Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 7-9 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 7-9 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКРОБАТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

В данной статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования влияния занятий акробатической гимнастикой на развитие физических качеств школьников 7-9 лет. Акробатическая гимнастика оказывает положительное воздействие на уровень развития гибкости, быстроты, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей младших школьников экспериментальной группы (ЭГ). Научная новизна состоит в изучении динамики физического развития и физической подготовленности под воздействием акробатической гимнастики. Практическая значимость заключается в выявлении влияния занятий акробатической гимнастикой на развитие физических качеств школьников 7-9 лет. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. Результаты. Проведенное исследование позволило определить существенные изменения у школьников экспериментальной группы, где в учебный процесс была добавлена методика с использованием акробатических упражнений и элементов высоко-координационных двигательных действий. Школьники экспериментальной группы достоверно (P<0,05) улучшили результат гибкости, быстроты, скоростно-силовых и координационные способности. Заключение. Применение экспериментальной методики по внедрению акробатических элементов в практические занятия по физической культуре значимым образом отразилось на результатах развития физических качеств. При этом стоит отметить, что развитие координационных способностей фиксировалось практически у всех участников экспериментальной группы. Наблюдалось достоверное повышение качества выполнения координационно обусловленных упражнений. Элементы акробатической гимнастики могут быть включены в дополнительные занятия по физической культуре младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ACROBATIC GYMNASTICS ON PHYSICAL QUALITIES DEVELOPMENT AMONG 7-9 YEAR-OLD SCHOOLCHILDREN

The article considers the results received while studying the influence of acrobatic gymnastics on physical qualities development in 7-9-year-old schoolchildren. Acrobatic gymnastics has a positive influence on the level of flexibility, quickness, strength, speed-strength oriented and coordination abilities development among junior schoolchildren from the experimental group (EG). Scientific novelty is in studying the dynamics of physical development and physical readiness under the influence of acrobatic gymnastics. Practical significance is in the influence revelation of acrobatic gymnastics lesson on physical qualities development of 7-9 year-old schoolchildren. Research methods. Information sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received data analysis and summarizing. Results. The conducted research made it possible to identify significant changes among schoolchildren from the experimental group, where the educational process included the methodology with acrobatic exercises and elements of highly coordinated motor actions. The schoolchildren from the experimental group had valid (P<0,05) improvement in flexibility, quickness, speed-strength oriented and coordination abilities results. Conclusion. The experimental methodology use connected with acrobatic elements introduction into practical physical culture lessons had a significant influence on the results of physical qualities development. At the same time, it should be noted that coordination abilities development was registered almost among all respondents of the experimental group. We saw a valid improvement in coordination based exercises fulfillment. The elements of acrobatic gymnastics can be included into extracurricular physical culture lessons among junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 7-9 ЛЕТ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-62-67

Влияние занятий акробатической гимнастикой на развитие физических

качеств школьников 7-9 лет

Одинцова М.О.', Янкевич И.Е2, Ярошинская А.П.2, Одинцов А.С.3

1 Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru 2Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru ORCID: 0000-0002-2793-8811, ayroshinskaya@mail.ru 3Центр спортивной подготовки Сборных команд России, г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-9909-741X, odintsov1994-94@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования влияния занятий акробатической гимнастикой на развитие физических качеств школьников 7-9 лет. Акробатическая гимнастика оказывает положительное воздействие на уровень развития гибкости, быстроты, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей младших школьников экспериментальной группы (ЭГ). Научная новизна состоит в изучении динамики физического развития и физической подготовленности под воздействием акробатической гимнастики. Практическая значимость заключается в выявлении влияния занятий акробатической гимнастикой на развитие физических качеств школьников 7-9 лет. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. Результаты. Проведенное исследование позволило определить существенные изменения у школьников экспериментальной группы, где в учебный процесс была добавлена методика с использованием акробатических упражнений и элементов высоко-координационных двигательных действий. Школьники экспериментальной группы достоверно (P<0,05) улучшили результат гибкости, быстроты, скоростно-силовых и координационные способности. Заключение. Применение экспериментальной методики по внедрению акробатических элементов в практические занятия по физической культуре значимым образом отразилось на результатах развития физических качеств. При этом стоит отметить, что развитие координационных способностей фиксировалось практически у всех участников экспериментальной группы. Наблюдалось достоверное повышение качества выполнения координационно обусловленных упражнений. Элементы акробатической гимнастики могут быть включены в дополнительные занятия по физической культуре младших школьников.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое воспитание, акробатическая гимнастика, общая физическая подготовка.

Для цитирования: Одинцова М.О., Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Одинцов А.С. Влияние

занятий акробатической гимнастикой на развитие физических качеств школьников 7-9 лет.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.

2023; 18(1): 62-67. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-62-67.

