Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крапивина Г. В., Модорская Г. Г.

В статье анализируется влияние внешних и внутренних факторов на изменение прибыли и рентабельности предприятия. Сделан вывод о возможности предприятия использовать внутренние факторы. Проведенный SWOT-анализ позволил сделать вывод о необходимости применения стратегий нейтрализации угрозы, опираясь на сильные стороны. Предложено использовать государственное партнерство и внутренние резервы предприятия для повышения эффективности его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS ON THE PROFIT AND PROFITABILITY OF THE ENTERPRISE IN THE ECONOMIC SANCTIONS CONDITIONS

The research analyzes the influence of external and internal factors on the change in enterprise profit and profitability. The conclusion is made about the possibility of the enterprise to use internal factors. The SWOT analysis made it possible to conclude that it is necessary to use threat neutralization strategies based on strengths. It is proposed to use public partnership and internal reserves of the enterprise to improve the efficiency of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

САНКЦИЙ

Г.В. Крапивина, студент

Г.Г. Модорская, канд. экон. наук, доцент

Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-6-1-228-234

Аннотация. В статье анализируется влияние внешних и внутренних факторов на изменение прибыли и рентабельности предприятия. Сделан вывод о возможности предприятия использовать внутренние факторы. Проведенный SWOT-анализ позволил сделать вывод о необходимости применения стратегий нейтрализации угрозы, опираясь на сильные стороны. Предложено использовать государственное партнерство и внутренние резервы предприятия для повышения эффективности его деятельности.

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, внешние и внутренние факторы, предприятие, экономические санкции.

В деятельности любого предприятия наиболее обоснованным фактором эффективности работы является прибыль. Для понимания роли прибыли следует начать непосредственно с самого определения этого понятия [1].

Прибыль - главная цель предпринимательской деятельности, обобщающий показатель финансовых результатов коммерческой деятельности предприятий [2]. Если предприятие получает прибыль, значит, оно является рентабельным. Это также от-

ражает прямую зависимость рентабельности от прибыли. Эти показатели являются ключевыми в деятельности предприятия.

Рентабельность - доходность; прибыльность; показатель экономической эффективности производства на всех уровнях -от предприятий до общественного производства в целом [2].

Различают 2 группы факторов, влияющих на прибыль и рентабельность организации: внутренние и внешние (рис. 1).

Рис.1. Факторы влияния на прибыль и рентабельность организации [3][4]

В случае внешних факторов важно помнить, что они оказывают на прибыль только косвенное влияние. Однако в случае крупных экономических кризисов в стране и в мире они будут иметь гораздо более значимое влияние, как это происходило в 1998, 2008, 2014, 2020 годах.

Внутренние факторы в отличие от внешних можно контролировать. Такое регулирование будет воздействовать на функционирование компании в рамках собственной деятельности и ценообразования на рынке.

В свете текущей экономической ситуации в мире влияние внешних факторов оказалось первостепенно и существенно сказалось на деятельности предприятий Российской Федерации.

Для характеристики внутренней и внешней среды организации одним из наилучших способов является SWOT-анализ. В ходе анализа предприятия ПАО «ЛУКОЙЛ» были выделены 5 составляющих в каждом блоке.

Сильные стороны:

1) Низкая себестоимость добычи. В 2020 году специалисты ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» совместно с филиалом «Пермь-НИПИнефть» начали разработку технологии, которая позволит снизить себестоимость добычи нефти. Исследования рассчитаны на 4 года. На данный момент инновация постепенно внедряется в скважины северных месторождений [5][6].

2) Технологическая экспертиза. Политика компании нацелена на повышение эффективности нефтедобычи на всех стадиях процесса, предприятие соблюдает все необходимые требования экологичности и безопасности производства, совершенствуется в разработках технологий, улучшающих и облегчающих процесс добычи и переработки нефти и газа [5].

