Научная статья на тему 'Влияние внешней неравновесной среды на предприятие на разных стадиях жизненного цикла'

Влияние внешней неравновесной среды на предприятие на разных стадиях жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов А. С.

В данной статье рассматриваются проблемы функционирования предприятий в условиях неравновесной среды на разных стадиях жизненного цикла. Анализируются подходы разных авторов к проблеме адаптации предприятий к условиям рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE EXTERNAL NONEQUILIBRIUM ENVIRONMENT ON THE ENTERPRISE AT DIFFERENT STAGES OF LIFE CYCLE

The problems of functioning of the enterprises in conditions of the nonequilibrium environment at different stages of life cycle are considered in the article. It analyzes the approaches of different authors to a problem of adaptation of the enterprises to the market conditions.

Текст научной работы на тему «Влияние внешней неравновесной среды на предприятие на разных стадиях жизненного цикла»

УДК 658

ВЛИЯНИЕ внешней неравновесной среды на предприятие на разных стадиях жизненного пикаа

А.С. Баранов,

аспирант кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

Современная экономическая наука формирует свои основные постулаты и тезисы с позиции ограниченности ресурсов, технического потенциала, соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населения, другими словами - определяет некоторое множество ограничивающих и корректирующих факторов, зависящих от рассматриваемой проблемы. Одним из таких показателей является жизненный цикл, имеющий определенные стадии, через которые проходит как отдельный товар или услуга, так и все предприятие в целом.

Предметом данной статьи будет анализ основных подходов к рассмотрению организационного развития при условии, что под развитием организации будет пониматься естественный, закономерный процесс, назы -ваемый «жизненным циклом». Такой подход обусловлен тем, что понятие жизненного цикла помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные для перехода от одного этапа к другому с учетом внешней неравновесной среды.

Например, за рубежом при определении функционирования промышленного предприятия во времени и пространстве с позиций «жизненного цикла» используются несколько исключающих друг друга и взаимодополняющих определений:

- «organizational growth» - организационный рост;

- «organizational development» - организационное развитие;

- «organizational design» - организационное проектирование;

- «organizational construction» - организационное строительство.

Многие ученые-экономисты давали свои определения протекающим

процессам от момента зарождения мысли о создании некого предприятия до его исчезновения или ликвидации. Например, В.В. Щербина в своей статье «Проблемы менеджмента в сфере управления» указывал: «Выделяются два основных взгляда на механизм и логику развития организаций. Во-первых, различимы механизмы организационного развития, опирающиеся на предпосылку рациональности деятельности менеджеров, разрабатывающих и реализующих социальные проекты реконструкции организации. При этом сбои и дисфункции, возникающие в связи с этой деятельностью, объясняются либо дефектами исходного проекта, либо ошибками, допущенными в ходе его реализации. Во-вторых, внимание фокусируется на логике организационного развития, исходя из представлений об организации как о квазиприродной самоорганизующейся системе, развивающейся по неким объективным законам» [6. С. 51].

Еще в 60-х гг прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сравнивать с развитием и функционированием человеческого организма. В 1965 г. Дж. Гарднер отмечал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [1. С. 119].

В период с конца 1960-х гг. до середины 1980-х в научных кругах Западной Европы и Америки рассмотрение протекающих процессов в промышленности с точки зрения «жизненного цикла» и учета влияния различных определяющих факторов динамично меняющейся внутренней и внешней окружающей среды находит широкое отражение в ряде работ выдающихся ученых. Например, А. Даунс в 1967 г в своей статье «Движущие силы роста» одним из первых предложил модель функционирования предприятия на разных стадиях его существования [7. С. 82]. Базой исследования А. Даунса были общественные комитеты при правительстве. С учетом особенностей функционирования и общественно-политического климата им были предложены три стадии «жизненного цикла»:

- первая стация - борьба за автономию, возникающая до формального рождения организации и характеризующаяся накоплением необходимых ресурсов;

- вторая стадия - стремительного роста за счет накопленного потенциала;

- третья стадия - замедления, определяемая формализацией правил и процедур функционирования в определенных условиях.

