1949, v. 180, p. 249. Lowry О. H., Rosebrough N. J., Farr A. L. et al. — Ibid.,

1951, v. 193, p. 265. Omura Т., Sato R. — Ibid., 1964, v. 239, p. 2370. Reitman S., Frenket S. — Am. J. clin. Path., 1957, v. 28. p. 56.

Smith R. V., Erhardt P. W., Leslie S. W. — Res. Commun.

Chem. Path. Pharmacol., 1975, v. 12, p. 181. Williams С. H., Kamin H. — J. biol. Chem., 1962, v. 237, p. 587.

Поступила OS.01.82

Summary. The effect of 0,0-dimethyl-0-(2-diethylami-no-6-methyl-pyrimidine) thiophosphate — actellic in its gastric and inhalationa! administration was studied experimentally. Actellic was found to be of low toxicity in a single exposure, manifesting slight cumulation properties. Its mechanism of action was to inhibit the cholin-esterase activity and to induce liver microsomes of the mono-oxidase system. The chemical effect on the neuromuscular transmission was not pronounced; the pesticide exhibited a low sensibilizing effect. Thresholds of action were established in a chronic experiment. The MAC in the work zone, air and water bodies has been established.

УДК 613.71/.72-003.5-07:672.51

В. Н. Соловьев

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

Удмуртский университет им. 50-летия СССР, Ижевск; Ижевский медицинский

институт

» '

Нами изучено влияние регулярных занятий шеских спортивных школах (ДЮСШ) города на спортом в секциях гимнастики, плавания, легкой физическое развитие, умственную работоспособ-атлетики, футбола и баскетбола при детских и юно- ность и успеваемость учащихся разного возраста

2*

— 35 —

(класса) и пола. Приводятся данные по физическому развитию.

Исследовали 1416 учащихся 2—10-го класса средних общеобразовательных школ Ижевска: 707 девочек (344 занимались и 363 не занимались спортом) и 709 мальчиков (349 занимались и 360 не занимались спортом). Все они были здоровы, не имели отклонений в физическом развитии и по разрешению врача 2 раза в неделю посещали обычные уроки физической культуры (контрольная группа) или специальные спортивные секции (основная группа). Тренировки в секциях по общефизической и специальной подготовке в среднем (5— 7-й класс) и старшем (8—10-й класс) школьном возрасте проводились 5 раз в неделю (за исключением четверга и воскресенья) по 2 ч в день в период с 15 до 20 ч, а учащиеся младшего возраста (2— 4-й класс) — 4 раза в неделю по 1—ч. Продолжительность занятий в секциях у учащихся старшего и среднего возраста не менее 5—6 лет, а у школьников младшего возраста — не менее 2 лет.

У всех учащихся производились следующие измерения и расчеты: 1) взвешивание массы тела (в килограммах) на медицинских весах Фербенкса; 2) измерение длины тела (в сантиметрах) антропометром Мартина; 3) расчет массо-ростового индекса Кетле — отношение массы тела в граммах к т длине тела в сантиметрах; 4) измерение окружности грудной клетки—ОГК (в сантиметрах) в покое, при максимальном вдохе и выдохе и высчитывание величины экскурсии грудной клетки; 5) определение жизненной емкости легких — ЖЕЛ (в миллилитрах) спирометром Гутчинсона; 6) расчет жизненного индекса — отношения ЖЕЛ в миллиметрах к массе тела в килограммах; 7) расчет индекса Кверга — определение должной величины ЖЕЛ по отношению к длине тела школьников; измерение силы сжатия кистей рук — ССК (в килограммах) ручным динамометром для соответствующей возрастной группы. Все измерения и вычисления производились в начале и конце учебного года и обрабатывались статистически на ЭВМ

9

Таблица 1

Среднестатистические показатели физического развития в начале учебного года у учащихся различных возрастных групп, не занимающихся (в числителе) и занимающихся (в знаменателе) спортом (М—т)

