Агар дар соли 1950 даромади колхозно аз кирмакпарварй 29-фоизи хамаи даромади онхоро ташкил карда бошад, пас даромади колхозно дар соли 1953 аз ин соха 35 фоиз мебошад [4, с.19].
Кирмакпарварони пешкадами вилоят аз пила косили фаровон ба даст меоварданд ва дарачаи зиндагонии колхозчиён руз аз руз бехтар гардид. Масалан, сардори звенои колхози ба номи Кирови нохияи К^алъаи Хум кахрамони мехнати сотсиалистй Ф.Суфихонова соли 1966 аз хар куттй кирмак 115 килограмм пила гирифт [5, с.29].
Кирмакпарварй ба иктисодиёти вилоят таъсири мусбй расонд. Даромади пули колхозхои вилоят баъди солхои чангй чанд маротиба зиёд шуд. Дар колхозхои вилоят усулхои нави кор чорй карда шуд.Пешкадамони истехсолоти колхозй руз аз руз зиёд мешуданд. Ба шароити душвори обу хавои Помир нигох накарда, ба таракки додани хосили зироатхои хочагии кишлок диккати махсус зохир намуданд. Сафи пешкадамони хочагии кишлок торафт зиёд гардид. Бригадаи Нурмамад Мизробов аз колхози ба номи Стаханови нохияи Рошткалъа аз хар гектар замини галла 35 сентнерй хосил ба даст меовард [5, с.29].
Х,амин тарик, кишвари аз чихати иктисодй акибмондаю дурдаст, дар солхои баъди чангй ру ба тараккй ниход. Дарачаи зиндагонии халк бехтар гардид. Мардум бо боварии комил ба давлату сарвари он дар пешрафти тараккиёти хочагии халк сахми калон гузоштанд. Захираю имкониятхои ВМКБ барои хаматарафа тараккй додани хочагии кишлок бузурганд. Вазифаамон аз он иборат аст, ки бояд ин имкониятхо ва захирахоро васеъ истифода барем.
АДАБИЁТ
1.Хочагии кишлоки Точикистон, окт, 1954, № 10
2.Хочагии кишлоки Точикистон, май, 1954, № 5
3.Хочагии кишлоки Точикистон, 1967, № 8
4. Хочагии кишлоки Точикистон, ноя, 1953, № 11
5. Хочагии кишлоки Точикистон, 1967, № 8
ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВО ГБАО В ПОСЛЕ ВОЕННЫЕ ГОДЫ
В статье рассматривается состояния сельскохозяйство ГБАО послевоенные годы. Автор на основе статистических данных и ряд исследовании отмечает, что послевоенные годы труженики села внесли свой вклад в восстановление народного хозяйство области. Основное внимание автор уделяет на развитие животноводство, садоводство, овощеводство и других отраслей сельского хозяйства область в данный исторический период.
Ключевые слова: скотоводство, садоводство, колхозы и совхозы, шелководство, ГБАО, центнер.
THE SITUATION OF AGRICULTURE OF GBAO AFTER THE WAR
The article deals about the situation of agriculture after the war. On the base of statistic resource and several researches notes that after war year the worker of the region did a lot for the agriculture in this region. The main attention was paid for the cattle - breeding, gardening, greengrocering and other spheres of agriculture in this historical period.
Keywords:cattle breeding, gardening, collective, farmer, silk - reproducing.
Сведения об авторе:
Бадавлатова Рамзия Боздавлатовна - Соискатель кафедры истории таджикского народа факультета Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни.
About the author:
Badavlatova Ramziya Bozdavlatovna - The researcher of the department of history of Tajik nation of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini.
ВЛИЯНИЕ ВЫНУЖДЕННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТАДЖИКСКИХ МИГРАНТОВ
Бобоходжаева Г.Д.
Таджикский государственный университет коммерции
Тема социально-психологического условия и состояния мигрантов и его влияния в последнее время становится актуальной во всех областях жизнедеятельности, особенно в экономической, политической, культурной, социальной сферах Республики Таджикистан.
