Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323).
Экономика. Вып. 42. С. 62-68.
М. И. Сакович
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Рассмотрены вопросы регулирования рисков коммерческих банков в современных условиях, которые во многом определены глобализацией финансовых рынков. Влияние внешнего регулирования, с одной стороны, выражается в увеличении устойчивости отдельных кредитных институтов и банковской системы в целом; с другой стороны, возникают расходы и альтернативные издержки в деятельности коммерческих банков, связанные с выполнением требований регулятора. Автором предложено использовать внутренние подходы к регулированию банковских рисков во взаимодействии с внешними инициативами с целью увеличения эффективности внешнего регулирования рисков кредитных институтов.
Ключевые слова: внешнее регулирование, внутреннее регулирование, банковские риски, влияние регулирования, коммерческие банки.
Коммерческие банки в силу специфики своей деятельности подвержены разного рода рискам, возникающим на финансовых рынках, и, как следствие, являются объектами надзора и регулирования со стороны государства.
Современная банковская система отличается высокой степенью глобализации. С 1970-х гг. резко увеличилась доля банковских операций с иностранными контрагентами и клиентами. Так, А. Буш отмечает, что в период с 1972 по 1992 г. количество международных кредитов в Европейских банках выросло более чем в 15 раз [8]. Это не могло не найти отражения в системе регулирования банковской деятельности. Кроме того, бум технологических инноваций в 1990-е гг. и их последующее развитие привели к еще большей глобализации банковских операций, их выходу на международные рынки, создало новые возможности для банков, но и новые риски — как для банков, так и для мировой экономики.
Все выше описанное послужило поводом для развития не только национальных законодательных инициатив в банковском секторе, но и международного регулирования банковского дела.
Банковское регулирование, согласно определению докторов экономических наук профессора Г. Н. Белоглазовой и профессора Л. П. Кроливецкой,— это комплекс взаимосвязанных мер государственного регулирования, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного функционирования денежного рынка и платежной системы, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков [2].
Влияние внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков, безусловно, носит позитивный характер, так как снижает различные виды рисков, тем самым повышая устойчивость отдельных кредитных институтов и всей банковской системы в целом. Однако внимание регулирующих органов, которое направлено на стабилизацию экономической системы в целом, требует от коммерческих банков выполнения ряда требований, которые, как правило, уменьшают прибыль коммерческих банков, так как ограничивают их деятельность и влекут дополнительные расходы. Инициативы регулирующих органов вынуждают банки искать пути минимизации расходов на их выполнение.
В результате применения стандартов внешнего регулирования в деятельности банков возникают изменения, которые влекут за собой два вида последствий для кредитных институтов: 1) возникает отток денежных средств как результат дополнительных действий со стороны банков; 2) возникает упущенная выгода как результат ограничения некоторых видов банковской деятельности. Оба вида последствий образуются под воздействием внешнего регулирования и оказывают влияние на эффективность и другие показатели деятельности банка.
В европейских и американских научных источниках влияние внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков принято называть «rast of banking regulation», однако достаточно трудно найти эквивалент указанному понятию в русском языке. Кандидат экономических наук Т. Б. Крылова, научный редактор книги Р. Брейли и С. Майерса «Принципы корпоративных финан-
сов», во вступительной статье к изданию 1997 г. также обращает внимание на сложность перевода англоязычных терминов на русский язык. По ее мнению, англоязычный термин «Cost» в финансах можно интерпретировать как некие фактические показатели (альтернативные ставки процента, количественно определяемые расходы на базе существующих цен) [3]. Мы будем называть влиянием внешнего регулирования на банковскую деятельность расходы и альтернативные издержки, которые возникают у банков в результате выполнения требований регулятора.
Теоретическому изучению влияния внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков посвящено ограниченное количество работ за рубежом. Среди наиболее значимых можно выделить работы Л. Гузо, П. Сапиенца, Л. Зингалес «The cost of banking regulation» (2006); Ф. Т. Тхана «Welfare cost of banking regulation» (2008); Ф. Маймин и З. Маймин «Any regulation of risk increases risk» (2012).
Наибольший вклад в исследование теоретических вопросов влияния внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков внес американский экономист Г Эллихаузен, сотрудник Федеральной резервной системы [9]. По его мнению, внешнее регулирование кредитных институтов — источник возникновения расходов банка, связанных с выполнением требований регулятора, и упущенной выгоды (альтернативных издержек), которые возникают в результате действий или изменений в действиях, которые требует регулятор.