По сути, эта модель характеризует развитие правительственных организаций от обоснованности их существования к инновациям и расширению и затем к формализации и контролю.

В этом же году американскими учеными Г. Липпит-том и У. Шмидтом в совместной работе «Управленческое участие» была рассмотрена проблема формирования и функционирования организации в условиях свободной конкуренции [8. С. 57 - 59]. Они утверждали, что любое вновь создаваемое предприятия в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции с учетом всех воздействующих закономерностей неравновесного рынка проходит три стадии в своем развитии: рождение - создание управленческой надстройки и накопление необходимых ресурсов для дальнейшего функционирования; юность - развитие конкурентных преимуществ и наработка деловой репутации; зрелость - состояние, в котором предприятие достигает уникальности и способности снижать воздействие негативных факторов динамично меняющейся среды путем перераспределения и диверсификации ресурсов организации.

Позднее были рассмотрены проблемы адаптации к внешней динамично меняющейся среде, распределение ресурсов среди игроков различных рынков, формирование модели поведения организации и успешности применения полученных знаний; определяется роль человеческого ресурса в перераспределении и формировании потенциально сильных внутренних качеств организации. Ф. Лиден утверждает, что первое, на чем фокусирует свое внимание новая организация, - это завоевание своей ниши в изменяющейся среде. При этом основным способом достижения поставленной цели является применение инновационных технологий [4. С. 37]. При условии наличия определенной ниши на рынке организация стремится к получению достаточного количества ресурсов для дальнейшего развития, формируются и отлаживаются способы функционирования производства.

На следующем этапе Ф. Лиден выделяет необходимость получения прибыли и требуемых ресурсов, которые в перспективе помогут сгладить негативное воздействие кризисных явлений.

Развивая идеи предшественников, Д. Кац и Р Кан проводили исследование «жизненного цикла» предприятия, отталкиваясь от тщательно разработанной и прописанной организационной структуры. В соответствии с вектором исследования авторы предложили три стадии совершенствования [3. С. 99]:

- стадия простых систем;

- стадия устойчивого положения;

- стадия разработки структур.

После появления этой работы организации стали рассматриваться с позиций «открытости» систем как характеризующиеся прямыми и обратными связями с

внешней неравновесной средой. Важным открытием, которое сделали Д. Кац и Р Кан, было определение структуры вложения более простой системы в более сложную, а также методологического контроля и отслеживания точек соприкосновения подсистем путем анализа оперативно получаемых данных как внутри организации, так и за ее пределами.

Развитие системы координации в информационном поле и формирование деловой этики поведения на современном этапе позволяет предприятиям с момента зарождения и до стадии пика осуществлять контроль и анализ ситуации, не имея прямого доступа к производственным процессам предприятия, что упрощает общее управление и сокращает время принятия решения [2. С. 111 - 117].

Принимая во внимание ускорение научно-технического прогресса и смену формаций, отсутствие времени побуждает руководителей предприятий уделять больше внимания воздействию внешней неравновесной среды, параллельно унифицируя процессы функционирования, контроля и инноваций на предприятии.

На наш взгляд, в условиях гиперактивного и наполненного разного рода информационными шумами рынка наиболее привлекательной является модель «жизненного цикла товара», используемая в маркетинге для раскрытия основных этапов продукта [5. С. 45 - 49]. Если взять за основу циклы, проходимые товаром, и адаптировать их к функционированию организации в условиях динамично меняющейся внешне среды, то можно сделать вывод, что товар проходит те же самые ступени, что и организация, производящая его:

- этап разработки, или формирование идеи и планирование развития вновь создаваемого предприятия;

- этап внедрения - завоевания определенной ниши в сегменте рынка;

- этап роста - накопления ресурсов за счет внедрения инновационных проектов и способов производства;

- этап зрелости - формального устаревания техники и технологий;

- этап упадка (кризиса) - невозможности функционирования организации в той формации, в которой начинался этап разработки.

