Этнология
влияние в.ф.миллера на развитие дореволюционного этнографического осетиноведения
л. к. гостиева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник СОИГСИ им. в.И.Абаева
Историю этнографического осети- больших результатов. То, что заезжим новедения невозможно представить дается огромным трудом, может быть без научных трудов выдающегося рус- сравнительно легко достигнуто де-ского ученого Всеволода Федоровича ятельностью местных людей» [1]. В.Ф. Миллера (1848-1913). Знаменуя вер- Миллер был убежден, что наиболее шинные достижения русского дорево- оригинальный этнографический мате-люционного кавказоведения, учёный риал собирают сельские учителя. осуществлял в своих трудах комп- Основными помощниками В.Ф. лексный, междисциплинарный под- Миллера в работе над «Осетинскими ход к осетиноведческим проблемам. этюдами» стали учитель Владикавказ-Большое значение в своих исследова- ского реального училища Савва (Сау-ниях В.Ф. Миллер придавал этногра- куй) Васильевич Кокиев (1840-1910) и фии осетин. студент Петровской земледельческой Для развития осетинской этногра- академии Соломон (Губади) Алексе-фии много значили научные экспеди- евич Туккаев (1857-1890). Они сопро-ции В.Ф. Миллера в Осетию (1879, 1880, вождали ученого в научных поездках 1881, 1883, 1886). К сбору полевого по Осетии, участвовали в сборе лин-материала, в том числе этнографичес- гвистического, фольклорного и этно-кого, В.Ф. Миллер активно привлекал графического материалов, давали кон-представителей светской и церковной сультации, переводили тексты и т. д. интеллигенции Осетии. В.Ф. Миллер В экспедиционной работе В.Ф. Мил-считал, что кавказская наука, прежде леру помогал и чиновник для особых всего, нуждается в собирании точных поручений при начальнике Терской сведений, в сообщении материалов и области Иналук Гадоевич Тхостов «без энергичного содействия местного (1842 — год смерти неизвестен) и свя-общества никакие ученые временные щенник храма Илии Пророка сел. Са-экспедиции не в состоянии достигнуть лугардан Алексий Георгиевич Гатуев
ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008 43
(1846-1909). Видный российский этнограф Б.А. Калоев в монографии «Миллер-кавказовед. Исследование и материалы» писал, что, «давая отдельным людям поручения по сбору фольклорного или этнографического материала и оказывая при этом необходимую помощь советами и указаниями, Миллер быстро возбуждал у осетинской интеллигенции интерес к истории, быту и культуре своего народа» [2].
Этнографический материал, собранный В.Ф. Миллером и его осетинскими помощниками, вошел в знаменитые «Осетинские этюды», опубликованные в 1881 (Ч.1.), 1882 (Ч.11.), 1887 (4.111.) [3]. Ученый широко использовал этнографический источник как для теоретических выводов и обобщений в плане изучения этногенеза и языка осетин, так и для характеристики их религиозных воззрений.
Ценный этнографический материал содержался в работе «Религиозные верования осетин» (VII глава, ч.11), в которой В.Ф. Миллер привел рукописную записку священника А. Гатуева о дигорских дзуарах, сведения С.А. Тук-каева по религиозным верованиям дигорцев и материалы С.В. Кокиева.
В первом разделе «Верования в высших духов» В.Ф. Миллер рассмотрел сведения о. А. Гатуева об одном из главных общеосетинских божеств Уасгерги / Уастырджи (св. Георгии) и о культе Аларды в Галиате. Здесь же Всеволод Фёдорович поместил песню Аларды из рукописи о. Гатуева, в которой Аларды именовали «светлым», приносили в жертву «белую овцу», вместо души просили принять «белого быка» [4].
В обзоре дигорских дзуаров, размещенных во втором разделе «Осетин-
ские дзуары», В.Ф. Миллер подробно остановился на ценных сведениях о.
