Научная статья на тему 'Влияние вахтенной организации труда на параметры центральной гемодинамики у моряков рыбопромыслового флота в 5-месячных трансширотных рейсах'

Влияние вахтенной организации труда на параметры центральной гемодинамики у моряков рыбопромыслового флота в 5-месячных трансширотных рейсах Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
143
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
МОРЯКИ / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / ТРАНСШИРОТНЫЕ РЕЙСЫ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЕМОДИНАМИКА / SEAMEN / FISHING FLEET / TRANSLATITUDINAL VOYAGES / CENTRAL HEMODYNAMICS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Щербина Федор Александрович, Мызников И. Л., Гудков А. Б.

Проанализированы реакции сердечно-сосудистой системы у моряков рыбопромыслового флота в длительных 5-месячных трансширотных рейсах. Динамика приспособительных реакций носила циклический и фазный характер. Установлено, что реализация адаптивных программ на фоне функционального напряжения сопровождается функциональной синхронизацией, которая по мере исчерпания резервов организма моряков приводит к десинхронизации и поиску новых отношений между параметрами в стремлении найти наиболее экономичный и эффективный контур для достижения оптимального баланса со средой и рабочим циклом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Щербина Федор Александрович, Мызников И. Л., Гудков А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ROTATIONAL LABOR MANAGEMENT ON PARAMETERS OF CENTRAL HEMODYNAMICS IN SEAMEN OF FISHING FLEET DURING 5-MONTHS TRANSLATITUDINAL VOYAGES

Reactions of the cardiovascular system in seamen of the fishing fleet during long translatitudinal voyages have been analyzed. The dynamics of the adaptive reactions was cyclic and phasic. It has been established that realization of the adaptive programs with functional stress at the background was accompanied by functional synchronization that as far as exhaustion of the seamen's organisms resources resulted in desynchronization and search of new proportions between the parameters in desire to find the most economic and effective pattern for attainment of an optimum balance with the environment and the work cycle.

Текст научной работы на тему «Влияние вахтенной организации труда на параметры центральной гемодинамики у моряков рыбопромыслового флота в 5-месячных трансширотных рейсах»

УДК 612.13-057

ВЛИЯНИЕ ВАХТЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПАРАМЕТРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У МОРЯКОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА В 5-МЕСЯЧНЫХ ТРАНСШИРОТНЫХ РЕЙСАХ

© 2008 г. Ф. А. Щербина, *И. Л. Мызников, **А. Б. Гудков

Государственный педагогический университет, г. Мурманск *Медицинская служба Видяевского района базирования сил Северного флота, пос. Видяево, Мурманская область **Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

В практике врачебного контроля за состоянием здоровья моряков в рейсе (при изучении характера реакций организма на условия рабочей среды и производственного цикла) широко используются параметры центральной гемодинамики. Регистрация этих достаточно информативных физиологических величин представляет наименьшие трудности.

В настоящем исследовании была проанализирована реакция сердечно-сосудистой системы у моряков в двух рыбопромысловых трансширотных рейсах.

Объекты и методы исследования

Первое обследование судовой команды (п = 23) без учета моряков траловой команды было проведено на борту большого автономного траулера (БАТ) «Константин Душенов» в 5-месячном рыбопромысловом рейсе, совершенном с мая по октябрь по маршруту: Центральная Атлантика (I этап исследования) — экватор — ЮгоЗападная Атлантика — Южная Атлантика — Юго-Восток Тихого океана (со II по IV этап исследования) — Центральная Атлантика

— Северная Атлантика — Баренцево море — (V этап исследования) (курсы: Куба — пролив Дрейка — район промысла в Юго-Восточной зоне Тихого океана — Панамский канал — Канарские острова

— Мурманск).

Второе обследование (п = 60) проведено в рейсе промышленнопроизводственного рефрижератора (ППР) «Павлово», совершенном с конца октября по начало апреля по маршруту: Ангола — Южная Атлантика (I и III месяцы рейса в районе промысла — о. Южная Георгия) — Центральная Атлантика (V месяц) — Северная Атлантика

— Баренцево море.

рабочий цикл в обоих рейсах был организован круглосуточным посменным несением вахт по четыре часа.