Учитывая и отслеживая положение предприятия на данной синусоиде, высшее руководство за счет накопления различных ресурсов может осуществлять сглаживание негативного воздействия «этапа упадка» путем диверсификации и перенаправления ресурсов, за счет этого достигая нового витка развития организации.

Таким образом, говоря о жизненном цикле организации , следует вести речь об обретении экономическим субъектом динамического равновесия как с внешней средой (здесь и тип ведущей экономической организации, обуславливающий конкретную комбинацию рынка, контрактную систему и отношения внутрифирменной иерархии, и прочие неэкономические составляющие внешней среды, в которой функционирует определенный экономический субъект), так и с внутренней средой организации, параметрами, задаваемыми менеджерами (фирменной идеологией, структурой, стратегией, корпоративной культурой, управлением персоналом, внутрифирменным учетом и финансовыми потоками).

1. Гарднер Дж. Жизненный цикл организации. М.: Бизнес-школа, 1991.

2. Глухова Е.В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее понимание и применение финансистами на российском рынке? // Корпоративные финансы. 2007. № 4.

3. Кац Д., Кан Р. Организационная структура. 1978.

4. Лиден Ф. Функциональные проблемы. 1975.

5. Широкова Г.В., Меркурьева Е.В. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпири-

ческий анализ) // Российский журнал менеджмента. 2006. №. 4. № 3.

6. Щербина В.В. Проблемы менеджмента в сфере управления // Методы менеджмента качества. 2003. № 7. С. 48 - 53.

7. Dauns A. Motive powers of growth: The strategic management of human resource // Journal of european industrial training. 1967. Vol. 13. № 1.

8. Lyppite G., Shmidt W. Developments in the management. Blackwell, 1967. P. 591.

УДК 658.310.9

о методике оценки качества персонала реализационных структур промышленных предприятий

Ё.С. Верещагина,

кандидат экономических наук, доцент ка-федрыь экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ

Оценка качественных характеристик отдельных работников, трудовых коллективов предприятий, общества является давно существующей экономической проблемой. Необходимость ее решения становится все более очевидной с ростом процессов глобализации и интеграции, переходом человечества на новый этап развития экономики, основанный на знаниях. В условиях трансформации России к рыночной экономике, сопровождающейся продолжающимся системным кризисом, завершением структурной перестройки, формированием конкурентной среды на различных товарных рынках данная проблема остается актуальной, но ей не уделяется какого-либо внимания применительно к подразделениям промышленных предприятий, осуществляющим реализацию продукции.

Оценка качества и конкурентоспособности персонала промышленных предприятий - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных и стоимостных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места и размеру заработной платы. С одной стороны, это помогает собрать необходимую информацию для планирования и организации обучения работников, а с другой - повысить их мотивацию, скорректировать производственное поведение сотрудников и получить основания для их материального поощрения [4. С. 56]. Деловая оценка является важнейшим этапом процесса отбора и развития персонала. Выделяют два основных уровня оценки: оценка деловых качеств кандидатов на вакантные должности и текущая оценка деловых качеств персонала.

Основными методами оценки деловых качеств потенциальных работников реализационных структур промышленных предприятий могут яв -ляться анкетирование, интервью, соционическое типирование, тестирование, метод ассессмент-центра, математические методы. Для осуществления текущей деловой оценки работников, на наш взгляд, можно использовать анкетирование, игротехнический способ, способ ситуационного моделирования, нетрадиционные методы и пр. Во время аттестации эффективны рейтинговые методы, сравнительные методы (ранжирование, попарное сравнение), письменные (эссе, метод критических ситуаций), поведенческие, управление по целям, метод 360 градусов, система грейдов.

В теоретических исследованиях и практической деятельности отсутствует единый подход к оценке качества персонала промышленных предприятий. В практической деятельности разработаны эффективные методы оценки различных качеств индивидов, но отсутствуют эффективные общепризнанные комплексные показатели и системы для определения качества работников.

Анализ теоретических исследований по проблеме оценки качества персонала показал, что для определения количественно -качественных свойств работников реализационных структур могут использоваться раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.