Мировая политика
Правильная ссылка на статью:
Чипизубова П.А. — Влияние внешних акторов на динамику памирского кризиса 2018-2022 гг // Мировая политика. -2023. -№ 4. - С. 57 - 68. Б01:10.25136/2409-8671.2023.4.44035 EDN: JFQWHRURL: Ь1ф8//пЬриЬ1БЬ.сот/№1жу_геаё_агйс1е.р11р?й=44035
Влияние внешних акторов на динамику памирского кризиса 2018-2022 гг
Чипизубова Полина Андреевна
студент, кафедра мировых политических процессов, Мэсковский государственный институт международныхотношзний (университет) М/1Д Российской Федерации (М~ИМО); 119454, Россия, г.
Москва, уп. Проспект Вернадского, 76
119454, Россия, город Москва, г. Мэсква, ул. Вернадского, 76, корп. В
Статья из рубрики "Вызовы и угрозы международной безопасности"
001:
10.25136/2409-8671.2023.4.44035
ЕО№
JFQWHR
Дата направления статьи в редакцию:
15-09-2023
Дата публикации:
31-12-2023
Аннотация: Несмотря на то, что Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО), в журналистском дискурсе часто называемая Памиром, уже не первый десяток лет переживает турбулентные времена, эксперты, занимающиеся данной проблематикой, сходятся во мнении, что на последнем этапе кризиса курс центральной власти в отношении беспорядков на Памире беспрецедентно ужесточился. Гипотеза автора состоит в том, что одна из главных причин этого тренда состоит в изменении конфигурации интересов внешних акторов. В связи с этим исследовательский вопрос данной работы: «Какое влияние оказали ключевые внешние акторы на динамику памирского кризиса 2018-2022 гг.?». Методологическая база исследования включает в себя критический анализ первичных и вторичных источников, кейс-стади, сравнительный анализ. Научная новизна исследования заключается в том, что данная
тема остается весьма маргинальной и малоизученной как в России, так и за рубежом, а в Таджикистане зачастую является табуированной. Еще одним фактором, препятствующим выходу данной темы с периферии научного знания, является труднодоступность достоверных источников информации. По результатам исследования автор приходит к выводу, что памирский кризис - крайне многофакторный конфликт, который становится все более интернационализированным. ГБАО - это крайне ресурсоемкий и перспективный для освоения регион, который граничит с Афганистаном и с китайским СУАР, в которым нерешенными остаются проблемы терроризма, сепаратизма и экстремизма. Все это делает Памир точкой переплетения интересов различных внешних игроков в сфере экономики, безопасности и ВПК и ставит динамику внутреннего кризиса в ГБАО в зависимость от конфигурации этих интересов.
Ключевые слова:
ГБАО, Центральная Азия,сепаратизм, Китай, Россия,С Ш А , Евросоюз,
неправительственные акторы, Таджикистан, постсоветское пространство
Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО), в журналистском дискурсе часто называемая Памиром - регион в Таджикистане, который занимает почти половину территории страны, однако проживает в нем около 3,2% населения. ГБАО -специфический регион, кардинально отличающийся от остальной части государства по ряду причин. Во-первых, ГБАО расположена в труднодоступных условиях высокогорья, что способствовало длительной изоляции этого региона, предопределив не только обособленность культуры, быта, языка, религии, идентичности, но и отставание в социально-экономическом развитии. Во-вторых, большая часть населения ГБАО исповедует исмаилизм - одно из шиитских направлений ислама с элементами доисламских традиций, в связи с чем суннитское большинство Таджикистана на бытовом
уровне воспринимает памирцев как еретиков, что порождает их маргинализацию -Ш-. Кроме того, во время гражданской войны в Таджикистане 1992-1997 гг. памирцы преимущественно выступали на стороне Объединенной оппозиции, в итоге потерпевшей поражение. Несмотря на попытки президента Таджикистана Эмомали Рахмона в течение последних 20 лет построить сильную вертикаль власти, полностью подчинить ГБАО не удается, во многом из-за традиционно значимой роли в регионе местных неформальных лидеров, «авторитетов». Все эти факторы предопределили напряженные взаимоотношения правительства Рахмона и Горного Бадахшана, которые в новейшей истории несколько раз перетекали в вооруженное насилие.
