Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
436
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
младшие школьники / физическая культура / физические упражнения / физические качества / физическая подготовленность / здоровье / сердечно-сосудистая система

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Киржаев Вячеслав Николаевич

В работе проведена оценка исходных показателей здоровья, степени развития физических качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов. Описаны результаты педагогического эксперимента по изучению возможностей использования средств физической культуры в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья младших школьников. Установлено, что систематические занятия физической культурой приводят к достоверному улучшению состояния здоровья, совершенствованию силовых и скоростных способностей, повышению гибкости и оптимизации функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Киржаев Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Якимова Елена Алексеевна, Киржаев Вячеслав Николаевич, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск E-mail: jakimovalena@mail. ru

Аннотация. В работе проведена оценка исходных показателей здоровья, степени развития физических качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов. Описаны результаты педагогического эксперимента по изучению возможностей использования средств физической культуры в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья младших школьников. Установлено, что систематические занятия физической культурой приводят к достоверному улучшению состояния здоровья, совершенствованию силовых и скоростных способностей, повышению гибкости и оптимизации функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов.

Ключевые слова: младшие школьники, физическая культура, физические упражнения, физические качества, физическая подготовленность, здоровье, сердечно-сосудистая система.

В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей и молодежи значительно ухудшилось [3]. Нестабильная экономическая обстановка и как следствие снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации. Рост стоимости жизни привел к резкому снижению культуры людей в отношении здоровья [2].

В соответствии с вышеизложенным, необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического воспитания для

| SCIENCE TIME |

решения задач профилактики заболеваний и укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и формирования здорового стиля жизни у современных школьников.

Особенно актуально решение данной задачи в отношении детей младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-11 лет). Самым значимым событием в этот период является начало обучения в школе. Переход из детского сада или дома в школу - это очень серьезное испытание, которому подвергается нервная система и здоровье школьников в целом. Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом [1].

Для изучения возможностей использования средств физической культуры в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья младших школьников в течение 2016-2017 учебного года нами на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» г. о. Саранска было проведено экспериментальное исследование.

С этой целью были определены 2 группы детей: контрольная группа (КГ), которую составили учащиеся второго класса 8-9 лет (девочки) в количестве 10 человек, не занимающиеся в группе продленного дня, чья двигательная активность сводилась только к отведенным учебной программой занятиям на уроках физической культуры, и экспериментальная группа (ЭГ), в которую также вошли девочки 8-9 лет в количестве 10 человек из числа детей, занимающихся в группе продленного дня, которым в дальнейшем была предложена специально разработанная нами программа занятий физической культурой.

На протяжении периода с сентября 2016 года по апрель 2017 года с детьми ЭГ были организованы групповые физкультурно-оздоровительные занятия, проводившиеся ежедневно перед выполнением или после выполнения домашних заданий. В отличие от школьных уроков продолжительность занятий в группе продленного дня изменялась от 40 до 60 мин и зависела от общего состояния занимающихся, степени их утомления после учебного дня, а также от условий проведения занятий. В содержание занятий включался в первую очередь программный материал по физической культуре [4].

В план каждого занятия входило от 3 до 5 видов физических упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, а также подвижная игра или эстафета. При этом соблюдался принцип постепенного нарастания физиологической и эмоциональной нагрузки у занимающихся. Содержание подвижных игр зависело от характера предыдущих упражнений. Если перед игрой выполнялись движения в беге, прыжках и учащиеся получили большую нагрузку на мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, то игра была спокойной, содействующей сосредоточению внимания для подготовки детей к выполнению

| SCIENCE TIME |

домашних заданий, и, наоборот, при небольшой предыдущей нагрузке игра была более энергичной [6].