The influence of acrobatic gymnastics on physical qualities development

among 7-9-year-old schoolchildren

Mariya O. Odintsova', Irina E. Yankevich2, Alevtina P. Yaroshinskaya2, Aleksandr S.

Odintsov3

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru 2Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2793-8811, ayroshinskaya@mail.ru 3Sports training center of the National teams of Russia Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9909-741X, odintsov1994-94@mail.ru

Absract: The article considers the results received while studying the influence of acrobatic gymnastics on physical qualities development in 7-9-year-old schoolchildren. Acrobatic gymnastics has a positive influence on the level of flexibility, quickness, strength, speed-strength oriented and coordination abilities development among junior schoolchildren from the experimental group (EG). Scientific novelty is in studying the dynamics of physical development and physical readiness under the influence of acrobatic gymnastics. Practical significance is in the influence revelation of acrobatic gymnastics lesson on physical qualities development of 7-9 year-old schoolchildren. Research methods. Information sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received data analysis and summarizing. Results. The conducted research made it possible to identify significant changes among schoolchildren from the experimental group, where the educational process included the methodology with acrobatic exercises and elements of highly coordinated motor actions. The schoolchildren from the experimental group had valid (P<0,05) improvement in flexibility, quickness, speed-strength oriented and coordination abilities results. Conclusion. The experimental methodology use connected with acrobatic elements introduction into practical physical culture lessons had a significant influence on the results of physical qualities development. At the same time, it should be noted that coordination abilities development was from joint actions.

Keywords: physical development, physical fitness, physical education, acrobatic gymnastics, general physical training.

Для цитирования: Egor E. Starkov*, Margarita G. Kolodeznikova. Methodology of moral breeding formation of 15-17 year-old teen-agers, who live in the Far North, using traditional games. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 62-67. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-62-67.

Введение

Младшие школьные годы являются решающим периодом жизни человека при формировании отношения к физическим активностям, как важным элементам здорового образа жизни. [2,3]. Многие исследования в различных странах свидетельствуют об эффективности целенаправленного физического воспитания, которое влияет на психомоторное, умственное и душевное развитие детей в младшем школьном возрасте [1,4,5]. Все это свидетельствует об исключительном значении физической подготовки детей и о необходимости поиска способов их дальнейшего совершенствования в соответствии с основными тенденциями развития образования. [6,7,8].

Методы и материалы

Педагогическое исследование было приведено в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Т.Г. Шевченко» (МБОУ г. Астрахани «СОШ № 4») в период с сентября 2021 года по июнь 2022 года. С целью определения влияния акробатической гимнастики на физическое состояние детей младшего школьного возраста был запланирован и реализован педагогический эксперимент с использованием таких методов, как изучение, анализ и обобщение литературных и эмпири-

ческих данных; педагогическое тестирование, антропометрические (морфофункциональные) обследования, педагогический эксперимент, статистическая обработка эмпирических данных [8, 11]. В данном эксперименте приняли участие школьники мужского пола в возрасте 7-9 лет (п=84), 40 человек в контрольной (КГ) и 43 в экспериментальной (ЭГ) группах. Участники ЭГ занимались по программе «Акробатическая гимнастика», а участники КГ - по программе общефизической подготовки (ОФП). Тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю на протяжении 9 месяцев. Длительность каждого занятия составляла 130 минут.

Целью исследования было изучение динамики физического развития и физической подготовленности под воздействием акробатической гимнастики и тренировок общефизической направленности. В связи с этим были изучены морфофункциональные показатели (антропометрия): масса и длина тела; окружность грудной клетки; соотношение жирового и мышечного компонента; жизненная емкость легких (ЖЕЛ); частота сердечных сокращений (ЧСС); артериальное давление (АД); жизненный индекс (ЖИ); задержка дыхания на вдохе (ЗД вд.) и на выдохе (ЗД выд.). Были также исследованы показатели физических качеств (педагогическое тестирование): пассивная гибкость, активная гибкость,

быстрота, скоростно-силовые способности, координационные способности.

месяцев. Длительность каждого занятия составляла 130 минут.

Статистическая обработка полученных результатов была выполнена с применением методов вариационной статистики в программе «StatSoft, Inc.» USA. Значимость различий показателей между результатами обследования выяснялась путем расчета величины критерия Стьюдента (t). Присутствие значимых связей между учтенными показателями устанавливали по величине коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение

В сентябре 2021 года и в июне 2022 года было проведено тестирование физической подготовленности школьников. Морфофункциональные показатели представлены в таблице 1. Анализируя результаты обследований, можно отметить, что антропометрические показатели детей ЭГ и КГ находились в границах нормы и не имели достоверных различий. После проведения серии занятий с применением экспериментальных элементов по акробатической гимнастике в экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 2).

