Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ЮМОР / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завгороднев С.С.

В статье рассматривает влияние юмора на снижение тревожности у подростков посредством юмора. Тема весьма актуальна в наше время так как в эпоху развития технологий, массовых медиа и безумно быстрого ритма города, огромного количества проблем, различных экзаменов и проверок, тревожность является довольно частым явлением. Тема является актуальной для множества возрастов, особенно для подростков. Цель работы проследить влияние юмора на тревожность подростков. В нашей работе мы использовали метод проектной формы деятельности. Результат: после проведения проекта личностная тревожность всех участников проекта снизилась на 25%, а ситуативная на 10%. Исходя из полученных данных мы можем говорить о том, что участники проекта усвоили полученные средства, а также смогли их применить вне проекта. Выводы: Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод что наша гипотеза о том, что тревожность подростков как личностная, так и ситуативная снизится, она снизилась на 25% и 10% соответственно. Предлагаемые нами средства были усвоены всеми участниками проекта и применены как в рамках проекта, так и за его пределами, что соответственно может говорить о удачном завершении исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 740

Завгороднев С.С.

Студент 6-го курса СурГУ Г. Сургут. РФ

Научный руководитель: Шумилов С.П.,

Канд.психол.наук, доцент Г. Сургут, РФ

ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье рассматривает влияние юмора на снижение тревожности у подростков посредством юмора.

Тема весьма актуальна в наше время так как в эпоху развития технологий, массовых медиа и безумно быстрого ритма города, огромного количества проблем, различных экзаменов и проверок, тревожность является довольно частым явлением. Тема является актуальной для множества возрастов, особенно для подростков.

Цель работы проследить влияние юмора на тревожность подростков.

В нашей работе мы использовали метод проектной формы деятельности.

Результат: после проведения проекта личностная тревожность всех участников проекта снизилась на 25%, а ситуативная на 10%. Исходя из полученных данных мы можем говорить о том, что участники проекта усвоили полученные средства, а также смогли их применить вне проекта.

Выводы: Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод что наша гипотеза о том, что тревожность подростков как личностная, так и ситуативная снизится, она снизилась на 25% и 10% соответственно.

Предлагаемые нами средства были усвоены всеми участниками проекта и применены как в рамках проекта, так и за его пределами, что соответственно может говорить о удачном завершении исследования.

Ключевые слова Юмор, тревожность, подростки

Введение

Тревожность — это личная психологическая особенность, содержащаяся в завышенной предрасположенности испытать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, даже в таких, которые к этому не предрасполагают.

Тревога, нарушает не только учебную деятельность, она во многом начинает разрушать и личностные структуры.

Большое влияние на становление личности имеет подростковый возраст. В этом критическом возрасте возрастает проблема эмоциональных реакций и характерологических проявлений, влияющих на уровень тревожности.

Тревожность является значительным фактором развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения.

Как нам известно новообразованием в подростковом возрасте является рефлексивное мышление. Это новообразование очень важно в становлении личности подростка.

Так же подростки на своём пути сталкиваются с 2-мя важнейшими школьными экзаменами такими как ОГЭ и ЕГЭ. Из-за огромного количества нагрузки, которая выпадает на долю школьников начиная экзаменами заканчивая поступлением в университет или колледжи и появляется тревожность.

Хоть наша работа во многом и направлена на развитие и помощь подросткам, так же один из

аспектов нашей темы актуален и для других возрастов.

Во взрослой жизни в городе множество задач, с которыми порой сложно справится человеку. От повышения квалификации до удачно закрытого отчёта, от расчётов на уплату налогов, до расчёта времени что бы забрать ребёнка из дет сада. В 21 первом веке тревожность преследует всех нас, и во многом людям сложно с ней справляться, у кого-то не хватает финансов для работы с психологом, у кого-то нет сил или времени для того, чтобы работать что бы решить данную проблему.

Но что, если есть средство, которое может помочь любому возрасту. Оно достаточно универсальное, многие поколения говорят на этом языке, это не привязано к определённому возрасту, сколько привязано к контексту времени. Что если это средство может во многом благоприятно влиять как на развитие подростков, так и на снижение тревожности не только у подростков так и у взрослых людей. Мы говорим о языке юмора, который является достаточно универсальным.

Юмор известен нам с далёких времён, нет ни одного языка, ни одной культуры, где бы не было юмора. Множество поколений передавали свои знания через остроты другим поколениям. Так же мы считаем, что юмор является и терапевтическим средством что мы и проверим в этой работе.

Мы предполагаем, что посредством применения юмора тревожность подростков, как личностная, так и ситуативная снизится.

В нашем исследовании участвовали 15 подростков, 14-16 лет. В нашей работе мы использовали проектную форму, т.е. проводили занятия длительностью 45 минут на базе учебного учреждения. Занятия отличались от обычных школьных уроков так как во многом сами участники создавали занятия для свои одногруппников и сами вставали на роль учителя, это во многом помогло для более глубокого понимания так как подростки могли объяснять темы друг другу на своём языке. Всего было проведено 10 занятий.

Вначале участникам предлагалось просто изучить юмор, откуда он берётся его жанры и какие темы он затрагивает, на этом этапе ученики изучали откуда рождается юмор.

Следующим этапом было изучение истории юмора по средством разбора значимых для истории юмора личностной, определение в каком жанре они работали, а также соотношение шуток авторов с их биографиями.

Следом ученикам предлагалось самостоятельно выбрать темы и жанр для своего небольшого выступления в конце проекта.

Благодаря такой системе мы позволяем участникам посредством поэтапного обучения плавно войти в тему что, по нашему мнению, способствует более лучшему пониманию темы.

Для диагностики и выходного контроля были использованы шкалы личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1980).

Исходя из данных, полученных после первичной диагностики, мы можем говорить о умеренной личностной и высокой реактивной тревожности у большинства участников проекта. После проведения всех занятий мы ещё раз провели диагностику.

После проведения проекта личностная тревожность всех участников проекта снизилась на 25%, а ситуативная на 10%. Исходя из полученных данных мы можем говорить о том, что участники проекта усвоили полученные средства, а также смогли их применить вне проекта.

Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод что наша гипотеза о том, что тревожность подростков как личностная, так и ситуативная снизится, она снизилась на 25% и 10% соответственно.

Предлагаемые нами средства были усвоены всеми участниками проекта и применены как в рамках проекта, так и за его приделами, что соответственно может говорить о удачном завершении исследования.

Список использованной литературы: 1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова.

- СПб.:Питер, 2001.

2. Астахов Р.Л. Тревожность как фактр трансформации личности подростков // Психология XXI века: Тезисы Межд. Научно-практической студенческой конференции СПб, 2000

3. Айзенк X. Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова.

- СПб.:Питер, 2001. - С. 224-247.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.

5. Засин С. Динамика эмоционального напряжения в системах с меняющейся вероятностью ожидаемого исхода. - В кн.: Речь, эмоции, личность. - Л, 1978.

6. Засин С. Динамика эмоционального напряжения в системах с меняющейся вероятностью ожидаемого исхода. - В кн.: Речь, эмоции, личность. - Л, 1978.

7. Катыгин Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. - Л, 1979, С. 46-49.

8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

9. Кудрявцева Н. Тревога как социальная болезнь // Химия и жизнь. - 2004. - №11. - С. 10-14.

10.Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 2002.

11.Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: Азбука. - 2007.

© Завгороднев С.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.