Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США НА СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КНР И АСЕАН'

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США НА СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КНР И АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ-АСЕАН / ВЛИЯНИЕ США / АТР / СОПЕРНИЧЕСТВО США И КНР / СДЕРЖИВАНИЕ КИТАЯ / ЮВА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Донцов Анатолий Сергеевич

В статье рассматриваются отношения Китая и АСЕАН в условиях набирающего обороты противостояния Вашингтона и Пекина в АТР. Исследуется история налаживания связей Китая и Ассоциации, успехи и неудачи в отношениях между сторонами. Изучается воздействие политического курса США, направленного на сдерживание развития КНР и присоединение государств ЮВА к Американской сфере влияния, на сотрудничество между Китаем и АСЕАН. Рассматриваются политические действия Вашингтона в рамках конкуренции за лидерство в АТР с Пекином. Проводится анализ современного положения дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позиции Ассоциации как международной организации и отдельных ее членов. Исследование позволяет получить представление о тенденциях развития отношений между двумя великими державами и АСЕАН. Раскрывается конструктивная роль организации в деле поддержания региональной стабильности и важность сохранения нейтральной позиции Ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF AMERICAN FOREIGN POLICY ON COOPERATION BETWEEN CHINA AND ASEAN

The article studies China-ASEAN relations in the context of rivalry between Beijing and Washington in the Asia-Pacific region. The author explores the history of China-ASEAN ties, achievements and failures in bilateral relations. The paper examines the impact of the US policy aimed at curbing China’s development and the accession of Southeast Asian states to the American sphere of influence on cooperation between China and ASEAN. The article analyses Washington’s political actions in the competition against Beijing in the Asia-Pacific region. The author conducts a research of the current situation in the Asia-Pacific region, as well as the stances of the Association as an international organization and its individual members on US-China rivalry. The study provides an insight into the trends in the development of relations between the two great powers and ASEAN. The article reveals the constructive role of the organization in maintaining regional stability and the importance of preserving the neutral position of the Association.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США НА СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КНР И АСЕАН»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Влияние внешней политики США на сотрудничество между КНР и АСЕАН

Донцов Анатолий Сергеевич,

магистрант кафедры дипломатии МГИМО МИД России E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются отношения Китая и АСЕАН в условиях набирающего обороты противостояния Вашингтона и Пекина в АТР. Исследуется история налаживания связей Китая и Ассоциации, успехи и неудачи в отношениях между сторонами. Изучается воздействие политического курса США, направленного на сдерживание развития КНР и присоединение государств ЮВА к Американской сфере влияния, на сотрудничество между Китаем и АСЕАН. Рассматриваются политические действия Вашингтона в рамках конкуренции за лидерство в АТР с Пекином. Проводится анализ современного положения дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позиции Ассоциации как международной организации и отдельных ее членов. Исследование позволяет получить представление о тенденциях развития отношений между двумя великими державами и АСЕАН. Раскрывается конструктивная роль организации в деле поддержания региональной стабильности и важность сохранения нейтральной позиции Ассоциации.

Ключевые слова: Китай-АСЕАН, влияние США, АТР, соперничество США и КНР, сдерживание Китая, ЮВА, внешняя политика США.

С начала 21 века интенсифицировались процессы внутренней интеграции АСЕАН, возросло влияние организации в АТР не только в сфере экономики и торговли, но и в вопросах региональной политики и безопасности. В отношениях с Китаем АСЕАН представляет и отстаивает интересы государств-членов, стремится избежать зависимости от КНР и укрепить свои позиции лидера в ЮВА.

За последние десятилетия Китай превратился в мировую фабрику, по темпам экономического роста обогнал Соединенные Штаты, но в то же время стал более зависим от стабильности мировой экономической системы. КНР совершил переход из разряда региональных государств на уровень глобальной великой державы. Тем не менее, укрепление и увеличение своего влияния в мире невозможно без прочной региональной основы. Вот почему главной целью внешнеполитической стратегии КНР является первенство в АТР, для чего необходимо налаживание взаимодействия с государствами АСЕАН. С этой целью руководство КПК в своей внешнеполитической стратегии придерживается принципа, выдвинутого председателем КНР Ху Цзиньтао, согласно которому центральное место отводится государствам-соседям Китая: «великие державы - это ключ, а периферия - приоритет» [1]. Преемник Ху Цзиньтао - Си Цзиньпин понимает важность ближнего зарубежья для Китая и развивает добрососедские связи. Вышеописанный внешнеполитический курс в отечественной литературе называют «периферийная дипломатия», которая имеет два направления. Во-первых, это восстановление китайской мощи, а во-вторых - продвижение проекта «сообщества с единой судьбой человечества» за рубежом [2].

