Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЕРСТВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЕРСТВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова Юлия Валерьевна

В статье анализируется влияние волонтерской деятельности на профессиональное становление и формирование профессиональной позиции студентов педагогического вуза. Представлены опыт Воронежского государственного педагогического университета в сфере волонтерской деятельности, а также сравнительные результаты анкетирования студентов на тему влияния роли волонтерства на их становление как будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЕРСТВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 371

ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЕРСТВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Кудинова Ю.В.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»

(г. Воронеж, Россия)

Аннотация. В статье анализируется влияние волонтерской деятельности на профессиональное становление и формирование профессиональной позиции студентов педагогического вуза. Представлены опыт Воронежского государственного педагогического университета в сфере волонтерской деятельности, а также сравнительные результаты анкетирования студентов на тему влияния роли волонтерства на их становление как будущих педагогов.

Ключевые слова: волонтерство, студенты, профессиональная позиция.

Одним из важнейших факторов становления демократического правового государства является развитие гражданского общества, основу которого составляет добровольное участие граждан в общественной жизни страны. Волонтерство набирает силу во всем мире, с каждым годом наблюдается рост числа волонтеров. Особое внимание на себя обращает молодежное добровольчество, объединяющее, прежде всего, школьников и студентов. Развитие волонтерства в молодежной среде дает возможности для развития потенциала, способствует профессиональному самоопределению и личностному росту, а также культивирует такие нравственные ценности как милосердие, альтруизм, бескорыстие и т.д.

Активное участие студентов в волонтерской деятельности способствует формированию у них следующих компетенций:

1. Учебно-познавательная компетенция - совокупность умений и навыков познавательной деятельности, предполагает владение механизмами целеполагания, рефлексии, планирования, самооценки успешности собственной деятельности.

2. Информационная компетенция - способность с помощью информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

3. Коммуникативная технология - это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе [1, с. 286].

Особое значение приобретает волонтерская деятельность как форма профессионального становления студентов. Исследования, проведенные общероссийской организацией «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), подтверждают тот факт, что студенты, прошедшие через программы и мероприятия социально-педагогического характера, так или иначе связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно

меняются в духовно-нравственном плане, становятся значительно более творческими и инициативными.

Основная ценность организации волонтерского движения в педагогическом вузе состоит в том, что будущие учителя приобретают здесь свой личный опыт профессионально-ориентированной деятельности, а также получают возможность проследить свой личностный и профессиональный рост, поскольку организуется не только совместная деятельность, где каждый выполняет определенную роль, но и проводится коллективный анализ и оценка работы. В тоже время студентам предоставляется возможность самореализации: в основе волонтерского движения лежат личностный и индивидуально-ориентированный подходы, обеспечивающие раскрытие и развитие творческих способностей и задатков студентов [2, с. 145].

Одним из приоритетных направлений работы Воронежского

государственного педагогического университета является внеучебная воспитательная работа, активное вовлечение студентов в которую проходит через многообразие различных форм и способствует формированию и развитию личностных и профессиональных качеств будущих педагогов. Большое внимание уделяется волонтерской деятельности, на ряде факультетов функционируют волонтерские отряды. Волонтеры помогают, прежде всего, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: воспитанникам интернатных учреждений города и области, детям с особыми образовательными потребностями, участвуя в движении за инклюзивное образование «Дети должны учиться вместе», подросткам, находящимся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, детям с онкогематологическими заболеваниями. Кроме того, студенты участвуют в добровольном донорстве, оказывают помощь пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, содействуют сохранению исторической памяти. Кураторами волонтерских отрядов вуза выступают заместители деканов факультетов по воспитательной работе, преподаватели и сотрудники управления воспитательной работы со студентами, которые содействуют интеграции вузовского движения с общегородским.

На базе Воронежского государственного педагогического университета существует несколько волонтерских отрядов, которые оказывают различные виды помощи и отражают, прежде всего, специфику высшего заведения, занимающегося подготовкой будущих педагогов. Например, Дружина охраны природы ВГПУ проводит и принимает участие в различных природоохранных акциях, а также ведет природоохранную пропаганду с привлечением школьников города и области.

Подробнее хотелось бы остановиться на волонтерской деятельности студентов гуманитарного факультета ВГПУ, который объединяет такие профили подготовки как «История и обществознание», «История и право», «Русский язык и литература», «Психология и социальная педагогика», «Педагогика и психология дополнительного образования», «Экономика и управление». В 2014 году был создан волонтерский отряд «Храбрые сердцем», объединивший деятельность волонтеров.

К основным направлениям деятельности волонтерского отряда относятся:

1. Проведение социальных акций. Например, акция «Сундучок храбрости» в помощь онкогематологическому отделению ВОКДБ №1. Детям с онкогематологическими заболеваниями ежедневно приходится испытывать на себе

различные болезненные процедуры, и для того, чтобы эмоционально поддержать ребенка, в больнице в процедурных кабинетах устанавливают Сундучки храбрости, в которых находятся различные приятные для детей мелочи: раскраски, фломастеры, наклейки, книжки, украшения для девочек, машинки для мальчиков, магнитики, кубики, наборы для творчества и т.д., и врачи, перед прохождение процедуры, дарят детям приятный сувенирчик.