A. Гатуева о культе в честь семибожия («Узы дзуар» или «Авд дзуары») сел. Галиат. Интересно воспроизведено
B.Ф. Миллером описание общинного культа Ц^уы дзуар (дзуар козла), расположенное около селения Дунта. У жителей сел. Дунта и Хоссар (Хонсар. — Л.Г.), по сведениям о. А. Гатуева, особенно почитался дзуар Ичъина, у стур-дигорцев — святой Гулари Габона. Жители сел. Нар, в котором, по преданию, находилась могила знаменитого нарта Сослана, устраивали в честь него пиршества.
Научную ценность имело описание праздника «Цыппурс», приведенного
B.Ф. Миллером по материалам С.А. Тук-каева в третьем разделе «Общественные праздники». Представляют интерес записанные о. А. Гатуевым и С.А. Туккаевым варианты происхождения праздника «Ф^цбад^н», справлявшегося жителями сел. Стур-Дигора.
В четвертом разделе «Домашние обряды» В.М. Миллер поместил также и материалы С.А. Туккаева по родильным, свадебным и похоронным обрядам дигорцев.
На основе материалов, собранных
C.А. Туккаевым, В.Ф. Миллером, написан пятый раздел «Предания о небесных светилах», включивший народные предания о нарастании и ущербе месяца, о лунных пятнах, о Полярной звезде и созвездии Большой Медведицы и о Плеядах. В предисловии ко второй части «Осетинских этюдов» В.Ф. Миллер выразил свою признательность С.А. Туккаеву за сведения «по дигор-скому наречию, а также по религиозным верованиям и обычаям дигорцев» [5].
44 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008
ИОИНИ Этнология
В разделах В.Ф. Миллер также ис- Салугардан, проведя там несколько пользовал опубликованные ранее ста- дней летом 1880 г. во время своей вто- тьи Б. Гатиева «Суеверия и предрассуд- рой научной экспедиции в Осетию. ки у осетин» [6], Д.Т. Шанаева «Свадьба В статье «Черты старины в сказани- у северных осетин» [7] и др. ях и быте осетин» В.Ф. Миллер просле- В этой работе В.Ф. Миллер создал дил погребальные архаические обря- первую научную систематизацию ре- ды осетин и высказал мнение о сход- лигиозных верований и обрядов осе- стве некоторых из них со скифскими тин. [10]. Исследование В.Ф. Миллера, по В работе «Терски область. Архе- мнению В.И. Абаева, стало первым ологическая экскурсия» В.Ф. Миллер обобщающим трудом, давшим «общую осветил раб°ту б°льш°й архе°л°ги- картину этнографии осетин, систему ческой экспедиции на Кавказе, °ргани- их религиозных воззрений, обрядов, зованной им в 1886 г. [11]. В.Ф. Миллер обычаев», в котором учёный сосредо- привел собранные в Осетии сведения точил «тщательно собранный и вполне ° религиозных вер°ваниях °сетин и надежный и проверенный материал о записи генеалогических преданий, дал таких сторонах прошлой жизни осе- всест°р°ннее °писание многих с°°ру- тин, которые теперь в значительной жений культового значения. В статье «Отголоски кавказских ве- части не могут уже быть предметом рований на могильных памятниках» прямого наблюдения» [8]. г В.Ф. Миллер на основе погребальных Фундаментальный труд В.Ф. Мил- ~ обрядов осетин, в частности, посвяще-лера «Осетинские этюды» — одно из г , ' нии коня, дал расшифровку изображе-лучших исследований в области духов- „ '«г тг / г ний на могильных памятниках, датиру- ной культуры народов Кавказа — стал 7 /к к емых X — XVI вв. [12]. главным ориентиром для осетинских Успеху интереса к этнографии спо- этнографов и краеведов. Этнографи- собствовала организация В.Ф. Милле- ческие исследования в нем были под- ром краеведческой работы в Осетии, няты на качественно новую ступень. которой он придавал большое значе- Развитию интереса к традицион- ние. Он отправлял учителям-краеве-ной духовной культуре осетин и па- дам Осетии программы для сбора эт-мятникам их материальной культуры нографических материалов, помогал способствовали также очерки и статьи им своими советами и указаниями, В.Ф. Миллера. В очерке «В горах Осе- размещал присылаемые учителями тии» [9] В.Ф. Миллер °писал п°селения статьи в разных научных изданиях. В.Ф. и жилища °сетин, их занятия, °бще- Миллер также отсылал учителям, по их ственный и семейный быт, устное на- просьбам, свои научные труды, поль-родное творчество. В.Ф. Миллер при- зующиеся огромным спросом среди вел в °черке нар°дные предания, к°- всей осетинской интеллигенции. Обтерт ему рассказали старики из сел. наружив в 1911 г. в своей библиотеке Камунта и о. А. Гатуев, а также описал до 40 экземпляров второй и третьей обычаи осетинского гостеприимства и части «Осетинских этюдов», ученый этикета, с которыми ученый впервые отправил книги в Осетию, попросив ознакомился в доме Гатуевых в сел. распределить их среди учителей.
ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008 45
В.Ф. Миллер находился в многолетней переписке со многими учителями-осетинами: А. Б. Кайтмазовым,
A.А. Кануковым, С.В. Кокиевым, М.К. Гардановым и др. Дружеские отношения, сложившиеся у В.Ф. Миллера с учителями и другими представителями осетинской интеллигенции, также способствовали плодотворности их этнографических изысканий.
Для становления и развития этнографии в Осетии большое значение имело и научное консультирование
B.Ф. Миллером осетинских авторов. Так, до опубликования своей статьи «Записки о быте осетин» С.В. Коки-ев послал ее В.Ф. Миллеру, который одобрил ее и дал некоторые советы по ее окончательному литературному оформлению. В письме В.Ф. Миллеру от 15 ноября 1884 г. С.В. Кокиев писал: «Премного благодарен Вам, Всеволод Федорович, за лестный отзыв относительно моей статьи, а в особенности за советы Ваши, которыми я не премину воспользоваться, как только разделаюсь от своих дел, что будет скоро, до нового года» [13]. После доработки С.В. Кокиев направил статью В.Ф. Миллеру, который вскоре ее опубликовал.
Важную роль в развитии этнографического изучения осетин сыграли также рецензии В.Ф. Миллера на периодически издаваемый «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», который выпускался Управлением Кавказского учебного округа в Тифлисе на русском языке. Рецензии Миллера печатались также в «Журнале Министерства народного просвещения» и переиздавались в виде отдельных сборников.
Обстоятельными обзорами статей сборника Миллер стремился поощ-
рить местных собирателей-краеведов в их дальнейших изысканиях и ввести в научный оборот содержащиеся в их статьях материалы. Так, рецензируя ХVI выпуск сборника за 1893 г., Миллер подробно остановился на характеристике очерка Андрея (Налыка) Цалла-гова «Селение Гизель (или Кизилка) Терской области Владикавказского округа».
Большую работу В.Ф. Миллер проводил и по сбору этнографических коллекций по народам Северного Кавказа и, в частности, по осетинам.
Дашковский этнографический музей, благодаря В.Ф. Миллеру, имел до 40 осетинских предметов материальной культуры, среди которых были деревянная утварь для еды и питья, кресло из орехового дерева, арфа, образцы осетинского сукна, осетинские костюмы, осетинская арба, ярмо, коса и др.
Обзор осетинских коллекций музея, составленный В.Ф. Миллером, был опубликован в 1889 г. [14].
В.Ф. Миллеру удалось привлечь русских исследователей к изучению этнографии осетин. Возглавив в 1881 г. Этнографическое общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, В.Ф. Миллер заинтересовал проблемой изучения обычного права осетин и других северокавказских народов известного русского ученого М.М. Ковалевского. Вместе с В.Ф. Миллером М.М. Ковалевский совершил полевые экспедиционные поездки в Осетию. Собранные материалы позволили М.М. Ковалевскому издать в 1886 г. фундаментальный двухтомный труд «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» [15].