Школьный возраст

Показатель физического развития младший средний старший

- - Д м д и

Число учащихся 115 111 118 116 130 133

108 105 115 117 122 127

Масса тела, кг 28,3— 1,00 29,6—0,82 40,0— 1,35 37,6=1,09 52,6=1,14 53,6=1,56

30,6—0,89 32,3—0,79 44,6— 1,41 42,3= 1.04 56,0= 1,37 58,3=1,12

Р <0,001 <0,02 <0,02 <0,001 <0,02 <0,02

Рост, см 132,0—0,92 133,6—0,92 148,3— 1,07 148.0=1.19 159,6=1,24 164,3=1,68

136,3—0,98 136,0=1,14 154,0=!= 1,14 154,0=1,20 163,3=1,31 172,0=1.83

р <0,01 <0,05 <0,001 <0,001 <0,05 <0,001

ОГК, см: в покое 62,0—0,84 64,0—0,76 68,0—0,90 69,3=0,95 76,0=0,93 * 78,0=0,95

65,0=0,85 67,3—0,73 71,3=:= 1,05 72,6=0,94 79,3=1,10 81,3=1,01

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0.001

на вдохе 66,3—0,89 68,3—0.82 72,3=1,11 73,6= 1,11 80,6=1,16 82,0=1,16

72,0—0,93 74,3—0,76 80,6=1,29 81,3=1,24 88,0=1,30 90,6=1,34

Я <0,001 <0,001 <0,001 <0,02 <0,01 <0,01

па выдохе 61,0—0,82 63,0—0,72 67,0=0,87 68,3=0,90 75,0=0,88 77,0=0,90

64,0—0,82 66,3—0,71 70,0=0,99 71,6=0,89 87,0=1,04 80.0=0,92

Р <0,001 <0,001 <0.02 <0,01 <0,02 <0,01

ЖЕЛ, мл 1608,0—44,55 1846,0—46,62 2282,6=57,21 2473,0= 58,84 2759,6=70,40 3494,3=86.12

2148,0—57,13 2176,6—49,27 2800,3= 64.96 3017,6=68,99 3494,3=82,67 4109,0=82,27

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

ССК. кг: правой руки 12,6—0,44 16,5=0,64 20,0=0,82 25,0=0,76 26,1=0,74 36,2=1,40

15,4—0,31 19,6—0,59 24,2=0,72 28,7=0,89 32,6=0,98 45,0=1,31

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

левой руки 10,9—0,40 13,3—0,59 18,3—0,73 22,5-^0,69 23.5=0.66 33,3=1.28

14,7—0,38 17,2—0,44 22,4=0,65 26,3=0,76 29,8=0,87 41,6=1,14 ч

р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Примечание. Здесь и в табл. 2—4: д — девочки, м — мальчики.

Таблица 2

Среднестатистические показатели физического развития в конце учебного года у учащихся различных возрастных групп, не занимающихся (в числителе) и занимающихся (в знаменателе) спортом (М—т)

Школьный возраст

Показатели физического развития младший средний старший

Д и Д « Д -

Число учащихся 115 111 118 116 130 133

108 105 115 117 122 127

Масса тела, кг 29,6=1,12 30,6=0,89 41,0=1,44 39,3=1,22 54,0=1,24 55,0=1.66

34,0=1,12 35,6=0,96 48,0=1,47 47,6=1,31 59,0= 1,54 61.3=1,34

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,01 <0.05

Рост, см 133,6=1,04 140,6=1.25 135,6=1,05 140,6=1,16 150,3=1,20 158,6=1,28 150,0=1,27 160,6= 1,38 161,6=1,30 167,0=1,38 166,3=1,74 176,0=1,93

р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,01 <0,001

ОГК, см: в покое 63,0=0,91 65,0=0,83 69,0=0,96 70,3=0,99 77,0=0,99 79,3=1,11

67,0=0,94 69,6=0,82 74,3=1,14 75,6=1,03 82,3=1,22 84.6=1,16

Р <0,001 <0,001 <0.01 <0,01 <0,01 <0,01

на вдохе 67,3=0,98 69,0=0,94 73,6=1,18 74,6=1,16 81,0=1,23 84,0=1,19

75,3=1,08 76.6=0,97 84,0=1,36 85,0= 1,29 89,6=1,41 95,0= 1.43

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

на выдохе 62,0=0,88 66.0=0,88 64,0=0,79 68,0=0,80 67,6=0,92 72,6= 1,07 69,3=0,96 73,6=0,98 76,0=0,94 80,0=1,16 78,3= 1,03 82,6= 1,07

Р <0,001 <0,001 <0,01 <0,001 <0,01 <0,02

ЖЕЛ, мл 1704,3= 54,18 2395,6=66,35 1933,3=49,82 2518,0=60,81 2354,6= 60,72 3107,3=73,05 2587,0= 66,03 3484,0=77,13 2831,6= 78,51 3790,6= 89,09 3587.0= 93,83 4507,6= 88,48

