Научная статья на тему 'Влияние языка на этнокультурную картину мира'

Влияние языка на этнокультурную картину мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
649
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЯЗЫК / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ ПОКОЛЕНИЙ / LANGUAGE / ETHNO-CULTURAL PICTURE OF THE WORLD / SOCIOCULTURAL GENERATION EXPERTISE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морзавченков Гурген Амаякович

Статья посвящена языку как одному из факторов, влияющих на этнокультурную картину мира и на ее передачу из поколения в поколение.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Морзавченков Гурген Амаякович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article language as one of the criteria which influence on ethno-cultural picture of the world and on its transfer from one generation to another is discussed.

Текст научной работы на тему «Влияние языка на этнокультурную картину мира»

Гурген МОРЗАВЧЕНКОВ

ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ КАРТИНУ МИРА

Статья посвящена языку как одному из факторов, влияющих на этнокультурную картину мира и на ее передачу из поколения в поколение.

In the article language as one of the criteria which influence on ethno-cultural picture of the world and on its transfer from one generation to another is discussed.

Ключевые слова:

язык, этнокультурная картина мира, социокультурный опыт поколений; language, ethno-cultural picture of the world, sociocultural generation expertise.

Язык рассматривается как сложнейшая система значений, представлений и оценок, веры и убеждений, концепций времени и пространства. Для настоящего исследования важно рассмотрение языка как социального явления, как знакового механизма общения, системы дискретных знаков, служащих для обеспечения процессов коммуникации и способных выразить всю совокупность представлений человека о мире.

В истории научной мысли феномен языка всегда оставался в центре внимания исследователей. В античной философии язык, бытие и мышление воспринимались слитно, синкретично. В средние века осознается вторичность языка по отношению к действительности. Позднее все более осознается влияние языка на формирование мысли и восприятие действительности. В исследованиях роли языка учеными XX в. отчетливо утвердилась мысль об его определяющем влиянии не только на мышление и организацию понятийных систем, но и на восприятие реального мира.

Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является его действительным сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, социокультурным ценностям. Именно в языке запечатлен познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Язык хранит историю цивилизационного развития. Он отражает национальный характер, его симпатии и антипатии, связи с другими народами. Язык впитал в себя особенности отношения этноса к окружающей действительности, систему ценностей и оценок, мотивацию поведения и т.д.

Функции языка можно разделить на когнитивные (коммуникативные), социальные и частные (эмоционально-психологические). Говоря о социальных функциях языка, связанных с идентификацией этнокультурных норм, исследователи предлагают выделить их как этнический признак. Язык (все составляющие его системы: словарный состав, фонетика, грамматика и т.д.) и культура — это продукты многовекового развития, в ходе которого они закрепляли в своих системах особенности каждого этапа развития этноса. Как образно подметил В.И. Антонов, «язык подобно живой «губке» впитывает все богатство культуры вплоть до ее трудноуловимых особенностей, тончайших нюансов»1.

МОРЗАВЧЕНКОВ

Гурген

Амаякович — аспирант кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ им.

Н.А. Добролюбова gurgenm@mail.ru

1 Антонов В.И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия, 2001, № 2, с. 50.

Соотношение языка и культуры — вопрос довольно сложный и многоаспектный, так как «язык не просто существует в системе культуры как социально унаследованная совокупность практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни»1, но и является носителем культурных ценностей, социальных значений, регулятором и координатором общественных отношений.

Впервые проблема роли языка в формировании образа мира исследовалась Платоном в его знаменитом диалоге «Кратил». Дальнейшее развитие эта тема получила в учении В. Гумбольдта о внутренней форме слова: «отношение человека и предмета всецело обусловлено языком»2. А основоположник школы неогумбольди-анцев Л. Вайсбергер ввел в обиход понятие «языковая картина мира».

В рамках рассмотрения взаимосвязи языка и культуры особо следует отметить теорию лингвистической относительности (дополнительности) Э. Сепира и Б.Л. Уорфа.

Э. Сепир, выделяя ведущую роль языка в процессах накопления и передачи культурного достояния народа, считал язык не только специфической формой культуры, но и обязательной предпосылкой развития культуры в целом. Б.Л. Уорф, ссылаясь на Э. Сепира, приводит его высказывание: «Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают. Они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества... “реальный мир” в значительной мере бессознательно строится на основе языковых норм данной группы»3. Б.Л. Уорф, который работал с языком североамериканских индейцев хопи, пришел к мысли о том, что хопи воспринимают, ощущают мир иначе, чем носители английского или русского языков, на что указывает каждая языковая категория их языка. «Грамматика по сути является не только системой моделей

1 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М. : Слово^1ото, 2000, с 5.

2 Королев К. Язык мира // Языки как образ мира. — М. : АСТ; СПб. : Тегга Fantastica, 2003, с. 5.