46 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008
СОИГСИ
Этнология
В научных экспедициях В.Ф. Миллера по Осетии и Северному Кавказу принимал участие и его талантливый ученик Н.Н. Харузин, впоследствии, видный русский этнограф. Н.Н. Хару-зин написал работу «По горам Северного Кавказа: Путевые очерки», в ней охарактеризовал обычаи и фольклор народов Кавказа, в том числе и осетин [16].
Многосторонняя деятельность
B.Ф. Миллера и его фундаментальные исследования послужили значительным стимулом в изучении этнографии осетин. В русскоязычной печати стали чаще появляться работы местных авторов по различным вопросам этнографии осетин, по их религиозным верованиям и связанных с ними обычаями и обрядами.
В 1885 г. в I выпуске редактируемого В.Ф. Миллером серийного издания «Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее» была издана статья
C.В. Кокиева «Записки о быте осетин»
[17]. Статья была написана по подробной Программе, подготовленной В.Ф. Миллером для собирания этнографических данных. В статье описывались материальная культура и хозяйство равнинных осетин, их жилище, пища, утварь, одежда, народная медицина. Позже С.В. Кокиев опубликовал в газете «Терские ведомости» две статьи, посвященные семейной обрядности
[18].
В 1889 г. С.А. Туккаев издал в газете «Терские ведомости» историко-этно-графический очерк «В горах Дигории», посвященный описанию землевладения и землепользования осетин [19].
В 1891 г. священник Алексий Гатуев напечатал в двенадцати номерах газе-
ты «Терские ведомости» свой обобщающий труд «Христианство в Осетии. Исторический очерк», который в 1901 г., в переработанном и расширенном виде был издан отдельной книгой [20].
Привлекая обширный корпус источников, о. А. Гатуев в своем труде предпринял попытку научного осмысления истории осетинского народа и истории распространения христианства в Осетии. Значительное внимание было уделено религиозным верованиям осетин, общеосетинским календарным праздникам, народному календарю и поминальному циклу. Ранее, в газете «Терские ведомости», о. А. Гатуев напечатал статью «Об искоренении суеверных и разорительных обычаев в Осетии», которая стала важным источником по изучению процесса постепенного отхода осетин от многих архаических обычаев [21].
В 1894 г. К.Л. Хетагуров (1859-1906) издал в газете «Северный Кавказ» «Особа. Этнографический очерк». В нем детально описал жизнь Нарской котловины Северной Осетии, охарактеризовал социальные категории горцев, их общественный и семейный быт, занятия, материальную и духовную культуру, верования [22].
Видный этнограф-кавказовед М.О. Косвен оценил работу К.Л. Хетагурова как «выдающееся произведение осетинской этнографии, разносторонний, глубоко содержательный очерк», и подчеркнул, что «этнографические мотивы широко свойственны также его поэзии и его публицистическим статьям» [23].
А.Г. Ардасенов (1849-1917) под псевдонимом В. Н. Л. опубликовал в 1896 г. в Тифлисе работу «Переходное состояние горцев Северного Кавказа»
[24], в ней дал характеристику экономических и сословных отношений осетин, многих сторон их общественного и хозяйственного быта.
Многочисленные статьи и очерки по этнографии осетин написал Г.М. Ца-голов (1871 -1939) [25]. Сведения о жизни горцев, их материальной и духовной культуре содержит его труд «Край беспросветной нужды» [26].
Семейную обрядность и общественные институты осетин рассмотрел в этнографических статьях С.Г. Кар-гинов (1875-1946) [27].
Привлекая обширный этнографический материал, З. Сосиев (1870-1920) в своем очерке впервые описал группу моздокских осетин-казаков [28].
Архаичным семейным обычаям и обрядам осетин посвятил этнографические статьи Х.А. Уруймагов (18641919) [29].