Альтернативные издержки возникают, когда регулирование препятствует операциям, которые приносят банку прибыль, или представляют собой процент, потерянный в результате запрета на вложение резервов в активы, приносящие прибыль.
Расходы банка являются результатом требований осуществлять определенные действия, например требования по раскрытию информации или соответствию определенным операционным стандартам. В каждом случае время сотрудников, материалы, оборудование должны быть использованы для определенных действий. Кроме того, организаторские усилия должны быть направлены на понимание требований регулятора, осуществление необходимых действий и проверку соответствия этим требованиям.
Расходы банка Г Эллинхаузен подразделяет на стартовые (единовременные) и текущие.
Стартовые (единовременные) расходы, по мнению американского экономиста, включают в себя расходы на интерпретацию регулирования, консультации менеджеров, организационные расходы для рассмотрения и пересмотра процедур и форм, используемых в банке, координацию соблюдения требований и проектирование программы внутреннего аудита, учебные расходы, расходы на изменение информационной системы и отчетности, на программирование и тестирование программного обеспечения, на проектирование новых и разрушение устаревших форм.
Текущие расходы — это возобновляемые расходы, связанные с выполнением требований регулятора. К ним можно отнести организационные расходы по контролю соответствия сотрудников выполняемой работе, координации соответствия требованиям контролирующих органов, трудовые расходы на подготовку отчетов и ответов на вопросы клиентов, юридические расходы на рассмотрение жалоб, почтовые и прочие организационные расходы [Там же].
Приведенная классификация расходов банка представляется нам достаточно полной. Однако к альтернативным издержкам помимо прямого запрета или ограничения операций, приносящих банку прибыль, предлагаем отнести так же упущенную выгоду, возникающую в результате вывода части денежных средств из операций, приносящих прибыль, в связи с требованиями резервирования. Мы дополняем также структуру влияния внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков расходами на управление возникающими дополнительными рисками, которые отсутствовали или были ниже до выполнения требований регулятора. Структура влияния внешнего регулирования на деятельность банков представлена в табл. 1 (составлена нами на основании классификации расходов, предложенной Г Эллихаузеном, и дополнена результатами собственных исследований [6; 7]).
Однако заметим, что, к примеру, система бухгалтерского учета не отделяет расходы, связанные с внешним регулированием деятельности банков от других расходов. Г Эллихаузен указывает, что большинство исследователей собирают данные через тематические исследования других авторов или путем специальных опросов. Другие исследователи используют эконометрические подходы или метод аналогии. У каждого подхода есть свои особенности, это должно быть учтено при проведении исследования [9].
Таблица 1
Структура влияния внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков
Влияние внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков
Альтернативные издержки Расходы банка Расходы на управление возникающими рисками
Запрет или ограничение операций, приносящих прибыль Резервирование части средств, которые могли быть использованы в операциях, приносящих прибыль Единовремен- ные Возобнов- ляемые
Мы предлагаем определить «cost of banking regulation» как расходы и альтернативные издержки коммерческих банков, возникающие в результате выполнения требований регулирующих органов. Более точным будет под влиянием внешнего регулирования на деятельность банков подразумевать совокупность альтернативных издержек, возникающих в результате запрета или ограничения операций, приносящих прибыль, и резервирования части денежных средств, расходов, которые возникают в момент применения и вследствие выполнения требований регулирующих органов к кредитным институтам, а также расходов на управление возникающими дополнительными рисками, которые отсутствовали или были ниже до выполнения требований регулятора.
Следует отметить, что вопросы влияния внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков крайне мало исследованы в научных трудах, несмотря на то, что, например, по оценкам экономистов, применение новейших стандартов Базель III окажется весьма затратным как для банковского сектора, так и для экономики в целом.
По мнению некоторых специалистов, например экономиста П. Артуса, новые требования к собственному капиталу банков потребуют удвоения капитала, что вызовет изменения в стратегии банков. Н. Веллик также считает, что банкам потребуется огромный дополнительный капитал. Для немецких банков сумма оценивается в 100 млрд евро, для французских — в 70 млрд евро. По оценке банковской ассоциации Германии, потребности только десяти крупнейших германских банков в дополнительном капитале в результате введения новых правил банковского регулирования составят 141 млрд долл. По данным швейцарских банков UBS и CreditSuisse, новые нормы потребуют увеличения собственных капиталов на 20-30 млрд швейцарских франков [5]. М. Ю. Матовников, генеральный директор аналитического центра Интерфакс-ЦЭА, считает, что «банкам будет проще снизить темпы
прироста кредитования, чем привлечь новый капитал, новые требования ведут к снижению рентабельности капитала, ожидается рост требований к акционерному капиталу в семь раз (речь Ш. Уолтера, генерального секретаря Базельского комитета, 3-4 ноября 2010 г.— М. С.), значит, прибыль на акцию (ROE) на уровне 25 % может превратиться менее, чем в 3,5 %» [4].