Однако некоторые государства ЮВА в силу многих факторов, к которым можно отнести территориальные споры между Китаем и отдельными государствами Ассоциации, негативный опыт сотрудничества, например, в рамках проекта Большого Меконга или исторически сложившиеся предрассудки, не всегда готовы к сотрудничеству с КНР в том объеме, к которому стремится Китай. В политических элитах стран региона опасаются амбиций своего соседа, подкрепляемых растущей экономической и военной мощью.

Безусловно наступательная политика Пекина в ЮКМ, а также воинственная риторика в отношении Тайваня не способствует добрососедству, и играет на руку державам, которые стремятся не допустить укрепления отношений между КНР и АСЕАН. К таким государствам, желающим сдержать рост влияния Китая, относятся Соединённые Штаты, которые всё чаще вмешиваются в двусторонние отношения и во внутренние дела региональных государств, а также политизируют международные площадки с целью давления на Китай.

Показательным примером последнего стала ситуация, спровоцированная США в 2018 году на саммите АТЭС. В ходе переговоров Вашингтон обрушился с критикой на Пекин, в результате две стороны выразили недовольство позициями друг друга, в том числе в связи с взаимно введенными торговыми ограничени-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u со

ями. Таким образом остальные участники форума оказались заложниками происходивших дебатов не в силах вернуть дискуссию к повестке дня встречи. По итогам встречи представители экономик не смогли согласовать совместное заявление [3]. Вышеописанная ситуация говорит о беспомощности международных переговорных площадок перед лицом сверхдержав, о кризисе системы глобального управления и АТЭС, в частности. Участники форума из ЮВА осознают происходящий раскол, который вновь ставит государства-члены АСЕАН перед выбором партнера для сотрудничества: США или КНР. Налаживание связей с одним означает ухудшение отношений с другим. Несмотря на то, что Ассоциация не желает участвовать в торговой войне между двумя гигантами и придерживается принципа неприсоединения, каждый отдельный член действует исходя из своих национальных интересов - происходит раскол организации.

Противостояние Вашингтона и Пекина выражалось еще и в конкуренции двух моделей региональной интеграции: ТТП и ВРЭП. Выход США из ТТП в 2017 году спровоцировал рост влияния КНР в регионе и повышение значимости ВРЭП, соглашение о создании которого было подписано в ноябре 2020 года. Участниками соглашения стали десять стран АСЕАН, а также Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия [4].

Пекин умело использовал невнятную политику США в АТР в период президентства Д. Трампа и отстранение Вашингтона от участия в региональных группировках для укрепления своих позиций в регионе не только посредством участия во ВРЭП, но и активном развитии своей инициативы «Пояс и путь», который связывает множество государств Азии при ведущей роли Китая.

Однако региональное атмосфера сотрудничества нарушается нестабильностью, которую нагнетают США. Такие действия как визит конгрессменов США на Тайвань в августе 2022 [5], встреча лидера Тайваня со спикером Палаты представителей в 2023 [6] не способствуют региональной стабильности и вызывают протест со стороны КНР. В случае перерастания противоречий в военный конфликт между двумя великими державами государства АСЕАН будут использованы как плацдарм США и в итоге окажутся жертвами эскалации напряженности в регионе.

Ноябрь 2022 года запомнился странам Азии очередным Восточноазиатским саммит, но в негативном ключе, поскольку на полях этой площадки Вашингтон и Пекин вновь обменялись обвинениями и критикой [7]. Однако в дополнение к вышесказанному США повысили уровень взаимодействия с АСЕАН до статуса всеобъемлющего стратегического партнерства [8], чтобы догнать Китай, который в 2021 году подписал такое же соглашение с АСЕАН. Однако на вышеуказанном документе США не остановились: Вашингтон, Сеул и Токио выдвинули проект договора по запрету нелегального рыболовства в акватории ЮКМ [9], который может снизить активность китайских рыбаков в исключительных экономических зонах Вьетнама и Малайзии. По итогам встречи, подобно саммиту АТЭС, представители государств не смогли сформулировать общее заявлении по причине непреодолимых противоречий между КНР и США.