2. Организация различных мероприятий (концерты, выстави, ярмарки, фестивали и т.д.).

3. Сотрудничество с рядом организаций и учреждений образовательной и социальной сфер г. Воронежа. Студенты проводят регулярные развивающие занятия для детей в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Коминтерновского района, сотрудничают с реабилитационным центром «Парус надежды».

4. Участие в реабилитационных программах детей с онкогематологическими заболеваниями. Студенты ВГПУ - участники реабилитационных программах, проводимых для детей с онкогематоголическими заболеваниями на стадии ремиссии. Своим участие, волонтеры ВГПУ внесли важный вклад в развитие реабилитационных программ в России.

5. Событийное волонтерство. Сопровождение различных мероприятий в стенах ВГПУ - конференций, Дней открытых дверей, различных торжественных мероприятий.

Таким образом, участие в добровольческой деятельности позволяет волонтерам отряда «Храбрые сердцем» лучше сориентироваться в профессиональной деятельности, получить реальное представление о работе с детьми. Студенты отмечают, что участие в добровольческой деятельности способствует развитию творческих, коммуникативных, организаторских способностей, социальному, интеллектуальному и нравственному развитию, а также развитию профессиональных навыков. В процессе волонтерской деятельности многие из студентов ВГПУ получают первый опыт работы с детьми, который в дальнейшем оказывает существенное влияние сначала на прохождение педагогической практики в образовательном учреждении, а затем на профессиональную педагогическую деятельность. В процессе участия в добровольческой деятельности у студентов педагогических вузов формируются активная профессиональная позиция, умения и навыки работы с различными категориями детей, важные для педагогов личностные и профессиональные качества, такие как эмпатия, ответственность, способность к самостоятельному принятию решений, отзывчивость, профессиональная мотивация и др.

Среди студентов ВГПУ было проведено исследование влияния участия студентов педагогического вуза в волонтерском движении на становление их профессиональной позиции. В анкетировании приняли участие 2 параллельные группы студентов гуманитарного факультета. 1 группа - студенты, принимающие участие в волонтерской деятельности в течение 2-х лет, 2 группа - студенты, которые никогда не участвовали в волонтерской деятельности. Студентам была предложена анкета из 17 вопросов, анализ которой дал следующие результаты: (приведем несколько примеров).

На вопрос «Легко ли вы устанавливаете контакт с ребенком?» студенты 1 группы в количестве 19 человек дали утвердительный ответ, 1 человек -юноша ответил, что не всегда ему удается установить контакт с ребенком. В группе студентов 2 группы только 30% дали положительные ответ на данный вопрос, 15 % (5 человек) дали ответ «иногда», а 55% (15 человек) ответили, что им бывает сложно установить контакт с ребенком. Стоит отметить, что все участники исследования имеют опыт работы с детьми.

На вопрос, который касался работы с детьми с ОВЗ, ответы респондентов распределились следующим образом: с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми и подростками - представителями различных субкультур, детьми из неблагополучных/асоциальных семей готовы работать преобладающее число респондентов-волонтеров. Наибольшую неуверенность они ощущают при работе с мигрантами и беженцами и несовершеннолетними преступниками. Во второй группе респондентов удалось выявить следующие показатели: студенты чувствуют свою готовность работать с детьми и подростки-представители различных субкультур и с детьми из неблагополучных/асоциальных семей, однако в отличие от первой группы, они не ощущают свою готовность работать с детьми с ОВЗ и детьми, оставшимся без попечения родителей, с детьми мигрантов и беженцев.

На вопрос: «Какие конкретные изменения произошли с Вами за последние полгода?» студенты-волонтеры, в первую очередь выбрали следующие варианты ответа: большее участие в волонтерской деятельности, изменение в учебной деятельности, касающиеся как качественно-количественных изменений, так и рефлексивных показателей. Студенты, не участвующие в волонтерской деятельности, или не отмечают у себя каких-либо конкретных изменений или связывают их исключительно с началом трудовой деятельности.

В целом, необходимо отметить, что у студентов-волонтеров более ярко выражена их профессиональная позиция, они готовы к работе с большими категориями детей, готовы бескорыстно участвовать в общественной деятельности, они чувствуют в себе уверенность при установлении контакта с ребенком. Таким образом, участие студентов в волонтерской деятельности влияет на их личностное развитие и становление профессиональной позиции и является важным звеном в подготовке будущих педагогов.

Библиографический список

1. Марков А.В., Луцева И.Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив / А.В. Маркова, И.Ю. Луцева // Молодой ученый. - 2014. - № 12. - С.285-288.

2. Сикорская Л. Е. Добровольческая деятельность как сфера социализации молодежи / Л. Е. Сикорская. - М.: Изд-во МосГУ, 2009. - 306 с._

Кудинова Юлия Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» (Россия, г. Воронеж)

e-mail: kudjulia@mail.ru

Дата поступления статьи: 04.10.2020

© Ю.В. Кудинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.