А.Ц. Медоев (1860-1922) осветил на страницах «Терских ведомостей» многие стороны культуры и быта осетин, выступил против некоторых разорительных свадебных и похоронных обрядов [30].
Весьма ценные «Заметки об Осетии и осетинах» по истории и этнографии осетин написал Д.Я. Лавров (1849 — год смерти неизвестен) [31].
Священник М. Коцоев опубликовал две статьи во «Владикавказских епархиальных ведомостях», в которых содержался информативный этнографический материал [32].
Описанию социально-экономического Дагомского прихода в Алагирском ущелье посвятил свой очерк А.Е. Скачков, в котором содержался интересный этнографический материал [33] .
Статьи по семейной обрядности осетин выпустил в периодической
печати И.Т.Собиев (1874-1961) [34]. К сожалению, рукопись большого ис-торико-этнографического очерка И.Т.Собиева «Дигорское ущелье», хранящаяся в научном архиве СОИГСИ, до сих пор не опубликована [35].
А. А. Кануков опубликовал в газете «Терские ведомости» серию этнографических статей «Годовые праздники осетин» [36].
Различные стороны этнографии осетин нашли отражение в работах М.К. Гарданова (1870-1962), этнографическое наследие которого до недавнего времени оставалось неопубликованным. Только в 2007 г. увидели свет такие этнографические работы М.К. Гарданова, как «Нравы и обычаи ди-горцев», «Религия Нартов и их потомков — древних дигорцев» и др. [37].
А. Цаллагов (год рождения неизвестен — 1902) издал очерк, в котором обрисовал различные стороны социально-экономической и духовной жизни гизельцев — жителей одного из крупных равнинных селений Северной Осетии [38].
Разнообразные этнографические сведения привел в своей работе «Материалы для антропологии осетин» [39] проф. М.А. Мисиков.
Плодотворная деятельность этих и других авторов дореволюционной Осетии в 80-е годы и 90-е годы XIX в. во многом определялась влиянием В.Ф. Миллера, которому удалось сплотить вокруг себя деятелей осетинской культуры. При этом большую роль сыграла и сама личность выдающегося ученого, его любовь к Осетии и к ее народу, дружеские взаимоотношения с представителями осетинской интеллигенции. В 1906 г. в юбилейном адресе В.Ф. Миллеру от Осетии отмечалось: «Пе-
48 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008
СОИГСИ
ред осетинскою интеллигенцией Вы открыли обширное поле для духовной работы, пробудили в ней национальное самосознание и народные творческие силы. Все работники на этом поприще работали под воздействием Ваших трудов...
Благодаря Вашим трудам многие другие ученые заинтересовались нашей народностью и дали целый ряд капитальных трудов по исследованию археологии, обычного права и истории» [40].
Высоко оценивая дореволюционное этнографическое осетиноведение, М.О. Косвен в известном историографическом труде «Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке» писал: «Значительный этап истории этнографии осетин составляют 80-е годы. Они знаменуются выступлениями новых этнографов-осетин: С.В. Кокиева и С.А. Туккаева, появлением трудов В.Ф. Миллера, наконец, посвященной осетинам обширной монографии М.М. Ковалевского.
Замечательную черту 90-х годов в истории этнографического изучения осетин составляет то, что почти всеми авторами этого десятилетия явились осетины, в частности, К.Л. Хетагуров, А.Г. Ардасенов, А.Г. Гатуев и Г.М. Цаго-лов. Наконец, продолжалось выступление новых авторов-осетин в 900-х годах; из ряда их выделяется С.Г. Кар-гинов. Таким образом, особую черту
Этнология
дореволюционного этнографического кавказоведения по Осетии составляет активное участие в нем весьма большого числа авторов-осетин. Все вышеназванные авторы, как и изрядное число, менее значительных, как осетин, так и русских, дали весьма обширный и значительный материал по этнографии Осетии. В результате эта этнография оказывается одной из наиболее развитых отраслей всего дореволюционного кавказоведения» [41].