Наиболее остро оно ощущается и в образовании, так как постоянная вынужденная поездка трудовых мигрантов лишает возможности правильного воспитания детей мигрантов школьного возраста. Дети мигранта постоянно ощущают отсутствие отца и нехватку его заботы и конечно же это влияет на его воспитание и образовании. В любом обществе результатом успешной миграционной политики является баланс интересов участников процесса трудовой миграции, т.е. отправляющих и принимающих государств, и конечно же, самих трудовых мигрантов. [1, с.5]
Вынужденное оставление родного очага и родных оказывает очень тяжелые влияние как на психику и здоровье самого мигранта. Оно отрицательно влияет также и на психологические состояние всей членов семьи мигранта и общества в целом. Вынужденная трудовая миграция это не только механическое передвижение людей из одного места в другом. Немаловажно то что это также сложный социально-психологический процесс, имеющее огромное отрицательное влияние на многие стороны социально-психологические и политические жизни общества.
Особенно социально-психологические травмы в отличии от других серьезных заболеваний такие как простуда легких, заболевания опорно-двигательного аппарата, суставные и пр., намного превышают их в процентном соотношении. Многие вышеперечисленных болезни кроме психологических, можно вылечит с небольшим трудом (хотя многие из них остаются хроническим). Однако психологические болезни по причину того что мигранты вовсе не обращают на них особенного внимания или не остается больше денег на специалиста после решения многих других финансовых и социальных проблем, то с каждым годом эти психологические травмы накапливаются все больше и больше. В итоге превращается в серьезный психологический недуг, от которого страдает вся общество в целом. К сожалению, мигранты обращают к психологам крайне редко, либо тогда, когда уже будет слишком поздно. Такие серьезные заболевания как фобические реакции, невротические проявления у взрослых, энурез у детей, посттравматические стрессы, агрессивность, а также такое состояние мигрантов как этническая интолерантность и т.д., становятся массовым, увеличиваясь в процентном соотношении год за годом. Мигрант после переезда попадает в абсолютно новой среде, где процесс привыкания проходит мучительно долго, подвергается психологическим стрессам; незнание языка, обычаев и традиции добавлять наибольшие психологические затруднения и многие испытывают серьезные психологические проблемы, испытывают культурный шок, ощущают себя чужаками. Все эти психологические проблемы, как было упомянуто выше, год за годом накапливают все новые и новые недуги, когда человек становится уже биороботом, не чувствуя себя полноценным членом общества и семьи; вспоминают о психиатре только тогда, когда дело дойдет очень далеко, либо становится слишком поздно. [2, с.7]
Вынужденная трудовая миграция обычно сопровождается тяжелыми для человека последствиями: ухудшается и физическое, и психическое здоровье человека, дают о себе знать хронические болезни. Многие мигранты испытывают посттравматический стресс, который проявляется в повышении агрессивности и ухудшении отношений с другими людьми.
Морально-психологическое и физическое здоровье таджикских мигрантов, находящихся в Российской Федерации, напрямую зависит от эффективного решения многих проблем. Прежде всего, эти проблемы связаны с трудностями реализации основных прав человека. Из всего многообразия этих прав самой острой представляется ситуация с реализацией нормы, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь. [5, с.84]
Но у вынужденных трудовых мигрантов и переселенцев, как и у беженцев тяжелая ситуация складывается и с социально-экономическим положением, и с психическим состоянием.