Итак, следует отметить, что в условиях нарастания напряженности в международных отношениях от АСЕАН как от регионального лидера требуется сплоченность, верность принципам и готовность к трудным переговорам как с партнерами на внешнем контуре, так и между государствами-членами, поскольку для принятия решений в структурах Ассоциации необходим консенсус.

В этой связи Индонезия, Таиланд и Камбоджа выступают за строгое соблюдение принципов АСЕАН. В мае

2022 года три государства опубликовали совместное заявление, в котором еще раз подтвердили заинтересованность в сотрудничестве со всеми партнерами, в том числе с Китаем, вне зависимости от политической конъюнктуры [10]. Именно стратегия балансирования является ключом к сохранению и развитию Ассоциации как успешного интеграционного объединения.

Отношения между АСЕАН и КНР подвергаются воздействию многих негативных факторов, в том числе и деструктивным действиям США. Кроме того, Вашингтон, как альтернативный Пекину центр силы, для некоторых государств ЮВА является более приемлемым партнером.

Соединенные Штаты оказывают негативное влияние на стабильность в АТР, политизируют повестку дня международных организаций, рассматривают Китай как основную угрозу своего мирового доминирования и предпринимают все меры уменьшения роли КНР в международных отношениях. В этой связи сотрудничество между АСЕАН и КНР представляется американскому руководству нежелательным. Вашингтон хотел бы заменить Пекин в качестве ключевого партнера организации и с этой целью активно налаживает двусторонние связи с отдельными государствами-членами Ассоциации различных сферах.

Литература

1. Песцов С.К. Регионализм в интерпретации Китая: Эволюция теоретических взглядов и практической политики // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. № 18. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/regionalizm-v-interpretatsii-kitaya-evolyutsiya-teoreticheskih-vzglyadov-i-prakticheskoy-politiki (дата обращения: 15.05.2023).

2. Козинец А.И. О перспективах сотрудничества России и Китая в Центральной Азии. / Карпович О.Г., Троянский М.Г. // Ежегодник Института актуальных международных проблем. Издательство: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва). -2021. - URL: https://www.dipacademy.ru/documents/ 4090/%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%B-D%D0%B5%D1%86_%D0%90%D0%BD%D0%B4% D1%80%D0%B5%D0%B9_-_%D0%9D%D0%98%D0 %A0.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

3. APEC summit fails to reach consensus as US-China divide deepens // The Straits Times. - URL: https:// www.straitstimes.com/asia/apec-summit-asia-pacific-leaders-fail-to-reach-consensus-on-communique (дата обращения: 15.05.2023).

4. В Азии создали крупнейшую в мире зону свободной торговли // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/econom-ics/15/11/2020/5fb0bdb69a7947d5289e28e9 (дата обращения: 15.05.2023).

5. Колдунова Е.В. Азиатский мультилатерализм: проверка на прочность // РСМД. - 2022. - URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ aziatskiy-multilateralizm-proverka-na-prochnost/ (дата обращения: 16.05.2023).

6. Han B., Delaney R. US House Speaker Kevin McCarthy meets Taiwanese President Tsai Ing-wen in California // South China Morning Post. - URL: https:// www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3216119/ us-house-speaker-meets-taiwanese-president-california?module=lead_hero_story&pgtype=home-page (дата обращения: 16.05.2023).

7. Readout of President Joe Biden's Participation in the East Asia Summit // The White House. - URL: https://

www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/13/readout-of-president-joe-bidens-participation-in-the-east-asia-summit/ (дата обращения: 18.05.2023).

8. ASEAN-U.S. Leaders' Statement on the Establishment of the ASEAN-U.S. Comprehensive Strategic Partnership // The White House. - URL: https://www.whitehouse. gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/12/ asean-u-s-leaders-statement-on-the-establishment-of-the-asean-u-s-comprehensive-strategic-partnership/ (дата обращения: 18.05.2023).

9. Phnom Penh Statement on US - Japan - Republic of Korea Trilateral Partnership for the Indo-Pacific // The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/statements-releases/2022/11/13/phnom-penh-statement-on-trilateral-partnership-for-the-indo-pacific/ (дата обращения: 18.05.2023).

