Проблемы двигательной активности и спорта
УДК 796.4+613.99:796.4
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АЭРОБИКИ НА КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА СТУДЕНТОК
ОМ. Буйкова* В.Г. Тристан
*Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск;
Сибирский государственный университет физической культуры
и спорта, г. Омск
Представлены данные о влиянии степ-аэробики, фанк/хип-хоп-аэробики и чередования разных видов аэробики на компонентный состав тела девушек 17-20 лет. Установлено, что занятия степ-аэробикой вызывает значительное снижение величины жирового компонента массы тела и увеличение мышечного компонента массы тела. Обсуждается их динамика при смене вида аэробики.
Ключевые слова: степ-аэробика, жировой компонент, масса тела, мышечный компонент.
Введение. Несмотря на значительное количество исследований, остается недостаточно изученным влияние занятий различными видами аэробики на морфофункциональные характеристики человека, а также значение длительности этих занятий.
Целью данного исследования явилось изучение компонентного состава тела девушек 17-20 лет, занимающихся различными видами аэробики.
Методы и организация исследования. В течение двух лет у 123 студенток Иркутского государственного медицинского университета в возрасте 17-20 лет в содержание подготовительной и аэробного блока основной части занятия физической культурой включались различные виды аэробики: в первой экспериментальной группе (ЭГЬ п = 29) применялась методика степ-тренировки, во второй (ЭГ2, п = 30) - фанк/хип-хоп аэробики, в третьей (ЭГ3, п = 29) использовались разные виды аэробики (классическая, степ-аэробика, танцевальная и т.д.). Контрольная группа (КГ, п = 35) занималась по общепринятой программе физической культуры для вузов.
Для изучения динамики показателей при смене вида аэробики в начале второго года исследования группа ЭГ1 была разделена на две подгруппы. Первая подгруппа продолжила заниматься степ-аэробикой (ЭГ1Л, п = 14). Вторая подгруппа (ЭГ1.2, п = 14) первую половину учебного года (4 месяца) занималась по методике фанк/хип-хоп-аэробики, вторую - степ-аэробикой. Группу ЭГ2 также разделили на две подгруппы: первая подгруппа продолжила заниматься фанк/хип-хоп аэробикой (ЭГ2.ь п = 14), вторая (ЭГ2.2, п = 15) в первую половину учебного года занималась степ-аэробикой, а во вторую - вернулась к программе фанк/хип-хоп. Студентки группы ЭГ3 (п = 29) и КГ
(п = 35) занимались по выбранной программе. Занятия во всех группах проводились 2 раза в неделю по 60 минут в течение двух лет.
Обследование студенток проводилось в начале и в конце первого учебного года, а также в начале, середине и в конце второго учебного года. Антропометрические измерения проводились в соответствии с рекомендациями Э.Г. Мартиросова (1982), Б.А. Никитюка и А.А. Гладышевой (1989) с вычислением абсолютных и относительных величин жирового и мышечного компонентов массы тела по формулам Г Matiegka. Статистическая обработка данных производилась на 1ВМ с помощью пакетов программ БТАТКШСА V 6 и ВЮ8ТАТ.
Результаты и их обсуждение. В начале эксперимента абсолютные и относительные величины жирового компонента массы тела всех групп не имели статистически значимых различий. Однако относительная величина мышечного компонента у девушек группы ЭГ 1 была меньше, чем у девушек других групп (табл. 1).
При повторном обследовании в конце первого учебного года оказалось, что величина жирового компонента массы тела во всех экспериментальных группах уменьшилась, но динамика показателей внутри каждой группы была различной. Абсолютная величина жирового компонента в группе ЭГ1 снизилась на 15,5%, а относительная - на 18,3 %, в группе ЭГ2 - на 8,6 и 5,4 % соответственно, а в группе ЭГ3 - на 13,2 и 12,4 % (Р < 0,01).
Величина мышечного компонента массы тела у девушек групп ЭГ 1 увеличилась, а в группах ЭГ2 и ЭГ3, наоборот, снизилась. При этом наиболее выраженными оказались прирост абсолютной величины мышечного компонента в группе ЭГ5 на 7,9 % и снижение данного показателя в группе ЭГ2 -на 6,2 % (Р < 0,01).