Деятельность В.Ф. Миллера и его исследования об осетинах дали мощный толчок развитию этнографического осетиноведения. Научные труды В.Ф. Миллера способствовали тому, что исследователи, занимающиеся этнографией Осетии, стали стремиться преодолеть в своих работах описательный подход, простую фиксацию явлений духовной жизни. Подходы В.Ф. Миллера на многие десятилетия наметили основные направления исследований осетинской этнографии, определили особый интерес к проблемам этногенеза и религиозным верованиям осетин.
И в настоящее время, когда прошло 95 лет после смерти выдающегося ученого, взгляды, мысли и теории В.Ф. Миллера, охватывающие многие области этнографии, находятся в постоянном научном обращении исследователей и удостаиваются самых восторженных эпитетов.
1. Миллер В.Ф. О I и II выпусках «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа»// Журнал Министерства народного просвещения (далее — ЖМНП). 1883. Т. II. С.384.
2. Калоев Б.А. В.Ф. Миллер-кавказовед. Исследование и материалы. Орджоникидзе, 1963. С.44-45.
3. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1881. Ч. I; М, 1882. Ч. II., М. 1887. Ч. III.
Этнология
4. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1882. 4. II. С.275-276.
5. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1882. 4. II. С. II.
6. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин // Сборник сведений о кавказских горцах (далее — ССКГ). Тифлис, 1876. Вып. IX. С.1 -83.
7. ШанаевД. Свадьба у северных осетин // (ССКГ. 1871. Вып.^
8. Абаев В.И. Всеволод Миллер как осетиновед. К столетию со дня рождения (1848-1948) // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Сталинир, 1948. Вып. VI. С.25.
9. Миллер В.Ф.В горах Осетии // Русская мысль. 1881. Кн. IX. С.45-105.
10. Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // ЖМНП. СПб. 1882.№8. С.191 -207.
11. Миллер Вс. Терская область: Археологическая экскурсия // Материалы по археологии Кавказа. М., 1888. Вып.!.
12. Миллер В.Ф. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках // Материалы по археологии Кавказа. М., 1893. Вып. III. С.119-136.
13. Кокиев Г.А. С.В. Кокиев — этнограф осетинского народа // Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания (далее — НА СОИГСИ). Ф.33. Оп.1. Д.39б. Л.12.
14. Систематическое описание Дашковского этнографического музея, составленное хранителем музея профессором В.Ф. Миллером. М., 1889. ВыпЛ.
15. КовалевскийМ.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М, 1886. Т.МК
16. Харузин Н. По горам Северного Кавказа: Путевые очерки // Вестник Европы. 1888. Т. 10, 11.
17. Кокиев С.В. Записки о быте осетин // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1885. Вып. I. С.67-112.
18. Кокиев С.В. Калым у осетин // Терские ведомости (далее — ТВ). 1887. №4; Его же. Похоронные обряды у осетин» // ТВ. 1901. №20, 23, 26.
19. Туккаев С. В горах Дигории // ТВ. 1889. №90, 91,93, 101.
20. Гатуев А., свящ. Христианство в Осетии. Исторический очерк // ТВ. 1891. № №14, 15,19, 27, 32,34, 36, 42, 46- 48, 51; Его же. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901.
21. Гатуев А. Об искоренении суеверных и разорительных обычаев в Осетии // ТВ.1881. № 36 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Сост. Чибиров Л.А. Цхинвали, 1987. Т. III. С. 394-397.
22. Хетагуров К. // Северный Кавказ. 1894. №59,63,75. В расширенном и переработанном виде очерк издан в журнале «Кавказский вестник». 1907. №7.
23. КосвенМ.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник (далее — КЭС). М.-Л., 1962. Т.3. С.206.
24. В.Н.Л. Переходное состояние горцев Северного Кавказа // НО. 1896. №4162, 4169, 4173, 4183, 4199, 42084216, 4266.