Кроме того, внешнее регулирование через призму влияния на деятельность коммерческих банков воздействует и на макроэкономические показатели. Так, экономисты приходят к выводу, что увеличение коэффициента собственного капитала банков на 1 % приводит к уменьшению валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующей страны на 0,2 %, а каждое увеличение обязательных банковских резервов на 25 % приводит к уменьшению ВВП на 0,08 %. По данным исследования Европейской банковской федерации, введение в действие новых стандартов банковского регулирования обойдется ведущим европейским странам в среднем в 4-6 % ВВП в ближайшие три года [5].
Вопросы оценки влияния внешнего регулирования на деятельность кредитных институтов на практическом уровне нашли свое отражение в рабочих документах международных финансовых организаций. Так, в сентябре 2012 г. Международным валютным фондом был опубликован рабочий документ под названием «Assessing the cost of financial regulation» [10]. В нем изучается влияние стандарта Базель III на кредитные институты США, Европы и Японии.
На основании проанализированных исследований и заявлений специалистов в области влияния внешнего регулирования на банковский сектор выделим основные характеристики деятельности коммерческих банков, на которые оказывает влияние внешнее регулирование (табл. 2). В список таких характеристик вошли наиболее значимые, с нашей точки зрения, аспекты, однако предполагаем, что он не является исчерпывающим.
Таблица 2
Характеристики деятельности коммерческих банков, изменяющиеся под воздействием внешнего регулирования
Критерий Характеристика деятельности банков Последующее влияние
Структура баланса Структура активов Структура пассивов Валюта баланса, источники финансирования, набор проводимых банком операций
Финансовый эффект дея- Доходы Чистая прибыль, налоговые поступле-
тельности Расходы ния в казну
Инвестиционная характе- ROE Инвестиционная привлекательность,
ристика Дивиденды Капитализация рыночная цена акций
Стоимостная характеристика Стоимость капитала Стоимость привлеченных источников Инструменты финансового рынка
Рыночная характеристика Возможность вхождения в отрасль новых участников рынка Качество, количество, стоимость оказываемых услуг
Регулирование банковских рисков происходит как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Внешнее регулирование банковских рисков носит обобщенный (в большинстве случаев) характер, применяется на одинаковых для всех участников рынка условиях, представляет собой комплекс мер государственного воздействия на деятельность банков с целью сохранения стабильности финансовой системы страны.
Внутреннее регулирование банковских рисков представляет собой использование технологий риск-менеджмента для увеличения стабильности отдельного кредитного института, разрабатываемых специалистами банка с учетом особенностей функционирования конкретной кредитной организации.
До недавнего времени управление банковскими рисками на законодательном уровне в России осуществлялось исключительно Центральным банком. В соответствии со ст. 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» [1] Банк России устанавливает методики определения собственных средств и обязательных нормативов кредитной организации с учетом международного опыта. Это означает, что на сегодняшний день методики управления рисками и модели количественной оценки рисков устанавливаются Центральным банком РФ. Однако дополнения, внесенные в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» и опубликованные на сайте Банка России, вступающие в силу с 1 января 2014 г., значительно усиливают роль внутреннего регулирования банковских рисков.
Таким образом, внешнее регулирование банковских рисков позволяет увеличить устойчивость банковской системы через регулирование и надзор за деятельностью отдельных коммерческих банков. Внутреннее регулирование рисков позволяет увеличивать финансовую устойчивость отдельных кредитных институтов с учетом эффективности деятельности банка.
Наглядно механизм внутреннего и внешнего управления рисками кредитных институтов представлен на рисунке (с. 66).
Внешнее регулирование рисков представляет собой некие требования регулятора к банкам. Такое регулирование в первую очередь опирается на выявление определенного объекта (банковского риска), подлежащего регулированию (снижению). Подобная идентификация риска происходит на макроэкономическом уровне и не учитывает состояния системы управления рисками в отдельных банках.
На основании информации макроэкономического характера регулятор разрабатывает определенные нормы и правила, которые будут способствовать снижению выявленного риска или группы рисков.