Значительное место в содержании групповых занятий занимали общеобразовательные упражнения, которые использовались для всесторонней и постепенной подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению основных упражнений, планируемых в занятии. Строевые упражнения также использовались на занятиях группы продленного дня, но удельный вес их был значительно меньше, чем на обычных уроках физической культуры. Физические упражнения подбирались с таким расчетом, чтобы в работе принимали участие мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, туловища и нижних конечностей, чтобы достаточную нагрузку получили сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Заканчивались занятия организованно, со значительным снижением физиологической нагрузки. Для того чтобы успокоить занимающихся и сосредоточить их внимание на подготовку к выполнению домашних заданий, использовались разнообразные упражнения в форме заданий.

У представителей обеих наблюдаемых групп в сентябре 2016 года и апреле 2017 года было проведено тестирование основных двигательных качеств: силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, а также функционального состояния сердечно-сосудистой системы по результатам ортостатической пробы и оценка общей работоспособности по результатам пробы Руфье.

Кроме того, на основании данных, представленных медицинской сестрой СОШ № 41, проведен анализ частоты заболеваний ОРВИ представителей КГ и ЭГ в течение 2015-2016 и 2016-2017 учебных годов.

Анализ медицинских карт в СОШ № 41 показал, что различий между КГ и ЭГ по возрасту, росту, весу не обнаружено, что позволило нам считать две наблюдаемые группы качественно однородными (табл.1).

Таблица 1

Средние данные испытуемых

Показатели Контингент

КГ (10) ЭГ (10)

Возраст, лет 8,8±0,11 8,2±0,22

Рост, см 124,4±2,38 126,0±1,62

Вес, кг 32,1±2,38 31,6±1,30

ОГК, см 69,5±1,84 68,6±0,97

| SCIENCE TIME |

Не обнаружено также достоверных различий у представителей сформированных групп и в показателе частоты заболеваемости ОРВИ на протяжении 2015-2016 учебного года, который составил в среднем у представителей КГ 2,3 раза в год, у представителей ЭГ - 2,5 раза в год.

Тестирование основных двигательных качеств (силовых, скоростных и координационных способностей, гибкости) также не выявило статистически достоверных различий между представителями КГ и ЭГ на начальном этапе экспериментального исследования (табл.2).

Аналогичная картина обнаружена на начальном этапе экспериментального исследования при оценке состояния сердечно-сосудистой системы (по результатам ортостатической пробы) школьниц двух наблюдаемых групп и при определении уровня общей работоспособности (по результатам пробы Руфье).

Таблица 2

Исходные показатели основных двигательных качеств, состояния сердечно-сосудистой системы и уровня физической работоспособности у представителей КГ и ЭГ

№ п/п Показатель Контингент

КГ (10) ЭГ (10)

1 Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз 4,49±0,11 4,51±0,19

2 Бег на 30 м, с 7,58±0,21 7,53±0,22

3 Челночный бег 3 х 10 м, с 11,14±0,63 11,93±0,57

4 Подвижность позвоночного столба, см 7,82±0,18 8,79±0,34

5 Ортостатическая проба, уд/мин 19,62±1,01 19,49±0,97

6 Проба Руфье, ед. 7,22±0,38 7,36±0,61

Как свидетельствуют данные, представленные в табл.2, по средним значениям показателя пробы Руфье представители и КГ, и ЭГ относятся к подготовительной группе.

Сравнительный анализ результатов, полученных при тестировании основных двигательных качеств представителей КГ и ЭГ в сентябре 2016 года и в мае 2017 года, позволил нам выявить естественную динамику улучшения в течение этого срока всех определяемых показателей, но каждого в определенной мере (табл.3).

| SCIENCE TIME |

Таблица 3

Изменение показателей основных двигательных качеств, состояния сердечно-сосудистой системы и уровня физической работоспособности у представителей КГ и ЭГ в процессе эксперимента

№ п/п Показатель Контингент

КГ (10) ЭГ (10)

в начале эк сперимента в конце эксперимента в начале эксперимента в конце эксперимента

1 Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз 4,49±0,11 5,43±0,18* 4,51±0,19 7,35±0,23*

2 Бег на 30 м, с 7,58±0,21 7,55±0,19 7,53±0,22 6,87±0,31*

3 Челночный бег 3 х 10 м, с 11,14±0,63 11,04±0,71 11,93±0,57 11,23±0,67

4 Подвижность позвоночного столба, см 7,82±0,18 9,55±0,24 8,79±0,34 13,57±0,41*

5 Ортостатическая проба, уд/мин 19,62±1,01 18,25±0,97 19,49±0,97 14,62±1,14*

6 Проба Руфье, ед. 7,22±0,38 5,56±0,19 7,36±0,61 4,56±0,52*

Примечание: * - достоверность различий между показателями исследуемой группы в начале и в конце эксперимента.

