УДК 316.74:2+004.946 ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ
Тараканов С.А.
Статья посвящена влиянию виртуализации и компьютерной виртуальной реальности на социальный институт религии. В статье раскрывается понятие социального института и дается определение понятия «виртуализации социальной жизни». Автор выявляет последствия виртуализации общества для социального института религии. В статье автор делает следующие выводы:
1. Регулятивная функция социального института религии теряет свою
силу;
2. Функция социального контроля социального института религии теряет свою силу в связи с распространением большего количества различных религиозных идей;
3. Институт религии теряет возможность в полной мере выполнять функцию социализации;
4. Снижается формализированность социального института религии;
5. Снижается круг субъектов, вступающих в социальные взаимодействия, основанием которых является религия;
6. У социального института религии появляются некоторые новые функции;
7. Появление и сосуществование большого количества религиозных и псевдорелигиозных идей способствуют дестабилизации общества.
Ключевые слова: социальный институт, религия, виртуализация социальной жизни.
INFLUENCE OF THE VIRTUALIZATION AND COMPUTER VIRTUAL REALITY ON THE SOCIAL INSTITUTION OF RELIGION
Tarakanov S.A.
The article is devoted to the impact of virtualization and computer virtual reality to a social institution of religion. Conceptions of a social institution is examined. “Virtualization of social life” is defined. The author determines the influence of virtualization on the social institution of religion. In the article author makes the following conclusions:
1. The regulatory function of the social institution of religion loses its power;
2. Spread of numerous religious ideas causes the function of social control of the social institution of religion to lose its power;
3. The Institute on Religion has a lower impact on socialization process;
4. The social institution of Religion is becoming less formalized;
5. Less subjects have social interactions based on religion;
6. The social institution of religion developed some new functions for itself;
7. Large number of religious and pseudo-religious ideas brings destabilization to a society.
Keywords: social institution, religion, virtualization of social life.
Институциональная природа современного общества проявляется в упорядоченности общественной жизни, следовании при осуществлении индивидами совместной деятельности определенным совместно выработанным социокультурным образцам и нормам поведения. Одним из таковых институтов является институт религии. Для того, чтобы выяснить сущность социального института религии и его изменений под воздействием виртуализации и компьютерной виртуальной реальности, необходимо прежде всего определиться с тем,
как в социологии рассматриваются общественные институты в целом, какое значение данные социокультурные образования имеют в обществе.
«Социальный институт» является одним из ключевых социологических терминов. Термин «социальный институт» получал разработку в работах многих социологов, как классиков, так и современных.
Для социологии характерно рассмотрение социальных институтов с позиций функционализма, которое было начато еще О. Контом. Один из блоков его социальной физики под названием «социальная статика» исходит из тезиса о функциональной взаимосвязи институтов, верований и моральных ценно-стей[6, с.44].
Однако, термин «социальный институт» впервые употребил Г. Спенсер. По его мнению, основными детерминантами в социальной эволюции является борьба за существование с соседними обществами и с окружающей природной средой. Исходя из принципа выживания сильнейшего, Спенсер утверждал, что общественный организм для собственного развития должен формировать особый регулятивный институт[9, с. 46].
Наряду с регулирующими, к которым Спенсер относил религию и политические организации, он выделял институты родства (брак и семью), а также экономические (распределительные).
Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживавшийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации челове-ка[4, с. 46].
Понятие «социальный институт» является одним из ключевых в теории структурно-функционального анализа. Основатель данного социологического направления Т. Парсонс определял социальные институты как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений[8, с 231-232].
Современные подходы к рассмотрению социального института содержатся в работах Н. Смелзера, Г. Осипова, М. Комарова и др. Под социальным
институтом эти ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности[2, с.34-41].
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
- регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
- создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
- социализация индивидов.
К числу общих признаков социального института можно отнести:
- выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
- определенную (более или менее формализованную) организацию:
- наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
- наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.
С точки зрения социально-феноменологической парадигмы, общественные институты представляют собой социальные конструкты, в которых зафиксированы типы выполнения совместных действий для удовлетворения общественно значимых потребностей. Каждый социальный институт возникает в обществе, когда назревает и актуализируется соответствующая потребность (или комплекс потребностей). Положительное значение социальных институтов для
общества как устойчивых типизированных видов совместной деятельности состоит в том, что выполнение одного и того же действия или комплекса действий в стандартной ситуации позволяет экономить время и силы, приносит психологическое облегчение, так как снимает «груз раздумий» над тем, какой вариант поведения выбрать из множества возможных.