Первой масштабной вспышкой насилия стал так называемый Хорогский кризис 2012 г., спровоцированный убийством представителя центральной власти на Памире. Правительство возложило вину за инцидент на местные криминогенные группировки и начало специальную операцию, в результате которой погибло по разным оценкам от 65 до 150 человек, из которых до 100 - мирные жители (доступ к достоверной информации
ограничен) Конфликт удалось урегулировать через переговоры с местными лидерами не без вмешательства духовного лидера исмаилитов - имама Ara Хана IV - и его приближенных (в частности, Ёдгора Файзова). Следующее обострение отношений произошло в 2014 г.: предположительно с целью устранения группы наркоторговцев таджикистанские силовики начали перестрелку в центре Хорога, в результате которой также пострадали и погибли мирные жители. Инцидент вызвал антиправительственные протесты, которые переросли в вооруженные столкновения с правительственными
10.25136/2409-8671.2023.4.44035 силами
В 2018 году Памир накрыла новая волна протестов в связи с усилением военного
присутствия в регионе и жесткой риторикой Рахмона В ответ на волнения власти начали новую специальную операцию, что вызвало страх и недовольство со стороны
местных жителей, выраженных в петиции Возобновилась кампания по
преследованию несогласных: часть авторитетов была снята с должностей, часть погибла при смутных обстоятельствах; имели место периодические задержания памирцев без прочной обвинительной базы и участие сил безопасности Душанбе в перестрелках с местными, что вылилось в ряд вооруженных восстаний. В этот раз в урегулировании конфликта ключевую роль вновь сыграл Ёдгор Файзов, ранее в 2018 году назначенный Рахмоном на должность главы региона
Однако в новом витке развития данного кризиса, начиная с 2021 г., ситуация стала складываться по-другому. Новым поводом для конфликта стала гибель памирца по имени
Гулбиддин Зиёбеков при невыясненных обстоятельствах во время задержания Помимо того, Файзов был смещен с поста, и на его место пришло доверенное лицо Рахмона - выходец из разведки. Вновь возросло военное присутствие в регионе, были перекрыты связь и интернет. Во время мирных протестов перед зданием администрации по толпе был открыт огонь, в результате чего десятки протестующих получили ранения, и минимум трое погибли В 2022 давление на ГБАО только усилилось: по данным независимых СМИ-^1-^1, для подавления протестов (которые, по заявлению местных жителей, были мирными) в ГБАО был направлен спецназ, применялись огнестрельное оружие и слезоточивый газ, а протестующие в СМИ представлялись как "участники ОПГ". Многие местные СМИ отказались освещать протесты из-за прямых угроз со стороны
центральной власти 1121 согласно местным источникам, с небывалой интенсивностью (около 700 ордеров менее чем за год) производились аресты не только самих местных
лидеров, но и их родственников, коллег; многие подвергались пыткам -Ш1. Также службы безопасности опубликовали послание одному из авторитетов, пограничнику
полковнику Мамадбокирову («Бокиру») 1141, в котором содержались угрозы об убийстве заложников в случае, если тот не откроет дорогу через Бар-Хорог; и, несмотря на то, что требование было выполнено, Мамадбокиров был убит, что только усугубило трения местных с властью. Подавляющее большинство экспертов, занимающихся данной проблематикой, сходятся во мнении, что на последнем этапе кризиса курс Рахмона в отношении беспорядков на Памире беспрецедентно ужесточился. Гипотеза автора состоит в том, что одна из главных причин этого тренда - в изменении конфигурации интересов внешних акторов. В связи с этим исследовательский вопрос данной работы: «Какое влияние оказали ключевые внешние акторы на динамику памирского кризиса 2018-2022 гг.?».
Россия. Россию с Таджикистаном связывают крепкие исторические, культурные, экономические связи, они являются союзниками по ОДКБ и ШОС, поэтому заинтересованность России в стабильном Таджикистане очевидна. Вопрос был лишь в том, как Россия видит эту стабильность. На начальном этапе данного витка кризиса ряд
экспертов выражали надежду П51 чт0 Россия выступит посредником между правительством Рахмона и протестующими ГБАО, учитывая особые исторические связи России с памирским народом 1А61 Эта надежда подкреплялась тем, что, по некоторым
источникам, должностные лица РФ провели ряд встреч с памирцами До 2022 г. высшие чиновники РФ не делали публичных заявлений с оценкой ситуации в ГБАО, но на
практике оказывали содействие центральным властям, что проявлялось, например, в выдаче Таджикистану членов памирской диаспоры в России (даже с российским
