Научная статья на тему 'Влияние визуального контроля на качество управления двигательным действием в процессе обучения слабовидящих и слепых юных спортсменов'

Влияние визуального контроля на качество управления двигательным действием в процессе обучения слабовидящих и слепых юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СЛАБОВИДЯЩИЕ И СЛЕПЫЕ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Омарова Патимат Гасанкадиевна, Шевченко Анатолий Витальевич

Программа адаптационного двигательного поведения базируется на обратной связи, реализующаяся в условиях непрерывного потока информации об успешности приспособительного двигательного действия. Механизмы обратной связи позволяют минимизировать ошибочные реакции, а принципом ее функционирования являются сенсорные коррекций, обеспечивающиеся на основе изменения функционального состояния проприоцепторов мышц при выполнении движений. В процессе исследования выявлено, что в условиях регулирования качества выполняемого движения со стороны центральной нервной системы качество визирования является фактором, участвующим в формировании программы движения и ее реализации. Данное обстоятельство требует обеспечения удобства визирования при формировании представлений на этапе начального изучения двигательных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Омарова Патимат Гасанкадиевна, Шевченко Анатолий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of visual control on quality of management of physical action in the course of training of visually impaired and blind young athletes

The program of adaptive motor behavior is based on feedback, implemented in the conditions of the continuous flow of information on success of adaptive physical action. Feedback mechanisms allow to minimize wrong reactions, and the principle of its functioning includes the sensory corrections, provided on the basis of change of the functional condition of muscles when performing movements. In the course of the research it has been revealed that in the conditions of adjustment of quality of the carried-out movement from the central nervous system the quality of vision is the factor participating in formation of the program of the movement and its realization. This circumstance demands ensuring the convenience of vision when forming the representations at a stage of initial studying of physical actions.

Текст научной работы на тему «Влияние визуального контроля на качество управления двигательным действием в процессе обучения слабовидящих и слепых юных спортсменов»

2. Verkhoshansky Yu.V. (1985), The training process organization and programming, Physical culture and sports, Moscow.

3. Matveev, L.P. (1991), "Again about a 'sport form'", Theory and practice of physical culture, No. 2, рр. 19-24.

4. Matveev L.P. (1998), "To the discussion on the sportive training theory", Theory and practice of physical culture, No. 7, рр. 55-62.

5. Skyttner, Lars. (2001), General Systems Theory: Ideas and Applications, World Scientific, Singapore.

6. Oystein, V. (2015), November 24. Bergen's Olympic Hope is now approachingBjorn Dahlis extreme fitness level. Bergens Tidende, Available at: 2015, November 24, from www.bt.no/100Sport/an-dreidretter/Na-narmer-bergensk-OL-hap-seg-Bjorn-Dahlies-ekstreme-kondisniva-190595b.html.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

УДК 796.853.23-056.262

ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Ирина Владимировна Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Па-тимат Гасанкадиевна Омарова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), г. Краснодар; Анатолий Витальевич Шевченко, спортсмен-инструктор, Детско-юношеская спортивная школа №4 МО город-курорт Анапа (МКУДО

ДЮСШ №4 МО г-к Анапа), г. Анапа

Аннотация

Программа адаптационного двигательного поведения базируется на обратной связи, реализующаяся в условиях непрерывного потока информации об успешности приспособительного двигательного действия. Механизмы обратной связи позволяют минимизировать ошибочные реакции, а принципом ее функционирования являются сенсорные коррекций, обеспечивающиеся на основе изменения функционального состояния проприоцепторов мышц при выполнении движений. В процессе исследования выявлено, что в условиях регулирования качества выполняемого движения со стороны центральной нервной системы качество визирования является фактором, участвующим в формировании программы движения и ее реализации. Данное обстоятельство требует обеспечения удобства визирования при формировании представлений на этапе начального изучения двигательных действий.

Ключевые слова: визуальный контроль, двигательное действие, обучение, слабовидящие и слепые, юные спортсмены.