Это облегчает жизнь человеку так же, как существование животного облегчается инстинктами. Кроме того, «задний план опривыченной деятельности предоставляет возможности переднему плану для рассуждения и инновации»[1, с.91]. Высвобожденную энергию человек может тратить на совершенствование своей деятельности.
Социальные институты, оказывая принудительное воздействие на индивидов, сами претерпевают изменения вследствие необходимости адаптации к социальным изменениям. Так, например, патриархальная семья, актуальная для традиционного общества, утрачивает свое значение в постиндустриальном, современном обществе, поскольку традиционный тип отношений между партнерами с четким распределением ролей, господствующим положением мужчины и зависимостью женщины, с беспрекословным подчинением детей воле родителей в современном обществе не эффективен.
Религия как социальный институт также испытывает влияние общественных изменений и меняется под их воздействием. Одной из актуальных тенденций современного общества является его виртуализация проникновение компьютерной виртуальной реальности во все сферы повседневной жизни современного человека. Компьютерная виртуальная реальность как псевдоаналог реальности подлинной становится все более интегрированной во многие сферы общественной жизни.
Экономические отношения в современном глобализированном и информатизированном мире просто немыслимы без «всемирной паутины». Целый массив социальных взаимодействий в экономической сфере совершается ежедневно через сеть «интернет» и порой участники этого взаимодействия так ни
разу и не видят друг друга, общаясь по электронной почте, в социальных сетях, по ICQ и с помощью других современных информационных технологий. Получить вполне достоверную информацию о том или ином предприятии, работодателе, потребители, дистрибьюторе можно, не выходя из-за ноутбука, компьютера или любого устройства мобильной связи с подключением к сети Интернет.
Таким образом, реальность раздваивается: наряду с оригинальной, подлинной реальностью существует компьютерная виртуальная реальность, в рамках которой существуют виртуальные образы реальных субъектов общественных (в данном случае, экономических) отношений.
Политическая жизнь так же, как и экономическая протекает не только в непосредственной реальности, но и в компьютерной виртуальной реальности. Так, все важные политические новости и обзоры освещаются на различных сайтах и порталах, у каждого крупного политика есть свой собственный сайт, блог или микроблог, посредством которого он общается с населением. И с одной стороны, компьютерная виртуальная реальность делает политику и экономике более прозрачной, более открытой для рядовых граждан. Политики любого ранга, вплоть до Президента становятся доступнее (в блоге к нему может обратиться каждый желающий). Но с другой стороны, компьютерная виртуальная реальность очень часто не соответствует непосредственной реальности, не является ее адекватным отражением. Кроме того, интернет является очень эффективным средством манипуляций массовым сознанием через стремительное распространение политических мифов. Тем самым происходит виртуализация политической жизни, состоящая в том, что наряду с достоверной - константной -реальностью формируется еще одна - виртуальная. При этом обыватели получают доступ именно ко второму виду политической реальности.
Духовная сфера общественной жизни, элементом которой является религия, также подвержена влиянию компьютерной виртуальной реальности и виртуализации. Искусство стало намного доступнее благодаря сети Интернет: музеи и галереи предлагают виртуальные экскурсии, произведения литературы и
музыки можно «скачать» с соответствующих порталов и сайтов. Интернет стал виртуальной ареной для научных дебатов, изложения результатов научных исследований, освещения последних научных достижений, обсуждения научных проблем. Примерно аналогичное значение имеет компьютерная виртуальная реальность для философии.
Виртуализация как характерная тенденция современного общества, заключающаяся в формировании особой виртуальной надстройки, порождаемой реальным базисом социальной жизни и порой заменяющей собой первичную реальность, изменят облик религии как социального института.
Функциональное значение религии в современном обществе изменяется от преобладающего упорядочивания общественной жизни через регулирование деятельности и социализацию индивидов и социальных групп к приоритету функции удовлетворения общественных потребностей. Ранее религия была одним из основных агентов социализации, наряду с семьей и образованием, при этом институты религии и образования были сопряжены.
Религия как социальный институт, несмотря на всю ее сакральность и претензии на роль высшего духовного ориентира, в современном обществе, основанном на потреблении, информации и виртуализации, играет роль средства удовлетворения определенных потребностей: потребности прикоснуться к священному, отдать дань моде, сбежать от гнетущей обыденности, попробовать новые типы мировоззрения. Религия не связывается у большинства современных людей с ключевыми жизненными ориентациями, скорее, религиозное чувство возникает спорадически, когда появляется в этом потребность в силу определенных (чаще всего, неблагоприятных) жизненных обстоятельств.
