УДК 687.016
Никифорова Д. О. студент
Научный руководитель: Нейман С.Ю., к. филол. н.
Омский государственный технический университет
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ПЕРВОЙ ЛЕДИ НА ЕЁ ОБРАЗ
Аннотация: В статье рассматривается влияние внешнего вида первой леди на её образ; влияние внешнего вида президентской пары на представления людей о стране. Анализируется протокол внешнего вида жены президента и функции её образов, приводятся данные из научных и медийных статей. Особенный акцент сделан на принципах отбора одежды первых леди Нины Хрущевой, Виктории Брежневой и Раисы Горбачевой.
Ключевые слова: внешний вид, первая леди, Раиса Горбачева, Нина Хрущева, история Брежнева, образ, стиль, влияние.
Nikiforova D. O. student
Scientific Supervisor: Neiman S. Yu.
associate professor Omsk State Technical University
INFLUENCE OF THE FIRST LADY'S APPEARANCE ON HER IMAGE
Annotation: The article presents the influence of an appearance and style of the First Lady on her image in the society as well as the image of the presidential couple on the public about country. Definite functions the image and styles of the Soviet First Ladies are analyzed based on information from historic articles and media sources. Special attention is paid to the principles of garment selection for the First Ladies such as Nina Khrushcheva, Victoria Brezhneva and Raisa Gorbacheva.
Key words: appearance, presidential couple, influence, First Lady, Nina Khrushcheva, Victoria Brezhneva and Raisa Gorbacheva, garment selection, image, style.
Введение. Опрос Левада центра, проведенный в 2013 году, показал, что 75% респондентов одобряют участие женщин в политике. Более того, 43% высказались, что желают видеть президентом России женщину [1]. Значит, настроения в стране меняются в сторону гендерного паритета, поэтому на данном этапе в обществе не только оживился интерес к переосмысливанию роли супруги главы государства, но и меняется
общественный стереотип, когда роль первой леди, её деятельность и общественная жизнь были скрыты от глаз людей. Как считает руководитель центра социально-политических исследований Н.А. Шведова, такая ситуации свидетельствует о живучести советских традиций, когда советское общество было не знакомо с деятельностью жён первых лиц [там же].
Пытаясь воссоздать облик этих женщин, в первую очередь мы вспоминаем или находим их внешнее изображение, реконструирую их стиль и оживляя образ, обращаем внимание на моду. Стоит заметить, что эпоха СССР была достаточно противоречивой и неоднозначной по отношению к моде. Считалось, что девушка, которая одевается стильно, тратит больше времени на свой внешний вид, чем на труд. Однако, ближе к пятидесятым годам ведущим модельерам СССР удалось изменить общественное мнение, начала появляться узнаваемая одежда, стало открываться все больше ателье.
Первый показ мод от французского дома мод «Кристиан Диор» состоялся в 1959 году в Москве. Этот показ привлёк огромное внимание общественности, так как он был первым из капиталистической страны в СССР. Для Франции же этот показ был пропагандистской акцией. За пять дней состоялось 14 показов. Каждая из моделей вышла на подиум 140 раз. Француженки использовали 12,5 литра духов Диор, хотя привезли 500. Дефиле посетили 11 тыс. человек. «Пускали только по приглашениям. Их выдавали представителям легкой и текстильной промышленности, -вспоминает модельер Ирина Крутикова» [2].
Открывалось все больше ателье, внимание общественности все больше привлекали известные модельеры. Мода развивалась, в московских ателье работали закройщицы высшего уровня и даже модельеры, разрабатывающие собственные модели одежды. Самые известные модельеры - Вера Аралова, Валерия Горовец, Тамара Файдель, Галина Чернопятова, Галина Гагарина. Работы советских модельеров, нечасто, но все-таки попадая на зарубежные модные показы, не оставались незамеченными.
Цель: Изучить гардероб и образ первых леди и выяснить, влияет ли их внешний вид на их образ. В качестве объекта изучения мы выбрали образы Нины Хрущевой, Виктории Брежневой и Раисы Горбачевой, так как с них, собственно, начался интерес к стилю супруг высшего советского руководства и ими и закончился.
Обсуждение. Первая леди (англ. First Lady) - жена главы государства. Первоначально термин использовался только для обозначения жены президента США. Исторически он применялся однажды в отношении Марты Вашингтон, но тогда так и не прижился [1]. Однако, со временем этот термин как своего рода неофициальный титул жены президентаьперешёл и в другие языки и стал обозначать супругу главы
любого государства, за исключением монархических особ. Стоит отметить, что сейчас в русской версии Википедии в статье «Первая леди Российской Федерации» (хотя данный статус в России не является официальным), синонимами к нему употребляются слова «пост» и «должность» Первой леди.