25. Цаголов Г. Осетинская вежливость// ТВ. 1890. №96; Его же. Охотничий язык и обряды у осетин. Этнографическая заметка // ТВ.1895. №53; Его же. Поминки // Новое обозрение (далее — НО). 1895. №58; Его же. Влияние религиозных об-
50 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008
ПМТПсП Этнология
рядов на благосостояние осетин // НО. 1897.№4493; Его же. Из жизни осетин // НО. 1897.№272,302; Его же. В горах Дигории (из путевых впечатлений и воспоминаний)// ТВ. 1898.№95.
26. Цаголов Г.М. Край беспросветной нужды (Заметки о Нагорной полосе Терской области) // ТВ.1912 , №82, 84, 85, 87, 88, 90, 95, 96, 98, 102, 103, 105, 110, 111, 115, 117, 119, 121, 123, 127, 130, 141, 144-146, 150.
27. Каргинов С. Калым // 1899. №22. (подписано Гагуз Ходон); Его же. Похищение невесты // ТВ. 1899,№ 65 (подписано Гагуз Мзурон); Его же. Похоронные обряды у осетин // ТВ. 1901.№ 20; Его же. «Ночь мертвых» в Осетии // Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества (далее — ИКОИРГО). 1915. Т. XXIII . Вып. I; Его же. Кровная месть у осетин // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (далее — СМОМПК). 1915. Вып. XCIV; Его же. Примирение кровников // ИКОИРГО.1916. Т. XXIV. Вып. II.
28. Сосиев З. Станица Черноярская. Историко-статистический очерк // Терский сборник. 1903. Вып.^
29. УруймаговХ. Суеверия и обычаи осетин // Владикавказские епархиальные ведомости (далее — ВЕВ). 1899. №10 (подписано «Гизельский учитель»); Его же. Еще о калыме в Осетии // Казбек. 1900. №712; №10; Его же. Еще о калыме в Осетии // ТВ. 1900. №13 (подписано «Хабос»); Его же. Похоронные обычаи осетин. Обряд посвящения коня // ТВ. 1902. №6 (подписано «Хабос»); Похоронный обряд и воззрения осетин на загробную жизнь // ВЕВ. 1909. №2.
30. Медоев А. Из Дигории // ТВ. 1886. 313.; Из плоскостной Дигории // ТВ. 1886; Его же. Сословный спор в Осетии // ТВ. 1899. №95; Его же. Из дигорских преданий // ТВ. 1899. №140; Его же. Из селения Христиановского // ТВ. 1899. №92, 94.
31. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах // СМОМПК. 1883. Вып.Ш.
32. Коцоев М. Отрадное явление в жизни осетинского народа // ВЕВ. 1907. №4; Его же. Приход Кадгаронский. Историко-статистическое описание // ВЕВ. 1900. № 18, 20. (автор не указан).
33. Скачков А.Е. Опыт статистического исследования горного уголка (экономический очерк) // ТВ. 1905. №211-215, 219, 221, 222, 234, 235.
34. Собиев И.Т. Селение Христиановское // Кавказ. 1900. №649; Его же. Наряжение покойников у осетин // ТВ. 1894.№2.
35. Собиев И.Т. Дигорское ущелье. Рукопись. Примечания и комментарии В.К. Тотрова и Т.А. Хамицаевой // НА СОИГСИ. Ф.4. Оп.1. Д.58.
36. Кануков А. Годовые праздники осетин. I. Масленица; II. Великий пост; III. Пасха; IV. Великий четверг // ТВ. 1892. № 18, 25, 31, 80.
37. Гарданов М. Произведения / Сост. Э.Б.Скодтаев, Владикавказ, 2007 (на осет. яз.)
38. Цаллагов А. Селение Гизель (или Кизилка) Терской области Владикавказского округа // СМОМПК. 1893. Вып. XVI.
39. Мисиков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, 1916.
40. ЦГАЛИ Ф.323. Оп.1. Д.538. Л.8.
41. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС. М.-Л., 1962. Т.3. С.206.