Научная статья на тему 'Влияние внешней среды на интеграционное поведение фирмы'

Влияние внешней среды на интеграционное поведение фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЕВАНТНАЯ ФИРМЕ ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / МЕЖФИРМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖФИРМЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ / COMPANY RELEVANT ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL FACTORS / INTER-FIRM INTEGRATION / INTER-FIRM TRANSACTIONAL FACTORS OF INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курченков Владимир Викторович

Определяется характер изменчивости внешней среды фирмы, определяются группы релевантных фирме факторов внешней среды и характер их воздействия на ее поведение. Выявляются изменения степени релевантности фирме факторов внешней среды в результате ее интегрированного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE ENVIRONMENT ON THE INTEGRATION BEHAVIOUR OF THE FIRM

The nature of the variability of the environment of the firm is specified, the groups of the relevant factors of the environment and the character of their impact on its behavior are classified. The variations of the level of the firm relevance of environmental factors as a result of its integrated development are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние внешней среды на интеграционное поведение фирмы»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 334.341.44 ББК 65.01

В. В. Курченков

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ

V. V. Kurchenkov

INFLUENCE OF THE ENVIRONMENT ON THE INTEGRATION BEHAVIOUR OF THE FIRM

Определяется характер изменчивости внешней среды фирмы, определяются группы релевантных фирме факторов внешней среды и характер их воздействия на ее поведение. Выявляются изменения степени релевантности фирме факторов внешней среды в результате ее интегрированного роста.

Ключевые слова: релевантная фирме внешняя среда, факторы внешней среды, межфирменная интеграция, трансакционные факторы межфирменной интеграции.

The nature of the variability of the environment of the firm is specified, the groups of the relevant factors of the environment and the character of their impact on its behavior are classified. The variations of the level of the firm relevance of environmental factors as a result of its integrated development are revealed.

Key words: company relevant environment, environmental factors, inter-firm integration, inter-firm transactional factors of integration.

Введение

Анализ внешней среды фирмы имеет большое значение для формирования ее стратегии и разработки перспективных долгосрочных планов развития. Это проблема, с которой руководители всех предприятий сталкиваются каждый день в процессе своей практической деятельности. Вместе с этим данной проблеме посвящено в последнее время большое количество теоретических исследований, разработано достаточно много подходов и концепций адекватной оценки внешней среды фирмы и ее динамики на основании использования арсенала современной науки (экономической, математической и др.). Интересным представляется подход к анализу внешней среды, разработанный Г. Клейнером, в рамках «системной парадигмы» [1, с. 18], где внешняя среда обладает системными свойствами, развивается как система, и фирма, интегрируясь во внешнюю среду, должна позиционировать себя как часть этой системы.

Достаточно плодотворной для разработки концепции взаимодействия предприятия с внешней средой, его реакции на изменение внешней среды является тектологическая теория А. Богданова [2, с. 114], где ее устойчивость определяется «обменным равновесием» между фирмой и средой. В целом теоретических подходов к данной проблеме достаточно много, при этом в рамках каждого направления развития современной экономической науки формируется свой подход к оценке и определению внешней среды фирмы: неоклассический, институциональный (трансакционный), бихевиористский и др. [3, с. 81].

Традиционно внешняя среда предприятия образуется как совокупность факторов макро-и микросреды. Макросреда включает в себя факторы, которые косвенным образом воздействуют на предприятие, а микросреда включает непосредственное окружение предприятия: поставщики, потребители, посредники и др.

Вместе с тем наличие этих факторов само по себе еще никак не характеризуют внешнюю среду для конкретной фирмы. Поскольку при анализе внешней среды речь всегда идет не про-

сто о наличии тех или иных явлений, а их качественном воздействии на деятельность конкретной фирмы, которое, в свою очередь, в той или иной степени изменяет ее поведение. В связи с этим при анализе речь должна идти не просто о внешней среде, которая может быть нейтральной или неактуальной для фирмы, неадекватной основным целям ее развития, а о релевантной внешней среде, содержащей в себе потенциал актуальных связей с данной фирмой.