«Религия в современном обществе приобретает значение некого символа, социального конструкта в том смысле, что религиозная вера не воспринимается как трансцендентно необходимая для принятия и исполнения религиозных практик»[3, с. 77-86].
Религия виртуализируется, что проявляется в замене подлинной религиозности, религиозного чувства желанием быть сопричастным моде, общим веяниям, преобладающим в массовом сознании. Виртуальность религии проявляется и в том, что на статус религий претендуют и деструктивные культы, внедряя эту мысль в сознание своих жертв.
Псевдорелигиозные идеи, внедряясь в сознание масс, используются для оправдания преступлений, войн и иных деструктивных действий. Исходя из понятия виртуальной реальности как порождаемой реальностью константной и замещающей ее в сознании человека, зачатки виртуализации религии можно увидеть еще в раннем средневековье, когда идея «войны против неверных» использовалась для оправдания крестовых походов, организаторы которых преследовали узкоэгоистические политические цели.
Сознание современного человека настолько привыкает к замене реальности виртуальностью, что и религию воспринимает как одну из форм виртуальной реальности. Пространство храма, религиозный обряд в сознании современного человека сближается с компьютерной игрой, просмотром фильма в формате 3D, поездкой на экскурсию в аквапарк. Другими словами, религия становится формой развлечения, формой психотерапии, но не важнейшим жизненным ориентиром.
На институт религии влияет не только виртуализация общества, но и компьютерная виртуальная реальность как определенная искусственно формируемая с помощью технических устройств среда, в которой современный человек проводит времени порой больше, чем в естественной среде.
Пространством виртуальной реальности можно считать, прежде всего, всемирную сеть «Интернет». Интернет становится средством контакта представителей религиозных конфессий с общественностью, средством воздействия на массовое сознание. Интернет способствует налаживанию межконфессиональ-ных контактов и открывает доступ к информации о возможных религиозных течениях, существующих в самых отдаленных уголках земного шара. Интер-
нет-среда влияет на конструирование социальных представлений о религиозных верованиях и ценностях.
Таким образом, под воздействием виртуализации и компьютерной виртуальной меняются основные черты института религии:
1. происходит сокращение круга субъектов, вступающих в рамках религии в устойчивые отношения (многие предпочитают внутреннюю веру без участия в культовых действиях и определенных форм взаимодействия со священнослужителями);
2. происходит снижение формализации института религии (пример тому -появление все большего числа ответвлений христианства с более либеральной в отличие от католицизма и православия направленностью)
3. снижается регулятивное значение религии;
4. снижается традиционная функциональная нагрузка института религии, сопровождающаяся возникновением новых, «виртуальных» функций религии (религия как средство бегства от реальности, религия как форма психотерапии, религия как форма управления массовым сознанием).
Список литературы
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Гавра Д.П. Понятие социального института // Регион. Экономика, политика, идеология. № 1-2. 1999. С. 34-41
3. Губницына О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. №
1. С. 77-86.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 430
с.
5. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. 153 с.
6. Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1999. 302 с.
7. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 688 с.
8. Parsons Т. Essays on sociological theory. N. Y., 1964. P. 460
9. Spencer Н. First principles. N. Y., 1998. P. 602
References
1. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [Social Construction of Reality. Tractate on the sociology of knowledge]. Moscow: Medium, 1995. 323 p.
2. Gavra D.P. Region. Ekonomika, po-litika, ideologiya, no. 1-2 (1999):
34-41.
3. Gubnitsyna O. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii 10, no. 1 (2007): 77-86.
4. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda [The Division of Labour in Society]. Moscow: Kanon, 1996. 430 p.
5. Komarov M.S. Vvedenie v sotsiologiyu [Introduction to Sociology]. Moscow: Nauka, 1994. 153 p.
6. Kont O. Kurspolozhitel'noy filosofii [Course of positive philosophy]. St. Petersburg, 1999. 302 p.
7. Smelzer N. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Feniks, 1994. 688 p.
8. Parsons Т. Essays on sociological theory. N. Y., 1964. P. 460
9. Spencer Н. First principles. N. Y., 1998. P. 602
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Тараканов Сергей Анатольевич, аспирант кафедры «История и социология»
Мурманский государственный технический университет ул. Спортивная, д. 13, г. Мурманск, 183010, Россия mistgrey@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tarakanov Sergey Anatolevich, postgraduate student of "History and Sociology" Department
Murmansk State Technical University
13, Sportivnaya street, Murmansk, 183010, Russia
mistgrey@mail. ru
Рецензент:
Малышко А.А., доцент кафедры «Социальная работа и теология», кандидат философских наук, Мурманский государственный технический университет