Научная статья на тему 'Влияние возраста морского судна на выбор цели оценки его стоимости'

Влияние возраста морского судна на выбор цели оценки его стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЕ СУДНО / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / VALUATION / МОТИВАЦИЯ СУДОВЛАДЕЛЬЦА / MOTIVATION OF SHIP OWNER / ВОЗРАСТ СУДНА / ПОКАЗАТЕЛЬ СТОИМОСТИ / INDEX OF VALUE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / УТИЛИЗАЦИЯ / UTILIZATION / SEA VESSEL / AGE OF VESSEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севенард Ю.А.

В статье рассмотрены особенности оценки морских судов как одного из объектов экономики, рассматриваемых в качестве недвижимого имущества. Проанализированы цели и мотивации судовладельцев при проведении оценки стоимости морских судов с учетом причин приобретения/продажи и факторов «старения» данных объектов недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the Age of a Sea Vessel on Choosing the Purpose of Its Value Estimation

Тhe article examines special features of valuation of marine vessels as one of the economic objects considered to be an immovable property. The author analyzes the purposes and motivation of ship owners in assessing the ship value, taking into consideration the reasons for purchase or sale and the factors of "aging" of these objects of immovable property.

Текст научной работы на тему «Влияние возраста морского судна на выбор цели оценки его стоимости»

оценка стоимости

морского судна

влияние возраста морского судна

на выбор цели оценки его стоимости

Севенард Ю.А.

аспирант кафедры оценки и управления собственностью Финансовой академии при Правительстве РФ, главный специалист управления оценки предметов лизинга и залогов ООО«Лизинговая компания «Уралсиб» sevenardya@uralsib.ru

_Аннотация

В статье рассмотрены особенности оценки морских судов как одного из объектов экономики, рассматриваемых в качестве недвижимого имущества. Проанализированы цели и мотивации судовладельцев при проведении оценки стоимости морских судов с учетом причин приобретения/продажи и факторов «старения» данных объектов недвижимости. Ключевые слова: морское судно, оценка стоимости, мотивация судовладельца, возраст судна, показатель стоимости, модернизация, утилизация

Для более точного понимания особенностей процесса оценки морских судов как объектов недвижимости представляется необходимым, в первую очередь, определить основные цели определения стоимости данного вида имущества.

В соответствии с нормативными документами Российского общества оценщиков цель, для которой выполняется оценка морского судна, является определяющим фактором при выборе базы оценки, и может укрупнённо подразделяться на три основных вида:

1) оценка судов с целью покупки или продажи;

2) оценка судов при их строительстве для использования результатов оценки в качестве обеспечения кредитных обязательств (залога);

3) оценка судов для составления финансовой и бухгалтерской отчетности и документации. Необходимо особо отметить, что в том случае, если цель оценки не определена законом или

предпринимательство, 2010, № 3 (2)

действующими нормативными документами, оценщик в процессе выполнения оценки должен в обязательном порядке согласовывать ее с клиентом [1].

Цель оценки и мотивация _

судовладельца _

Приведенный выше перечень дает представ- _

ление лишь о ключевых целевых ориентирах _

оценки стоимости морских судов, проведение _

которой является безусловно необходимым в _

значительно большем числе случаев. Поэтому _

автором была произведена укрупненная груп- _

пировка всего существующего разнообразия _

возможных целей оценки по принципу соот- _

ветствия какой-либо из трех возможных моти- _

ваций судовладельца (см. табл. 1 ниже). _

Цель оценки морских судов оказывает непос- _

редственное влияние на выбор вида или базы _

оценки их стоимости. Поэтому для начала нам _

представляется целесообразным выявить фак- _

тор, в наибольшей степени влияющий на фор- _

мирование итоговой мотивации судовладель- _

ца и, соответственно, выбор им определенной _

Таблица 1

Цель оценки и мотивация судовладельца

Мотивация Принятие управленческого решения в отношении дальнейшей физической «судьбы» и правового статуса морского судна Соблюдение обязательных документальных процедур, необходимых для продолжения эксплуатации морского судна Использование морского судна для решения задач, непосредственно не связанных с его функциональным назначением

Цели оценки при принятии решения о начале строительства при покупке/продаже при определении налогооблагаемой базы в составе основных средств для исчисления налога на имущество при оформлении в залог в обеспечение кредитных обязательств

при передаче судов в аренду (лизинг) при страховании имущества предприятия при разработке бизнес-плана для реализации какого-либо инвестиционного проекта

при ликвидации и утилизации из-за нецелесообразности дальнейшей эксплуатации по прежнему назначению при переоценке основных фондов на периодической основе при передаче и оформление судов в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или реорганизуемого предприятия

цели оценки. Для этого вводится дополнительный термин - типологизация морских судов. Необходимо отметить, что характерной чертой типологизации является постепенный переход объекта, принадлежащего определенной группе, к состоянию непринадлежности к ней. Все морские суда можно, с точки зрения автора, условно разделить на следующие типы, избрав в качестве основного критерия текущую стадию жизненного цикла:

- строящиеся суда;

- суда-новостройки;

- суда, осуществляющие навигацию;

- суда, дальнейшая эксплуатация которых экономически неэффективна.

юи и

судна

использование морских судов ым образом было связано с продолжи-ыми по времени перевозками товаров/ пассажиров на значительные расстояния. Данное обстоятельство предопределяет значительную подверженность морских судов физическому износу, скорость и степень воздействия которого на основные технико-эксплуатацион-ристики в процессе старения судна только усиливаются. Это обуславливает различные экономически оправданные периоды эксплуатации морских судов в зависимости от их конструктивных особенностей и характера эксплуатации (от 20 лет у танкеров и балкеров до 50 лет у круизных и пассажирских судов). Даже в условиях постоянного демонтажа старых судов и работы судостроительных верфей мира в полную мощь на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция роста среднего возраста флота1. В связи с этим на первый план выходит тщательный анализ и обоснование возможных направлений инвестиций:

Экономически оправданный период эксплуатации судов грузового торгового флота оценивается в 12-15 лет, в то время как средний возраст морских судов в мире составляет около 18 лет, а средний возраст судов под российским флагом превышает 24 года.