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

ССК, кг: правой руки 13,7=0,52 17,3=0,66 - 21,1 = 0,92 21,6=0,89 27,1=0,82 38,0=1,52

21.0=0,57 22,7=0,64 28,8=0,91 33,0=1,06 37,2=1,18 50,7=1,61

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

левой руки 12.3=0,48 15,2=0,61 19,8=0,83 24,0=0,81 24,4=0,73 34,7=1,38

19.1=0,52 21,3=0,60 26,8=0,82 31,3=0,96 35,0=1,03 47,3=1,44

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

«НАИРИ-К». По этим данным вычислялась величина годового прироста показателей физического * развития.

Исследования показали, что как в начале, так и в конце учебного года во всех классах все показатели физического развития у девочек и мальчиков, занимающихся спортом, достоверно выше, чем у незанимающихся их сверстников. При этом разница больше выражена в 5—10-м классе, чем во 2—4-м классе. Это можно объяснить тем, что спортивный стаж учащихся более старших классов больше, чем младших.

Все это хорошо видно в табл. 1 и 2, в которых приведены средние данные тех же учащихся, но по трем школьным возрастам: младший — 2, 3 и 4-й классы, средний — 5, 6 и 7-й классы и старший — 8, 9 и 10-й классы

Материалы табл. 1 показывают: 1. Во всех трех

1 Принято, что в 1-м классе учатся школьники 7—8 лет, во 2-м — 8—9 лет, в 3-м — 9—10 лет, в 4-м — 10—11 лет, в 5-м — 11 — 12 лет, в 6-м — 12—13 лет, в 7-м — 13—14 лет, в 8-м — 14—15 лет, в 9-м — 15— 16 лет, в 10-м — 16—17 лет.

возрастных группах как у девочек, так и у мальчиков показатели физического развития достоверно выше у учащихся, занимающихся спортом. 2. Однако разница в показателях физического развития у незанимающихся и занимающихся спортом неодинакова у учащихся разного пола и возраста. Так, по разнице в массе тела, т. е. эффекту занятий спортом, как у девочек, так и у мальчиков возрастные группы в убывающем порядке расположились так: средний школьный возраст > старший школьный возраст > младший; в длине тела: у девочек — средний >младший > старший, а у мальчиков — старший >средний >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> младший; в ОГК в покое: у девочек — средний = старший > младший, а у мальчиков — одинаково; в ОГК на максимальном вдохе: у девочек— средний > старший > младший, а у мальчиков — старший >средний >младший; в ОГК на максимальном выдохе: у девочек — одинаково, а у мальчиков: младший = средний >

> старший; в ЖЕЛ: у девочек — старший >

> младший >средний, а у мальчиков — старший >средний > младший; в ССК рук: у девочек

Среднестатистическая величина годового прироста показателей физического развития учащихся различных возрастных групп, не занимающихся (в числителе) и занимающихся (в знаменателе) спортом (М—т)

Школьный возраст

Показатель физического развития младший средний стар1инй

Д „ Д и Д м

Число учащихся 115 111 118 116 130 133

108 105 115 117 112 127

Масса тела, кг 1,3—0,12 3,4 — 0,24 1,0—0,07 3,3—0,17 1,0—0,09 3,4—0.06 1,7—0.09 5,3—0,27 1,4—0,10 3,0—0.17 1,4:2:0,10 3,0—0,22

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Рост, см 1,6—0,12 2,0—0,13 2,0—0,13 2,0—0,08 2,0—0,06 2,0—0,07

