УДК 796
Шамедова Н.
Преподаватель,
Туркменский государственный институт физкультуры и спорта
Туркменистан, г. Ашхабад
Керимгелдиев Р.
Преподаватель,
Туркменский государственный институт физкультуры и спорта
Туркменистан, г. Ашхабад
ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ В
ФИДЖИТАЛ СПОРТЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние виртуальной и дополненной реальностей на подготовку спортсменов в области фиджитал спорта и проведение спортивных соревнований. Фиджитал спорт - это новое направление, сочетающее в себе физическую активность и цифровые технологии, которое активно развивается в последние годы. Виртуальная и дополненная реальности являются ключевыми технологиями, позволяющими улучшить тренировочный процесс, сделать его более эффективным и безопасным, а также усовершенствовать проведение соревнований и взаимодействие между участниками. В статье анализируются различные аспекты применения виртуальной и дополненной реальностями в фиджитал спорте, а также их потенциальное влияние на результаты спортсменов и развитие данного направления в будущем.
Ключевые слова: фиджитал спорт, виртуальная реальность, дополненная реальность, спорт, тренировки, соревнования, технологии.
Фиджитал спорт - это направление, которое объединяет в себе физические навыки спортсменов и использование современных цифровых технологий. Это позволяет улучшить качество тренировок, а также сделать соревнования более зрелищными и привлекательными для зрителей. Одним из ключевых факторов развития фиджитал спорта является использование виртуальной и дополненной реальности.
Сфера спорта находится на пороге эпохи преобразований, чему способствует растущий потенциал виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Эти иммерсивные технологии быстро выходят за рамки развлечений и находят точку опоры в мире легкой атлетики, влияя как на методики тренировок, так и даже на характер самих соревнований.
VR: переосмысление условий обучения.
VR представляет собой привлекательную среду для тренировок для спортсменов. Создавая реалистичные симуляции игровых ситуаций, VR позволяет спортсменам тренироваться в сценариях, которые может быть непрактично или даже опасно воспроизводить в реальном мире. Лыжник, например, может бесчисленное количество раз проходить сложную трассу скоростного спуска в виртуальной реальности, прежде чем попытаться пройти ее на реальных склонах, оттачивая свою технику и укрепляя уверенность в безопасной, контролируемой среде. Точно так же футболист может противостоять различным оборонительным построениям в виртуальной среде, что позволяет ему разрабатывать стратегию и развивать свои навыки принятия решений в условиях стресса. Это особенно полезно для видов спорта с высоким риском травм, поскольку тренировки с использованием виртуальной реальности могут минимизировать физическую нагрузку, связанную с повторяющимися практическими упражнениями.
Помимо моделирования игровых ситуаций, VR также можно использовать для улучшения определенных навыков. Игроки в гольф могут совершенствовать свою механику удара на виртуальном тренировочном поле, получая в режиме
реального времени информацию о своей позе и ударе по мячу от встроенных датчиков. Боксеры могут тренироваться против виртуальных противников, запрограммированных на разные стили боя, оттачивая свои рефлексы и время реакции. Такой целенаправленный подход к тренировкам позволяет спортсменам сосредоточиться на конкретных слабых сторонах и совершенствовать свою технику с беспрецедентной точностью. VR также можно использовать для создания персонализированных программ обучения, учитывающих индивидуальные сильные и слабые стороны, максимизируя эффективность тренировочного времени.
AR: Повышение производительности и зрительских впечатлений.
AR, с другой стороны, накладывает цифровую информацию на реальный мир, предлагая уникальное сочетание физических и виртуальных элементов. Эту технологию можно использовать для предоставления спортсменам обратной связи в режиме реального времени во время тренировки. Представьте себе, что отбивающий видит траекторию подачи, наложенную на его зрение, что позволяет ему улучшить время замаха и контроль над битой. Велосипедисты могут получать данные о своей скорости, выходной мощности и частоте сердечных сокращений, наложенные на их поле зрения, что позволяет им оптимизировать свои результаты в режиме реального времени и двигаться дальше. AR также можно использовать для визуализации предстоящих препятствий на гоночной трассе или трассе, что дает спортсменам стратегическое преимущество.