Обследование моряков осуществлялось ежемесячно (на 10—15, 50—54, 95—100, 125—130 и 155— 160-е сутки рейса).

Параметры центральной гемодинамики изучались по традиционным методикам исследования до и после вахты: регистрировались частота сердечных сокращений (ЧСС, мин-1), систолическое (САД, мм рт. ст.), диастолическое (ДАД, мм рт. ст.) и пульсовое (ПАД, мм рт. ст.) артериальное давление. Рассчитывался индекс Мызникова ИМ = (САД/ДАД) х ЧСС [4].

Электрофизиологические исследования проводились на одноканальном электрокардиографе во II стандартном отведении. По методике Р. М. Баевского с соавт. [2] рассчитывали производные величины распределения кардиоинтервалов: вариационный размах

Проанализированы реакции сердечно-сосудистой системы у моряков рыбопромыслового флота в длительных 5-месячных трансширотных рейсах. Динамика приспособительных реакций носила циклический и фазный характер. Установлено, что реализация адаптивных программ на фоне функционального напряжения сопровождается функциональной синхронизацией, которая по мере исчерпания резервов организма моряков приводит к десинхронизации и поиску новых отношений между параметрами в стремлении найти наиболее экономичный и эффективный контур для достижения оптимального баланса со средой и рабочим циклом.

Ключевые слова: моряки, рыбопромысловый флот, трансширотные рейсы, центральная гемодинамика.

(ДХ, сек.), значение моды (Мо, сек.) и величины амплитуды Мо (АМо, %), индекс напряжения (ИН). Определяли вегетативный баланс в системах регуляции [3]: выраженное преобладание симпатической вегетативной нервной системы (ВНС) ( + 2), умеренное преобладание симпатической ВНС (+1), эутония (0), умеренное преобладание парасимпатической ВНС (—1), выраженное преобладание парасимпатической ВНС ( — 2).

Уровни значимости различий на этапах плавания рассчитывались с использованием критерия t-Student для сопряженных пар наблюдений, корреляционные связи — с помощью коэффициента Spearman [6]. Прогноз по динамике процессов адаптации смоделирован в цепях Маркова с точностью до 8-го знака после запятой на шаге, где матрица становится равновероятной для всех исходных состояний [10].

Результаты и их обсуждение

При анализе результатов обследования моряков на БАТ «Константин Душенов» установлено, что кардинальных изменений со стороны ЧСС, САД, ДАД, ПАД и ИМ на этапах исследования не произошло, однако имелись некоторые особенности. Так, по сравнению с I этапом исследования величина ЧСС на II этапе возросла: (67,3 ± 1,78) уд./мин против (62,7 ± 1,04) уд./мин; p < 0,01, кроме того, имелись различия в уровне ЧСС между III и IV этапами: соответственно (66,07 ± 1,64) и (69,47 ± 1,97) уд./мин; p < 0,05,

IV и V (64,07 ± 1,73) уд./мин; p < 0,05. По другим параметрам достоверные различия были выявлены только между IV и V этапами исследования: ДАД (70,17 ± 1,62) и (74,5 ± 1,63) мм рт. ст.; p < 0,05, ПАД (44,83 ± 2,75) и (37,13 ± 2,63) мм рт. ст.; p < 0,05, ИМ 166,53 ± 4,98 и 151,80 ± 4,42 в 1 мин; p < 0,05. Эти изменения отражают фазность приспособительных реакций центральной гемодинамики на развитие пролонгированного стресса, вызванного рабочим циклом.

Известно, что новые характеристики взаимоотношений в системе среда — организм связаны не столько с формированием новых свойств и качеств, сколько с изменением связей между уже имеющимися [8]. По своей сути адаптация есть системный ответ на длительное или многократное воздействие внешней среды, обеспечивающий выполнение основных задач деятельности и направленный на достижение адекватности первичной реакции и минимизацию реакции платы. Этот ответ связан с изменением структуры регулирования [7, 9], обеспечивающим достижение компромисса между наличными видовыми и индивидуальными характеристиками организма и требованиями условий среды обитания, реализованными посредством проявления комплекса (неспецифических и специфических) физиологических и (или) патологических реакций [11].