Как ни прискорбно это звучит, но часто при работе с вынужденными мигрантами психолог назначается только тогда, когда возникает потребность в психиатре. Но в данном случае ситуация уже запущена, а истерзанную психику спасет уже не психологическая помощь, а медикаментозное лечение. Очень важно не доводить дело до психического срыва. Ведь чтобы без негативных последствий адаптироваться к новым условиям человеку нужно психическое здоровье и психологический настрой. Вынужденным трудовым мигрантам, крайне необходима психотерапевтическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций и профессиональные консультации специалистов-психологов. Современная психотерапия помогает мигранту справиться с депрессией, избавиться от негативных
переживаний и мыслей, перейти от деструктивного, разрушительного поведения к конструктивному, созидательному. Специальные тренинги помогут человеку обрести уверенность в себе, преодолеть чувство тревожности, сформировать позитивный образ самого себя. Для того чтобы организовать работу по психотерапевтической помощи вынужденным трудовым мигрантам, необходимо иметь ясное представление об их психическом состоянии. С начала 90-х г. проводятся исследования по психодиагностике состояния вынужденных трудовых мигрантов. [3, с.55] Фундаментом в понимании психического состояния вынужденных трудовых мигрантов является кризис социальной идентичности - резкие трансформации представлений личности о себе и своем месте в системе жизненных отношений. Через кризис социальной идентичности прошло практически все наше общество. Но для вынужденных трудовых мигрантов этот процесс оказался особенно трудным. У некоторых категорий вынужденных трудовых мигрантов идентичность трансформируется настолько сильно, что перестает выполнять свои функции: интегрирующую - на уровне группы и адаптивную - на уровне личности. Например, психологические исследования беженцев из различных районов Таджикистана (особенно районы близлежащие к границам с Афганистаном) в годы межтаджикских конфликтов, выявили полное разрушение структуры их самосознания. Главные категории, такие как социальный статус, профессиональная принадлежность, семейные роли, половая, возрастная принадлежности, деформируются особенно сильно, а именно на них мы опираемся, ориентируясь в окружающем мире. Например, беженцы теряют такие статусные категории, как гражданство и национальная принадлежность. Это кардинальная трансформация структуры идентичности - осознание себя выброшенными за пределы главных жизненных отношений в обществе. Также попадание в новую этнокультурную среду зачастую вызывает у человека культурный шок [5, с.85]. Но человек продолжает соблюдать прежние нормы и ценности, которые были приняты в той среде, откуда человек был вынужден уехать, а это только осложняет общую ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культуре, тем труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют не только этнические, но и культурные различия. Иногда человек впадает в противоположную крайность. Тогда он начинает отрицать собственную культуру, у него ухудшается отношение к родной стране. Из-за этого нарушается ход процесса адаптации. Человек не должен терять своего лица, полностью отказываясь от привычных способов поведения, стиля жизни. Когда личность уже сформирована, такие перестройки вызывают тяжелые психологические последствия. Подобные трансформации самосознания у беженцев и вынужденных трудовых мигрантов и переселенцев снижают уровень толерантности (терпимости) к другим группам, препятствуя адаптации в новых условиях. В таких ситуациях необходим достаточно длительный процесс культурной адаптации, в ходе которого консультации психологов и психотерапевтов могут оказать неоценимую практическую помощь. Оказание профессиональной помощи в решении этих и других психологических проблем является весомым аргументом при создании психологических консультаций, служб психологической поддержки вынужденных трудовых мигрантов. Эти службы, на мой взгляд, не должны быть самостоятельными структурами, а представлять собой часть комплексной работы общественных организаций, занимающихся практической деятельностью по оказанию помощи беженцам и вынужденным трудовым мигрантам и переселенцам. Помимо этого, психологические службы целесообразно совмещать со специальными юридическими консультациями. Психологическое консультирование должно также стать важным компонентом структуры специализированных реабилитационных центров. Подавляющее большинство судебных разбирательств, связанных с защитой интересов вынужденных трудовых мигрантов и переселенцев и оказанием им правовой помощи связано с условиями проживания мигрантов в стране, а именно с получением гражданства Российской Федерации и регистрацией по месту жительства или по месту пребывания, а также с легализацией их в качестве вынужденных переселенцев. [4, с. 65]. Этот пример не означает, что с трудоустройством, обеспечением жильем, социальными услугами дела обстоят вполне благополучно. Ситуация тут складывается в сочетании двух обстоятельств: во-первых,
нарушения прав переселенцев в означенных сферах являются массовыми; во-вторых, юридическая борьба с этими нарушениями доказала свою результативность (особенно когда дело доходит до судебного разбирательства), поскольку речь идет о противоречии действий разного ранга должностных лиц положениям Конституции и других весьма четко сформулированных законодательных актов. И трудность тут состоит в том, что люди, вышедшие из социализма и находящиеся в трудном материальном и психологическом состоянии, просто не могут заставить себя обратиться в суд и довести дело до конца. Что касается трудностей переселенцев в получении жилья и работы, речь тут идет, во-первых, о так называемых ресурсоемких правах, соблюдение которых крайне трудно «пробить» через суд, ведь само по себе судебное решение не создает материального обеспечения прав. Во-вторых, из-за этого дефицита законодательные акты сформулированы так, что они практически никого ни к чему не обязывают. Таким образом, вынужденные трудовые мигранты, пытаясь решить ключевые проблемы обустройства на новом месте, в определенном смысле выпадают из правового пространства и попадают во власть некоего неформального механизма, основанного на связях, деньгах, взятках и прочем, на их умении «устраиваться» и «договариваться».
