Научная статья на тему 'Влияние законодательных нововведений на развитие малого бизнеса'

Влияние законодательных нововведений на развитие малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковина С. С., Сибиряткина И. В.

В статье дана дескриптивная оценка нормативных и законодательных актов, регулирующих представление бухгалтерской отчетности малыми предприятиями. Доказано, что изменения в законодательстве негативно отразились на состоянии малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние законодательных нововведений на развитие малого бизнеса»

МНЕНИЯ. КОММЕНТАРИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ

ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

С. С. МОРКОВИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов

И. В. СИБИРЯТКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Воронежская государственная лесотехническая академия

В современных условиях роль малого предпринимательства трудно переоценить, так как оно не только способствует оптимизации структуры рынка и содействует росту занятости населения, но и формирует значительную часть валового внутреннего продукта. Если в экономически развитых странах на долю малых предприятий приходится до 70 % объема произведенной промышленной продукции, то в России этот показатель не превышает 20 %. Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Существуют следующие критерии (признаки), по которым можно определить, можно ли его считать таковым:

• среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 чел.;

• среднемесячный оборот предприятия составляет не более 400 млн руб.;

• доля в уставном капитале других юридических и физических лиц — не менее 25 %. Малые предприятия выполняют не только экономические, но и социальные функции, как стимулируя наращивание инновационного потенциала, так и развивая предприимчивость населения, содействуя его занятости. Благодаря этому укрепляется такой важный сектор экономики, как малое предпринимательство. Однако количество малых предприятий в последние годы имело тенденцию к снижению, а доля выживших в течение 3 лет после их регистрации

8 000 6 0004 000 2 000

0

невысока. Показательными в этом плане являются данные статистики о малом предпринимательстве Воронежской области (см. рисунок).

Анализ рисунка говорит о том, что количество малых предприятий, прекративших деятельность в 2010—2012 гг., увеличивается большими темпами. На конец 2012 г. число созданных малых предприятий сравнялось с количеством прекративших свою деятельность. Данное обстоятельство обусловлено как рядом известных причин (неэффективная поддержка, правовая незащищенность, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, недостаток инвестиций и низкий уровень доступности кредитов), так и новыми обстоятельствами, связанными с изменением законодательства, в частности с вступлением в действие приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н) и вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).

2007

2008

2009

2010

2011

2012

□ Вновь создано Ш Прекращена деятельность ЕЭ Количество мапьп предприятий

Динамика начала и прекращения деятельности малых предприятий (юридических лиц) в 2007—2012 гг.

Рассмотрим, что дает Закон N° 402-ФЗ малому бизнесу.

Для этого целесообразно рассмотреть сложившуюся практику организации учетной работы малыми предприятиями. До 2013 г. существовала обязанность организаций — субъектов малого предпринимательства представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ), которая указана в подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Организации, которые не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета, представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность не должны. Данное положение касалось организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ, где было отмечено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вели учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, бухгалтерскую отчетность должны были составлять и представлять в налоговый орган все организации — субъекты малого предпринимательства, в том числе находящиеся на общем режиме налогообложения, кроме организаций, применяющих УСН.

Пунктом 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ было установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны были вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Нельзя не заметить, что малое предпринимательство является очень чувствительным к любым изменениям, ведущим к снижению предпринимательских доходов. Предоставленная льгота положительно отразилась на малых предприятиях, применяющих УСН, главным образом обеспечив экономию затрат по оплате труда специалиста в области бухгалтерского учета.

В то же время значительная часть малых предприятий, использующих УСН, продолжала вести бухгалтерский учет в полном объеме по ряду причин:

• во-первых, в целях обеспечения контроля над взаимодействием и расчетами с контрагентами;

• во-вторых, для реализации возможности получения кредитных средств и по требованию кредитных организаций;

• в-третьих, для обоснования права на применение УСН при превышении предельного уровня доходов (с момента перехода на общий режим налогообложения возникает обязанность вести бухгалтерский учет в полном объеме);

• в-четвертых, в целях анализа имущественного положения организации и оценки ее финансового состояния.

Закон № 402-ФЗ вступил в силу с 01.01.2013. Согласно этому документу бухгалтерский учет теперь обязаны вести все организации, включая малые предприятия, использующие УСН. Также был изменен перечень объектов, подлежащих учету. Список стал открытым и в него добавились: активы, источники финансирования деятельности, расходы и доходы, факты хозяйственной деятельности.

Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отдельные формы приложений к ним (в том числе, отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств) утверждены пп. 1 и 2 приказа № 66н и состоят из:

• бухгалтерского баланса (форма по ОКУД1

0710001);

• отчета о прибылях и убытках (форма по ОКУД

0710002), а с 2013 г. — отчет о финансовых результатах;

• приложений к балансу и отчету о прибылях и убытках;

• отчета об изменениях капитала (форма по ОКУД 0710003);

• отчета о движении денежных средств (форма по ОКУД 0710004);

• отчета о целевом использовании полученных средств (форма по ОКУД 0710006);

• аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных ко-

1 ОКУД — Общероссийский классификатор управленческой деятельности.

оперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; • пояснительной записки.

Баланс и отчет о прибылях и убытках — это основные бухгалтерские отчеты, все остальные формы являются лишь приложением к ним или выступают в качестве разъясняющих отчетных документов (пп. 1 и 2 приказа № 66н). Это согласуется с общими нормами ведения бухгалтерского учета.

В качестве мер поддержки малого предпринимательства установлена упрощенная форма отчетности применительно к малым предприятиям. Однако исследователи данной проблематики отмечают, что упрощение учета в Российской Федерации для малых предприятий в основном касается больше «технического» аспекта бухгалтерского учета: упрощение идет по направлению сокращения рабочего плана счетов и связано с возможностью применения упрощенной формы бухгалтерского учета с применением небольшого числа бухгалтерских регистров.

Малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации (п. 6 приказа № 66н).

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом № 66н, не являются рекомендуемыми. Это значит, что они предназначены для всех без исключения компаний, в том числе и малых предприятий. Правда, степень детализации показателей бухгалтер может выбрать по своему усмотрению.

Законодатель, исключив из форм бухгалтерской отчетности приложение к балансу по форме № 5, обязал оформлять дополнительные сведения в виде так называемых пояснений. Специального бланка для них не предусмотрено, поэтому организации по собственному выбору могут представлять их в текстовой форме либо сгруппировать пояснения в таблицах, образцы которых приведены в приложении к приказу № 66н и являются схожими с утратившей силу формой № 5.

Заключение аудиторов в новой редакции приказа № 66н не упоминается. Тем не менее компании, подлежащие обязательному аудиту, по-прежнему должны предоставлять в фискальные

органы этот документ. Данное правило закреплено Законом № 402-ФЗ.

Пояснительная записка в приказе № 66н тоже не названа. Однако в Положении по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) говорится, что при обнаружении существенных ошибок прошлых периодов в пояснительной записке нужно указать характер неточности и сумму корректировки.

Малые предприятия с 2013 г. будут отчитываться по итогам квартала, полугодия и 9 мес., однако объем промежуточной отчетности (баланс и отчет о финансовых результатах) не изменился, без изменения остались и сроки сдачи отчетности в налоговую инспекцию: квартальные отчеты следует предоставить в течение 30 дней по окончании квартала.

Важно отметить, что до 2013 г. субъекты малого предпринимательства имели право предоставлять только две формы отчетности: баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). К тому же малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту, могли заполнять их по группам статей без дополнительных расшифровок.

С начала 2013 г. ситуация в отношении представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями изменилась. При сдаче бухгалтерской отчетности малые предприятия теперь могут выбрать один из трех вариантов ее составления и сдачи:

1) представлять все формы, предусмотренные приказом 66н, с детализацией показателей;

2) сдавать все формы, но без детализации;

3) отчитываться по упрощенным формам, утвержденным приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н».

При этом выбранный вариант необходимо отразить в приказе об учетной политике малого предприятия.

Таким образом, если организация не выбрала последний вариант представления отчетности, или данное обстоятельство не отражено в учетной политике, то малые предприятия обязаны заполнять не только баланс и отчет о прибылях и убытках, но и приложения к вышеназванным формам, включая пояснения. Законодатель в качестве льготы разрешил малым предприятиям в пояснениях приводить только наиболее важную информацию, необходимую для оценки финансового положения и результатов. Главная отличительная черта нового баланса — это увеличенное количество столбцов, предназначенных для показателей прошлых периодов.

Раньше существовали всего две графы: «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода», в которых указывались данные по состоянию на 1 января и на 31 марта (30 июня, 30 сентября, 31 декабря) текущего года соответственно. Теперь предусмотрено три столбца: «На отчетную дату», «На 31 декабря предыдущего года» и «На 31 декабря года, предшествующего предыдущему». Так, при оформлении баланса по итогам I квартала 2013 г. бухгалтеру понадобятся данные по состоянию на 31.03.2013, на 31.12.2012 и на 31.12.2011 соответственно. Появился дополнительный столбец «Пояснения». В нем следует указать номер пояснений, которые относятся к той или иной строке баланса.

Предположим, что сведения о наличии и движении основных средств сгруппированы в табл. 2.1. Тогда в балансе перед строкой «Основные средства» необходимо поставить «2.1».

Некоторые строки баланса переименованы (например, показатель «Займы и кредиты» теперь называется «Заемные средства»). Ликвидирован раздел, посвященный остаткам на забалансовых счетах. Однако бухгалтер вправе его восстановить, если сочтет необходимым.