Все существенные переменные состояния должны находиться в физиологически оптимальных

пределах, а это значит, что действия отдельных регуляторных систем должны быть взаимно согласованы, и именно наличие связей обеспечивает такую координацию.

Анализ полученных результатов показал, что в начале рейса между I и II этапами исследования коррелировали параметры ЧСС и САД (табл. 1).

Таблица 1

Корреляция между одноименными параметрами на этапах исследования на БАТ «Константин Душенов»

Показатель сердечной деятельности Этап исследования

I-II II-III III-IV V 1 V

ЧСС 0,726*** 0,575** 0,560** -

САД 0,581** 0,642*** 0,611*** 0,436*

ДАД - 0,518** 0,404* -

ПАД - 0,467* 0,531** 0,418*

ИМ - 0416* 0,499** -

Примечание. Различия достоверны при * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Первый параметр отражает функции центрального контура управления,второй — функциональный уровень миокарда и его чувствительность к вегетативным влияниям. Величина ЧСС при этом имела взаимообусловленную дисперсию (г2 = 0,53, то есть больше 0,40), что отражало доминирование центральных механизмов регуляции. При сравнении II и III, а также III и IV этапов исследования обнаруживается полная синхронизация (прямая значимая корреляционная связь), свидетельствующая о том, что уровень величины регистрируемого параметра на предшествующем и текущем этапах взаимосвязаны. Величина САД имеет при сравнении II и III этапов еще и взаимообусловленную дисперсию величин (г2 = 0,412, то есть больше 0,40). В эти 3 месяца изменение гемодинамических параметров было детерминировано сложившейся устойчивой схемой управления функциями организма. Эта схема распалась к завершению рейса, и можно было наблюдать лишь умеренную связь между IV и V этапами по величинам САД и ПАД. По мнению К. В. Судакова [13], при накоплении утомления или нервно-эмоционального напряжения выявляются нарушения синхронизации физиологических функций.

При анализе результатов ритмографии (табл. 2), проведенной на I и V этапах исследования до и после вахты, установлено, что за 5 месяцев рейса наметились ваготонические тенденции (при исследовании до вахты вырос размах колебаний и снизилась мода распределения). Возросла реактивность организма на вахту, что нашло свое отражение в изменениях ДХ после вахты как между I и V этапами, так и на этих этапах до и после вахты. Симпатическая активация наблюдалась на V этапе и по АМо.

Таблица 2

Производные величины ритмокардиографии у моряков в исследованиях на БАТ «Константин Душенов» (М ± т)

Параметр I этап V этап РЬУ

АХ до вахты после вахты 0,24 ± 0,02 0,24 ± 0,02 0,31 ± 0,02 0,19 ± 0,02*** < 0,01 < 0,05

АМо

до вахты 63,87 ± 3,15 48,87 ± 2,82 < 0,001

после вахты 66,35 ± 3,81 62,91 ± 3,30 -

Мо

до вахты 0,84 ± 0,03 0,90 ± 0,04 -

после вахты 0,80 ± 0,03* 0,80 ± 0,02** -

Ме

до вахты 0,85 ± 0,02 0,88 ± 0,03 -

после вахты 0,79 ± 0,02** 0,78 ± 0,02*** -

Примечание. Различия достоверны до и после вахты при * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

При информационном моделировании корреляционных матриц (рисунок) параметров центральной гемодинамики по значениям энтропии (Н) и организации (Я5) обнаружено, что все этапы компенсаторно-приспособительной перестройки сопровождались напряжением функций, незавершенностью эволюции контуров управления, на что указывают конкордантные изменения и Н между этапами исследования ^Я5/ dt < 0 при dH/dt < 0 и dRS/dt > 0 при dH/dt > 0). Наибольшее напряжение адаптации пришлось на I, III и V этапы. Изменения на II и IV этапах характеризовались переходными процессами, на что указывал рост энтропии ^Н^ > 0) в обоих случаях.

I II III IV V

Этапы

Информационная модель центральной гемодинамики у моряков БАТ «Константин Душенов»

Вышеописанные результаты исследования централ ь-ной гемодинамики и синусового автоматизма нашли свое подтверждение и в распределении членов экипажа траулера по классам состояния баланса ВНС (табл. 3).