гражданством-^!). После встречи президента В.В. Путина с Эмомали Рахмоном 16.05.2022-^1 российский курс вышел в публичное поле: представитель МИД России на брифинге осудила памирских «экстремистов» 12Q1 рассмотрим ключевые факторы, предопределившие российскую позицию. Решающим стал, очевидно, украинский фактор: в актуальных геополитических условиях России важно сохранить дружественные отношения с Таджикистаном, следовательно, с Рахмоном. На международных площадках Таджикистан не поддержал две резолюции ООН по Украине-1211 1221г а также выступил
против исключения России из Совета по правам человека ООН-1221. Поддержка Рахмона в памирском кризисе - своеобразная «плата» России за солидарность. Рахмон, в свою очередь, воспользовался занятостью мирового сообщества Украиной для реализации жесткого курса в ГБАО. Кроме того, в Таджикистане располагается крупнейшая 201-я военная база ЦВО ВС России, откуда, согласно некоторым источникам, Россия на данный момент вынуждена перебрасывать часть войск на Украину, тем самым «оголяя» южные
рубежи-^!. С этим связан второй важнейший фактор - афганский: на фоне прихода к власти в Афганистане Талибана* и вывода американских войск резко обостряются транснациональные угрозы, такие как терроризм и наркотрафик. Через территорию Памира проходит дорога Бар-Хорог, также называемая «Героиновым шоссе», по которой из Афганистана в Центральную Азию (ЦА), Россию и Европу идут героин, метамфетамин и опиаты. Перспектива попадания данного маршрута под контроль экстремистов представляется прямой угрозой национальной безопасности России, поэтому для нее выгоднее ужесточение контроля Рахмона над ГБАО. Также России необходимо поддерживать дружественные отношения с Таджикистаном, чтобы не допустить полного его перехода в зону влияния Китая, который активно наращивает экспансию в регионе. Более того, в случае дестабилизации таджикско-афганской границы РФ пришлось бы встать на сторону Таджикистана и публично осудить афганское правительство, что ухудшило бы отношения с Талибаном*, что нежелательно для России с учетом ее балансирующего курса.
Китай. Изначально интересы Китая в ГБАО были преимущественно экономическими: во-первых, через Памир проходит стратегически важный торговый путь, Памирский тракт, контроль над которым необходим для Китая. Интересно, что после волны преследования местных авторитетов в 2022 г. было объявлено о китайском финансировании
капитального ремонта Памирского тракта в размере 200 млн $ 1251 Во-вторых, Китай рассматривает Таджикистан и, в частности, Памир как легкий источник ресурсов, в связи с чем в геометрической прогрессии растут ПИИ КНР в Таджикистан (в 2010 году ПИИ Китая были примерно на одном уровне с Россией, а уже в 2020 они превышали
российские в 10 раз 12^1). В-третьих, Китай является крупнейшим кредитором Таджикистана (1,2 млрд $, большая часть которых была потрачена на масштабные
инфраструктурные проекты в рамках инициативы «Пояс и путь» J-2Z1), п0 оценкам экспертов, Таджикистан не в состоянии выплатить этот долг в обозримом будущем.
Существует распространенное мнение —251 (близкое к теории заговора, однако имеющее ряд эмпирических доказательств), что между главами Таджикистана и Китая есть негласная договоренность, что Китай не будет требовать возвращения долга взамен на права на «освоение» Памира - реструктуризация долга, граничащая с неоколониализмом. Эта теория подтверждается, в частности, массовым строительством Китаем дорог и инфраструктурных проектов на Памире на свои деньги и с использованием своих рабочих; передачей памирских серебряных месторождений «во
временное пользование» КНР 1281 а также слухами о том, что на территории ГБАО с 2016 г. находится секретная китайская военная база (власти эту информацию опровергают)
1291 военное сотрудничество между КНР и Таджикистаном также активизировалось в последние годы. Например, в 2022 г. правительства стран подписали соглашение, согласно которому КНР и Таджикистан не реже раза в год будут проводить совместные
учения в ГБАО-1^1. Кроме того, ГБАО выступает для Китая неким буфером в вопросе радикальных исламистских образований, поскольку граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом - крайне проблемным для КНР регионом. Уйгурские боевики, представляющие угрозу для внутренней стабильности, орудуют на территории Афганистана, а также в Сирии и Ираке; и для Китая важно не допустить их возвращения
в КНР через Таджикистан-!^!. Более того, в отношении того же СУАР для китайских властей крайне остро стоит проблема сепаратизма и экстремизма, поэтому Китаю важно пресекать любые потенциальные проявления этих феноменов, в том числе на Памире.