Регулятор выполняет оценку регулируемого риска лишь на макроуровне, при этом не учитывает состояние отдельных банков, нормы в большинстве случаев унифицированы. Поиск путей изменения деятельности для выполнения требований регулятора полностью является задачей кредитных институтов.
Механизм управления банковскими рисками
Следующим этапом регулирования риска со стороны регулятора является контроль выполнения предъявляемых требований. Регулятор обладает полномочиями применять санкции к кредитным институтам, которые не соответствуют предъявляемым требованиям вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.
Результаты контроля, получаемые регулятором, могут быть использованы для корректировки предъявляемых требований. Так, некоторые требования регулятора могут предъявляться в тестовом режиме с целью последующей корректировки. Таким образом, например, предполагается проверить возможность применения требований по краткосрочной и долгосрочной ликвидности, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору.
Внутреннее регулирование банковских рисков является более гибкой системой, нежели внешнее регулирование.
Во-первых, внутреннее регулирование рисков банка включает все пять этапов управления рисками. В первую очередь риск идентифицируется, далее оценивается в соответствии с системой оценки рисков, принятых в конкретном банке. Результатом оценки и идентификации рисков является выбор способов управления рисками. Следующий этап — применение выбранных способов управления рисками. Далее следует контроль результатов.
Во-вторых, корректировка внутренних подходов к регулированию рисков также может осуществляться более гибко по сравнению с внешним регулированием. Корректировка внутреннего регулирования может быть осуществлена на этапах: оценки рисков, выбора способа управления, выбора механизма реализации выбранного способа.
Основным преимуществом внутреннего регулирования рисков по сравнению с внешним регулированием является возможность своевременной оценки риска и выбора адекватного ситуации способа воздействия на риск с целью его минимизации.
Очевидным плюсом внутреннего подхода к регулированию банковских рисков является возможность корректировки подхода на этапе оценки риска, что увеличивает гибкость и эффективность указанного подхода к управлению банковскими рисками.
Несмотря на очевидные различия во внутреннем и внешнем подходах к регулированию банковских рисков существуют также и точки соприкосновения, что обеспечивает эффективность их взаимодействия.
Этап выявления риска основывается на мониторинге деятельности банков и анализе внешней экономической, политической, социальной ситуации. Это позволяет предположить, что как внешний, так и внутренний регуляторы дадут схожие результаты, что позволит отнести к существен-
ным для банковского сектора и отдельных банков одни и те же виды рисков. Вероятной является ситуация, когда регулятор не учитывает какой-либо риск, актуальный для конкретного кредитного института, тогда управление данным риском полностью контролируется банком.
Разработка норм регулирования риска внешним регулятором и выбор способа управления риском самим кредитным институтом представляют собой различные механизмы уменьшения риска. Однако оба пути управления риском направлены на решение одних и тех же задач и достижение одинаковой цели — повышение финансовой устойчивости кредитных институтов. Задачи внешнего регулирования банковского сектора более широки и связаны с повышением устойчивости всей финансовой системы, однако это невозможно без укрепления устойчивости отдельных кредитных институтов.
Контроль результатов управления банковскими рисками осуществляется как при внешнем, так и при внутреннем регулировании. По результатам контроля может быть произведена корректировка внешних нормативов регулирования рисков и внутренних подходов к риск-менеджменту. Существенным отличием процедуры контроля результатов управления рисками со стороны внешнего регулятора можно считать возможные санкции со стороны регулятора к банкам, не выполняющим заявленные требования.
Очевидно, что взаимодействие внешнего и внутреннего подходов к регулированию может быть осуществлено двумя способами:
1) применение внутренних подходов к регулированию рисков одновременно с применением стандартов внешнего регулирования;
2) применение внутренних подходов к регулированию рисков до применения стандартов внешнего регулирования.
Одновременное использование внутреннего и внешнего подходов к управлению рисками может быть реализовано путем последовательного применения подходов к управлению деятельностью банка в соответствии с требованиями регулятора.
Представим данный подход в виде определенного алгоритма действий по внутреннему регулированию банковских рисков во взаимодействии с внешним регулированием:
1. Идентификация риска на внешнем уровне.
2. Предъявление регулятором определенных требований к коммерческим банкам.
3. Оценка банком влияния внешнего регулирования на основе требований, предъявленных регулятором; одновременное определение возможных путей достижения требуемых показателей.
4. Выбор руководством кредитной организации пути выполнения требований регулятора на основе анализа влияния внешнего регулирования на деятельность банка.
5. Организация коммерческим банком плана мероприятий по применению подходов к регулированию.