INFLUENCE OF VISUAL CONTROL ON QUALITY OF MANAGEMENT OF PHYSICAL ACTION IN THE COURSE OF TRAINING OF VISUALLY IMPAIRED

AND BLIND YOUNG ATHLETES Irina Vladimirovna Tikhonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, Patimat Gasankadievna Omarova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuban State University of physical culture, sport and tourism, Krasnodar; Anatoliy Vitalievich Shevchenko, the athlete-instructor, Children's and youth sports school No. 4 the resort-town

Anapa

Annotation

The program of adaptive motor behavior is based on feedback, implemented in the conditions of the continuous flow of information on success of adaptive physical action. Feedback mechanisms allow to minimize wrong reactions, and the principle of its functioning includes the sensory corrections, provided on the

basis of change of the functional condition of muscles when performing movements. In the course of the research it has been revealed that in the conditions of adjustment of quality of the carried-out movement from the central nervous system the quality of vision is the factor participating in formation of the program of the movement and its realization. This circumstance demands ensuring the convenience of vision when forming the representations at a stage of initial studying of physical actions.

Keywords: visual control, physical action, training, visually impaired and blind, judo, young athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Главным признаком и объединяющей силой взаимодействующих компонентов в системе является обеспечение адаптивных результатов, удовлетворяющих потребности человека. Здесь следует обратить внимание на ключевую значимость слова «адаптивный». Это значит, что получаемый результат вариативен, и достигается он за счет изменения компонентов. Опорной идеей здесь является мысль Н. А. Бернштейна [1] о том, что модель двигательной задачи формируется для ее решения, а не для ее разрешения. В связи с чем, появляется возможность адаптации характеристик движения, и даже его паттерна к множествам переменных условий внешней и внутренней среды.

Основным источником программы адаптационного двигательного поведения в дзюдо является обратная связь, реализующая условия непрерывного потока обратной информации об успешности приспособительного действия [8]. Механизмы обратной связи позволяют минимизировать ошибочные реакции, соотнести выраженность изменений параметров системы с воздействием на нее, а принципом ее функционирования является сенсорные коррекций, обеспечивающиеся на основе изменения функционального состояния проприоцепторов мышц при выполнении движений в дзюдо.

Реакция человека, а, следовательно, и программа ее реализации, определяется не только внешним воздействием, но и ответной реакцией организма, связанного с его текущим состоянием. При этом обучение двигательному действию не сводится только к запоминанию и встраиванию в некоторую заданную схему новой информации, а к коррекции всех взаимоотношений компонентов движения в едином паттерне [9].

МЕТОДИКА

Мониторинг за реализацией двигательного действия в дзюдо происходит в основном за счет проприорецептивной и зрительной обратной связи [3]. Существует мнение о том, что переход к текущей коррекции произвольного движения при посредстве проприо-рецепции происходит в коротком отрезке онтогенеза - начинается в 5 лет и завершается в 7 лет - и на этом же отрезке онтогенеза «происходит переход к текущему контролю за точностью движений на основе зрительной афферентации с включением проприорецеп-тивной обратной связи» [2, 5]. Значимость механизмов обратной связи является высокой в процессе формирования двигательных действий на уровне двигательного умения, но в процессе развития двигательного навыка ее функции изменяются, и обратная связь позволяет перейти к потоку алгоритмической афферентных сигналов в кору головного мозга об актуальном положении тела и ее частей на уровне - цель достигнута (потребностей в изменении программы нет) или цель не достигнута (тогда вновь включается полный цикл обратной афферентации). Обратная афферентация в каких-то своих функциях может принимать статус некого «факультативного» звена. И определителем этого статуса является степень усвоения двигательного действия. Однако, при этом не происходит нарушения принципа рефлекторного кольца, связанного с относительной замкнутостью и непрерывностью циркуляции сенсорной кинестетической информации о компонентах движений, реализующихся в целостных двигательных актах. Можно полагать, что функция зрительного контроля и является в некоторых своих компонентах факультативными. В связи с чем, длительность восприятия и переработки визуальной информации для системы, реализующей движение, и для создающейся эффективной программы чрезмерна и поэтому в

процессе формирования двигательных стереотипов (приемов дзюдо) и повышении эффективности действия их роль начинает снижаться.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проверки степени участия зрительных анализаторов в обеспечения обратной связи избраны движения, реализуемые в старшем дошкольном возрасте на разном уровне, и, следовательно, требующие разного уровня участия зрительных анализаторов [4] в управлении двигательным действием в дзюдо [6, 7].