США и ЕС. После вывода американских войск из Афганистана в 2021 г. влияние США и в целом Запада в Центральной Азии ощутимо снизилось, как и заинтересованность в регионе. Очевидно, что западные страны отслеживают развитие ситуации в ЦА и в конфликтах между авторитарными лидерами и протестующими, борющимися за права человека, и встают на сторону последних, поскольку это коррелирует с общей западной внешнеполитической повесткой. Однако на примере памирского кризиса можно наблюдать, что США и ЕС выражают свою поддержку скорее на уровне публичных заявлений, нежели оказывают реальное содействие памирцам. Так, в марте 2022 г. Посольство США в Таджикистане в публикации в социальной сети Twitter выразило
обеспокоенность массовой блокировкой интернета в ГБАС>1221. В мае 2022 г. было опубликовано совместное заявление представительства ЕС в Таджикистане и посольств Франции, Германии, США и Великобритании к призывами к скорейшей деэскалации,
уважению прав человека и соблюдению принципа верховенства закона-^!. В том же месяце на сайте Посольства Швейцарии в Таджикистане появилось заявление с подобным посылом-1221. в июле 2022 г. Европарламент принял резолюцию!^! с призывом немедленно инициировать справедливое расследование совершенного насилия, освободить неправомерно задержанных журналистов и гражданских активистов. Путем вывода войск из Афганистана США фактически сняли с себя ответственность за поддержание стабильности в регионе и переложили это бремя на других внешних
акторов, главным образом на Китай1341. Несмотря на то, что Соединенные Штаты продолжают продвигать свои инициативы в ЦА (Новый Шелковый путь, CASA-1000 и др.
12^1), на данный момент их присутствие в регионе уступает китайско-российскому, что отражается на динамике внутрирегиональных процессов. Главным рычагом влияния США
на Таджикистан сейчас выступают антироссийские санкции I2Z1, которые деструктивно влияют на таджикистанскую экономику, в том числе способствуя подрыву внутренней стабильности и авторитета Рахмона.
ООН. ООН также привлекала внимание международного сообщества к обострению кризиса в ГБАО. В мае 2022 г. представитель Генерального Секретаря выразил озабоченность вспышками насилия на Памире и призвал к мирному урегулированию ситуации 1261 днем позже специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств призвал правительство Таджикистана прекратить «репрессии против памирского меньшинства». Однако, как отметил докладчик, предыдущие предостережения со стороны ООН не были услышаны, и правительство Таджикистана не ответило на письмо
ООН, содержащие рекомендации по деэскалации 13Z1
НПО. На события в ГБАО остро отреагировали международные неправительственные правозащитные организации. В частности, организация Human Rights Watch
опубликовала подробный разбор ситуации-!^- на Памире и публично осудила правительство Таджикистана 1321. Организация Genocide Watch также обратила внимание на эскалацию в ГБАО и вынесла предупреждение Таджикистану, а также дала ряд рекомендаций международному сообществу, среди которых формирование на Памире мониторинговой миссии ООН и ослабление антироссийских санкций, поскольку они негативно сказываются на жизни памирцев в том числе-ИШ Группа европейских
правозащитных организаций выпустила еще одно заявление И11 в котором выдвинула ряд требований к правительству Таджикистана, среди которых прекращение насилия, допуск НПО на территорию ГБАО для оказания помощи пострадавшим, прекращение давления на СМИ и т.д. Однако на данном этапе доступ МНПО и СМИ к событиям на Памире остается крайне ограниченным, продолжается жесткое подавление протестов, ведутся судебные процессы в отношении журналистов и активистов.
Заключение. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что памирский кризис - крайне многофакторный конфликт, который становится все более интернационализированным. ГБАО - это крайне ресурсоемкий и перспективный для освоения регион, который граничит с Афганистаном, управляемым террористическим режимом, и с китайским СУАР, в которым нерешенными остаются проблемы терроризма, сепаратизма и экстремизма. Все это делает Памир точкой переплетения интересов различных внешних игроков в сфере экономики, безопасности и ВПК и ставит динамику внутреннего кризиса в ГБАО в зависимость от конфигурации этих интересов. После вывода американских войск из Афганистана влияние США и их союзников в регионе заметно снизилось, и образовавшийся «вакуум силы» был планомерно заполнен Китаем и частично Россией, что поспособствовало ужесточению курса правительства Таджикистана в отношении Памира. И Китаю, и России важно, чтобы их союзник в лице Рахмона удержал контроль над данной областью - для Китая на первый план выходят её ресурсный потенциал, стратегическая важность для проекта «Пояс и путь», наличие буферной зоны между Китаем и исламистскими боевиками из СУАР и Афганистана, контроль над торговыми путями. России на данный момент, прежде всего, необходимо сохранить солидарность Таджикистана на международной арене в связи со специальной военной операцией на Украине, сдерживать всплеск наркотрафика и терроризма на границе с Афганистаном, поддерживать военно-техническое сотрудничество с Таджикистаном и при этом избежать обострения отношений с Талибаном*. В связи с этим, а также на фоне снижения присутствия США в Центральной Азии и общей занятостью мирового сообщества украинским конфликтом, современный этап памирского кризиса ознаменовался беспрецедентным уровнем насилия и вседозволенности со стороны центральной власти.