Учитывая трудности, которые возникают при разграничении внутренней среды фирмы и релевантной окружающей среды, необходимо акцентировать внимание на том, что нерелевантная по отношению к фирме окружающая среда не содержит в полноте никаких актуальных и потенциальных с ней связей, в то время как релевантная окружающая среда оказывает значительное влияние на структуры и процессы в рамках внутренней системы фирмы, определяет ее поведение. Для фирмы это означает необходимость рассматривать окружающую среду в контексте собственного потенциала стратегического развития. При этом предполагается, что следующие или перспективные элементы окружающей среды для нее будут релевантными [4, с. 83].

Действительно, фирма может развиваться не в любой среде, а только в релевантной, с которой она имеет актуальные связи (прямые и обратные, реальные и потенциальные). Релевантная окружающая среда представляется как совокупность релевантных факторов, воздействующих на фирму в определенной последовательности.

Необходимо рассмотреть совокупность этих факторов и характер их воздействия на фирму. В частности, группировку основных релевантных фирме факторов внешней среды можно провести по следующим критериям:

- во-первых, по степени релевантности факторов по отношению к конкретной фирме. В результате по продолжительности и интенсивности воздействия можно выделить релевантные факторы первого и второго порядка. Факторы первого порядка непосредственного воздействия оказывают существенное влияние на осуществление основных стратегических целей фирмы. Факторы второго порядка имеют недостаточно интенсивное воздействие на фирму и оказывают, таким образом, несущественное влияние на возможность достижения основных целей;

- во-вторых - по сферам локации факторов и способам воздействия (прямое и косвенное) -глобальные, факторы макро- и микросреды;

- в-третьих - по видам или составу релевантных факторов. Например, для микросреды -поставщики, посредники и др.;

- в-четвертых - по динамическим характеристикам воздействия факторов. Важно определить не только сами факторы, но и динамику их воздействия. Действительно, сложность окружающей среды выражается количеством и разнообразностью релевантных факторов, которые нужно учитывать при разработке решения. Динамика характеризует изменчивость этих факторов окружающей среды. При этом необходимо выделить три признака, определяющие подобного рода изменчивость окружающей среды: частота, сила и регулярность изменений факторов окружающей среды [4, с. 84]. На основании этого факторы могут быть постоянного и переменного действия. Последние могут быть подчинены как линейной, так и нелинейной зависимости (рис. 1);

- в-пятых - интенсивность воздействия релевантных факторов, которая может быть: постоянной; постоянно-переменной: постоянно нарастающей, постоянно убывающей; переменной: циклической (линейной и нелинейной); нециклической.

Рис. 1. Классификация релевантных факторов внешней среды фирмы по динамике воздействия

В соответствии с этим делением для анализа внешней среды необходимо определить:

- непосредственно группы релевантных факторов и их возможную композицию;

- их основные динамические характеристики (интенсивность, периодичность действия и др.). На основании приведенных критериев классификации релевантных факторов Г. Минцберг

[5, с. 286] и Р. Дункан [6, с. 313-327] выделяют 4 основных типа внешней среды фирмы (табл.).

Типы внешней среды фирмы и их характеристика*

Тип внешней среды Характеристика типа внешней среды фирмы

Простая статическая окружающая среда Характеризуется небольшим количеством релевантных факторов со слабо выраженной динамикой их изменения

Простая динамическая окружающая среда Характеризуется незначительным количеством и ограниченной разнообразностью внешних релевантных факторов, но с достаточно высокой степенью их изменчивости во времени

Комплексная статическая окружающая среда Характеризуется большим числом и разнообразием релевантных факторов, обладающих незначительной уравновешенной изменчивостью

Комплексная динамичная окружающая среда Характеризуется большим количеством и широким разнообразием основных релевантных факторов внешней среды предприятия с высокой степенью их изменчивости в пространственно-временном континууме

Составлено автором.

Однако определения характера внешней среды еще недостаточно. Необходимо выявить характер изменчивости групп релевантных факторов внешней среды для конкретной фирмы. Подобного рода изменения могут создавать как симметричную, так и асимметричные композиции.

Изменчивость по времени: синхронное изменение и асинхронное.

Изменчивость в пространстве: симметричная и несимметричная изменчивость по отношению к предприятию.

Характер изменчивости: линейная и нелинейная.

Изменчивость проявляется в пространственно-временном континууме.

В целом характер комплексного изменения групп релевантных факторов может быть выражен следующими композициями.

Симметричное изменение:

- постоянство релевантных факторов внешней среды фирмы различных критериальных групп;

- изменение различных групп релевантных факторов при соизмеримых динамических параметрах.