Дозирование потока визуальной информации о качестве реализуемого действия обеспечивалось путем комплексного или выборочного использования тестов:

- закрытие ведущего глаза по фиксации взора (выключается ведущий, для усиления контрастности проявляемых различий);

- закрытия обеих глаз и полного перекрытия потока информации.

Рассмотрим изменение качества реализации движения при ловле предмета в ходе ее

выполнения с разным уровнем визуального контроля. Между показателями детей пятилетнего и шестилетнего возрастов ни по одному из рассматриваемых случаев достоверных изменений не обнаруживается. Следовательно, ответная реакция на введение разного типа визуального контроля приводит в этих возрастных группах к одинаковому изменению. Программа формирования и реализации в этих случаях у шестилетних и пятилетних сходна (Р>0,05).

На длительность построения предварительного движения степень визуального контроля в обеих группах так же влияния не оказывает (Р>0,05).

При полном визуальном контроле время, затрачиваемое на движения, и определяющееся этим параметром время реализации целостного двигательного акта достоверно ниже у детей пятилетнего возраста, выполняющегося при ограниченном визуальном контроле.

У шестилетних детей качество визуализация процесса движения влияния на конечный результат не оказывает.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Возрастной период 5-6 лет является переломным по участию зрительных анализаторов в управлении двигательным действием. Шестилетний период характеризуется недостоверным влиянием качества получаемой визуальной информации на программу и качество исполнения данного движения (таблица).

Таблица - Временные параметры реализации движения (х ± с) при ловле предмета в ходе ее выполнения с разным уровнем визуального_ контроля(с) детьми 5 и 6 лет_

Возрастные группы 5 лет (п=32) 6 лет (п 31) Время между показателями в разных возрастных группах

г Р

Время латентного периода Полный визуальный контроль 0,22±0,05 0,16±0,07 0,75 >0,05

Контроль субдоминантным глазом 0,16±0,06 0,17±0,05 0,33 >0,05

Время движения Полный визуальный контроль 0,23±0,04 0,17±0,03 1,3 >0,05

Контроль субдоминантным глазом 0,42±0,08* 0,26±0,09 1,3 >0,05

Время двигательного действия Полный визуальный контроль 0,37±0,08 0,33±0,12 0,6 >0,05

Контроль субдоминантным глазом 0,59±0,08* 0,41±0,11 1,2 >0,05

Примечание: * - различия между показателями движения, выполненных в разных условиях визуального контроля достоверны при Р>0,05

Рассмотрим, каким образом влияет характер участия зрительных анализаторов на качество поддержания позы. При этом мы придерживались следующих позиций:

1) используемое тестовое задание «Фламинго» детям не знакомо, оно не является естественным и часто применяемым в жизни;

2) из первого постулата следует, что произвольное управление позой «Фламинго» происходит не на уровне автоматизации позных реакции;

3) из второго постулата следует, что управление позой «Фламинго» осуществляется на уровне коры больших полушарий.

Следует ожидать, что качество реализации позных реакций, управление которыми осуществляется на уровне больших полушарий, происходит тем лучше, чем больший поток информации поступает, в том числе и через зрительные анализаторы.

Возрастные различия временных параметров реализации движения по поддержанию позы могли бы стать следствием:

- развития этого вида деятельности,

- положительного переноса воздействия других видов двигательной деятельности,

- развития реализуемого при позных реакциях физического качества - силы.

Более того, дети разного возраста демонстрируют одинаковый уровень сформированного паттерна движения и одинаковую реакцию на уровни визуализации. Различия между количественными показателями реализации позы при полном зрительном контроле достоверно отличается в сторону больших значений от аналогичных показателей, реализуемых в условиях частичного контроля и в условиях отсутствия такого контроля. Снижение качества реализации двигательного акта при проведении движения в условиях частичного либо полного устранения зрительного контроля не происходит.