Влияние последних событий памирского кризиса на интеграционные процессы в регионе неочевидны. На первый взгляд, тот факт, что две сильнейшие державы региона, Китай и Россия, в данном кризисе встали на сторону правительства Таджикистана, и их интересы, в целом, совпали, должен способствовать усилению интеграции ЦА с Россией и Китаем. Кризис в ГБАО показал, что эти страны преследуют схожие стратегические цели: противостояние терроризму, экстремизму и терроризму (можно считать общей экзистенциальной угрозой), вытеснение западного влияния из региона, укрепление безопасности и стабильности. Кроме того, оказанная Таджикистану Китаем и Россией
поддержка должна стать веским аргументом в их пользу в вопросе продолжительных «метаний» центральноазиатских государств между западным и восточным «лагерями», что также может подвигнуть государства ЦА к активизации евразийской интеграции. Однако если рассматривать соотношение интересов государств и их видения интеграции на более глубоком уровне, можно заметить ряд серьезных противоречий. Интеграционный формат, в которых входят и Китай, и Россия, и страны ЦА, и который, по идее, должен активнее развиваться ввиду консолидации интересов участников - это ШОС. При этом Китай в последнее время все больше теряет интерес к этому формату, делая ставку на двусторонние отношения, поскольку Китай воспринимает ШОС как преимущественно экономический инструмент, а Россия - как политический. Вместо этого Китай активно продвигает собственную инициативу «Пояс и путь» и различные его ответвления, в частности, «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП). Несмотря на сопряжение ЕАЭС и ЭПШП-1251 фактически эти проекты являются конкурирующими. Таджикистан, несмотря на длительные переговоры, не спешит присоединяться к ЕАЭС, хотя, по мнению многих аналитиков-!^-, это ведет лишь к убыткам и усилению зависимости от Китая. Тем не менее, маловероятно, что реакция России на Памирский кризис склонит Таджикистан к входу в ЕАЭС в ближайшее время- Россия, вероятно, даже не выдвигала этого условия, поскольку в приоритете сейчас сохранение дружественного нейтралитета Таджикистана по украинскому вопросу. Следующее противоречие в российско-китайских интересах в ЦА состоит в том, что Китай использует ситуацию в ГБАО в том числе для того, чтобы обеспечить себе легкий доступ к углеводородам (как из Таджикистана, так и с Ближнего Востока), что может снизить потребность Китая в российских энергоресурсах. Этот фактор, вкупе с экономической экспансией Китая в ЦА в целом, заставляет Россию с осторожностью участвовать в интеграционных форматах с Китаем, чтобы не утратить свое влияние в регионе. Многие исследователи сходятся во мнении 1251^ чт0 между Китаем и Россией существует некое разделение сфер влияния в Центральной Азии - Китай ответственен за экономику, а Россия - за вопросы безопасности, важно сохранить эту сферу влияния и сдерживать китайское военное присутствие в регионе. Особую актуальность в этой связи приобретает военно-техническая кооперация с Таджикистаном и другими странами ЦА в рамках ОДКБ. В то же время на уровне населения Таджикистана и Памира в частности действия Китая вызывают массовую обеспокоенность, потому что 1). ни их правительство, ни власти Китая не информируют население в достаточной степени, и у населения возникает ощущение «оккупации», учитывая, что все китайские проекты осуществляются с использованием китайского оборудования и китайской рабочей силы; 2). население осознает, что главными бенефициарами от реализуемых проектов становятся элиты Таджикистана, а не простые люди. К России отношение было традиционно скорее положительным благодаря историческим и культурным связям,
однако в последнее время заметен обратный тренд в том числе из-за реакции России на памирский кризис (и депортации членов памирской диаспоры). Эти факторы препятствуют углублению интеграции на уровне идентичности. Таким образом, представляется, что итоги памирского кризиса 2018-2022 гг. могут дать толчок к ситуативной консолидации интересов стран региона и кратковременной активизации интеграции, однако едва ли это даст устойчивые результаты в долгосрочной перспективе из-за большого количества сохраняющихся фундаментальных противоречий. Более того, жесткое подавление волнений на Памире не устранило их источник, а лишь создало предпосылку для дальнейшей дестабилизации обстановки, которая может перекинуться и на другие страны региона и оказать деструктивное влияние на интеграционные процессы.
* запрещенная в России террористическая организация Библиография
1. Маргулис С.Б. Факторы радикализации ислама в постсоветском Таджикистане // Вестник Омского университета. - 2020. - №4(28). - С. 121-130. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 44420762 (дата обращения: 27.11.2022).
2. Русская служба ВВС News . Таджикистан: десятки погибших в боях у города Хорог.
- 2012. - URL:
https ://www.bbc.com/russian/international/2012/07/120723_tajic_khorog_assault (дата обращения: 27.11.2022).