3) Выгодная география, близость к рынкам сбыта. ПАО «ЛУКОЙЛ» ведет свою деятельность более чем в 30 странах и 60 регионах РФ [5]. Большинство крупных месторождений сосредоточено на севере, в Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, другая часть находится в Волгоградской области и республике Коми [7].

4) Ассортимент и высокое качество продукции. Ассортимент продукции компании широк: нефтепродукты, газ, энергия, нефтехимия, масла и технические жидкости, комплекс услуг по топливо-обеспечению авиатраснпорта и судов, совместный бизнес на АЗС, топливные карты и нефтетрейдинг [5]. Высокое качество всех перечисленных видов продукции проходит постоянный мониторинг за счет технологической экспертизы.

5) Бренд и авторитет компании. Компания находится на рынке более 30 лет. За

это время ПАО «ЛУКОЙЛ» приобрел огромное влияние и узнаваемость, как в России, так и за рубежом [5].

Как и у любой организации, у ПАО «ЛУКОЙЛ» есть слабые стороны:

1) Нехватка производственных мощностей [8]. Экс-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в апрельском интервью для «Коммерсантъ» объявил: «ЛУКОЙЛ столкнулся с проблемой нехватки мощностей для хранения мазута»

[9].

2) Недостаточно развитая система АЗС в части регионов РФ. В апреле 2022 года вследствие взлета цен на нефть и снижения рентабельности от ее продажи руководство компании планирует закрыть или продать около 30% АЗС по России

[10].

3) Избыток запасов продукции. Из того же интервью для «Коммерсантъ» становится понятно, что компания старается перенаправить появившийся избыток мазута: «Руководство ЛУКОЙЛа выдвинуло предложение перенаправить избыток мазута на ТЭЦ и временно отменить высокие штрафы за негативное воздействие на экологию» [9].

4) Низкая доля финансовых вложений в технику. С 2020 года, у всех компаний, занимающихся переработкой и добычей нефти и газа, снижаются доли финансовых вложений в техническое оснащение [11].

5) Импортозависимость нефтегазовой техники. Большинство техники, которую ПАО «ЛУКОЙЛ» использует при добыче и переработке ранее поставлялась из-за рубежа [12].

Возможности:

1) Стратегия импортозамещения. В конце 2021 года компания планировала сосредоточиться на инвестициях в отечественную разведку и добычу. Также к марту 2022 года должна была быть разработана стратегия развития компании на 20222031 годы, однако в связи с политическими событиями, стратегия импортозамеще-ния, которую должны были представить в этом плане, будет дорабатываться [12].

2) Поиск новых каналов сбыта. С февраля по апрель 2022 года многие страны отказались от поставки нефти или снизили

объемы, поэтому нефтегазовому сектору России нужно искать новые каналы сбыта продукции.

3) Открытие новых месторождений. Так как на данный момент проблематично держать контроль над месторождениями в других странах, то для сохранения объе-

мов добычи придется искать новые месторождения.

4) Увеличение доли на рынке. На рисунке 2 представлена динамика капитализации нефтегазового сектора РФ в 2009 и 2019 году.

Рис.2. Динамика капитализации нефтегазового сектора РФ в 2009 и 2019 гг. [13]

Согласно данной диаграмме за 10 лет доля рынка, принадлежащего компании ПАО «ЛУКОЙЛ» выросла на 2%. Это значит, что в дальнейшем динамика также может оставаться положительной.

5) Рост курса акций компании. Так как сейчас наблюдается рост цен на нефть, акции компании выглядят весьма перспективными. Но оправдаются ли прогнозы экспертов невозможно предсказать, так как волатильность курсов в этом секторе всегда была и будет высокой [14].

Угрозы:

1) Зависимость от мировых котировок цен. Нестабильная ситуация с девальвацией рубля и цен на нефть наблюдалась всегда и будет продолжаться на мировом рынке еще не один месяц. Из этого следует, что ценообразование на газ и нефть ПАО «ЛУКОЙЛ» будет сильно изменяться.