Образ первой леди во многих странах традиционно считается эталоном или, по крайней мере, примером для подражания женщин и девушек, в тоже время - это обязательные правила, описанные в официальном протоколе. В нём расписаны все поведенческие основы для глав стран, членов правительства и дипломатов. В Венской конвенции о дипломатических сношениях, в которой участвовали 190 государств, содержатся также подробные сценарии визитов высокопоставленных особ в иностранные государства, проведение особо важных мероприятий [3, с. 45-61]. Для женщин определены ткани платьев, их длина, наличие перчаток и качество драгоценностей. Также существуют обязательные правила при посещении другого государства, например, при визите в эту страну в свой образ необходимо включать элемент или определённый цвет, относящийся к её культуре и традициям [4].
Во время социального взаимодействия людей первое, на что мы обращаем внимание - это внешний вид человека, то, как он одет, какие у него манеры. Именно по внешнему виду пары можно понять какие ценности они чтут в семье, какие отношения у них царят.Не случайно в главной паре страны очень важную роль при формировании общественного мнения играет вид жены президента.То, как она одета, является её отношением к своему статусу и ко всей стране. Стиль, которому отдаётся предпочтение, способен оказать влияние на общее настроение и даже сказаться на репутации наделённого властью супруга.
Протокол гардероба первых леди СССР представлял собой скромные, но элегантные наряды, которые не вызывали особого внимания. Первая леди СССР должна привлекать к себе людей своей образованностью и интеллектом - главное правило супруги президента страны.
Традиционно-исторически согласно канону, первая леди, как никто другой, должна быть «за мужем», не выпячивая себя. Положительный пример тому - Нина Петровна Хрущева. При Сталине негласным законом было не показывать на публике жён партийного руководства. Н.С. Хрущев изменил правило и стал нередко появляться публично с женой, ездил вместе с ней заграницу. Несмотря на то, что супруга Хрущёва в поездках была колко осмеяна зарубежной прессой в сравнении с женой американского президента, сама Жаклин Кеннеди, в своей книге отмечала, что во время деловых визитов Нина Петровна не позволяла себе надевать лишние украшения, а стиль её одежды был всегда элегантным и классическим, хотя и довольно простым. Описывая встречу с М.
Эйзенхауэр, Ж. Кеннеди делает акцент на то, что наряд первой леди СССР на тот момент выглядел более уместным, чем бальное платье миссис Эйзенхауэр.Она считала, что Хрущёвы «играли в простот», на самом деле у Нины Петровны был хорошо проработанный имидж [5]. Действительно, каждый наряд первой советской леди был хорошо продуман и нёс определённый политический смысл (её обшивала известная на всю столицу портниха Нина Гупало - профессионал высшей категории), а когда Хрущёва начинала говорить, все забывали о её внешнем виде. Нина Петровна была образованной, знала правила этикета, хорошо разбиралась в политике и говорила на пяти языках - далеко не каждая первая леди могла похвастаться таким «багажом». Считается, что Н.П. Хрущёва сознательно отходила от принятых Западом правил внешнего вида, и своим нарядом супруга первого секретаря ЦК КПСС заявляла, что она не будет подстраиваться под мировые стандарты. Она надевала платья, уместные в её стране, вместо того, чтобы ориентироваться на западные веяния моды. Кроме того, она понимала, что должна гармонично смотреться со своим супругом. Однако, у Нины Петровны Хрущевой всё-таки был свой стиль. В качестве вечерних платьев она всегда выбирала платья-футляры с У-образным вырезом. Она знала все недостатки своей фигуры, и ей всегда удавалось их тщательно скрывать. Платья шили из дорогой и немнущейся ткани, и они, как правило, очень хорошо сидели на ней. Она обычно выбирала тёмные оттенки своих нарядов и лишь иногда облачалась в любимые белые и светло-голубые тона, например, чтобы отличаться от других дам, выбравших тёмные цвета, тем самым становясь центральным субъектом сделанной фотографии.