Таблица 1

Морфофункциональные показатели испытуемых экспериментальной и контрольной групп

][ш ЯПЫИ Д* эксперимент* Р Пкле эксперимента Р

ЭГ(В1-*»} ЕЛ Щп-40) КГ (Пг-43)

Масса тела, кг 25,6+1.9 26,5+ 1 ,9 p<J)s05 25,6+1.9 2К,5+1,9 р<0,05

ЧСС, уд/мни 8о,ШМ5 82,] tüj5 р<0,05 78,1+0,2 р<0,05

ЖЕЛ, мл 17Ю,1±0Д 1700,2+0,2 p<0,05 1710,54:0,2 1740.6+1,3 р<0,05

МВЛ. л/мин 11бЛ±1+9 ] 18,1 + 1,9 р<0,05 116,1 + 1.1 120.1+1,0 р<0,05

ЗД вд., с 43,0+1.5 44,4+1 Ja p<0,05 43,0+1.5 47,4+1,6 Т><0,05

ЗД выл., с 27,4+1.5 2 6,9+1 $ TX0,05 27,4+1.5 29,9+1,5 U<0.05

Окружность грудной клетки, ш 4У, 1+1,6 51,1±М p<0,05 49, 1+1 ,6 52,2+1,5 р<0,05

ЖИ 1^5 64+1,9 p<0,05 66,1+1.1 69,2+0,9 р<0,05

По итогам проведенного исследования в ЭГ выявлена положительная динамика морфо-функциональных показателей младших школьников, таких как ЖЕЛ, МВЛ, ЗД на вдохе. Так, средний показатель пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) перед началом занятий со-

ставлял 43,0±1,5 с, концу эксперимента достиг значения 47,4±1,6 с. Наблюдаемое увеличение показателя является статистически достоверным (с уровнем значимости р <0,05). Это говорит об улучшении вентиляции легких и функции внешнего дыхания в целом.

ЖИ

Окружность грудной клетки, см ЗД еыд. , с ЗД вд., с МВЛ,л/мин ЖЕЛ, мл ЧСС, уд/мин М асса тел а, кг

, 80 BJ 90 Э5 100 ■ h

105

■ констатирующим этап ^контрольныйэтап Рис. 1. Динамика морфофункциональных показателей испытуемых экспериментальной группы

На рисунке 1 показаны результаты развития морфофункциональных показателей у испытуемых ЭГ. При этом результаты контрольного этапа исследования приняты за 100%, а результаты констатирующего этапа - в процентах, пропорционально. Как следует из рисунка 1, занятия по акробатике оказали положительное воздействие на исследуемые морфофункциональные показатели младших школьников. Наиболее значимая динамика наблюдается в увеличении массы тела

за счет мышечной массы (11±1,9%), в задержке дыхания на вдохе (10±2,1%) и выдохе (9±1,5%). В таблице 2 представлены результаты тестирования физической подготовленности испытуемых ЭГ и КГ. Как следует из данных, представленных в таблице, достоверных различий между показателями испытуемых КГ и ЭГ не зафиксировано. На следующем этапе исследования была изучена динамика физических качеств младших школьников ЭГ

Таблица 2

Результаты исследования физических качеств младших школьников на констатирующем этапе

эксперимента

До шжрпижп P 1 IflC. 1 l1 wnrpnithia P

эг (nl=-HI) кг (т=43) ЭГ (nl=40j kt

Наклон ту/ткииш впери [li положения ли:н 77jh±l2 75,Й± 1. L p<005 77,6t Ä7j6±L, 2

Сгиоаннг j: раэшмнис рук б наложении яш L 1,0±0,5 p<005 1 ]. I±0,5 H^riJ, 5

Тесг Ходьба по п1мешсгичгснэи сшыьа», с ft,7±«,5 p<ü.u5 H,H±0.5 7,9*0,5

Тссг «Стопка лаьточка», с 4.6=0.6

IJpoöa Ромосрга. с i2,4±ll i2,2±l,2 p<005 i2,2±ll 15«

Вне из. прямых рук л у. с I2,0±l,2 i2,4±l,3 p^u.05 i2±l 1 5±l

Ga ELB 3(1 ЫСТрОВ. С h.frro.] h,7±0.2 p<005 H.7±0.] 7.6r<m

Ъег еьв ](K)U метров. чи 11 4,2=«,] p<005 4,3±0.1 4.0=0.1

Челночный öüc И) м l 1д±1.1 11,4*1,2 p<005 |],3±0,2 L 0.4=4j ,2 1

Таким образом, по результатам исследования были выявлены статистически достоверные изменения в тестах «Наклон туловища вперед из положения стоя», «Сгибание и разгибание рук в положении лежа», «Проба Ромберга», «Вис на прямых руках», «Бег на 30 метров»,

«Бег на 1000 метров», «Челночный бег 4x10 м», что свидетельствует о положительном влиянии занятий по акробатике на гибкость, быстроту, скоростно-силовые и координационные способности. На рисунке 2 представлена динамика развития физических качеств испытуемых ЭГ.