2) Укрепление позиций конкурентов. Одним из главных конкурентов для ПАО «ЛУКОЙЛ» на нефтегазовом рынке России (согласно рисунку 2) является ПАО «Газпром». Однако в сентябре 2021 года компании решили открыть совместное предприятие в Ямало-Ненецком автономном округе [10]. Однако не стоит забывать о том, что также есть предприятия-

конкуренты, набирающие оборот: «Но-ватэк», «Татнефть» и другие.

3) Потеря иностранных инвестиций. Крупные мировые компании начали уходить с российского рынка с февраля 2022 года, а также запрещать деятельность российских компаний на зарубежном рынке, как прямое следствие, объем иностранных инвестиций сократился в несколько раз. Неудивительно, ведь компания имеет филиалы в 35 странах.

4) Снижение объемов экспорта. Из-за политических причин многие страны разрывают соглашения с Россией о поставке нефти и газа. Один из нефтетрейдеров мира заявил: «Объемы российской нефти, перерабатываемой Vitol Group, значительно сократятся во втором квартале, поскольку текущие контрактные обязательства сокращаются. Компания намерена прекратить торговлю сырой нефтью и нефтепродуктами, если не будет указано иное, и мы ожидаем, что это будет завершено к концу 2022 года» [15].

5) Глобальные экономический и политический кризисы. После начала специальной операции на Украине 24 февраля 2022 года весь мир столкнулся с неожиданными последствиями. Новая реальность сказывается на экономике и полити-

ке мира, России и всего отечественного бизнеса.

На основе всех вышеизложенных составляющих внутренней и внешней среды организации был составлен SWOT-анализ предприятия, а также выставлены баллы

важности каждого фактора, чтобы можно было выбрать правильную модель поведения на рынке для компании (см. рисунок 3). Также были присвоены экспертные оценки каждому фактору.

Сильные стороны (8) 35 Слабые стороны (Ж) 31

1) Низкая себестоимость добычи 10 1) Нехватка производственных мощностей 5

2) Технологическая экспертиза 5 2) Недостаточно развитая система АЗС 1

3) Выгодная география и близость к рынкам сбыта 10 (автомобильная заправочная станция) в некоторых регионах

4) Ассортимент и высокое качество продукции 5 3) Избыток запасов продукции 10

5) Бренд и авторитет компании 5 4) Низкая доля финансовых вложений в технику 5

5) Импортозависимость нефтегазовой техники 10

Возможности (О) 35 Угрозы (Т) 40

1) Стратегия импортозамещения 10 1) Зависимость от мировых котировок цен 10

2) Поиск новых каналов сбыта 5 2) Укрепление позиций конкурентов 5

3) Открытие новых месторождений 5 3) Потеря иностранных инвестиций 5

4) Увеличение доли на рынке 10 4) Снижение объемов экспорта 10

5) Рост курса акций компании 5 5) Глобальные экономический и политический кризисы 10

Рис.3. SWOT-анализ ПАО «ЛУКОЙЛ»

Для того чтобы понять, как организации повысить свою рентабельность, необходимо выбрать, каким образом компании подстроиться под стремительно изменяющиеся условия внешней и внутренней среды. Исходя из полученных баллов на рисунке 3, на данный момент компании следует придерживать стратегии соответствующей

типу ситуации ST: strong and threats (сильные стороны - 35, угрозы - 40). Стратегия поведения: опираясь на сильные стороны, нейтрализовать угрозы. Подходит под оборонительный тип стратегий (см. рисунок 4). Предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке.

Рис.4. Общие стратегии конкуренции [16]

Рекомендации: принять меры к укреплению репутации, в частности - государственное партнёрство. Это позволит при государственной поддержке развивать новые месторождения, провести реструктуризацию финансовых вложений, сохранить частично каналы сбыта.

Для повышения эффективности нужно использовать определенные резервы. Наиболее распространенные направления повышения прибыли и рентабельности представлены на рисунке 5 [17].

