Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ '

ВЛИЯНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Атякшева Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ »

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2

Приложение

ВЛИЯНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА

В настоящее время приобретает актуальность проблема психоэмоционального состояния студентов в ходе учебной деятельности. Так, современные студенты характеризуется неудовлетворительными показателями здоровья и высоким уровнем тревожности, что может приводить к снижению работоспособности, продуктивности, трудностям в общении.

Цель исследования состояла в изучении особенностей параметров электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у лиц с различным уровнем тревожности при выполнении невербальных заданий.

Материалы и методы исследования. В исследовании на добровольной основе с соблюдением биоэтических норм, регламентирующих проведения наблюдений на человеке, приняли участие 3 группы студентов: с высоким (5 чел.), средним (10 чел.) и низким (5 чел.) уровнем тревожности. Изучение ситуативной тревожности проводили при помощи теста Спилберга-Ханина. Спектральную мощность ритмов электроэнцефалограммы регистрировали с помощью нейровизора «NVX 36 digital DC EEG» до и после выполнения лабиринтного теста Портеуса и интеллектуального теста Кеттелла.

Результаты исследования. Установлено, что для студентов с высоким уровнем тревожности характерна более выраженная, чем для студентов с низким уровнем тревожности, динамика параметров ЭЭГ. В частности, в ходе выполнения тестовых заданий у представителей с высоким уровнем тревожности наблюдались изменения спектральной мощности альфа-, бета2- и гамма-ритмов. Наиболее существенно у высокотревожных лиц в указанных условиях увеличивался альфа-ритм в лобных (F3) и затылочных (01) отведениях в среднем на 305,3 % (р < 0,01). Что касается бета2- и гамма-ритмов, то их мощность у высокотревожных лиц заметнее возрастали в лобных (Fp1, F3, F4) в среднем на 131,1 % (р < 0,05), центральных (СЗ, С4) на 111,2 % (р < 0,05) и теменных (РЗ) на 114,2 % (р < 0,05) отведениях. На фоне выполнения невербальных заданий у испытуемых со среднем уровнем тревожности происходил рост бета2- и гамма-ритмов в лобных (F3, F4) и затылочных (01) отведениях в среднем на 33,2 % (р < 0,05) по сравнению с состоянием покоя. Кроме того, у них отмечалось увеличение гамма-ритма в теменных (РЗ) отведениях на 101,7 % (р < 0,05). Что касается лиц с низким уровнем тревожности, то для них, также как и для испытуемых со среднем уровнем тревожности, были характерны изменения спектральной мощности бета2- и гамма-ритмов. Так, бета2-ритм усиливался в лобных (Fp1, Fp2), теменных (РЗ) и затылочных (02) отведениях в среднем на 38,1 % (р < 0,05). Изменения гамма-ритмов были выявлены в лобных (F3), центральных (СЗ), теменных (РЗ, Р4) и затылочных (02) отведениях.

Заключение. Таким образом, особенности динамики ритмов ЭЭГ в процессе выполнения невербальных заданий, зависит от уровня тревожности.

У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Самарский национальный исследовательский университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.