Научная статья на тему 'Влияние задержки психофизиологического развития на успеваемость младшего школьника'

Влияние задержки психофизиологического развития на успеваемость младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / АСТЕНИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осолодкова Е.В.

В статье рассмотрены возможные причины задержки психофизиологического развития младшего школьника. Представлен анализ физиологических изменений, происходящий в возрасте 7-9 лет. Анализируются проявления причин неуспеваемости младшего школьника, связанные с нарушением в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние задержки психофизиологического развития на успеваемость младшего школьника»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

каждого студента в соответствии с его физическим состоянием и здоровьем. Так же спортивная игра является моделью повседневной жизни, воспроизводящая практическое поведение человека в конкретных, постоянно меняющихся в соответствии с установленными правилами условиях. Спортивно-игровая деятельность позволяет приобрести общественно значимый опыт, а также обеспечивает когнитивное, личностное и нравственное развитие [2, 3]. Соревнования по настольному теннису и бадминтону могут быть организованны в различных видах: личные, лично-командные, командные, парные. Данные виды спорта популярны как среди девушек, так и среди юношей.

Использование спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке студентов СМГ педагогических вузов положительно повлияет на уровень их физического здоровья и оптимизирует формирование СПВК, входящих в состав компетенций будущих педагогов. Список использованной литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. -Екатеринбург, 2011. - 345 с.

2. Ольховская Е.Б. Настольный теннис в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы / Инновационная наука. - 2016. - № 5-3 (17). - С. 158-160.

3. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография - Екатеринбург, 2008 г. - 103 с.

© Ольховская Е.Б., 2017

УДК 372.4

Е.В. Осолодкова

к.п.н., доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математики и естествознания Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская федерация

ВЛИЯНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

В статье рассмотрены возможные причины задержки психофизиологического развития младшего школьника. Представлен анализ физиологических изменений, происходящий в возрасте 7-9 лет. Анализируются проявления причин неуспеваемости младшего школьника, связанные с нарушением в состоянии здоровья.

Ключевые слова

Возрастной кризис, психофизиологическое развитие, младший школьник, астенические состояния.

В настоящее время из детей, поступающих в первые классы, практически здоровы 20-25%; 30-35% страдают хроническими заболеваниями уха, горла, носа; 8-10% имеют нарушения зрения, у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы. Дети с такими нарушениями здоровья приспосабливаются к обучению в школе труднее, чем их более благополучные сверстники. Все эти факторы могут быть причинами неуспеваемости школьников.

В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей [1].

Приспособление детей к новой школьной обстановке осложняется тем, что младший школьный возраст 7 — 9 лет совпадает по времени с возрастным кризисом. В период этого кризиса прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, таких как гипофиз и кора надпочечников. В младшем школьном возрасте наблюдается отчетливый эндокринный сдвиг, который сопровождается ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Все это требует от организма младшего школьника большого напряжения и мобилизации всех резервов, а это может приводить к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости.

Одновременно, в период данного физиологического криза вступают в действие высшие корковые механизмы, ребенок медленно, но неуклонно начинает переходить от мускульной эмоциональной жизни к жизни сознания. В этот период завершает свое формирование вторая сигнальная система, начинает формироваться личность маленького человека. Школа своими правилами помогает ребенку преодолеть издержки критического возраста.

Если по каким-либо причинам происходит задержка психофизиологического развития, тогда критический период может задерживаться на несколько лет и ребенок приходит в школу на уровне развития 5 — 6-летнего малыша. Такие дети не могут усвоить школьную программу и попадают в разряд неуспевающих. Причинами задержки психофизиологического развития ребенка могут быть патологическое течение беременности и родов, заболевания в младенческом возрасте — диспепсии, ревматизм, инфекции, алкоголизм или наркомания родителей, неблагоприятные семейные обстоятельства, в результате которых дети не ухожены и запущены.

Кроме названной ранее задержки психофизического развития, причинами могут быть астенические состояния, вызванные хроническими заболеваниями или остаточными явлениями черепно-мозговой травмы.