Вестник ЮУрГУ, № 19, 2010
Таблица 1
Компонентный состав массы тела девушек в течение первого года занятий, М ± т
Показатель, ед, изм. Группа
эг, ЭГ2 ЗГз КГ
Начало первого учебного года (первое обследование)
Абсолютный жировой компонент, кг 13,0 ±0,46 13,3 ±0,51 13,0 ±0,59 12,95 ±0,37
Относительный жировой компонент, % 24,49 ± 0,65 24,5 ± 0,76 23,52 ± 0,65 24,02 ± 0,52
Абсолютный мышечный компонент, кг 29,13 ±0,58 31,19 ±0,52 31,51 ±0,69 30,97 ± 0,72
Относительный мышечный компонент, % 54,98 ± 0,54 (Рэггэг2< 0,05) 57,68 ±0,51 57,68 ± 0,56 (Рэгрэгз < 0,05) 57,42 ± 0,73 (Рэггкг < 0,05)
Конец первого учебного года (второе обследование)
Абсолютный жировой компонент, кг 10,99 ±0,44 (Рэгркг < 0,05) 12,15 ±0,44 11,28 ±0,49 (Рэгз-кг < 0,05) 13,53 ±0,39
Относительный жировой компонент, % 20,01 ± 0,65 (Рэггэг2< 0,05) 23,18 ±0,72 (Рэг2-эгз < 0,05) 20,59 ± 0,56 (Рэгз-кг < 0,05) 24,19 ±0,48 (Рэггкг < 0,05)
Абсолютный мышечный компонент, кг 31,42 ±0,63 29,25 ± 0,44 30,32 ± 0,63 30,96 ± 0,72
Относительный мышечный компонент, % 57,32 ± 0,57 55,96 ±0,41 55,99 ± 0,56 55,36 ±0,62
Таблица 2
Динамика величин компонентного состава массы тела студенток в течение двух лет, М
Показатель, ед. изм. Группа
ЭГ ї ї ЭГ,.2 ЭГ2Л эг2.2 ЭГ3 КГ
Абсолютный жировой компонент, кг -2,95* -3,05* -1,68* -1,8* -2,43* 0,43
Относительный жировой компонент, % -6,47* -6,45* -2,05* -2,66* -4,02* 0,02
Абсолютный мышечный компонент, кг 3,69* 2,83* -2,22* -1,94* -1,33* -0,09
Относительный мышечный компонент, % 4,12* 2,78* -1,75 -1,97* -1,44* -2,0*
Проблемы двигательной активности и спорта
Буйкова О.М., Тристан В.Г.
Влияние занятий различными видами аэробики на компонентный состав тела студенток
В контрольной группе в течение первого года занятий статистически значимых изменений компонентного состава тела не выявлено.
Данные второго обследования показали, что абсолютные величины жирового компонента во всех экспериментальных группах не имели статистически значимых различий, а относительная величина жирового компонента группы ЭГ2 оказалась больше, чем в группах ЭГ} и ЭГ3. Абсолютные и относительные показатели жировой массы тела групп ЭГ1 и ЭГ3 стали значительно ниже данных контрольной группы. Различия, имевшиеся между группами в начале эксперимента, по показателям мышечного компонента массы тела в конце первого учебного года были статистически незначимыми.
Таким образом, после первого года занятий у девушек, занимавшихся степ-аэробикой (ЭГ1), выявлено увеличение мышечного компонента при более значительном (чем в других группах) уменьшении жирового компонента. У студенток, занимавшихся фанк/хип-хоп (ЭГ2) и разными видами аэробики (ЭГ3), произошло снижение величин компонентного состава тела. Наименее выраженные изменения данных показателей наблюдались в контрольной группе.
В начале второго года эксперимента по величинам жирового и мышечного компонентов массы тела все группы не имели статистически значимых различий, так как после перерыва в занятиях (3 летних месяца между первым и вторым учебным годом) во всех экспериментальных группах произошла прибавка или имелась тенденция к увеличению жирового компонента массы тела. Одновременно с этим во всех группах (кроме группы степ-аэробики) наметилась тенденция к снижению величины мышечного компонента массы тела.
В течение второго года занятий в экспериментальных группах произошло снижение как абсолютной, так и относительной величин жирового компонента массы тела, однако динамика в каждой группе была различной. Так, если в группах ЭГ11, ЭГ2 2 и ЭГ3 основное снижение абсолютного жирового компонента отмечено уже к четвёртому обследованию (на 10,6, 7,7 и 5,5 % соответственно, Р < 0,05), то в группах ЭГи ЭГ2Л он к середине года уменьшился незначительно, а вот в конце -снизился на 12,3 и 9,0 % соответственно (Р < 0,05). Динамика относительного жирового компонента в группах имела те же тенденции, что и абсолютного.
Величины мышечного компонента массы тела у девушек групп ЭГ 11, ЭГ] 2, ЭГ2Л, ЭГ2 2 при занятиях степ-тренировкой несколько увеличивались, а при занятиях фанк/хип-хоп-аэробикой уменьшались. В контрольной группе как жировой, так и мышечные компоненты массы тела практически не изменились.
Сравнительный анализ данных в течение второго года занятий показал, что абсолютные и относительные величины жирового компонента массы тела у девушек групп ЭГы, ЭГ12 и ЭГ3 уже к
четвёртому обследованию были значительно ниже, чем у девушек контрольной группы. В то же время относительные величины жирового компонента этих групп уступали показателям группы ЭГ2Л, девушки которой продолжили занятия фанк/хип-хоп-аэробикой. Следует отметить, что после того как студентки группы ЭГ2 2 вновь в течение четырёх месяцев занимались фанк/хип-хоп-аэробикой (с середины второго учебного года) их величина относительного жирового компонента также оказалась больше, чем в группе ЭГ1.1. В конце эксперимента абсолютная величина мышечного компонента массы тела у девушек группы ЭГ 1.2 была на 14,8 % (Р < 0,05) больше, чем у девушек группы ЭГ2Л.