Обеспечение роста прибыли и рентабельности организации

1

Резервы повышения | | Пути повышения

1

1) Увеличение объемов продаж

2) Снижение себестоимости

3) Увеличение удельного веса наиболее рентабельных видов продукции

4) Сокращение непроизводительных расходов и потерь

5) Снижение налоговой нагрузки

6) Реализация излишних и неиспользуемых материальных ценностей

7) Рост цен

1) Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции

2) Планирование прибыли, анализ, мониторинг и контроль

3) Повышение качества продукции, дизайна, сервисного обслуживания

4) Закрепление соответствующих положений в учетной политике организации

5) Диверсификация (горизонтальная и вертикальная)

Рис.5. Обеспечение роста прибыли и рентабельности в организации

Рентабельность объемов продаж в 2021 году упала, в 2022 ожидается та же тенденция (табл. 1). Значит, что этот фактор не является актуальным для поиска резервов.

Таблица 1. Экономические показатели ПАО «ЛУКОЙЛ»

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 223 419 850 264 355 247 444 471 354 322 811 966 2 389 317 290

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 157 746 320 211 379 940 393 965 907 275 872 981 708 678 659

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 204 363 706 219 484 106 403 070 730 197 559 111 635 708 387

Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг) 1053,76% 1181,71% 2167,98% 1930,42% 54,60%

Рентабельность продаж 95,65% 86,28% 91,10% 60,25% 28,38%

ПАО «ЛУКОЙЛ» постоянно работает над снижением себестоимости модернизации технологического процесса.

Компания проводит постоянный мониторинг наиболее рентабельных видов продукции. Так в апреле этого года ПАО

«ЛУКОЙЛ» сократил количество АЗС на 700 штук [10].

Для объективного понимания реальности использования резервов за счет сокращения расходов обратимся к таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Динамика расходов ПАО «ЛУКОЙЛ» 2017-2021 гг.

2017 2018 2019 2020 2021

Коммерческие расходы -1 899 327 -1 435 908 -1 420 592 -647 206 -101 269 569

Управленческие расходы -44 409 672 -30 914 170 -29 487 161 -30 393 000 -33 932 166

Прочие расходы -41 593 653 -13 815 751 -4 132 444 -68 795 041 -27 556 413

По динамике представленных данных искать резервы с помощью снижения расходов организации не представляется возможным, так как кроме прочих расходов, остальные увеличиваются.

Снижение налогового бремени от государства вполне можно ожидать в виду непростой обстановки в стране. Реализация излишних ресурсов, находящихся у предприятия, как раз на момент середины апреля 2022 года является актуальной проблемой. Цены на нефть сейчас не однозначны из-за опасений по поводу спроса, поэтому рост цен не приведет к изысканию резервов для повышения рентабельности.

ПАО «ЛУКОЙЛ» на данный момент представляет широкий ассортимент продукции, но если у целевой аудитории появится новый запрос, то компания изъявит желание его удовлетворить в случае перспективных расчетов рентабельности продукта.

Относительно составляющих планирования и мониторинга прибыли, возможно, следует попробовать иные методы планирования. В случае, если они после тщательной проверки, окажутся лучше.

Повышение качества продукции и сервиса является непрерывной частью деятельности организации. Например, ПАО «ЛУКОЙЛ» идет в ногу со временем и

поддерживает тренд на экологичность, постоянно совершенствуя свою продукцию. Диверсификация продукции, как вертикальная, так и горизонтальная, направлены на расширение ассортимента продукции только разными путями. Как и описывалось, внедрение новых продуктов должно быть основательно просчитано с учетом всех плюсов и минусов.

Учетная политика такой крупной организации выстроена очень точно, поэтому

Библиографический список

1. Скорев М.М., Графова Т.О., Бурмакина К.Н., Кравченко Д.П. Прибыль и рентабельность в современной экономике организации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2020. - №4. - С. 130-136.

2. Гореликова-Китаева О.Г., Харитонова Н.Г., Рахматуллин Р.Р., Лапаева О.Ф., Ани-симов С.Д. Экономический словарь. От теории к практике. Учебное пособие. - М.: ЭБС АСВ, 2016. - С. 73-80.