Влияние VR и AR выходит за рамки тренировок, потенциально меняя то, как мы участвуем в спортивных мероприятиях. Зрители, оснащенные очками дополненной реальности, могут видеть статистику в реальном времени и информацию об игроках, наложенную на поле, что обогащает их впечатления от просмотра и обеспечивает более глубокое понимание игры. Технология VR может даже создать захватывающий опыт, который позволит фанатам почувствовать себя виртуально перенесенными в самый центр событий, стирая границы между физическим присутствием и удаленным просмотром. Представьте себе
болельщика, испытывающего острые ощущения от серии пенальти с точки зрения вратаря или ощущающего рев толпы с виртуального места прямо за скамейкой хозяев поля.
Однако интеграция VR и AR в мир спорта не лишена проблем. Возможность того, что технологии создадут несправедливое преимущество в соревнованиях, требует тщательного рассмотрения. Строгие правила могут потребоваться для обеспечения равных условий игры и предотвращения получения спортсменами неправомерного преимущества за счет превосходных программ тренировок VR или наложений AR, повышающих производительность. Кроме того, высокая стоимость оборудования VR и AR может ограничить доступность, особенно для спортсменов из развивающихся стран или тех, кто участвует в менее финансируемых видах спорта. Это может усугубить существующее неравенство в спортивной среде. Кроме того, необходимо тщательно оценить этические последствия стирания границ между реальностью и симуляцией в спорте. Следует ли позволить технологиям изменить фундаментальную природу спорта или должны быть ограничения на то, насколько далеко может зайти это усовершенствование?
В заключение отметим, что виртуальная и дополненная реальность могут произвести революцию в мире спорта. VR предлагает мощный инструмент обучения, позволяющий спортсменам тренироваться в гиперреалистичных условиях и совершенствовать свои навыки с беспрецедентной точностью. AR, с ее способностью накладывать цифровую информацию на реальный мир, может улучшить как обучение, так и качество просмотра для зрителей. Однако по мере того, как мы внедряем эти преобразующие технологии, крайне важно решить проблемы доступности, справедливости и этические соображения, связанные с стиранием границ между физическим и виртуальным. Ответственно подходя к решению этих задач, мы сможем использовать весь потенциал виртуальной и дополненной реальности для создания более динамичного, захватывающего и доступного будущего для спорта. Это будущее обещает мир, в котором передовые технологии дополняют и развивают спортивные таланты, расширяя границы
человеческих возможностей и создавая более увлекательный опыт как для спортсменов, так и для зрителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александр Б. и Уэлч Г. (2019). Цифровой спорт: систематический обзор определений. Обзор спортивного менеджмента, 22(1), 3-15.
2. Бейли, С. (2021). Дополненная реальность в спорте: обзор литературы. Международный журнал спортивной науки и тренерства, 16 (4), 460-475.
3. Чен Ю., Чанг Х., Сяо К. и Ван Дж. (2020). Изучение влияния тренировок на основе виртуальной реальности на спортивные результаты: систематический обзор. Границы психологии, 11, 704.
4. Фриц, Т. (2005). Дополненная реальность в спорте. В Справочнике управления спортивной индустрией (с. 173-203). Спрингер, Бостон, Массачусетс.
5. Габбард Дж. Л. и Финн Дж. Р. (2018). Роль виртуальной реальности в спортивной тренировке и реабилитации: обзор.
Shamedova N.
Lecturer,
Turkmen State Institute of Physical Education and Sports Turkmenistan, Ashgabat
Kerimgeldiyev R.
Lecturer,
Turkmen State Institute of Physical Education and Sports Turkmenistan, Ashgabat
INFLUENCE OF VIRTUAL AND AUGMENTED REALITY ON THE TRAINING OF ATHLETES AND CONDUCT OF COMPETITIONS IN
FIGITAL SPORTS
Abstract: This article examines the influence of virtual and augmented realities on the training of athletes in the field of physical sports and the conduct of sports competitions. Fidgetal sports is a new direction that combines physical activity and digital technologies, which has been actively developing in recent years. Virtual and augmented reality are key technologies that can improve the training process, make it more effective and safe, as well as improve the conduct of competitions and interaction between participants. The article analyzes various aspects of the use of virtual and augmented realities in physical sports, as well as their potential impact on the results of athletes and the development of this area in the future.
Keywords: fidgetal sports, virtual reality, augmented reality, sports, training, competitions, technology.