При сравнении показателей компонентного состава массы тела девушек групп ЭГи, ЭГ1,2, ЭГ2Л, ЭГ2 2, ЭГ3 и КГ до и после эксперимента оказалось, что динамика данных показателей в каждой группе имела свои особенности (табл. 2).
Так, например, в группах ЭГи и ЭГ] 2 интенсивность снижения жировой массы тела была значительно выше, чем в группах ЭГ2Л и ЭГ2 2. В то же время включение в тренировочную программу группы ЭГ2.2 занятий степ-аэробикой повлияло на более выраженное снижение относительной величины жирового компонента массы тела (на 11,1 %, Р < 0,05), по сравнению с группой ЭГ2Л, где этот показатель уменьшился на 8,0 % (Р < 0,05). Величины мышечного компонента массы тела в группах ЭГ]Л и ЭГ! 2 повысились, а в остальных группах, в основном, снизились. Таким образом, применение различных видов аэробики оказало дифференцированное воздействие на компонентный состав массы тела студенток.
Заключение. Применение степ-аэробики в подготовительной и аэробных частях занятия физической культурой приводит к значительному снижению величины жирового компонента и увеличению мышечного компонента массы тела, что подтверждается данными других исследований [3, 4, 7]. Напротив, у девушек, занимающихся фанк/хип-хоп аэробикой, наблюдалось менее выраженное снижение величины жирового компонента, а прироста мышечного компонента не выявлено.
Полученные различия при занятиях фанк/хип-хоп- и степ-аэробикой, можно объяснить следующим. Основная работа в аэробной части занятия во всех группах поддерживалась в пределах зоны средней интенсивности (60-75 % от МПК). Однако в степ-тренировке применялся непрерывный метод с равномерным режимом выполнения упражнений, что способствовало мобилизации депо гликогена и жиров (средний энергозапрос - 7 ккал/кг/ч) [2]. На занятиях фанк/хип-хоп-аэробикой при использовании непрерывного метода тренировки наблюдалась постоянная смена ритма движений с включением элементов высокой интенсивности (высокоамплитудные движения в быстром темпе, быстрые смены положения звеньев тела, интенсивные локальные движения и др.). При повышении интен-
Проблемы двигательной активности и спорта
сивности мышечной работы снижается относительный вклад липидов в окислительный метаболизм, а уровень глюкозы в крови повышается [5, 6]. Этим, по-видимому, и объясняются полученные различия в показателях жировой массы тела девушек, занимающихся степ-тренировкой и фанк/хип-хоп-аэробикой.
Прирост мышечной массы при занятиях степ-аэробикой связан с выполнением шагов на степ-платформу, при этом происходит лёгкий наклон всего тела вперёд, вызывающий сокращения мышц, поддерживающих позвоночник, чтобы предотвратить падение и сохранить вертикальное положение. Определённое значение имеют ограниченная площадь опоры и постоянное перемещение общего центра масс в вертикальной плоскости, что требует дополнительной энергии на работу против силы тяжести. При этом мышцы верхней части туловища работают в основном в тоническом режиме [1]. Основная же нагрузка ложится на мышцы нижних конечностей и нижней части туловища. Техника движений в фанк/хип-хоп-аэробике отличалась «расслабленным» положением верхней части туловища и пояса верхних конечностей. Движения рук были, в основном, произвольными.
Чередование разных видов аэробики оказало менее выраженное влияние на изменения величин антропометрических показателей, но вызвало значительное снижение жирового компонента массы тела. Для появления статистически значимых изменений у девушек 17-20 лет оказалось достаточно четырёх месяцев систематических занятий конкретным видом аэробики (степ- или фанк/хип-хоп-аэробикой). После перерыва в занятиях произошло
восстановление утраченных величин жирового компонента и снижение приобретённого мышечного компонента массы тела. В контрольной группе подобных изменений не наблюдалось.
Литература
1. Лисицкая, Т. С. Аэробика. В 2 т. 71 1: Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. — 232 с.
2. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике / Е.Б. Мякинченко, М. П. Павлов, М.П. Шестаков и др. // Теория и практика физической культуры. -1997. -N9 5.- С. 39-43.
3. Попова, Е.В. Организация и содержание занятий степ -аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Попова. — СПб., 2003. -24 с.
4. Токарь, Е.В. Технология физического воспитания студенток с использованием автоматизированной системы управления и ритмической гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Токарь. —Хабаровск, 2002. — 24 с.
5. Hargreaves, М. Glucose kinetics during exercise in trained men / M. Hargreaves, J. Proietto // Acta Physiol. Scand. -1994. - Vol. 150. -P. 221-225.
6. Glucose turnover during recovery from intense exercise / J. Calles, J.J. Cunningham, L. Nelson et al. // Diabetes. - 1983. - Vol. 32. - P. 734-738.
7. The physiological effects of step training with and without hand weights / L. Kravitz, C. Clsar, C. Christensen, S. Setterlund // The Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. — 1993. — Vol. 33. — P. 348-358.
Поступила в редакцию 10 декабря 2009 г.
134
Вестник ЮУрГУ, № 19, 2010