Таблица 3

Распределение (%) моряков на БАТ «Константин Душенов» по состоянию баланса ВНС на этапах исследования

Срок иссле- Этап Вегетативный баланс

дования +2 +1 0 -1 -2

До вахты I 8,70 34,78 52,17 4,35 0

V 0 13,04 60,87 21,74 4,35

После I 4,35 43,48 43,48 8,70 0

вахты V 4,35 52,17 39,13 4,35 0

В целях изучения функциональной динамики изменений вегетативного тонуса на основе учета вероятности переходов в период вахты для I и V этапа были построены матрицы переходов (до вахты ^ после вахты), эволюция которых была проанализирована в цепях Маркова. В первый месяц рейса реакция организма моряков на вахту при моделировании динамики процесса между состояниями вегетативного тонуса продемонстрировала общую тенденцию перехода в умеренное преобладание парасимпатической ВНС (-1) — 85,74 %, вероятность перехода в эутонию (0) после вахты составила 7,72 %, а в группу с умеренно выраженной симпатикотонией ( + 1) - 6,54 %. Общая направленность реакции была парасимпатикотонической. На V этапе спектр перехода изменился, и гамма реакций приобрела симпатотоническую направленность, где вероятность перехода после достижения матрицей устойчивых значений составила: (+2) -7,77 %, ( + 1) - 50,77 %, (0) - 38,87 % и (-1) -2,59 %. Сопоставляя марковскую модель процесса с результатами анализа производных величин распределения кардиоинтервалов, можно сделать вывод о том, что активация функций организма моряков после вахты на

V этапе рейса произошла преимущественно по центральному контуру при фоновой ваготонической реакции. Подобные изменения у моряков укладываются в физиологическую картину «конечного порыва» (Космолин-ский Ф. П., Деревянко Е. А., 1962: цит. по [5]), которая обнаруживается в конце длительного рейса при мобилизации всех систем организма на фоне хронического стресса.

Известно, что сердечно-сосудистая система является весьма пластичной, реагирующей на многие внешние и внутренние возмущения, но и довольно консервативной, что выражается в стремлении стабилизировать параметры на определенном функция ональном уровне.

В динамике рейса установлено, что у моряков в первой половине плавания на ППР «Павлово» существенных изменений со стороны ЧСС, САД, ДАД, ПАД и ИМ не произошло. Только величина ДАД по сравнению со значением на первом месяце рейса (77,78 ± 1,21) мм рт. ст. к третьему месяцу возросла до (80,7 ± 1,25) мм рт. ст.; р < 0,001, по другим параметрам различий не было. В исследованиях на третьем и пятом месяцах имелись различия как в уровне ДАД (75,33 ± 1,16) мм рт. ст.; р <

0,001, так и в уровне ЧСС (67,72 ± 1,01) и (70,78 ± 1,24) мм рт. ст.; р < 0,01, САД (115,42 ± 1,67) и (110,58 ± 1,54) мм рт. ст.; р < 0,01, и ИМ 143,80 ± 1,82 и 147,72 ± 1,95; р < 0,05.

Таким образом, динамика параметров центральной гемодинамики на пятый месяц рейса имела следующий характер: снизились уровни САД и ПАД, а по сравнению с третьим месяцем возросли значения ЧСС и ИМ. Вероятно, все процессы в организме моряков проходили на фоне расходования функциональных резервов, так как труд в море в длительном рейсе связан с неизбежной напряженностью физиологических систем работающего человека и ограниченными возможностями восстановления резервов.

Измененный по сравнению с межрейсовым периодом социальный образ жизни в условиях жесткого вахтового графика в море приводит к десинхронозу, создает дополнительные нагрузки на организм, требует от него сложной функциональной перестройки, влияет на работоспособность, изменяет вегетативные и метаболические процессы в организме, межсистем-ные отношения. В связи с этим определенный интерес представляют переходные процессы, обеспечивающие достижение баланса в межсистемных отношениях, ведь существенные переменные состояния должны находиться в физиологически оптимальных пределах, а это значит, что действия отдельных регуляторных систем должны быть взаимосогласованы, и именно наличие связей обеспечивает такую координацию.