3. ИА Радио Аззатык (признано иноагентом на территории РФ). Что происходит в Горном Бадахшане? - 2014. - URL: https://rus.azattyq.org/a/stolknovenia-v-gornom-badakhshane/25405422.html (дата обращения: 27.11.2022).
4. Информационный портал Eurasianet. Таджикистан: власти делают резкие заявления о ГБАО, усиливая напряженность. - 2018. - URL: http://surl.li/dvjbe (дата обращения: 27.11.2022).
5. Портал петиций Change.org. Обращение выходцев из ГБАО в поддержку мира на Памире. - 2018. - URL: http://surl.li/dvjbh (дата обращения: 27.11.2022).
6. ИА Фергана. Семь самураев. Рахмону удалось подтвердить свою власть над Памиром. - 2018. - URL: https://fergananews.com/articles/10257 (дата обращения: 27.11.2022).
7. ИА Pamir Daily News. В Хороге митинг. Прямо сейчас там идет перестрелка. - 2021.
- URL: http://surl.li/dvjxe (дата обращения: 27.11.2022).
8. ИА Медиазона (признано иноагентом на территории РФ). Когда у мира горит крыша. Горный Бадахшан уже 30 лет сопротивляется попыткам властей Таджикистана «навести порядок» в регионе. - 2021. - URL:
https://mediazona.ca/article/2021/12/03/pamir (дата обращения: 27.11.2022).
9. ИА Медиазона (признано иноагентом на территории РФ). Памир встал за земляка. Властям Таджикистана пришлось отправить войска и спецназ на подавление протестов в Горном Бадахшане. - 2022. - URL:
https://mediazona.ca/article/2022/05/19/khorugh (дата обращения: 27.11.2022).
10. Публикация в телеграм-канале pamirdailynews. - 2022. - URL: https://t.me/pamirdailynews/654 (дата обращения: 27.11.2022).
11. ИА Коммерсантъ. Тлеющий таджикский регион задымил протестами. - 2022. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5356110 (дата обращения: 27.11.2022).
12. Media Group Asia-Plus Tajikistan. Заявление редакции «Азия-Плюс» о ситуации в ГБАО - 2022. - URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20220517/zayavlenie-redaktsii-aziya-plyus-o-situatsii-v-gbao
13. ИА Pamir Daily News. Open Democracy: Убийство, потрясшее Памир до глубины души. - 2022. - URL: http://surl.li/dvjja (дата обращения: 27.11.2022).
14. Media Platform OpenDemocracy. Suzanne Levi-Sanchez. The assassination that shook the Pamir Mountains to the core. - 2022.-URL: https://inlnk.ru/ELMEJN (дата обращения: 27.11.2022).
15. The International Crisis Group Report. Борьба за власть в ГБАО. - 2018.-URL: https ://w ww.crisisgroup.org/ru/europe-central-asia/central-asia/tajikistan/b87-rivals-authority-tajikistans-gorno-badakhshan (дата обращения: 27.11.2022).
16. Проект института по освещению войны и мира CABAR.Asia. Роль России на Памире: игрок или наблюдатель? - URL:https://cabar.asia/ru/rol-rossii-na-pamire-igrok-ili-
nablyudatel (дата обращения: 27.11.2022).
17. Central Asia Expert Program. Expert Interview. The reasons behind a new wave of violence in the Pamirs. - 2022. - URL:https://www.youtube.com/watch? v=tPYUgGurl_8w (дата обращения: 27.11.2022).
18. Проект института по освещению войны и мира CABAR.Asia. Результаты спецоперации на Памире: главные акторы и дальнейшее развитие. - 2018. - URL: https ://cabar.asia/ru/rezultaty-spetsoperatsii-na-pamire-glavnye-aktory-i-dalnejshee-razvitie (дата обращения: 27.11.2022).
19. Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. Встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным. - 2022. - URL: http://president.tj/ru/node/28332 (дата обращения: 27.11.2022).
20. Официальный сайт МИД России. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 18 мая 2022 года - URL:
https://mid.rU/ru/foreign_policy/news/1813888/#38 (дата обращения: 27.11.2022).
21. Официальный сайт ООН. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Гуманитарные последствия агрессии против Украины» - URL: https://news.un.org/ru/story/2022/03/1420532 (дата обращения: 27.11.2022).
22. Официальный сайт ООН. Генассамблея ООН потребовала от России «немедленно» вывести свои войска из Украины. - 2022. - URL:
https://news.un.org/ru/story/2022/03/1419092 (дата обращения: 27.11.2022).
23. Официальный сайт ООН. UN General Assembly votes to suspend Russia from the Human Rights Council. - 2022. - URL: https://news.un.org/en/story/2022/04/1115782 (дата обращения: 27.11.2022).