Асимметричное изменение:

- изменение релевантных факторов одних групп при постоянстве релевантных факторов других групп, изменение релевантных факторов всех групп с различными динамическими параметрами;

- неравномерное изменение релевантных факторов внутри одной критериальной группы.

На рис. 2 показано симметричное изменение релевантных факторов. Фирма выступает

центром подобного изменения, центром асимметрии (симметрии). В целом вариантов декомпозиции релевантных факторов, в различных комбинациях пространственных и динамических характеристик, может быть большое количество.

Изложенный выше подход имеет большое значение для исследования причин межфирменной интеграции. Характер изменчивости внешней среды, релевантной фирме, оказывает существенное влияние на ее интеграционное поведение. Действительно, так называемые «специфические активы» фирмы, которые определяют характер интеграционных тенденций, можно рассматривать как внешние релевантные факторы в интеграции. И сегодня распространена модель неполной интеграции, основанная на использовании специфических активов фирмы. В этом случае, имея широкое поле базовой компетенции, большое количество разнообразных активов, фирма может принимать участие сразу в нескольких интеграционных образованиях. Таким образом, она создает группы релевантных факторов для потенциальных партнеров в перспективе возможной межфирменной интеграции.

Рассматривая интеграцию как многоэтапный процесс, можно проследить, как изменяется релевантность внешних факторов (специфических активов), когда фирма посредством реализации первого этапа интеграции меняет свой рыночный статус. На этом аспекте следует остановиться более подробно.

Действительно, согласно трансакционной теории фирмы (Р. Коуз [7], О. Уильямсон [8, 9]), рост предприятия связан с преобразованием внешних, рыночных трансакций во внутренние. Фирма растет до тех пор, согласно Р. Коузу, пока издержки внутренних трансакций меньше издержек внешних, рыночных трансакций. «С точки зрения фирмы отказ от рынка означает превращение сделок с внешними организациями, а следовательно, частично или даже целиком неконтролируемого ею процесса в чисто внутреннее дело» [10, с. 93]. Наиболее распространенной стратегией роста размеров фирмы в современных условиях является интегрированный рост, в процессе которого происходит объединение потенциально независимых предприятий в общую структуру. В соответствии с этим интеграция является реакцией на несовершенство рыночного механизма с точки зрения издержек трансакций, и поэтому она выступает альтернативой механизму рыночной контрактации.

При этом нужно отметить, что в зависимости от масштабов интеграционных процессов интернируется большое количество внешних трансакций, осуществлявшихся ранее на рынке, и еще возникает много новых, которые не были релевантными для фирмы-интегратора до момента объединения, но стали таковыми после интеграционного преобразования и возникновения новой объединенной структуры. Однако нужно отметить, что когда речь идет о внешних трансакциях, то имеются в виду не все возможные трансакции, а только релевантные данной, конкретной фирме. В этой связи целесообразно все внешние трансакции изначально разделить на релевантные по отношению к данной фирме трансакции и нерелевантные, которые осуществляются в экономическом пространстве рыночной экономики и не затрагивают конкретной фирмы, не связаны с реализацией ее специфических активов.

В свою очередь, для фирмы, осуществляющей стратегию интегрированного роста, релевантные внешние трансакции можно разделить на реальные и потенциальные. Реальные являются релевантными до момента интеграционного объединения, потенциальные становятся непосредственно внешними релевантными трансакциями после объединения и образования новой интегрированной структуры. В частности, внешние трансакции интегрируемой фирмы являются потенциальными трансакциями для фирмы-интегратора и становятся реальными релевантными трансакциями после процесса интеграции и образования в результате новой компании [11, с. 99].

Однако выделение реальных и потенциальных внешних релевантных трансакций возможно в рамках определенного целевого вектора стратегии интегрированного роста, а именно стратегии симметричной или асимметричной вертикальной интеграции, а также модели комбинированного роста. В частности, если предприятие реализует стратегию, целью которой является интеграция основных поставщиков, то их внешние трансакции становятся релевантными внешними трансакциями для вновь образованной интегрированной компании.