3. Прибыль - что это такое и в чем разница от выручки // Neiros - система сквозной бизнес-аналитики и увеличения конверсии сайтов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neiros.ru/, свободный (дата обращения 29.03.2022) - Загл. С экрана.

4. Как посчитать прибыль от продаж: виды и формулы // Академия продаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academy-of-capital.ru/, свободный (дата обращения 29.03.2022) - Загл. С экрана.

5. ЛУКОЙЛ - Бизнес-модель // ЛУКОЙЛ - Официальный сайт компании «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lukoil.ru/, свободный (дата обращения 09.04.2022) - Загл. С экрана.

6. Эффективные инновации // Региональная корпоративная газета «Пермская нефть» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://permneft-portal.ru/, свободный (дата обращения 10.04.2022) - Загл. С экрана.

7. Топ-10 крупных нефтедобывающих месторождений «ЛУКОЙЛ» // Живой Журнал

— блог-платформа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iv-g.livejournal.com/, свободный (дата обращения 10.04.2022) - Загл. С экрана.

8. Филатов В.В., Бузулуцкая М.В., Олимпиев А.В., Тихачев С.А. Анализ системы корпоративного управления ПАО "ЛУКОЙЛ" // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2.

- № 4. - С. 198-205.

9. ЛУКОЙЛ предупредил о рисках остановки заводов из-за нехватки мощностей // Новости дня в России и мире — РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/, свободный (дата обращения 15.04.2022) - Загл. С экрана.

10. ЛУКОЙЛ закрывает заправки: причины // Lukocard.ru - сайт о топливных картах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lukocard.ru/, свободный (дата обращения 15.04.2022) - Загл. С экрана.

11. Аналитики Группы о нефтесервисном рынке: как отрасль переживает пандемийные годы и чего ожидать в 2022 // Группа «Деловой профиль» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://delprof.ru/, свободный (дата обращения 15.04.2022) - Загл. С экрана.

12. ЛУКОЙЛ утвердил стратегию компании с нефтью по $50 // Коммерсантъ: последние новости России и мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/, свободный (дата обращения 16.04.2022) - Загл. С экрана.

13. Как изменился российский рынок за последние 10 лет // Investfuture - Digital-media об инвестициях и личных финансах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investfuture.ru/, свободный (дата обращения 16.04.2022) - Загл. С экрана.

данный путь стоит изменять, когда у государства выходят новые требования к отчетности.

Таким образом, описания возможных резервов и путей повышения рентабельности становится понятно, что компания постоянно совершенствуется и уверенно держит лидирующие позиции на рынке, продолжая развиваться.

14. Стоит ли покупать акции ЛУКОЙЛа // БКС Экспресс - новости фондового рынка и экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bcs-express.ru/, свободный (дата обращения 16.04.2022) - Загл. С экрана.

15. Top Oil Merchant Vitol Will Stop Trading Russian Crude // Bloomberg delivers business and markets news [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/, свободный (дата обращения 16.04.2022) - Загл. С экрана.

16. Федосеева В. А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие - М.: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. - С. 2425

17. Гоник Г.Г., Даренский Р.Н. Рентабельность и пути ее повышения // Colloquium-journal. - 2020. - № 13-5 (65). - С. 14-18.

THE INFLUENCE OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS ON THE PROFIT AND PROFITABILITY OF THE ENTERPRISE IN THE ECONOMIC SANCTIONS

CONDITIONS

G.V. Krapivina, Student

G.G. Modorskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Perm State University (Russia, Perm)

Abstract. The research analyzes the influence of external and internal factors on the change in enterprise profit and profitability. The conclusion is made about the possibility of the enterprise to use internal factors. The SWOT analysis made it possible to conclude that it is necessary to use threat neutralization strategies based on strengths. It is proposed to use public partnership and internal reserves of the enterprise to improve the efficiency of the enterprise.

Keywords: profit, profitability, external and internal factors, enterprise, economic sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.