4,3—0,27 4.6—0,28 4,6—0,14 6,6—0,20 3,7—0,07 4,0— 0,10

р <0,001 <0,001 ■ <0.001 <0,001 <0,001 <0,001

ОГК, см: в покос 1,0—0,07 1,0—0,07 1,0—0,06 1,0—0,06 1,0=!=0.06 1,3— 0,16

2,0—0,09 2,3—0,11 3,0—0,09 3,0—0,09 3,0—0,12 3,3—0,15

р <0,001 <0.001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

на вдохе 1,0—0,09 0,7—0,12 1,3—0.07 1,0—0,05 0,4—0,07 2,0—0,03

3,3—0,15 2,3—0,21 3,4—0,07 3,7—0,05 1,6:2=0,11 3,4—0,10

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0.001 <0,001 <0,001

на выдохе 1,0:2=0,06 1,0—0.06 0,6±0,05 1,0—0,06 1.0=^0.06 1,3:2=0.13

2,0—0,06 1,7—0,09 2,6—0,08 2,0—0,09 2,0—0,12 2,6—0,14

<0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0.001

ЖЕЛ, мл 96,3—9,63 87,3—3,20 72,0—3,51 114,0—7,19 72.0—7,11 92,7—7,71

247,6—9,22 341,4— 115,4 307,0— 1.07 466,4—8,14 296,3—6,42 398,6—6,21

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0.001 <0,001

ССК. кг: правой руки 1,1^0,08 0,8—0,02 1,1—0,10 1,1—0,13 1,0—0,08 1,8—0,12

5,6—0,16 3,1—0,05 4,6—0,19 4,3—0,17 4,6—0,20 5,7—0,30

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0.001 <0,001

левой руки 1,4—0,08 1,9±0,02 1,5^0.10 1,5—0,12 0,9—0,07 1.4—0.10

4,4—0,14 4,1—0,39 4,4—0,17 5,0—0,20 5,2=2=0,16 5,7—0,15

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

и мальчиков — старший > средний > младший. Таким образом, по большинству показателей как у девочек, так и у мальчиков наибольший эффект от занятий спортом наблюдается у учащихся старшего и среднего школьного возраста.

Как видно из табл. 2, и в конце учебного года у тех же учащихся все показатели физического развития достоверно выше у регулярно занимающихся спортом. В принципе результаты такие же, как и в начале учебного года, но абсолютные величины стали несколько выше. Распределение возрастных групп по эффективности спортивных занятий было следующим. По разнице в массе тела: у девочек и мальчиков — средний школьный возраст >старший школьный возраст > младший школьный возраст; в длине тела: у девочек — средний > младший > старший, а у мальчиков — средний >старший >младший; в ОГК в покое: у девочек — старший > средний > младший, а у мальчиков— старший = средний >младший; в ОГК на максимальном вдохе: у девочек — средний > младший > старший, а у мальчиков — средний > >старший >младший; в ОГК на максимальном выдохе: у девочек — средний > старший = млад-

ший, а у мальчиков — средний > старший > >младший; в ЖЕЛ: у девочек и мальчиков — старший > средний > младший; в ССК рук: у л девочек и мальчиков — старший > средний > >младший. Следовательно, и-здесь наибольший эффект от занятий спортом наблюдается у учащихся старшего и среднего школьного возраста.

Представляло также интерес выяснить, какие изменения в показателях физического развития учащихся произошли в течение одного учебного года у не занимающихся и занимающихся спортом. В связи с этим мы по данным табл. 1 и 2 приводим средние величины годового прироста показателей физического развития у этих двух групп учащихся (табл. 3). Из этой таблицы следует, что во всех возрастных группах и по всем показателям физического развития величина годового прироста как у девочек, так и у мальчиков, занимающихся спортом, высокодостоверно больше, чем у незани-мающихся. Однако отмечаются и некоторые половые и возрастные особенности в годовом при- «» росте изучаемых показателей. Так, прирост массы тела независимо от занятий спортом значительно больше у мальчиков среднего возраста, а в других

возрастных группах он одинаков. Прирост длины тела больше у мальчиков всех возрастных групп, занимающихся спортом, по сравнению с девочками соответствующего возраста. Среди не занимающихся спортом этот прирост больше только у мальчиков младшей группы. Увеличение ОГК во всех Hi трех состояниях, несколько колеблясь в младшей и средней возрастных группах в пользу мальчиков или девочек, в старшей группе независимо от занятий спортом больше у мальчиков. То же можно сказать и о приросте ССК рук. Если в младшей возрастной группе прирост силы больше у девочек, то в старшей группе у всех мальчиков годовой прирост стал больше, чем у девочек. Как правило, прирост ЖЕЛ независимо от занятий спортом больше у мальчиков. Таким образом, если в средней и особенно в младшей возрастной группе величина годового прироста по некоторым показателям больше у девочек, то в старшей группе по всем показателям, за исключением массы тела, он больше у мальчиков.

На основании данных о физическом развитии 4t учащихся в начале и конце учебного года мы вычисляли также массово-ростовой индекс Кетле, жизненный индекс и индекс Кверга (табл. 4).