ЛИТЕРАТУРА
1.Саодат Олимова. Миграционные процессы в современном Таджикистане. Суздаль, 2005. - 24 стр.
2.Хаитов Ф. К. Социокультурные особенности проявления миграционных процессов в Таджикистане. Душанбе, 2012. 150 стр.
3.Рахимбек Бобохонов. Миграционные процессы в Таджикистане (XX в.) и Россия. Душанбе, 2001. - 154 стр.
4.Киселева Мария Владимировна. Внутренняя миграция в современной России и ее социально-психологические последствия в условиях кризиса. Ярославль, 2003. - 123 стр.
5.Тюрюканова Е.В. Мигранты на неформальном рынке труда в Москве // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. - М.: Дом книги, 2006. - 68 стр.
ВЛИЯНИЕ ВЫНУЖДЕННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ДУХОВНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОВЕДЕНИЕ ТАДЖИКСКИХ МИГРАНТОВ
Тема социально-психологического условия и состояния таджикских вынужденных мигрантов и его влияния в последнее время становится актуальной во всех областях жизнедеятельности, в том числе в экономической, политической, культурной, социальной сферах Республики Таджикистан, особенно остро оно ощущается и в образовании. В любом обществе, и особенно в трансформирующемся, результатом успешной миграционной политики является баланс интересов участников процесса трудовой миграции, т.е. отправляющих и принимающих государств, и конечно же, самих трудовых мигрантов. Для упорядочивания вынужденной трудовой миграции и правильное его регулирование необходимо предпринять некоторые социально-психологические и социально-культурные шаги, о котором данная статья пытается рассматривать.
Ключевые слова: вынужденная трудовая миграция, социальная жизнь, экономика, образование, культура, политика, регулирование.
THE IMPACT OF FORCED LABOUR MIGRATION ON THE SPIRITUAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL BEHAVIOUR OF TAJIK MIGRANTS
The topic of socio-psychological conditions of Tajik forced migrants and its impact has recently become relevant in all areas of life, including the economic, political, cultural and social spheres of the Republic of Tajikistan, and it is particularly acute in education. In any society, and especially in the transforming one, the result of a successful migration policy is a balance of interests of the participants of the labor migration process, i.e. sending and receiving states, and of course, the labor migrants themselves. In order to regulate forced labour migration and its proper regulation, it is necessary to take some socio-psychological and socio-cultural steps, which this article tries to consider.
Key words: forced labor migration, social life, economy, education, culture, politics, regulation.
Сведение об авторе:
Бобоходжаева Г.Д. - Таджикский государственный университет коммерции 734055, г.Душанбе, ул. Дехоти 1/2, Тел: (+992)918699461, E-mail: bobokhodzhaeva@bk. ru
About the autor:
Bobokhojaeva G. -Tajik state university bisness 734055, г.Душанбе, ул. Дехоти 1/2, Тел: (+992)918699461, E-mail: [email protected]
ШАРХИ МАФХУМХРИ ИДОРАКУНЙ ВА МЕНЕ^МЕНТ: УМУМИЯТ ВА ФАРКИЯТ
Муродов И.Д.
Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни
Доир ба мафхуми идоракунй вобаста ба хусусиятгирй ва объекти тадкик карор гирифтанаш дар сохахои мухталифи донишхо таърифхои гуногун дода шудааст. Аз чумла, дар «Лугати калони энсиклопедй» ба мафхуми идоракунй таърифи зайл дода шудааст: «унсур, вазифаи низоми муташаккили табиатхои гуногун (биологй, ичтимой ва техникй), таъминкунандаи хифзи таркибхои муайяни онхо, дастгирй кардани тартиби фаъолият, амалй кардани барномаи онхо» мебошад. [3, с. 184] Аз ин таъриф бармеояд, ки бе идоракунй мавчудият ва фаъолият кардани муассиса гайриимкон аст.