Анализируя стиль Хрущевой, можно упомянуть и как бы «внешние» провалы. Самый заметный случился во время визита советской делегации в Вену: элегантный, строгий, однотонный костюм с перчатками и аксессуарами Жаклин Кеннеди контрастировал на фоне простого цветастого костюма, отсутствия косметики и прически у Нины Хрущёвой. У многих даже создалось впечатление, что это что-то похожее на домашний халат. Бабушка и девушка - так звучали заголовки в журналах после визита советской делегации. Но сравнение этих двух дам, не учитывая 29-летнюю разницу в возрасте, комплекции, росте, по меньшей мере, выглядит поверхностно и предвзято. В реальности, стиль каждой из первых дам был выстроен в соответствии со своими задачами. Будучи женой американского лидера, Жаклин была вынуждена сохранять лицо и источать дружелюбие, но при этом она производила впечатление холодной и неприступной особы. Нина Петровна демонстрировала не отвратительный вкус: первая леди СССР должна быть «своей», «советской» понятной народу простой русской женщиной, которая отличалась энергичностью и душевной теплотой. «Если Жаклин стала
символом моды, то Нина Петровна - символом стойкости и мудрости», писала пресса о визите Нины Петровны Хрущёвой [6].
Виктория Петровна Брежнева - первая леди СССР с 1964 года по 1982 год. Её очень редко видели с мужем на светских мероприятиях, так как она их не любила и по возможности старалась избегать. Виктория Петровна - хранительница домашнего очага для своего мужа, именно так про неё думали люди. «Она практически жила в тени своего супруга и полностью посвятила себя семье и дому» - пишет о ней на своём сайте известный международный женский журнал Marie Claire [7]. Если ей приходилось сопровождать мужа на государственных приёмах, она одевалась скромно и достаточно просто. Даже украшения она практически не носила. От консультантов всегда отмахивалась. Виктория Петровна отдавала предпочтения платьям-пальто, любила отложные воротники, чуть приталенные костюмы-двойки с юбками. В.П. Брежнева имела достаточно крупные черты лица и корпулентное сложение. Она совершенно не умела с помощью одежды скрывать недостатки своей фигуры - широкую кость, чуть завышенную талию и маленькую короткую шею. Часто, она отдавала предпочтения крупным принтам, которые нелепо смотрелись на её фигуре.
Несмотря на нежелание обращать н себя внимание СМИ, ей приходилось также сопровождать мужа в зарубежных поездках. На выездеона «пряталась» за него и практически никак себя не показывала, посвящая свободное время приобретению подарков для семьи и родственников.Поэтому, о ней практически ничего не писали советские журналисты, также не удалось найти развёрнутые оценочные суждения её образа и стиля в зарубежной прессе.
Раиса Максимовна Горбачёва - полная противоположность Виктории Брежневой. Именно она впервые показала стране, что такое элегантность и стиль. Прежде всего она считала, что первая леди страны должна поддерживать своим внешним видом и образом честь своей страны. Обладая более выигрышной фигурой (хотя стилисты считают, что у неё отсутствовала выраженная индивидуальность во внешности), она могла позволить себе приталенный силуэт, приподнятые плечи, иногда необычайно длинные юбки и туфли на каблуке той высоты, которые позволяла себе только принцесса Диана. Макияж навсегда делала деликатный, её лицо выглядело абсолютно естественным, и, кстати, без явных следов медицинский вмешательств. У неё не было любимого цвета и самая заурядная, хотя и популярная в то время причёска, да и фасоны платьев были типовыми для своего времени и страны, но сшитые из хороших тканей. Считается, что одевали её только отечественные портные, в основном конструкторы Дома моделей на Кузнецком мосту. Из предложенных 60 художников Раиса Максимовна сама выбрала для себя дизайнера - им стала Тамара Макеева. Тем не менее, на Западе её костюмы
в начале вызывали удивление пережитками «советского» стиля, выражающегося в слишком широких плечах жакетов, слишком пышной укладке, «генеральской» шубке и так далее. Но прочтя отзывы в зарубежной прессе и пойдя на консультацию с французскими кутюрье, Раиса Максимовна, откорректировала свой образ. «Коммунистическая леди с парижским шиком», - стали отзываться о ней зарубежные таблоиды [8].
В стране, где жён первых лиц вообще не принято было предъявлять миру, она стала публичной персоной, не просто активно сопровождавшей мужа повсюду, что уже само по себе могло считаться революцией, но и женщиной, которая вошла в десятку самых важных женщин мира по результатам опроса редакторов международных газет, её фото появилось на обложке «Time». Выпускница философского факультета МГУ, где она училась вместе с Мамардашвили и Левадой, почётный профессор ряда зарубежных университетов, Р.М. Горбачёва создала Советский фонд культуры, патронировала Международную благотворительную ассоциацию «Гематологи мира - детям», работала в фонде «Помощь детям Чернобыля». А это по тем временам требовало отваги.
