260
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКОЙ НА КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Н. И. ЦИЦКИШВИЛИ, О. Н. КРЮКОВА
Основной задачей курса физического воспитания в вузе является гармоничное развитие, укрепление здоровья и повышение работоспособности. Включение современных фитнес-технологий в структуру занятий может стать альтернативой общепринятых методик. В педагогическом эксперименте контрольная группа занималась по стандартной программе, экспериментальная группа - по специально разработанной программе с расширенным использованием фитнеса. В содержание основного блока занятий в качестве аэробной тренировки использовалась «аэробно-партерная» методика: вначале использовался комплекс степ-упражнений, а затем силовых в партере. В работе оценивается влияние разработанной программы на состав тела студенток медицинской академии. Применение степ-аэробики на занятиях физической культурой приводит к значительному снижению величины жирового компонента и увеличению мышечного.
Ключевые слова: компонентный состав тела, биоимпедансометрия, студенты, фитнес, степ-аэробика.
Введение. В настоящее время является актуальным поиск новых форм и средств организации учебных занятий физкультурно-спортивной направленности в вузах. Зачастую, несмотря на негативное отношение студентов к академическим занятиям физической культурой, в молодежной среде особую популярность приобрели занятия фитнесом как эффективным средством пропаганды здорового стиля жизни, а также средством формирования престижного имиджа [3]. Целью данной работы являлось совершенствование методики занятий степ-аэробикой на компонентный состав тела студенток медицинского вуза. В соответствии с целью работы были поставлены задачи: 1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме работы; 2) Разработать методику занятий с использованием степ-тренировки и апробировать ее на практике; 3) Оценить влияние сформированной программы тренировок на компонентный состав тела.
Методы исследования. Обследование проводили в начале и в конце учебного года. Антропометрические показатели: длину тела стоя (см) и массу тела (кг), оценивали с помощью стандартных методик. Компоненты телосложения (жировую и безжировую массы) определяли с помощью диагностических весов-анализаторов Тапйа ВС-545. Индекс Кетле (индекс массы тела, ИМТ) рассчитывали как отношение массы тела в килограммах к квадрату длины тела в метрах. Статистическую обработку
данных производили с помощью t-критерия Стьюдента при помощи Microsoft Excel 2003.
Организация эксперимента. Педагогический эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса ВГМА им. Н. Н. Бурденко. В соответствии с целью исследования было сформировано две группы из студенток 2 курса. Контрольная группа (n = 28) занималась по стандартной программе по физической культуре для высших учебных заведений неспортивного профиля, экспериментальная группа (n = 31) - по разработанной программе с расширенным использованием фитнеса. Эксперимент продолжался в течение одного учебного года. На занятиях экспериментальной группы использовалась типичная схема из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В содержание основного блока занятий в качестве аэробной тренировки использовалась «аэробно-партерная» методика: вначале использовался комплекс степ-упражнений, а затем силовых в партере. Объем учебно-тренировочной нагрузки в группах составлял 4 часа в неделю.
Результаты и их обсуждение. В начале эксперимента средние значения длинны тела в контрольной группе составили 167 ± 1,38 см, в экспериментальной группе 165 ± 1,34 см, масса тела - 59,47 ± 0,67 кг и 61,36 ± 0,61 кг соответственно. Установлено, что из всех обследованных нормальную массу тела имеют 64,3 % девушек. ИМТ менее 18,5 кг/м2 выявлен у 21,4 % студенток, что говорит о недоста-
Н. И. ЦИЦКИШВИЛИ, О. Н. КРЮКОВА
261
точности массы тела. На долю повышенной массы тела приходится 14,3 % (ИМТ > 25 кг/м2). На первом этапе эксперимента масса тела, абсолютные и
Констатирующее измерение антропометрических параметров показало, что в контрольной группе масса тела незначительно повысилась (табл. 1). Напротив, в экспериментальной группе данный показатель снизился на 9,7 %. Анализ показателей биоимпедансометрии после проведения эксперимента выявил, что произошли изменения в количественных характеристиках абсолютных показателей жирового и безжирового компонентов. Следует отметить, что в контрольной группе диапазон изменений в абсолютных и относительных показателях находился в пределах 1,35-2,88 %, что укладывается в пределы статистической ошибки ^ > 0,05).
В экспериментальной группе абсолютное содержание жира уменьшилось на 14 %, а относительное - на 13,5 % (р < 0,05) по сравнению с исходными показателями. Сравнение абсолютного содержания жировой массы между группами в финальной стадии эксперимента показало снижение в экспериментальной на 14,16 % по сравнению с контрольной. Величина абсолютной безжировой массы в свою очередь в результате тренировок с использованием фитнеса увеличилась в экспериментальной группе на 8,4 %, относительной - на 11,4 % ф < 0,05).
Заключение. Проведенное исследование доказывает эффективность разработанной программы. Непрерывный метод в степ-тренировке с равномерным режимом выполнения упражнений приводит к мобилизации депо гликогена и жиров [2], что способствует уменьшению жировой массы, как было установлено нами в констатирующем исследовании композиционного состава тела студенток, и что также подтверждается данными аналогичных исследований [1]. Кроме того, укрепление мышечного корсета, позволяющего удерживать вертикальное положение при подъеме на платформу, и работа крупных мышц туловища и ног приводит к возрастанию абсолютного и относительного показателя безжировой массы за счет увеличения доли мышечного компонента.
относительные показатели содержания жира и безжировой массы не имели статистически достоверных различий между группами (табл. 1) ^ > 0,05).
Литература
1. Буйкова О. М., Тристан В. Г. Влияние занятий различными видами аэробики на компонентный состав тела студенток // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование, здравоохранение, физическая культура. 2010. № 19(195). С. 131-134.
2. Мякинченко Е. Б. [и др.] Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике // Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 39-43.
3. Смирнова Н. О. Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 4. С. 385-387.
* * *
INFLUENCE OF STEP-AEROBICS LESSONS ON COMPONENT STRUCTURE OF THE BODY OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL
N. I. Tsitskishvili, O. N. Kryukova
The main objective of a course of physical training in higher education institution is harmonious development, strengthening of health and working capacity increase. Inclusion of modern fitness technologies in structure of lessons can become alternative of the standard techniques. In pedagogical experiment the control group was engaged according to the standard program, experimental group - according to specially developed program with expanded use of fitness. In the maintenance of the main unit of occupations as aerobic training the technique was used «aerobic-ground»: in the beginning the complex of step exercises, and then power on ground was used. In work influence of the developed program on structure of a body of students of medical academy is estimated. Using of step aerobics at the lessons of physical culture leads to considerable decrease in size of a fatty component and increase in a muscular component.
Key words: component structure of body, bioelectrical impedance analysis, students, fitness, step aerobics.
Таблица 1
Средние величины состава тела студенток, М ± m
Параметры Начальный этап Заключительный этап
КГ (n = 31) ЭГ (n = 28) КГ (n = 31) ЭГ (n = 28)
Абсолютное содержание жира, кг 14,9 ± 0,37 15,6 ± 0,34 15,33 ± 0,39 13,16 ± 0,21
Относительное содержание жира, % 24,19 ± 0,48 25,06 ± 0,65 23,89 ± 0,52 21,69 ± 0,43
Абсолютная безжировая масса, кг 43,22 ± 0,44 44,67 ± 3,26 44,25 ± 0,51 46,24 ± 3,24
Относительная безжировая масса, % 73,45 ± 0,94 74,94 ± 0,89 74,78 ± 0,87 78,31 ± 1,1
ИМТ, кг/м2 22 ± 1,27 23 ± 1,98 22 ± 1,24 20 ± 1,45