Исследование силовых способностей девочек 8-9 лет с помощью теста «подтягивание на низкой перекладине из виса лежа» выявило положительную динамику развития данного показателя: в КГ - на 21 %, в ЭГ - на 63 %.

Анализ результатов, полученных при исследовании скоростных качеств девочек в обеих группах (КГ и ЭГ) с использованием теста «бег на 30 м», позволил проследить динамику развития этого качества. Так, у представителей КГ в конце учебного года скоростные качества остались практически неизменными, а в ЭГ улучшились по показателю времени пробегания дистанции на 8,7 %.

Динамика развития координационных способностей по результатам челночного бега (3 х 10 м), проявилась следующим образом: в ЭГ время уменьшилось на 5,9 %, а в КГ осталось практическим неизменным (изменение на 0,9 %).

Показатель уровня гибкости по оценке подвижности позвоночного столба к концу учебного года в ЭГ группе возрос на 54,4 %, в КГ - на 22,1 %.

Показатели ортостатической пробы, характеризующей функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, в ЭГ увеличились на конец года на 25

| SCIENCE TIME |

%, в контрольной группе - на 7 %.

В пробе Руфье, которая дала нам возможность наблюдать динамику общей работоспособности на протяжении учебного года, показатели ЭГ возросли на 38 %, а в КГ - на 23 %. Интересным является тот факт, что по среднему значению данного показателя, определенному на завершающей стадии эксперимента, дети, входящие в состав ЭГ, могут быть переведены из подготовительной группы в основную. Однако по индивидуальным значениям данный факт качается всего 45,7 % от общего числа представительниц ЭГ.

При проведении сравнительного анализа показателей заболеваемости ОРВИ представителей КГ и ЭГ в течение 2016-2017 учебного года, на протяжении которого проводилось исследование, было установлено, что величина данного показателя у девочек, входящих в состав КГ осталась практически неизменной, по сравнению со значениями 2015-2016 учебного года, а у девочек, входящих в состав ЭГ, заболеваемость ОРВИ в 2016-2017 учебном году снизилась на 21,1 % и составила по средним значениям 1,97 раза.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что показатели основных двигательных качеств, функционального состояния и состояния здоровья детей (по показателю частоты заболеваемости ОРВИ), посещающих регулярные дополнительных занятия физической культурой в группе продленного дня, во многом отличаются от показателей детей, чья двигательная активность сводится к занятиям физической культурой только на предусмотренных школьной программой уроках. Выявленные различия свидетельствуют о более ярко выраженном развитии двигательных качеств, функциональных систем (в частности сердечнососудистой) и общего уровня физической работоспособности у детей с повышенной двигательной активностью.

Однако, несмотря на выявленную нами положительную динамику перечисленных показателей физического развития и состояния здоровья детей, которая подтверждает данные, представленные в литературных источниках, необходимо помнить о том, что достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании [5].

Литература:

1. Антропова М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина // Здравоохранение РФ. - 1997. - № 3. -С. 29-33.

«

I SCIENCE TIME I

2. Баладанов О.Ю. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников / О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 172-174.

3. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи) / С.В. Гущина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 177-179.

4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания (1-11 классы): программы общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011. - 343 с.

5. Медведев В.А. Оздоровительные технологии физического воспитания школьников / В.А. Медведев // Физическая культура. - 2000. - № 4. - С. 27-31.

6. Сладков С.Н. Физкультурно-оздоровительные технологии: учеб. пособие / С.Н. Сладков, В.В. Сладкова; под ред. М.Б. Мусакаева. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 246 с.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.