Личность, стиль, образ и даже деятельность Раисы Максимовны не были до конца поняты и приняты соотечественниками, так как противоречили некоторым патриархальным традициям современного ей общества в отношении высших персон, её известность за рубежом не ценилась. Простой народ не понимал её активную общественную позицию. Р.М. Горбачёва вызывала раздражение тем, что, как всем казалось, слишком много времени уделяла своей внешности - и в первую очередь одежде [9]. Стоит отметить, что время четы Горбачёвых было очень трудным для СССР, тем не менее, она совершила настоящий прорыв, хотя признание в своей стране пришло лишь после того, как её не стало.
Заключение.
1. Анализируя материалы, посвящённые первым леди СССР, можно прийти ещё раз к выводу, что политика и мода, несмотря на то, что имеют мало непосредственных точек соприкосновения, не являются взаимоисключающими понятиями. Опыт развития института Первой леди советской эпохи воспринимается и сводится чаще в обыденном восприятии всего к оценке внешнегооблика и гендерной репрезентации.
2. Изучая приоритеты и правила первых леди СССР, мы в итоге можем говорить о том, что в СССР для первой леди декларировался не внешний вид, а воспитание и образование. Такой подход влиял на восприятие Первой леди современным ей обществом. С другой стороны роль Первой леди в политической жизни страны до сих пор не определена, инерция превалирует, поэтому многое зависит от личности самой женщины.
3. Внешний вид был тщательно продуман и выражал определённую личную и социальную позицию: Н.П. Хрущёва -естественность и народность, одежда как политическое высказывание, В.П. Брежнева - аполитичность и растворение в семейных ценностях, Р.М. Горбачёва - лицо Перестройки, активное участие в политической жизни, укрепление престижа страны.
Использованные источники:
1. Шведова Н.А. Институт «Первой леди» - политический ресурс в демократическом обществе // Россия и Америка в XXI веке. Электронный журнал, №3, 2013. - (Электронный ресурс). - URL: http://rusus.ru/?acl+red&id+383 (дата обращения: 17.12.2022).
2. Показ дома мод в Москве [электронный ресурс] (дата публикации: 02.03.2013) - URL:https://statehistory.ru/3782/Pokaz-mod-Kristiana-Diora-v-Moskve-v-1959-g-/ (дата обращения 02.12.2003)
3. Егоров, В.П. Дипломатический этикет и протокол: учебное пособие/ В.П. Егоров. - Москва: МИИТ, 2013. - 200 с. [Электронный ресурс] (дата публикации: 25.06.2013). - URL: https://miit.ru/content/%1Eбложка.pdf?id_vf=21099 (дата обращения 03.12.2022).
4. Blynn J. 16 Fashion Rules the Royal Family Lives By [Электронный ресурс] (дата публикации: 16.05.2018). - URL: https://www.mentalfloss.com/article/543727/fashion-rules-royal-family (дата обращения: 30.11.2022)
5. Как на самом деле одевалась Нина Хрущева: стиль, который позволяла себе одна из первых леди СССР // ХочуВсеЗнать.ру [Электронный ресурс] (дата публикации: 27.07.2020).- URL: hochyvseznat.ru (дата обращения: 17.12.2022).
6. Жаклин Кеннеди и Нина Хрущева [электронный ресурс] (дата публикации 22.08.2000). - URL: https://dress-me-up.ra/article/zhaklin-kennedi-i-nina-hrushcheva/ (дата обращения 03.12.2022).
7. Советский стиль: как одевались первые леди СССР [электронный ресурс] - URL: https://www.marieclaire.ru/moda/sovetskii-stil-kak-odevalis-pervye-ledi-sssr/ (дата обращения 30.11.2022)
8. Михалькевич, Г. Н. Протокол и этикет международного общения: учеб. пособие / Г. Н. Михалькевич. - Минск: БГУ, 2009. - 275 с.
9. Раиса Горбачева, первая леди СССР: что нужно знать о ее стиле [электронный ресурс] (дата публикации: 27.09.2020). - URL: https://www.vogue.ru/lifestyle/raisa-gorbacheva-pervaya-ledi-sssr-chto-nuzhno-znat-o-ee-stile (дата обращения: 28.11.2022).