24. Русская служба The Moscow Times. Готовились к защите от исламистов, а оказались в Украине. Как «спецоперация» оголяет южный фланг России. - 2022. - URL:
https ://w ww. moscowtimes.ru/2022/05/05/gotovilis-k-zaschite-ot-islamistov-a-okazalis-v-ukraine-kak-spetsoperatsiya-ogolyaet-yuzhnii-flang-rossii-a20134 (дата обращения: 27.11.2022).
25. Независимая Газета. Пекин осваивает Горный Бадахшан. - 2019. - URL: https://www.ng.ru/cis/2019-10-31/5_7717_tajikistan.html (дата обращения: 27.11.2022).
26. Официальный сайт Национального банка Таджикистана. Платежный баланс Республики Таджикистан. - 2022. - URL: https://nbt.tj/ru/statistics/tavozuni-pardokhti-jt/ (дата обращения: 27.11.2022).
27. United States Institute of Peace. Russia's Ukraine War Weighs Heavily on Tajikistan -2022. - URL: https://www.usip.org/publications/2022/05/russias-ukraine-war-weighs-heavily-tajikistan (дата обращения: 27.11.2022).
28. ИА Сары-Кол. Восточный Памир. Таинственный Якчилва. - 2019. - URL: http://www.sary-kol.ru/stati/pamir/tainstvennyi-ak-zhylga-iakchilva--radio-ozodi-stali-izvestny-detali-sdelki-dushanbe-s-kitaiskoi-kompaniei.html (дата обращения: 27.11.2022).
29. ИА Pamir Daily News. Военные учения не реже одного раза в год. Новое соглашение между Таджикистаном и Китаем. - 2022. - URL: https://inlnk.ru/OQJeyz (дата обращения: 27.11.2022).
30. Radio Free Europe (признано иноагентом на территории РФ). U.S. Embassy In Tajikistan Concerned Over Internet Blockage In Gorno-Badakhshan. - 2022. - URL: https ://www.rferl.org/a/tajikistan-internet-gorno-badakhshan-us-embassy/31756611.html (дата обращения: 27.11.2022).
31. Официальный сайт Посольства США в Таджикистане. Совместное заявление о событиях в ГБАО. - 2022. - URL: https://clck.ru/32ng9z (дата обращения: 27.11.2022).
32. Официальный сайт посольства Швейцарии в Таджикистане. Internal tensions and violent clashes in the Gorno-Badakhshan Autonomous region. - 2022. - URL:
https ://www.eda.admin.ch/countries/tajikistan/en/home/news/news.html/content/coun tries/tajikistan/en/meta/news/2022/May/internal-tensions (дата обращения: 27.11.2022).
33. Официальный сайт Европарламента. The situation in Tajikistan's Gorno-Badakhshan Autonomous Province. - 2022. - URL:
https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0293_EN.pdf (дата обращения: 27.11.2022).
34. Безруков Алексей Эдуардович, Иванов Константин Александрович, Чимирис Екатерина Сергеевна. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ВНЕШНИХ АКТОРОВ // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. №3. - URL:
https ://cyberleninka .ru/article/n/integratsionnye-protsessy-v-tsentralnoy-azii-stolknovenie-interesov-vneshnih-aktorov/viewer (дата обращения: 27.11.2022).
35. Торопыгин А.В., Мендагазиев А.Е. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ИНТЕРЕСОВ США, КИТАЯ И РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. №3 (33). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimozavisimost-interesov-ssha-kitaya-i-rossii-v-tsentralnoy-azii/viewer (дата обращения: 27.11.2022).
36. Официальный сайт ООН. Daily Press Briefing by the Office of the Spokesperson for the Secretary-General. - 19.05.2022. -
URL:https://press.un.org/en/2022/db220519.doc.htm (дата обращения: 27.11.2022).
37. Официальный сайт ООН. Эксперт ООН встревожен репрессиями против памирского меньшинства в Таджикистане. - 20.05.2022. - URL:
https://news.un.org/ru/story/2022/05/1424272 (дата обращения: 27.11.2022).
38. Human Rights Watch (на территории РФ признана иноагентом). Tajikistan: Stop Abusing Autonomous Region Protesters. - 2022. - URL:
https ://www.hrw.org/news/2022/05/26/tajikistan-stop-abusing-autonomous-region-protesters (дата обращения: 27.11.2022).
39. Human Rights Watch (на территории РФ признана иноагентом). Таджикистан: Несогласным из Горного Бадахшана не обеспечивается право на справедливый суд. - 2022. - URL: https://www.hrw.org/ru/news/2022/08/23/tajikistan-autonomous-region-protesters-denied-fair-trials (дата обращения: 27.11.2022).
40. Genocide Watch (на территории РФ признана иноагентом). Genocide Watch:Tajikistan. - 2022. - URL: https://www.genocidewatch.com/single-post/genocide-watch-tajikistan (дата обращения: 27.11.2022).