Омузиши идоракунй, хамчун илми мустакил дар охири асри XIX- ибтидои асри XX шуруъ шуд. Яке аз асосгузорони илм оид ба идоракунй мухандиси фаронсавй Анри Файол мебошад. Уро низ падари менечмент меноманд. Дар тадкикоти худ «Идоракунии умумй ва саноатй» бори нахуст ба мафхуми идоракунй хамчун илм таъриф дода, унсурхои асосй ва принсипхои идоракуниро мушаххас намуд. Аз чумла, мухтавои таърифи у ин аст: «Идора кардан маънои - пешгуй кардан, ташкил намудан, фармонравой намудан, ба хамдигар мувофик кардан ва назорат намуданро дорад».[4, c.8]
Аз таърифи мафхум панч унсур ё худ масъалахои мехварии идоракунй муайян мегарданд:
- пешгуикунй, ё худ - ба хисоб гирифтани ояндаи ба вукуъ наомада ва коркард кардани барномаи дурнамои амал;
- ташкил намудан, ё худ - барои фаъолият намудани муассиса онро бо маводи моддй-техникй ва иктидори зехнй таъмин намудан;
- фармонравой кардан, ё худ - мутахассисон ва кормандонро мачбур кардан зарур аст, ки ба таври сазогор кор кунанд;
- ба хамдигар мувофик кардан, ё худ - робита баркарор намудан, муттахид кардан, хамоханг кардани тамоми кушиш ва амал;
- назорат намудан, ё худ - гамхорй зохир намудан ба хотири он ки хамаи корхо дар асоси тартиби мукарарнамуда ва супоришхои додашуда ичро гарданд.
Файол хамаи амалиёте, ки дар муассиса ба вукуъ мепайванданд, новобаста аз шакли муассиса: хурд, миёна, калон ба шаш гурух таксим менамояд. Ин шаш гурухро шаш вазифаи хоси идоракунй шуморида, зикр менамояд, ки онхо бо хамдигар алокамандии ногусастанй доранд. Ин вазифахо иборатанд: вазифаи техникй, тичоратй, молиявй, сугуртавй, бахисобгирй ва маъмурй.
Вазифаи маъмурй аз дигар вазифахо бо чунин хусусиятгирй низ фарк мекунад, ки дигар вазифахо ба таъмини мавод, воситахо, амвол, коркарди маълумоти оморй оид ба даромад, харид ва фуруш дар муассиса рабт дошта, таъсир ба кормандон, интихоби коргарон ба муассиса хоси вазифаи маъмурй мебошад.[1, с..8-9]
Х,амзамон Файол баробар бо таърифи илмй, вазифахои мухим дар тадкикоти худ 14 присипхои асосии идоракуниро мушаххас намуда, низ эътироф менамояд, ки микдори онхо бехудуд аст.
Ба мисли: 1.таксими мехнат; 2.хокимият - масъулият; 3. интизом; 4.ягонагии маъмурй; 5.ягонагии рохбарй; б.тобеияти манфиатхои хусусй ба умумй; 7.хавасмандгардонй; 8.марказонидан; 9.тартиботи дарачахои мансабу мартаба (иерархия); 10.тартибот; 11.адолат; 12. садокати хайати кадрй; 13. ташаббус; 14. муттахиди кормандон. [4, с. 122].
Рушди назария ва амалияи идоракунй дорои якчанд мархилахои таърихмебошад:
1) давраи кадим (асрхои 9-7-и то милод ва то асри XVIII - милодй).
Пеш аз он ки идоракуниро ба сохаи мустакили донишхо чудо намоем бояд кайд кард, ки хазорсолахо инсоният зарра ба зарра оид ба идоракунй тачриба андухт. Аз хама шаклхои оддй ва ибтидоии батанзимдарорй ва ташкили мехнати якчоя дар мархилаи чомеаи авлодй мавчудият дошт. Оксаколхо, рохбалади кавмхо ва кабилахо дар худ рохбарии хамаи намудхои фаъолиятро дар ихтиёр доштанд. Тахминан дар хазорсолаи 9-7-и то милод давраи аз тасарруф баровардан ва ба тавлидкунанда табдил додани хочагй сурат гирифт, ки дар