Известно, что по индексу Кетле можно судить об излишке или недостатке массы тела. Принято считать, что в младшем школьном возрасте у девочек и мальчиков этот показатель сравнительно одинаков и колеблется в пределах 180—260 г/см, в среднем возрасте — 220—360 г/см (у девочек он несколько выше, чем у мальчиков) и старшем — 325—400 г/см (у мальчиков выше, чем у девочек). Как видно из табл. 4, во-первых, независимо от возраста и пола у всех учащихся, занимающихся спортом, индекс Кетле выше, чем у незанимающих-ся, во-вторых, в конце учебного года он стал выше, чем в начале года, и это повышение больше выражено у учащихся-спортсменов, д Жизненный индекс показывает, какой объем воздуха в миллилитрах из ЖЕЛ приходится на каждый килограмм массы тела. Следовательно, чем больше этот индекс, тем лучше, тем выше уровень физического развития. Из табл. 4 видно, что жизненный индекс у всех учащихся, занимающихся спортом, независимо от возраста и пола как в начале, так и в конце учебного года значительно выше, чем у незаннмающихся спортом. И здесь прирост индекса за учебный год выше у занимающихся спортом. Так, например, у мальчиков младшей возрастной группы, не занимающихся спортом, прирост составил только 0,8 мл/кг, а у их сверстников-спортсменов — 2,7 мл/кг.

Индекс Кверга показывает, какой должна быть ЖЕЛ у школьников определенного роста. Сравнение должной ЖЕЛ по Квергу у исследуемых нами учащихся (см. табл. 4) с фактической в начале ^ (см. табл. 1) и в конце (см. табл. 2) учебного года показывает, что если у всех учащихся, не занимающихся спортом, фактическая ЖЕЛ ниже индекса Кверга, т. е. ниже должных величин, то у

Таблица 4

Массо-ростовой индекс Кетле (в г/см), жизненный индекс (в мл/кг) и индекс Кверга (в л) у учащихся в начале (в числителе) и конце (в знаменателе) учебного года

Школьный возраст

Учащиеся младший средний старший

Д | ■ А | м Д | «

Индекс Кетле

Не занимающиеся спортом

Занимающиеся спортом

214 220 270 254 330 326

221 226 273 262 334 331

225 237 289 274 343 338

242 253 303 296 353 348

Жизненный индекс

Не занимающиеся спортом

Занимающиеся спортом

Не занимающиеся спортом

Занимающиеся спортом

56,8 62,4 57,0 65,8 52,5

57,6 63,2 57,4 65,8 52,4

70,2 67,4 62,8 71,3 62,4

70,5 70,7 64,7 73,2 64,2

Индекс Кверга

1,80 2,17 2,40 2,80 2.85

1,87 2,26 2,47 2,89 2,92

1.95 2.26 2,62 3,08 2,96

2,14 2,49 2,81 3,39 3,11

65.2 65,2 70,5 73,5

3,53 3.75 4.35 4,75

большинства учащихся-спортсменов ЖЕЛ выше этого индекса, а у меньшинства приближается к нему. Например, у девочек средней возрастной группы, не занимающихся спортом, должная ЖЕЛ в конце учебного года равняется 2,470 л, а фактическая — 2,354 л (см. табл. 2). У их сверстниц, занимающихся спортом, эти показатели составляют соответственно 2,810 и 3,107 л.

Более высокий уровень физического развития у учащихся, занимающихся спортом в секциях ДЮСШ, по сравнению со сверстниками, посещающими только 2 раза в неделю учебные уроки по физической культуре, является результатом правильной постановки работы секций (например, рациональное сочетание общефизической и специальной подготовки) и врачебного контроля. Фактор отбора не является здесь решающим, так как в секции школьники идут добровольно, с малых лет, с целью улучшения своего здоровья.

На основании наших рекомендаций в нескольких общеобразовательных школах города уже работают спецклассы со спортивным уклоном по гимнастике, плаванию, легкой атлетике и футболу.

Выводы. 1. Уровень физического развития у учащихся 2—10-го класса общеобразовательных школ, регулярно занимающихся спортом в секциях ДЮСШ, значительно выше, чем у учащихся тех же классов и школ, но посещающих только учебные уроки по физической культуре. У учащихся-спортсменов статистически достоверно выше как тотальные размеры тела (масса, рост, ОГК), так и функциональные показатели (ЖЕЛ, ССК рук).

2. Занятия спортом в секциях даже в течение одного учебного года достоверно больше повышают уровень физического развития, чем обычные уроки физической культуры 2 раза в неделю.