41. Правозащитная группа НГО Civil Rights Defenders. NGOs Call on the Tajikistani Authorities to Respect International Law. - 2022. - URL:
https ://crd.org/2022/05/24/ngos-call-on-the-tajikistani-authorities-to-respect-international-law/ (дата обращения: 27.11.2022).
42. Sputnik Таджикистан (на территории РФ признана иноагентом). Муки выбора: почему Таджикистан не спешит вступить в ЕАЭС и чем это грозит. - 2022. - URL: https ://tj .sputnikne ws.ru/20220620/tajikistan-eaeu-vstuplenie-plyusy-minusy-1049353915.html (дата обращения: 27.11.2022).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом рецензируемого исследования является крайне важная на сегодняшний день проблема вмешательства внешних акторов во внутриполитические кризисы различных стран на примере Памирского кризиса 2018-2022 гг. в Таджикистане. В научной и особенно в публицистической литературе последних двух десятилетий много писалось о технологиях «цветных революций», теориях «управляемого хаоса» и прочих концепциях, общим местом которых является стремление выявить влияние внешних акторов в качестве инициатора и/или катализатора внутриполитических кризисов. Поэтому научная актуальность выбранной автором темы для изучения не вызывает сомнений. К сожалению, автор не дал себе труда должным образом отрефлексировать теоретико-методологические основания собственного исследования. Но из контекста можно понять, что кроме традиционных для подобного рода работ исторического и институционального методов применялись конфликтологический процессуально-динамический метод, а также ивент-анализ и элементы реализма в исследовании международных отношений. Вполне корректное применение перечисленных методов позволило автору получить результаты, обладающие признаками научной новизны. Прежде всего, речь идёт о выявленных интересах вовлечённых в Памирский кризис акторов, а также основных факторах, влияющих на динамику этих интересов. Научное значение имеет также вывод автора о прогрессирующей интернационализации исследуемого кризиса, а также связи его динамики с конфигурацией интересов внешних игроков. Правда, не все выводы автора можно считать научно обоснованными и достоверными. В частности, довольно легковесными выглядят рассуждения о существовании предполагаемой негласной договорённости между главами Таджикистана и Китая о реструктуризации долга взамен на право освоения Памира. Несмотря на то, что это предположение укладывается в общую логику действия Китая как в целом ряде африканских стран, так и в других регионах (фактическое закабаление правительств этих стран посредством раздачи неподъёмных для них кредитов в обмен на политическую лояльность и экономическую экспансию посредством проникновения в страну китайского капитала), тем не менее, каждое такое утверждение нуждается в специальном доказательстве. Впрочем, автор и сам признаёт, что указанное предположение «близко к теории заговора, однако имеет ряд эмпирических доказательств».
В структурном плане работа также не вызывает серьёзных нареканий: её логика последовательна и отражает основные аспекты проведённого исследования. Статья состоит из трёх основных разделов: вводной части, основной и заключительной. Во вводной части работы ставится научная проблема, кратко описывается история и предыстория Памирского кризиса, формулируется научный вопрос исследования и авторская гипотеза. После этого следует анализ роли и интересов каждого из вовлечённых в конфликт внешних акторов: России, Китая, США, ЕС, ООН, а также различных международных неправительственных организаций (НПО). В «Заключении» резюмируются основные результаты проведённого исследования, делаются выводы и намечаются некоторые прогнозы.
Стиль работы научный; в статье имеются некоторые стилистические проблемы, касающиеся в основном оформления текста (например, в нумерованных списках автор по непонятной причине использует одновременно и скобку, и точку: «1).»; кроме того, автор неверно ставит значок доллара: «200 млн $», «1,2 млрд $», в то время как
правильно было бы так: «$200 млн», «$1,2 млрд»; и др.). В тексте встречается также незначительное количество мелких грамматических погрешностей (например, несогласованное предложение «...Правительство Таджикистана не ответило на письмо ООН, содержащИЕ рекомендации по деэскалации»; или лишняя запятая перед присоединительной конструкцией после вводного выражения «в частности»: «Китай рассматривает Таджикистан и, в частности, Памир как...»; и др.), однако в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем русском языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 42 наименования, в том числе источники на иностранных языках, и в должной мере репрезентирует состояние исследований по проблематике статьи. Апелляция к оппонентам имеет место в части обсуждения различных факторов вовлечения России, Китая и др. стран и организаций в Памирский кризис.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью следует квалифицировать в качестве научного исследования, соответствующего основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты обладают признаками научной новизны и будут представлять интерес для политологов, конфликтологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также для студентов перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Мировая политика». По результатам рецензирования статья рекомендуется к публикации.