При анализе коэффициентов парной корреляции (они рассчитывались между одними и теми же параметрами на разных этапах рейса), установлены некоторые особенности (табл. 4).

в начале рейса на первом и третьем месяцах исследования умеренные корреляционные связи установились между уровнями ЧСС, САД и ДАД, причем эти связи оказались достаточно устойчивыми и сохранились к пятому месяцу плавания. Наиболее выраженная взаимосвязь учтенных параметров возникла на третьем и пятом месяце рейса, связи установились между всеми зарегистрированными до вахты параметрами центральной гемодинамики и ритма сердца, выросли и значения самих коэффициентов корреляции, а ДХ приобрел на третьем и пятом этапе взаимно обусловленную дисперсию (г = 0,678, р < 0,01, г2 = 0,46).

Таблица 4

Связанность параметров центральной гемодинамики между этапами исследования до вахты на ППР «Павлово»

Параметр Сравниваемые месяцы рейса

НИ

ЧСС 0,480*** 0,480*** 0,453***

САД 0,386** 0,555*** 0,354**

ДАД 0,400** 0,502*** 0 441***

ПАД - 0,413*** -

им - 0,419** -

ДХ 0,542** 0,678*** -

Амо - 0,559** -

Мо 0,590** 0,510** 0,555**

Ме 0,458** 0,439* -

Примечание. Различия достоверны при * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Дисперсия величины dX на пятом месяце была обусловлена дисперсией (влиянием) этой же величины на третьем месяце рейса. Накопленные знания о характеристиках распределения кардиоинтервалов в зависимости от уровня функциональной активности отделов ВНС позволяют говорить о ведущей роли парасимпатических влияний в регуляции ритма сердца на этом же этапе рейса [ 1 ].

Полученная гамма корреляционных связей между исследованиями на третьем и пятом месяце может отражать приспособительную реакцию организма в фазе неустойчивой синхронизации функций, этап формирования нового функционального образа организма [11] и профиля в каналах нейроэндокринной регуляции [3].

Анализ результатов распределения кардиоинтервалов, проведенного на этапах исследования до и после вахты (табл. 5), установил, что к завершению длительного рыбопромыслового рейса, особенно на третьем и пятом месяце, наметились симпатические тенденции в состоянии оперативного покоя перед заступлением на вахту (отмечен рост величины АМо при снижении значений дХ, Мо и Ме).

Таблица 5

Производные величины кардиоинтервалограммы в исследованиях на ППР «Павлово» (М ± т)

Параметр Ме- сяц До вахты После вахты Р

1 2 3 4 5

дХ I 0,34 ± 0,02 0,29 ± 0,02 *

III 0,31 ± 0,02 0,24 ± 0,01 ***

V 0,26 ± 0,02*# 0,24 ± 0,02 -

АМо I 53,98 ± 2,53 59,15 ± 2,10 -

III 52,61 ± 2,47 62,17 ± 2,26 **

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V 60,20 ± 2,84** 66,39 ± 2,60 *

Мо I 0,89 ± 0,03 0,84 ± 0,02 *

III 0,91 ± 0,03 0,82 ± 0,02 **

V 0,85 ± 0,02** 0,80 ± 0,02 *

Ме I 0,92 ± 0,02 0,88 ± 0,02 *

III 0,93 ± 0,03 0,83 ± 0,01 **

V 0,87 ± 0,02# 0,81 ±0,02 ***

Примечание. В графе 5 сравниваются значения до и после вахты (*), в графе 3 — значения до вахты на I и V (#) и на III и V (*) месяцах рейса.

О повышении чувствительности к симпатическим экстракардиальным влияниям в период плавания указывают изменения (до ^ после вахты) основных характеристик активности синусового узла и отсутствие различий по АМо в первый месяц рейса.

Роль базового парасимпатического тонуса нашла свое отражение в отсутствии изменений по dX до ^ после вахты на пятом месяце плавания.

Подтверждением вышесказанному являются и особенности рассчитанного для всех параметров по этапам исследования коэффициента вариации (V) выборки случайной величины [6], вероятно, рост неоднородности выборки связан с активным приспособительным поведением изучаемой биологической системы. Так, в первый месяц до вахты составил 43,2 %, после вахты — 50,3 %, что демонстрирует рост неоднородности группы в 1,16 раза. Выраженные изменения в вариабельности отмечены и по Амо (до ^ после вахты): на первый месяц в 1,33 раза, на третий — в 1,29 раза, на пятый — в 1,21 раза.