10. Joint Press Release of the Foreign Ministries of the Kingdom of Cambodia, the Republic of Indonesia and the Kingdom of Thailand // Ministry of Foreign Affairs of the Kingdom of Cambodia. - URL: https://www.mfaic. gov.kh/posts/2022-05-04-Press-Release-Joint-Press-Release-of-the-Foreign-Ministries-of-the-Kingdom-of-Cambodia - the-Republic-of-Indonesia-10-00-20 (дата обращения: 18.05.2023).

INFLUENCE OF AMERICAN FOREIGN POLICY ON COOPERATION BETWEEN CHINA AND ASEAN

Dontsov A.S.

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)

The article studies China-ASEAN relations in the context of rivalry between Beijing and Washington in the Asia-Pacific region. The author explores the history of China-ASEAN ties, achievements and failures in bilateral relations. The paper examines the impact of the US policy aimed at curbing China's development and the accession of Southeast Asian states to the American sphere of influence on cooperation between China and ASEAN. The article analyses Washington's political actions in the competition against Beijing in the Asia-Pacific region. The author conducts a research of the current situation in the Asia-Pacific region, as well as the stances of the Association as an international organization and its individual members on US-China rivalry. The study provides an insight into the trends in the development of relations between the two great powers and ASEAN. The article reveals the constructive role of the organization in maintaining regional stability and the importance of preserving the neutral position of the Association.

Keywords: ASEAN-China, US influence, Asia-Pacific region, US-China rivalry, China containment, Southeast Asia, US foreign policy.

References

1. Pestsov S. K. Regionalism in the interpretation of China: Evolution of theoretical views and practical policy // Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences. 2018. № 18. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizm-v-interpretatsii-kitaya-evolyutsiya-teoreticheskih-vzglyadov-i-prakticheskoy-politiki (accessed: 15.05.2023).

2. Kozinets A.I. On the prospects of cooperation between Russia and China in Central Asia. / Karpovich O.G., Trojansky M.G. // Yearbook of the Institute of Actual International Problems. Publisher: Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow). - 2021. - URL: https://www. dipacademy.ru/documents/4090/%D0%9A%D0%BE%D0%B7 %D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%90%D0%BD%D 0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_-_%D0%9D%D0%98%D0 %A0.pdf (accessed: 15.05.2023).

3. APEC summit fails to reach consensus as US-China divide deepens // The Straits Times. - URL: https://www.straits-times.com/asia/apec-summit-asia-pacific-leaders-fail-to-reach-consensus-on-communique (accessed: 15.05.2023).

4. Asia has created the world's largest free trade zone // RBC. -URL: https://www.rbc.ru/economics/15/11/2020/5fb0bd-b69a7947d5289e28e9 (accessed: 15.05.2023).

5. Koldunova E.V. Asian Multilateralism: A Test of Strength // RI-AC. - 2022. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-com-ments/analytics/aziatskiy-multilateralizm-proverka-na-prochnost/ (accessed: 16.05.2023).

6. Han B., Delaney R. US House Speaker Kevin McCarthy meets Taiwanese President Tsai Ing-wen in California // South China Morning Post. - URL: https://www.scmp.com/news/china/di-plomacy/article/3216119/us-house-speaker-meets-taiwanese-president-california?module=lead_hero_story&pgtype=home-page (accessed: 16.05.2023).

7. Readout of President Joe Biden's Participation in the East Asia Summit // The White House. - URL: https://www.whitehouse. gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/13/readout-of-president-joe-bidens-participation-in-the-east-asia-summit/ (accessed: 18.05.2023).

8. ASEAN-U.S. Leaders' Statement on the Establishment of the ASEAN-U.S. Comprehensive Strategic Partnership // The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2022/11/12/asean-u-s-leaders-statement-on-the-establishment-of-the-asean-u-s-comprehensive-strategic-partnership/ (accessed: 18.05.2023).

9. Phnom Penh Statement on US - Japan - Republic of Korea Trilateral Partnership for the Indo-Pacific // The White House. -URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/13/phnom-penh-statement-on-trilateral-partnership-for-the-indo-pacific/ (accessed: 18.05.2023).

10. Joint Press Release of the Foreign Ministries of the Kingdom of Cambodia, the Republic of Indonesia and the Kingdom of Thailand // Ministry of Foreign Affairs of the Kingdom of Cambodia. - URL: https://www.mfaic.gov.kh/posts/2022-05-04-Press-Release-Joint-Press-Release-of-the-Foreign-Ministries-of-the-Kingdom-of-Cambodia - the-Republic-of-Indonesia-10-00-20 (accessed: 18.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.