Таким образом, в результате реализации стратегии интегрированного роста фирмы структура внешних и внутренних трансакций существенно изменяется. А если учитывать, что в настоящее время, с одной стороны, существует значительное количество разнообразных форм интеграции - от жестких (холдинги) до мягких (стратегические альянсы), а с другой - крупные компании используют несколько стратегических направлений интегрированного роста, то можно говорить об изменении степени релевантности тех или иных внешних трансакций в результате интеграционных преобразований. Особенно наглядно это проявляется в стратегии асимметричной вертикальной интеграции.

Если данный подход представить более системно, то необходимо отметить, что в целом интеграция предполагает качественную системную трансформацию как внешней, так и внутренней среды фирмы. В этой связи в традиционной трансакционной концепции интеграции производства, на наш взгляд, не в полной мере отражается момент преобразования системного качества обменных отношений. В действительности интеграция не представляет собой простое механическое преобразование внешних трансакций во внутренние, поскольку изменяется системный статус новой интегрированной фирмы, соответственно, изменяется системное качество и самих трансакций, как внешних, так и внутренних.

Природа фирмы состоит в том, что внутренний обмен, организация неравноценны и несоизмеримы по качеству с внешним рыночным обменом (хотя они предполагают друг друга), следовательно, они нетождественны по своей экономической природе. Однако рыночный обмен выступает внешним целевым факторов системной интеграции внутри фирмы, фактором ее самоорганизации.

Интернирование внешних трансакций во внутренние совсем не означает, что количество внешних трансакций уменьшается. Не следует также предполагать, что до акта расширения масштабов производства и после него число трансакций остается постоянным. В действительности в каждом акте роста может наблюдаться увеличение количества внешних трансакций и уменьшение количества внутренних, как результат системного преобразования. Увеличение системы, более крупное интегрированное образование, ввиду возрастания сложности, предполагает большее количество внешних связей. В то же время рост масштабов производства предполагает увеличение выпуска и увеличение обменных ценностей. Трансакции будут интернироваться в том случае, если они будут иметь возрастающий эффект, т. е. большее количество ценностей будет трансформироваться во внешние сделки [12, с. 18].

Следует предположить, что существует пропорциональная зависимость между ростом объема обменных ценностей и изменением количества трансакций. Объем связан с количеством обменных операций. Традиционная теория интегрированного роста недостаточно полно отражает момент изменения статуса фирмы до акта роста и после и ее влияния на рыночную среду в том и другом случае. Обмен в вертикальной интеграции служит уже не рынку, а производству и приобретает новое качество. Производство не может состояться, если не скоординировано обменное взаимодействие технологически зависимых производственных подразделений. В традиционной теории, как было отмечено, интернализация обмена оказывается нейтральной по отношению к предыдущему и последующему системному статусу фирмы.

На основании этого можно считать, что каждый этап роста связан с новым статусом производственной системы и новым статусом внешних трансакций. Дальнейший рост будет связан с интернированием трансакций нового статуса, и, соответственно, это будет новый качественный переход, порождающий новый характер внешнего взаимодействия. В соответствии с этим интеграция отражает не неизменность рынка, по мнению ряда авторов, а его изменчивость, многофазовые превращения. Именно это лежит в основе взаимозамещения интеграции и рынка. Исходно процесс интегративного роста предприятий предполагает характер иерархического взаимодействия и развития.

Тенденция такова, что если фирма увеличивает объем трансакций, то совокупные операции на рынке, относящиеся к этой фирме, сокращаются. На самом деле при увеличении размеров фирмы поле ее рыночного взаимодействия увеличивается (рис. 3). Увеличиваются границы взаимодействия с внешней средой, и количество внешних трансакций существенно возрастает, возрастает также и их рыночная емкость.

Рис. 3. Рост фирмы и увеличение границы рыночного взаимодействия

Действительно, как показывает практика, более крупные фирмы имеют большее количество внешних трансакций и больших по объему в стоимостном выражении по сравнению со средними и мелкими фирмами. Все эти трансакции становятся релевантными для фирмы в процессе интеграции. До интегрированного роста они могут рассматриваться как потенциально релевантные факторы. В соответствии с этим можно сделать вывод, что интеграционный рост фирмы, преобразуя потенциальные релевантные трансакции в реальные, в целом расширяет релевантное пространство фирмы, изменившей свой системный статус в результате интегрированного роста.

И если представить интеграционный рост фирмы как многоступенчатый или многостадийный процесс, то можно отметить, что на каждой стадии этого роста действуют разные, специфические группы факторов, реализуются различные по структуре и качеству трансакции. При этом наблюдается различие между объемами или размерами интегрированных единиц и способами интеграции.