)в предпринимательство, 2010, № 3 (2)

- в приобретение/продажу нового тоннажа (см. табл. 2 ниже)

- приобретение тоннажа, находившегося ранее в эксплуатации в других компаниях;

- модернизацию имеющихся судов;

- утилизацию судов, дальнейшая эксплуатация которых является убыточной.

Старение судна отражается главным образом на величине постоянных расходов по эксплуатации судна, то есть таких расходов, величина которых практически не зависит от объема перевозок, выполняемого судном. Так, расходы на ремонт и техническое обслуживание, убытки в результате аварийных происшествий, расходы на страхование не зависят от того, какой объем транспортной работы был выполнен судном, то есть от его возраста. Но всякая причина, обуславливающая увеличение эксплуатационных расходов, влияет, конечно, и на величину доходов от использования судна. Сокращение эксплуатационного периода судов, наблюдающееся в результате их старения, влечет за собой снижение объемов производства тонно-мильной транспортной продукции и, следовательно, соответствующее снижение фрахтовой ставки для судна или же

Таблица 2

Возможные причины приобретения/продажи судна

Причины приобретения Причины продажи

Необходимость реновации флота и его частичной замены Необходимость реновации флота, связанной с его естественным старением

Расширение возможностей компании и освоение растущих либо новых грузопотоков Использование основного капитала

Ожидание значительного роста прибылей в результате анализа текущей ситуации на рынке Данные ранее обязательства предыдущим владельцам

Усиление конкурентоспособности Возможное уменьшение расходов на содержание флота

Реализация резервов денежной наличности в кассе и текущих счетах Вынужденная продажа, связанная с оплатой сборов, пошлин, налогов

Надежда на высокие дивиденды в будущем

Приобретение на некоторый срок с перспективой возможной продажи в будущем по более высоким ценам

...на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция роста среднего возраста флота

ои §

его вытеснение на менее доходные секторы фрахтового рынка. Таким образом, старение судна, увеличивая эксплуатационные расходы, одновременно влечет за собой уменьшение доходов и, следовательно, прибыли от использования судна [3, с. 72-74].

Возраст судна и фактор риска

Целью торгового мореплавания, так же как и любой предпринимательской деятельности, является получение прибыли. Поэтому, с учетом высокой степени воздействия показателя прибыли от использования морского судна на рыночную стоимость последнего, именно текущая стадия его жизненного цикла (возраст) становится одним из ключевых факторов, определяющих мотивацию судовладельца и, едствие, выбор им соответствующей цели ки. Применительно к практике оценочной льности особо следует отметить, что стоимость судна в рыночных отношениях должна быть известна на всех стадиях его жизни [4]. бходимо отметить, что возраст морского зывает непосредственное влияние на связанные с владением данным акти-ди наиболее существенных причин возникновения тяжелых транспортных происшествий следует в первую очередь выделить постоянно увеличивающееся количество отказов в работе судовых механизмов и корабельных устройств у морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Это происходит вследствие значительного превышения допустимых нормативных сроков их эксплуатации. То есть риск неблагополучной морской перевозки многократно возрастает с увеличением возраста судна (если риск для судна возрастом до 10 лет принять за единицу, то для судна возрастом свыше 20 лет риск составляет от 100 до 200 единиц). С увеличением возраста судов величина фрахтовой ставки, отнесенная к рыночной стоимости судна, возрастает.

Таким образом, фактор риска, связанный со старением морского судна, не только допол-

инимательстео, 2010, № 3 (2)

нительно объясняет изменение мотиваций судовладельца на разных стадиях жизненного цикла судна, но и непосредственно влияет на расчет любого из видов стоимости в рамках каждого из подходов к оценке [3], особенно стоимости для целей страхования и залоговой стоимости.

.возраст морского судна оказывает непосредственное влияние на риски, связанные с владением данным активом

Литература

1. Стандарт Российского общества оценщиков «Оценка судов и плавучих технических средств освоения океана, шельфа и внутренних водных путей и водоемов» (утвержден и введен в действие решением правления РОО 27.02.98 г.).

2. Социология: энциклопедия. / Сост. А.А. Гри-цанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный дом, 2003.

3. Фунтусов А.А.Оценка влияния возраста морского транспортного судна на безопасность и эффективность его эксплуатации. Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. - Владивосток, 2008.

4. Иконников А.Ф., Маслюк Е.В.Оценка стоимости судов. - Калининград: БИЭФ, 2004. - С. 19.

5. Морские вести России. - 2009. - № 3 (303).

Sevenard Yu.A.

Post-graduate student, Chair of Property Valuation and Management, Financial Academy under the Government of the Russian Federation, Chief expert, Department of Estimation of Leased Assets and Collaterals, LzingovayaKompaniya"Uralsib" (Uralsib Leasing Company) LLC

Influence of the Age of a Sea Vessel on Choosing the Purpose of Its Value Estimation

_Abstract

The article examines special features of valuation of marine vessels as one of the economic objects considered to be an immovable property. The author analyzes the purposes and motivation of ship owners in assessing the ship value, taking into consideration the reasons for purchase or sale and the factors of "aging" of these objects of immovable property.

Keywords: sea vessel, valuation, motivation of ship owner, age of vessel, index of value, modernization, utilization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.