3. Систематические занятия спортом способствуют повышению темпа физического развития учащихся от 2-го к 10-му классу.

4. При правильном сочетании общефизической и специальной подготовки, а также врачебном контроле специализированные спортивные секции при ДЮСШ и общеобразовательных школах явля-

ются одной из лучших форм физического воспитания учащихся.

Поступила ID.01.83

Snmmary. A comparative study of the physical development in schoolchildren (girls and boys of 2—10 forms), those who went in for sports and those who did not, was made. Both at the beginning of the school year, and at the Л end of it, physical development indices and their enhancement were found to be statistically higher in the children who had regular sports lessons in special sports sections. Besides, specific age-sex characteristics of physical and functional parameters were determined.

УДК 613.648-07:616.2

Е. В. Девятайкин, Ю. В. Абрамов

К ВОПРОСУ КОНТРОЛЯ ИНГАЛЯЦИОННОГО ПОСТУПЛЕНИЯ ДОЛГОЖИВУЩИХ а-ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

Вопрос контроля ингаляционного поступления долгоживущих а-излучателей в респираторный тракт человека до настоящего времени не решен оптимально из-за многочисленных сложностей методического и технического порядка. В работах В. И. Бадьнна и соавт. и Г. М. Пархоменко и соавт. одним из путей оперативного контроля ингаляционных поступлений назван метод носовых проб. Авторы сообщают, что коэффициент снятия а-активности тампоном из фильтрующего полотна из переднего отдела носовой полости человека в случае грубодисперсной пыли равен 63 ±13%, а средняя величина задержки активности в носовой полости за 1 ч работы равна 11,5±5,596 ее суммарного количества, находящегося во вдыхаемом воздухе. Из этих данных следует, что отношение поступления к активности мазка из преддверия носа после 1 ч работы равно 13,8±7,2, а для рабочего дня (6 ч), учитывая эффективный период полувыведения пыли из носовой полости, равный 5—8 ч, авторы дают простую формулу для определения величины поступления:

П = 20,5ам, (1)

где П — поступление за рабочий день (в расп/мин), ам — активность мазка из преддверия носа (в расп/ мин). Авторами подчеркивается, что соотношение (1) справедливо для аэрозолей, характеризующихся среднегеометрическим аэродинамическим диаметром 3,2—6,8 мкм и стандартным геометрическим отклонением 2,0—2,7.

Исходя из этих данных, можно прийти к выводу, что если в реальных условиях исключить (например, путем специального инструктирования работающих) дыхание ртом, занос посторонней активности в преддверие носа путем контакта, а также принудительное выведение активности оттуда, то метод носовых проб может обеспечить погрешность измерения поступления немногим более ±50%;

это было бы достаточным для целей оперативного контроля.

Представляло интерес в фиксированных лабораторных условиях проверить возможности метода носовых проб для указанных целей и одновременно получить информацию по некоторым параметрам осаждения аэрозольных частиц в дыхательном тракте человека.

Эксперименты проводились на достаточно моно-днсперсных парафиновых аэрозолях, меченных про-тактинием-233 [период полураспада 27 дней, энергии v-излучения 300,2 кэВ (6,3%), 311,9 кэВ (34%) и 340 кэВ (3,9%)]. Массовый аэродинамический диаметр лежал в диапазоне 3—4 мкм. Стандартное отклонение не превосходило ±50%. Данные о технике генерации аэрозолей, устройстве аэрозольной камеры и организации контроля за экспериментами представлены в работе Ю. В. Абрамова и соавт.

Ингаляция аэрозольных частиц участками экспериментов проходила в процессе естественного дыхания без физической нагрузки в течение 10— 15 мин. В каждом эксперименте измерялись объем вдыхаемого воздуха и концентрация протактиния-233 в нем, активность, задержанная дыхательным трактом индивидуума, и активность мазков из преддверия носа, взятых после процесса ингаляции. Величина активности протактнния-233, содержащейся в легких участников эксперимента (долго-задерживаемая фракция), определялась по линии v-излучения 311,9 кэВ с помощью прямого метода счетчика излучения человека (Morrow и соавт.).

Первое измерение содержания активности в легких на счетчике излучения человека проводилось спустя приблизительно 1 ч после окончания инга- 0 ляцни, взятия мазков и тщательного прополаскивания горла и переднего отдела носовой полости чистой водой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.