В соответствии с этим условно можно выделить три основные стадии интегрированного роста фирмы. На первой стадии осуществляется реализация основных трансакций внутри фирмы. Здесь интегрируемые элементы не имеют больших размеров, и интеграция в этом случае представляется жесткой формой. Основные мотивы интеграции связаны с реализацией технологической целесообразности. Вторая стадия представляется вертикальной интеграцией. Для этой стадии характерны большие по размеру интегрируемые элементы. Основные мотивы интеграции связаны с критерием стратегической устойчивости. Наконец, на третьей стадии формируются альянсные отношения, для которых характерны большие размеры объединяемых элементов, как правило равных по статусу. Соединение предполагает мягкую форму взаимодействия.

На каждой из приведенных стадий, по мере интеграционного роста, трансакции имеют тенденцию к возрастанию, каждый новый внешний ряд трансакций характеризуется большим их количеством и большим объемом каждой отдельной трансакции. Это связано с выходом на стратегический уровень, уровень стратегического партнерства.

Заключение

Таким образом, можно выделить границы непосредственно фирмы, уровень корпоративного взаимодействия и уровень стратегического альянса. Фирма образуется на определенной стадии многоступенчатого взаимодействия и сама является источником стадийного многоуровневого деления. Подобно гравитации, фирма формируется в самом центре глобального интеграционного взаимодействия, где по природе деление настолько детальное, что рыночные трансакции невозможны. В этом проявляется различие и единство внутренней и внешней интеграции, которые предполагают друг друга в определении границ фирмы.

С учетом этого речь идет не о перераспределении специфических активов как релевантных факторов в результате интеграции, а об их системной трансформации, появлении релевантных факторов других масштабов и характера воздействия, которые не существовали отдельно для каждой фирмы, участвующей в процессе интеграции. Следует отметить, что интеграционный рост фирмы связан с расширением или даже формированием релевантного пространства стратегического развития.

Таким образом, характер внешней среды, наличие релевантных факторов первого и второго порядков оказывают значительное влияние на стратегию интеграционного роста фирмы. Вместе с этим в процессе интеграционного роста фирма системно преобразует релевантные факторы внешней среды, формирует новое для себя и ближайшего окружения релевантное пространство дальнейшего стратегического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клейнер Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. - 2011. - Т. 9, № 3. - С. 3-28.

2. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: Прогресс, 1989. - 301 с.

3. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. - СПб.: Экон. шк., 1995. - С. 73-94.

4. Allgemeine Betriebswirtschaftslehre. Band 2: Fuhrung / Herausgegeben von F. X. Bea, E. Dichtl und M. Schweitzer. - Gustav Fischer Verlag. - Stuttgart; New York, 1987. - 514 s.

5. MintzbergH. The Structuring of Organizations. - Englewood Cliffs, 1979.

6. Duncan R. Characteristics of Organizational Environments and Perceived Tnvironmental Uncertainty // Administrativt Science Quarterly, 1972. - 451 s.

7. Коуз Р. Природа фирмы // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та. Сер. 6, Экономика. - 1992. - Вып. 4. - С. 89-100.

8. Уильямсон О. Вертикальная интеграция производства: соображение по поводу неудач рынка // Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. - СПб.: Экон. шк., 1995. - С. 33-54.

9. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996. - 702 с.

10. Коуз Р. Фирма. Рынок и право. - Нью-Йорк: Телекс, 1991. - 190 с.

11. Курченков В. В. Стратегия интегрированного роста предприятия: трансакционный подход // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы 12-го Всерос. симпоз., Москва, 12-13 апреля 2011 г. - М.: Изд-во ЦЭМИ РАН, 2011. - С. 99-100.

12. Курченков В. В. Дмитриев Д. В., Токмаков В. И. Интеграция производства как многоуровневое системное преобразование / Препринт - доклад Южной секции ОЭ РАН. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 27 c.

Статья поступила в редакцию 13.02.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Курченков Владимир Викторович - Волгоградский государственный университет; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление»; kurchenkov@mail.ru.

Kurchenkov Vladimir Victorovich - Volgograd State University; Doctor of Economic Sciences, Professor; Head of the Department "State and Local Administration"; kurchenkov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.