В связи с этим можно сделать вывод, что при ведущей роли парасимпатических влияний на сердечно-сосудистую систему реактивность организма моряков в длительных рыбопромысловых рейсах обеспечивается по центральному контуру за счет повышения чувствительности к симпатическим экс-тракардиальным влияниям.

Проведено распределение моряков судовой команды ППР «Павлово» по типам «вегетативного гомеостаза» [3] до и после вахты (табл. 6). Характер этого распределения по классам подтвердил вышеизложенную тенденцию повышения чувствительности организма к симпатическим влияниям у моряков после вахты, а также то, что от 4,3 до 6,5 % от числа обследованных моряков демонстрируют гиперреагирование - выраженное преобладание симпатической ВНС (+2).

Однако само по себе распределение моряков по классам состояния ВнС дает мало физиологической информации для раскрытия механизмов формирования приспособительного поведения в длительных рейсах. В связи с этим была изучена индивидуальная динамика вегетативного обеспечения деятельности на основе учета изменений вегетативного тонуса до и после вахты. С этой целью были построены три матрицы переходов «до ^ после вахты» на каждый месяц исследования, также две матрицы переходов: «первый месяц до вахты ^ третий месяц до вахты» и «третий месяц до вахты ^ пятый месяц до вахты», эволюция которых проанализирована в цепях Маркова. В первый месяц рейса реакция организма моряков на вахту при моделировании после вахты составляет 80,0 %, а в группе с умеренно выраженной симпатикотонией - 20,0 %, то есть присутствует эутоническая тенденция. На третий месяц исследования направленность реакций составила следующие вероятности переходов: выраженная симпатикотония - 10,7 %, умеренная симпатикотония

- 31,2 %, эутония - 58,1 %. По сравнению с первым месяцем отмечается увеличение роли симпатической активности в период после вахты. На пятом месяце после достижения матрицей предельной равной вероятности перехода для всех исходных состояний была получена 100 % эутоническая направленность.

Таблица 6

Распределение (%) моряков на ППР «Павлово» по состоянию баланса вегетативной нервной системы на этапах исследований

Этап Месяц Вегетативный баланс

исследования +2 +1 0 -1 -2

I 0 13,0 67,0 17,4 2,2

До вахты III 0 17,4 69,6 13,0 0

V 4,3 26,1 67,4 2,2 0

После I 0 0 93,5 6,5 0

вахты III 4,3 28,3 65,2 2,2 0

V 6,5 34,8 58,7 0 0

При возможности сохранения на всем протяжении рейса изменений первого периода распределение

членов судовой команды до вахты должно было бы приобрести следующий вид: умеренная симпати-

котония — 15,0 %, эутония — 72,0 %, умеренная парасимпатикотония — 13,0 %. Однако фактически лиц с симпатикотонией реально оказалось несколько больше (см. табл. 6, III месяц до вахты).

Марковская модель второго периода рейса (III месяц до вахты ^ V месяц до вахты) приобрела следующее распределение: выраженная симпатикотония

— 1,12 %, умеренная симпатикотония — 31,33 %, эутония — 67,55 %. Вероятностный прогноз модели опять несколько отклонился от реально полученных результатов (см. табл. 6, V месяц до вахты). Эти незначительные расхождения между вероятностью перехода и реальным распределением моряков по классам вегетативного гомеостаза объясняются сложной нелинейной динамикой приспособительных реакций у судовых специалистов на разных этапах длительного рыбопромыслового рейса.

Результаты исследований, полученные на БАТ «Константин Душенов» и ППР «Павлово», во многом схожи и позволяют сделать вывод о том, что неспецифические механизмы адаптации у моряков в длительных рейсах формируются за счет активности центральных контуров управления. При общей тенденции к снижению симпатической активности последняя проявляется при нагрузках в рабочем цикле, демонстрируя сохраненную до конца рейса реактивность организма моряков, а корреляционные связи между учитываемыми параметрами раскрывают механизмы приспособительных реакций. Информационные модели корреляционных матриц позволяют на высоком уровне обобщения выявлять динамику процессов приспособления к условиям рабочей среды.

