Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ '

ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ »

Морфология, патология, физиология

ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Воробьева Д.В.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара, Россия Научный руководитель: Павленко С. И. (канд. биол. наук)

Проблема ситуативной тревожности, которую испытывают люди, в частности, студенты, в ходе решения вербальных заданий, актуальна в настоящее время, поскольку повышенная тревожность может приводить к снижению их работоспособности, продуктивности, трудностям в общении, снижению познавательной сферы.

Цель исследования состояла в изучении особенностей параметров электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у лиц с различным уровнем тревожности при выполнении вербальных заданий.

Материалы и методы исследования. Исследование выполнено с соблюдением принципов биоэтики на студентах с высоким (5 чел.), средним (10 чел.) и низким (5 чел.) уровнем тревожности. Ситуативную тревожность оценивали с помощью теста Спилберга - Ханина. ЭЭГ регистрировали с помощью нейровизора «NVX 36 digital DC EEG» до и после выполнения заданий на вербальную беглость и оценивали спектральную мощность ритмов.

Результаты исследования. В рамках проведенного исследования выявлено, что для студентов со средним и низким уровнем тревожности характерна более выраженная, чем для студентов с высоким уровнем тревожности, динамика параметров ЭЭГ. У лиц с высоким уровнем ситуативной тревожности в ходе выполнения вербальных заданий спектральная мощность бета-волн оставалась постоянной, в то время как изменения гамма-волн прослеживались только в лобных отведениях (Fp1, F3). Улиц со средним и низким уровнем тревожности наблюдалась примерно одинаковая картина. Так, у среднетревожных испытуемых в ходе выполнения тестовых заданий отмечался рост бета2-волн в среднем на 66,20 % (р < 0,05) во всех анализируемых отведениях за исключением центральных (С4) и затылочных (01). Что касается гамма-волн, то их активность увеличивалась у лиц со среднем уровнем тревожности во всех лобных отведениях в среднем на 70,51 % (р < 0,01), а также в височных (ТЗ), центральных (СЗ), теменных (РЗ) и затылочных (02) на 45,78 % (р < 0,05), на 52,22 % (р < 0,01), на 55,06 % (р < 0,05) и на 153,04 % (р < 0,01) соответственно. Выполнение вербальных заданий студентами с низким уровнем тревожности приводило к росту бета2- и гамма-волн в лобных (Fp1, Fp2, F3), височных (Т4), центральных (СЗ), теменных (РЗ, Р4) и затылочных (02) отведениях в среднем на 86,15 % (р < 0,01).

Заключение. Таким образом, характер изменений спектральных параметров ЭЭГ в условиях выполнения вербальных заданий указывает на их зависимость от уровня ситуативной тревожности испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.