Таким образом, выявляется, что в условиях регулирования качества исполняемого движения в дзюдо со стороны коры больших полушарий качество визирования является фактором, участвующим в формировании программы движения и ее реализации. Данное обстоятельство требует обеспечения удобства визирования при формировании представлений и на этапе начального изучения двигательных действий в дзюдо.

ВЫВОДЫ

1. Основным фактором, влияющим на создаваемую методику обучения двигательным действиям юных дзюдоистов 5-6 лет, является факт утраты или снижения качества у них визуального контроля, что является основанием для определения влияния на эффективность реализации компонентов движения.

2. Основным источником программы адаптационного двигательного поведения является обратная связь, реализующая условия непрерывного потока обратной информации об успешности приспособительного действия. При этом механизмы данной связи позволяют минимизировать количество ошибочных реакций за счет изменений функционального состояния проприоцепторов мышц при выполнении движений.

3. Юные дзюдоисты 5 и 6 лет демонстрируют одинаковый уровень сформированного паттерна движения и одинаковую реакцию на уровни визуализации. Различия между количественными показателями реализации позы при полном зрительном контроле достоверно отличаются от аналогичных показателей, реализуемых в условиях частичного контроля и в условиях отсутствия такого контроля. Снижение качества реализации движения при проведении движения в условиях частичного либо полного устранения зрительного контроля не происходит, то есть качество визирования является фактором, участвующим в формировании программы движения и ее реализации. Данное обстоятельство требует обеспечения удобства визирования при формировании представлений на этапе начального изучения технических приемов дзюдо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 496 с.

2. Бетелева, Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. Онтогенетические исследования / Т.Г. Бетелева. - М. : Наука, 1983. - 176 с.

3. Бим Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2008. - 538 с.

4. Зекрин, Ф.Х. Методика специальной физической подготовки дзюдо и адаптивном дзюдо спортсменов до 18 лет : монография / Ф.Х. Зекрин. - Пермь : [б.и.], 2011. - 151 с.

5. Морозова, Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет : дис. ... д-ра биол. наук / Морозова Л.В. - Архангельск, 2008. - 324 с.

6. Омарова, П.Г. Сравнительная характеристика выполнения бросков назад в условиях спортивного поединка по дзюдо с учетом гендерного компонента / П.Г. Омарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 76-80.

7. Тихонова, И.В. Общее и специфическое в проблеме технико-тактической подготовки женщин в видах спортивной борьбы / И. В. Тихонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 92-96.

8. Толмачев, Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р.А. Толмачев. - М. : Советский спорт, 2004. - 108 с.

9. Чермит, К. Д. Симметрия, гармония, адаптация / К. Д. Чермит. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 304 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movements and activity, Science, Moscow.

2. Beteleva, T.G. (1983), Neurophysiological mechanisms of visual perception. Ontogenetic researches, Science, Moscow.

3. Bim Bud, B.M. (2008), Pedagogical encyclopedic dictionary, Great Russian encyclopedia, Moscow.

4. Zekrin, F.H. (2011), Technique of special physical training judo and adaptive judo of athletes up to 18 years: monograph, Perm.

5. Morozova, L.V. (2008), Psychophysiological regularities of visual perception of children of 68 years, dissertation, Arkhangelsk.

6. Omarova, P.G. (2011), "The comparative characteristic of performance of throws back in the conditions of a sports duel on judo taking into account a gender component", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 76-80.

7. Tikhonova, I.V. (2008), "The general and specific in a problem of technical and tactical training of women in types of wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 9296.

8. Tolmachev R.A. (2004), Adaptive physical culture and rehabilitation blind and visually impaired, Soviet Sport, Moscow.

9. Chermit, K.D. (2006), Symmetry, harmony, adaptation, SKNTS VSH publishing house, Rostov-on-Don.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

УДК 796.011.3

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС), Тольятти, Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Чемпалова, кандидат биологических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы внедрения в учебный процесс дисциплины «Физическая культура и спорт» практические занятия физкультурно-оздоровительной направленности для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проведен статистический анализ численного состава студентов ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», имеющих ограничения по здоровью, определены наиболее востребованные физкультурно-оздоровительные направления для данной категории студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.