3 Уорф Б.Л. Отношения норм поведения и мыш-

ления к языку // Языки как образ мира. — М. : АСТ; СПб. : Тегга Fantastica, 2003, с. 156.

и категорий, используемых для построения предложений, но и способом анализа и обозначения восприятия, средством анализа и синтеза впечатлений, то есть выступает основой логики этноса»4. Это положение представляет особый интерес, так как восприятие действительности, выраженное в языке, накладывает свою печать на нормы культуры, поведения людей а также на формирование этнокультурной картины мира. Однако язык ни в коей мере не диктует способы осуществления деятельности. Человек использует язык и заложенные в нем модели для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей. Какой модели следовать — волен выбирать он сам.

В современной мировой и отечественной науке к языку относятся как к знаковой системе, моделирующей картину мира в сознании отдельного человека, этноса, субэтноса и составляющих его групп, а также утверждают идею влияния языка на мышление и мировоззрение людей (В. фон Гумбольдт, В.Д. Уитни, Г. Штейнталь).

Различия в языковом обозначении предметов и явлений окружающего мира — это различия главным образом семантического характера. А.А. Потебня отмечал, что в истории языка внимания заслуживает исследование не звуковой наружности слов, а мысленное содержание слов. Хранилищем человеческих знаний о мире, природе, человеке и обществе является лексика. Обширный и разнообразный лексический строй языка преобразуется в течение многих веков, и каждое слово, существующее в лексике того или иного живого языка, является отражением прошлого опыта. Иными словами, в значение слова закладываются знания людей. И это знания не одного человека, а многих людей, всего народа.

Каждый предмет или явление в окружающем мире имеет свое имя. Изначально нет и не может быть единых понятий для представителей разных языков. Взгляд на мир у разных народов не одинаков даже тогда, когда они видят и отражают в языке один и тот же предмет. Образ мира, отражаемый в словах родного языка, воплощается, прежде всего, в том способе, посредством которого язык обозначает предметы и явления окружающего мира. Объясняя

4 Там же.

языковой менталитет через чувственный мир, постигаемый умозрительно, В. Гумбольдт писал, что его привлекает внутренняя таинственная связь всех языков и, прежде всего, высшее наслаждение — с каждым новым языком приобщаться к новой системе мыслей и чувств. Действительно, через многообразие языков человеку открывается богатство мира и многообразие того, что в нем познается, поскольку языки в отличительных и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия. Язык всегда воплощает в себе своеобразие целого народа.

Этнокультурная картина мира формируется в процессе «вхождения» или «погружения» в культуру этноса, которая обладает особыми, характерными только для нее качествами. Носитель этнической культуры мыслит, используя образы и представления, бытующие в данной культуре. Словарный состав языка содержит значения, присущие данной культуре, и не просто называет разные предметы, но и передает разное видение мира. Как справедливо отмечает Э. Сепир, язык — это путеводитель в «социальной действительности».

Во второй половине прошлого столетия в связи с процессами глобализации и интеграции в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся активизацией этнического самосознания. В отличие от других «искусственно созданных» сообществ, этнос является исторически сложившимся сообществом, а обладание глубокими культурными корнями и языком делает его довольно устойчивым к влиянию извне. Благодаря этой способности языку удается осуществлять формирование и поддержание отношений внутри этноса, именно поэтому он и осуществляет основную координацию социальных действий. Являясь основной формой определения, сохранения и передачи социального опыта и инструментом объ-

ективации субъективных значений, язык преобразует психологические феномены в социальные факты, придает индивидуальным переживаниям интерсубъективное значение. Таким образом, язык играет основную роль в конструировании этнической идентичности.

Итак, язык — это своего рода знаковая память человека как общественного индивида, необходимая для сохранения приобретенных знаний, трудовых навыков и передачи накопленного социокультурного опыта в процессе общения. Национальные языки представляют собой своеобразную информационную запись, которая выражается в определенной знаковой системе, отличается спецификой культурно-исторического отражения и является одной из основных форм познавательной активности человека. Уникальная способность людей с помощью языка в процессе деятельностного общения познавать и изменять окружающую действительность позволяет рассматривать язык как творческое, созидательное начало.

Основное предназначение языка — быть средством человеческого общения — не ограничивается функцией передачи и хранения информации, но распространяется на формирование знания о мире. Язык — это средство познания человеком как окружающей действительности, так и самого себя. Поскольку общество и индивид обозначают не отдельные явления, а общий и частный аспекты одного и того же, язык является в т.ч. средством отражения и конструирования «Я» человека и общества в целом. Именно поэтому с помощью языка в процессе активной познавательно-трудовой деятельности человеку удалось радикально изменить этнокультурную картину мира. Благодаря языку она получает возможность передаваться от поколения к поколению, отбирая, сохраняя и создавая то, что способствует дальнейшему развитию общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.