6. Контроль результатов регулирования риска со стороны регулятора и руководства банка.
Таким образом, осуществляется выполнение всех этапов регулирования рисков.
Основным преимуществом применения подходов внутреннего регулирования рисков является возможность анализа и оценки влияния внешнего регулирования и последующего выбора способа достижения соответствия нормам. Анализ и оценка влияния внешнего регулирования позволяют выбрать такой путь достижения показателей, требуемых регулятором, который позволит снизить альтернативные издержки и расходы банка, связанные с выполнением установленных норм. При этом комплекс мероприятий по изучению влияния внешнего регулирования на деятельность коммерческого банка должен включать анализ и оценку:
1) альтернативных издержек;
2) расходов, связанных с выполнением требований регулятора;
3) рисков, возникающих в результате выполнения требований регулятора и расходов на управление этими рисками.
Данные виды анализа необходимо произвести для каждого из возможных способов достижения банком требуемых показателей. Итоговый результат может быть представлен, например, в форме таблицы (см. табл. 3).
Опираясь на результаты подобного анализа, менеджеры банка смогут оценить влияние внешнего регулирования на деятельность кредитной организации и выбрать наиболее эффективный путь применения внешнего регулирования.
Наиболее эффективным мы считаем такой способ применения внешнего регулирования, при котором суммарное влияние на деятельность банка в денежном выражении будет наименьшим.
Для каждого из рассмотренных способов достижения банком показателей, требуемых регулятором, суммарное влияние внешнего регулирования
Таблица 3
Анализ и оценка влияния внешнего регулирования на деятельность банка, р.
Объект анализа и оценки Способ 1 Способ 2 Способ n
Альтернативные издержки Расходы на выполнение требований регулятора Расходы на управление возникающими рисками Суммарное влияние внешнего регулирования на деятельность банка
на деятельность банка будет различным в зависимости от набора возникающих альтернативных издержек, расходов, связанных с выполнением требований регулятора, расходов на управление возникающими и увеличивающимися рисками.
Оптимальным способом выполнения требований регулятора следует считать тот, который по сумме оказывает минимальное негативное влияние на деятельность банка, то есть эффективность внешнего регулирования в этом случае будет максимизироваться.
Резюмируя все выше изложенное, отметим следующее. Современный этап развития внешнего регулирования коммерческих банков характеризуется усилением требований к кредитным институтам вследствие необходимости защиты финансовой системы от чрезмерно высоких рисков, которые вызваны, в частности, финансовой глобализацией. Влияние внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков, с одной стороны, выражается в увеличении устойчивости отдельных кредитных институтов и банковской системы в целом; с другой стороны, возникают расходы и альтернативные издержки в деятельности коммерческих банков, связанные с выполнением требований регулятора. Теоретические исследования в данной области ограничены, поэтому представляется актуальным дальнейшее исследование влияния внешнего регулирования на деятельность коммерческих банков с целью увеличения эффективности внешнего регулирования. В обозначенных условиях возрастает роль внутреннего риск-менеджмента и стратегического управления в коммерческих банках как внутреннего источника регулирования банковских рисков.
Список литературы
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Центральном бан-
ке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.10.2013) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=148999
2. Белоглазова, Г Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. М. : Высш. образование, 2008. 422 с.
3. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов : пер. с англ. / Р. Брейли, С. Майерс. М. : Олимп-Бизнес, 1997. 1008 с.
4. Матовников, М. Ю. Новации в регулировании: зло или благо? / М. Ю. Матовников // Деньги и кредит. 2012. № 5.
5. Зубченко, Л. А. Основные направления реформ регулирования финансово-банковской сферы: реферат / Л. А. Зубченко // Банки: мировой опыт : аналит. и рефератив. материалы. 2011. № 1.
6. Сакович, М. И. Влияние стандартов Базель III на российский банковский сектор / М. И. Сако-вич // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 5.
7. Сакович, М. И. Управление активами и пассивами как фактор снижения стоимости внешнего регулирования деятельности коммерческих банков / М. И. Сакович // Финансы и кредит. 2012. № 39.
8. Busch, A. Banking regulation and globalization / A. Busch. Oxford : Oxford University Press, 2009. 282 p.
9. Elliehausen, G. The Cost of Banking Regulation: A review of the evidence / G. Elliehausen // Federal Reserve Bull. 1998. Apr.
10. Elliott, D. Assessing the cost of financial regulation [Electronic resource] / D. Elliott, S. Salloy, A. O. Santos // IMF working paper. 2012. URL: http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres. cfm?sk=40021.0