Динамика приспособительных реакций носила циклический и фазный характер. В конце 5-месячного рейса у моряков наблюдались признаки «конечного порыва».

Таким образом, реализация адаптивных программ на фоне функционального напряжения сопровождается функциональной синхронизацией, которая по мере исчерпания резервов организма моряков приводит к десинхронизации и поиску новых отношений между параметрами в стремлении найти наиболее экономичный и эффективный контур для достижения оптимального баланса со средой и рабочим циклом, но, как известно [10, 12], завершения полного формирования программ адаптации в море не наступает.

Список литературы

1. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем : (методические рекомендации) / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов, Л. В. Чирейкин и др. // Вестник аритмологии.

- 2001. - № 24. - С. 65-87.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. / Р. М. Баевский. - М. : Медицина, 1979. - 295 с.

3. Баевский Р. М. Математический анализ из-

менений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. М. Клецкин. - М., 1984. -221 с.

4. Глико Л. И. Индекс Мызникова как косвенный показатель потребления кислорода / Л. И. Глико, В. И. Говорун // Морской медицинский журнал. - 1996.

- № 3. - С. 8-12.

5. Глико Л. И. Математический метод оценки индивидуальных показателей гемодинамики человека / Л. И. Глико,

Е. М. Решетнев, Е. М. Решетнева // Справочное пособие по формулам. Серия «Диагностическая гемодинамика». Вып. 2. - СПб., 1996. - 55 с.

6. ЛакинГ. Ф. Биометрия : учеб. пособие / Г. Ф. Лакин.

- М. : Высшая школа, 1980. - 293 с.

7. Медведев В. И. Компоненты адаптационного процесса / В. И. Медведев, А. Т. Марьянович, В. С. Аверьянов. -Л. : Наука, 1984. - 1 10 с.

8. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В. И. Медведев. - Л. : Наука, 1982. - 103 с.

9. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. 3. Меерсон. - М. : Наука, 1981. - 278 с.

10. Мызников И. Л. Гиперкинетические состояния гемодинамики у подводников / И. Л. Мызников, Г. Г. Матузкова // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 5. - С. 108-110.

11. Мызников И. Л. «Функциональное состояние» или «функциональный образ»? / И. Л. Мызников, Д. Ю. Рогованов // Морской медицинский журнал. -1999. - № 2. - С. 39-43.

12. Сапов И. А. Состояние функций организма и работоспособность моряков / И. А. Сапов, А. С. Солодков

- Л. : Медицина, 1980. - 192 с.

13. Судаков К. В. Оценки стресса на рабочем месте: системный подход / К. В. Судаков // Медицина труда и промышленная экология. - 1996. - № 12. - С. 5-11.

INFLUENCE OF ROTATIONAL LABOR MANAGEMENT ON PARAMETERS OF CENTRAL HEMODYNAMICS IN SEAMEN OF FISHING FLEET DURING 5-MONTHS TRANSLATITUDINAL VOYAGES

F. А. Shcherbina, *I. L. Myznikov, **А. B. Gudkov

State Teachers’ Training University, Murmansk * Northern Navy Medical Service, settl. Vidyaevo, Murmansk region

**Northern State Medical University, Arkhangelsk

Reactions of the cardiovascular system in seamen of the fishing fleet during long translatitudinal voyages have been analyzed. The dynamics of the adaptive reactions was cyclic and phasic. It has been established that realization of the adaptive programs with functional stress at the background was accompanied by functional synchronization that as far as exhaustion of the seamen’s organisms resources resulted in desynchronization and search of new proportions between the parameters in desire to find the most economic and effective pattern for attainment of an optimum balance with the environment and the work cycle.

Key words: seamen, fishing fleet, translatitudinal voyages, central hemodynamics.

Контактная информация:

Щербина Федор Александрович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний Мурманского государственного педагогического университета

Адрес: 183000, г. Мурманск, ул. Егорова, д. 16

Тел. (8815) 45-67-64

E-mail: [email protected]

Статья поступила 31.03.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.