Отчет о прибылях и убытках также претерпел изменения (с 2013 г. данный отчет именуется «Отчет о финансовых результатах»).

В новом отчете, как и в хорошо знакомой форме № 2, нужно указывать сведения за отчетный период текущего года и за аналогичный период прошлого года. В нем также добавлена графа «Пояснения». Заполнять ее нужно по аналогии с балансом, указывать номер пояснений, соответствующих той или иной строке отчета о прибылях и убытках. Новый состав показателей аналогичен тому, что был приведен в форме № 2. Правда, есть и незначительные расхождения. В частности, к строкам, предназначенным для постоянных налоговых обязательств и активов, добавились «Изменение отложенных налоговых обязательств» и «Изменение отложенных налоговых активов».

Появился новый показатель «Совокупный финансовый результат периода», чтобы его найти, нужно сложить чистую прибыль (убыток), результат от переоценки внеоборотных активов и результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода. Упразднена таблица, где расшифровывались отдельные прибыли и убытки (штрафы и пени, убытки прошлых лет, списание задолженности и др.), но если подобная детализация представляется бухгалтеру важной, он может ее оставить.

Важно отметить, что формы бухгалтерской отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках) для субъектов малого предпринимательства упрощены. Такие изменения внесены в приказ № 66н, документ вступил в силу с отчетности за 2012 г.

Безусловно, положительным является то, что для малых предприятий предусмотрены упрощенные бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета и план счетов.

Несмотря на то, что составление бухгалтерского баланса на отчетные даты в течение года не предусмотрено (только на 31 декабря), малые предприятия все равно должны будут вести налоговый учет и представлять в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность. При этом малые предприятия, ведущие учет доходов и расходов и раз в год сдававшие налоговую декларацию, вынуждены констатировать, что бухгалтерский учет и налоговый учет — принципиально разные вещи.

Проблема совместимости финансовых требований с налоговыми (для малых предприятий это имеет большое значение) остается нерешенной, несмотря на продолжающийся процесс реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если год назад малые предприятия еще могли позволить себе обходиться без услуг бухгалтера, то теперь с усложнением системы учета придется нанимать постоянного сотрудника либо заключать договор со специализированной компанией.

В этой связи значительная часть руководителей и владельцев малых предприятий продолжают указывать в числе трудностей и причин прекращения бизнеса проблему ведения бухгалтерии и отчетности, пусть даже и упрощенной. В ряде случаев ее решение напрямую влечет увеличение расходов малого предприятия, к чему оно явно не готово.

Очевидно, что для большинства малых предприятий (тем более предприятий с числом занятых в 2—4 человека) ведение бухгалтерии и отчетности в их нынешнем виде находится за чертой выполнимого. Следствием этого и стал массовый отток индивидуальных предпринимателей из различных секторов экономики. Привлекательность специального налогового режима — УСН заключалась в том, что малые предприятия, применяющие его, не вели бухгалтерский учет (они вели книгу доходов и расходов по предпринимательской деятельности), не представляли бухгалтерскую отчетность и заменяли большинство налогов уплатой налога по УСН. Как правило, такие предприятия могли обходиться без квалифицированного специалиста в области бухгалтерского учета.

С введением Закона № 402-ФЗ основные составляющие так называемого упрощенного ведения учета для субъектов малого бизнеса были утрачены.

С данной утратой свелась к «нулю» и привлекательность в использовании специального режима УСН, стимулирующего малое предпринимательство.

Перечисленные выше обстоятельства будут способствовать в дальнейшем только снижению количества субъектов малого предпринимательства.

Малый бизнес, зарекомендовавший себя как неотъемлемый элемент рыночной экономики, имеет право на устойчивое развитие, но принятые законы не облегчают существования этого класса предпринимателей.

В этой связи, на взгляд авторов, необходимо для предприятий малого бизнеса, применяющих УСН, предоставить возможность ведения только налогового учета и составления годовой налоговой декларации на основе заполнения книги доходов и расходов, как и было ранее.

По мнению авторов, целесообразно для малых предприятий разрешить выбирать метод признания доходов и расходов добровольно, сняв все ограничения с применения кассового метода.

Все перечисленные меры будут способствовать укреплению и развитию малого предпринимательства в Российской Федерации.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 04.12.2012) .

4. Самилло Р. И. Самые важные изменения в бухгалтерском учете с 2013 г. URL: http:// www. buhseminar. ru/article/19097.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» информирует

Продолжается подписка на II полугодие 2013 г.!

Можно:

- оформить подписку с любого месяца;

- подписаться на архивные номера и отдельные выпуски;

- оформить подписку самостоятельно на сайте издательства.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-ной скидкой.

(495) 721-85-75 podpiska@fin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.