Характерной особенностью астенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются. Всё это создаёт для ребёнка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счётом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений, не делают смысловых ударений. В письме допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности снижается. У некоторых детей мала продуктивность работы. Они не могут сосредоточить внимание на выполняемых заданиях и постепенно становятся неуспевающими учащимися. Эти физически ослабленные дети обычно не пользуются авторитетом в классе и служат предметом насмешек. Всё это приводит к потере интереса к школьным занятиям, к недисциплинированности.

Всякое воздействие на детей немыслимо без знаний о биологических закономерностях и особенностях развития ребенка. Прежде чем предъявлять те или иные требования, нужно знать возможности ребенка и объективно оценивать его способности их выполнять [2].

Список использованной литературы:

1. Малкина-Пых, И. Г., Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 896с.

2. Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие/ Е. В. Осолодкова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016.-198 с.

© Осолодкова Е.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 37.042.2

Остапенко Д.А.

Воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №36» г. Воронеж, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования образовательной среды в системе инклюзивного образования. Предлагается модель интеллектуальной образовательной среды для данной системы. Описываются проводимые исследования при внедрении некоторых элементов интеллектуальной образовательной среды в системе инклюзивного образования. Представляются результаты эксперимента и его эффективности.

Ключевые слова

Инклюзивное образование. Образовательная среда. Интеллектуальная среда

Значение интерактивности как основного принципа инклюзивного образования неоднократно подчеркивалась в научных трудах ведущих учёных, среди которых в последнее время выделяются работы Нигматова З.Г.[3]. В то же время, создание, развитие и широкое внедрение информационно -образовательных сред в системах общего и профессионального образования, требует аналогичных решений и в системах инклюзивного образования.

Однако, применение в инклюзивном образовании уже имеющихся и хорошо зарекомендовавших себя аппаратно-программных комплексов, созданных на базе вычислительной техники, прикладных программных продуктов и баз данных различного назначения, не может в полной мере применяться в системе инклюзивного образования в его силу специфики [1,2].

Наиболее перспективным вариантом решения указанной проблемы является интеллектуализация образовательной среды, адаптация её под интересы и возможности учащегося [16].

В рамках проводимого нами исследования в 2014 - 2016 учебных годах была предпринята попытка внедрения некоторых элементов интеллектуальной образовательной среды, основные принципы построения которой изложены в работах Слепцовой М.В., в системе инклюзивного образования [3,4,5,6,7,8,9,10,11,12]. Работа проводилась на базе имеющегося программного комплекса по формированию и развитию у учащихся профессиональных навыков изготовления швейных изделий. Для создания интеллектуальной образовательной среды в системе инклюзивного образования, нами в модель образовательной среды изготовления швейных изделий дополнительно введён коэффициент нечеткого равенства tmc, характеризующий степень усвоения учащимся в инклюзивной образовательной среде учебного материала. Модель интеллектуальной образовательной среды для системы инклюзивного образования была преобразована следующим образом. Выбраны 4 типовых и наиболее востребованных у учащихся типов швейных изделий, для которых разработана диаграмма Хассе, включающая в себя в зависимости от сложности его изготовления от 8 до 14 эталонных входных ситуаций Si ... Sn-i, 1 целевую эталонную ситуацию S0, и от 14 до 52 промежуточных эталонных ситуаций Sn ... Sk, разделённых на уровни и подуровни [13,14,15]. Промежуточные эталонные ситуации группы уровня S n ... Sk+m содержат в себе только общую постановку задачи, типа: следующая технологическая операция изготовления изделия -пришить воротник. Промежуточные эталонные ситуации группы подуровней Sn1 ... S(k+m)1 конкретизируют задачу: количество швов, применяемое оборудование и расходные материалы и т.д. Каждый учащийся в конкретный момент времени описывается текущей ситуацией S0, которая в связи особенностями учащихся в системе инклюзивного образования, может отличаться от имеющихся в модели эталонных ситуаций. Поэтому в дальнейшем считаем, что учащийся находится в промежуточной эталонной ситуации Sn ... Sk,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.