Челночный бегФсЮ м Бе г н а 1000 метров, ми н Бег на 30 метровое Виснапрямын руках, с Проба Ромберга, с Тест «Стой ка л а стон ка», с Тест «Ходь&а по... Сгибание л разгибание рук в... Наклон туловища вперед из_.

20 40 60 ВО 100 1Z0

кон стати рую щего этап

контрольный этап

Рис. 2. Физические качества младших школьников экспериментальной группы

Как следует из данного рисунка (результаты контрольного этапа исследования приняты за 100%, а результаты констатирующего этапа - в процентах, пропорционально), занятия по акробатической гимнастике оказали положительное воздействие на все исследуемые физические качества испытуемых ЭГ. Наиболее значимая динамика в процентном отношении наблюдается в тестах «Сгибание и разгибание рук в положении лежа (22±2,6%), «Стойка ласточка» (22±2,4%), «Проба Ромберга» (20±1,8%), «Вис на прямых руках» (20±1,7%).

Заключение

1. По результатам проведенного исследования в экспериментальной группе обнаружена положительная динамика морфофункциональ-ных показателей младших школьников, в частности, по таким параметрам, как ЖЕЛ, МВЛ, ЗД на вдохе. Так, средний показатель пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) на начало занятий составлял 43,0±1,5 с, к концу эксперимента достиг значения 47,4±1,6 с. Наблюдаемое стабильное увеличение показателя является статистически достоверным (с уровнем значимости р<0,05). Это свидетельствует о повышении вентиляции лёгких и внешней дыхательной функции на фоне занятий акробатической гимнастикой.

2. В ходе занятий акробатической гимнастикой было подтверждено их положительное влияние на уровень развития гибкости, быстроты, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей младших школьников ЭГ. Наиболее значимая динамика в процентном отношении наблюдалась в тестах «Сгибание и разгибание рук в положении лежа» - 22±2,6%, «Стойка ласточка» - 22±2,4%, «Проба Ромберга» - 20±1,8%, «Вис на прямых руках» - 20±1,7 %.

Список литературы

1. Бутченко Э.К., Тагирова Н.Д. Эффективность воздействия музыкального сопровождения на посещаемость студентами занятий по физической культуре. Ученые записки университета им. П. Ф.Лесгафта. 2022; 5(207): 70-75. DOI i0.34835/issn.2308-i96i.2022.5.p70-75

2. Болотин А.Э., Чистяков В.А. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах. Вестник спортивной науки. 2014; 1: 3-5.

3. Дворкина Н.И., Терзян А.А., Головко П.В. Влияние оздоровительной силовой тренировки на показатели физической подготовленности подростков 13-15 лет. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019; 2: 3-8.

4. Доронцев А.В., Аленуров Э.А., Шарагин В.И., Петина Э.Ш. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза. Теория и практика физической культуры. 2019; 5: 31-33.

5. Драндров Г.Л., Кудяшева А.Н., Кудяшев Н.Х. Перспективные направления совершенствования технической подготовки юных футболистов. Современные проблемы науки и образования. 2018; 3. URL: https://science-education.ru/ ru/artide/view?id=27616.

6. Казанкова О.С. Воспитание выносливости в процессе кроссфит-тренировки. Научный альманах. 2017; 5-2(31): 48-51.

7. Одинцова М.О., Янкевич И.Е. Формирование физического самосовершенствования подростков на внеурочных занятиях по физической культуре. Ученые записки университета им. П. Ф.Лесгафта. 2021; 10(200): 253-258.

8. Матвеев А.П., Карпов В.Ю., Сибгатулли-на Ф.Р., Пучкова Н.Г., Шарагин В.И. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках

физической культуры. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017; 12(154): 167172.

9. Одинцова М.О., Кондратенко Е.И., Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Одинцов А.С. Гемоди-намические показатели и уровень физической

подготовленности спортсменов, тренирующихся на двойном мини-трампе. Педагогико-психоло-гические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 50-54. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-50-54.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2023

Одинцова Мария Олеговна - старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, Бакинская, дом 121, e-mail: knopka55555@ mail.ru

Янкевич Ирина Евгеньевна - доцент кафедры спортивных игр и адаптивной физической культуры; Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: rigicc@mail.ru

Ярошинская Алевтина Павловна - доктор биологических наук, доцент, доцент кафедры АФК и спортивных игр; Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань ул. Татищева, дом 20а, e-mail: ayroshinskaya@mail.ru

Одинцов Александр Сергеевич - спортсмен-инструктор, Центр спортивной подготовки сборных команд России, 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 18, строение 8, e-mail: odintsov1QQ4-94@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.