Научная статья на тему 'Влияние В. Ф. Миллера на развитие дореволюционного этнографического осетиноведения'

Влияние В. Ф. Миллера на развитие дореволюционного этнографического осетиноведения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия СОИГСИ
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние В. Ф. Миллера на развитие дореволюционного этнографического осетиноведения»

 Этнология

влияние в.ф.миллера на развитие дореволюционного этнографического осетиноведения

л. к. гостиева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник СОИГСИ им. в.И.Абаева

Историю этнографического осети- больших результатов. То, что заезжим новедения невозможно представить дается огромным трудом, может быть без научных трудов выдающегося рус- сравнительно легко достигнуто де-ского ученого Всеволода Федоровича ятельностью местных людей» [1]. В.Ф. Миллера (1848-1913). Знаменуя вер- Миллер был убежден, что наиболее шинные достижения русского дорево- оригинальный этнографический мате-люционного кавказоведения, учёный риал собирают сельские учителя. осуществлял в своих трудах комп- Основными помощниками В.Ф. лексный, междисциплинарный под- Миллера в работе над «Осетинскими ход к осетиноведческим проблемам. этюдами» стали учитель Владикавказ-Большое значение в своих исследова- ского реального училища Савва (Сау-ниях В.Ф. Миллер придавал этногра- куй) Васильевич Кокиев (1840-1910) и фии осетин. студент Петровской земледельческой Для развития осетинской этногра- академии Соломон (Губади) Алексе-фии много значили научные экспеди- евич Туккаев (1857-1890). Они сопро-ции В.Ф. Миллера в Осетию (1879, 1880, вождали ученого в научных поездках 1881, 1883, 1886). К сбору полевого по Осетии, участвовали в сборе лин-материала, в том числе этнографичес- гвистического, фольклорного и этно-кого, В.Ф. Миллер активно привлекал графического материалов, давали кон-представителей светской и церковной сультации, переводили тексты и т. д. интеллигенции Осетии. В.Ф. Миллер В экспедиционной работе В.Ф. Мил-считал, что кавказская наука, прежде леру помогал и чиновник для особых всего, нуждается в собирании точных поручений при начальнике Терской сведений, в сообщении материалов и области Иналук Гадоевич Тхостов «без энергичного содействия местного (1842 — год смерти неизвестен) и свя-общества никакие ученые временные щенник храма Илии Пророка сел. Са-экспедиции не в состоянии достигнуть лугардан Алексий Георгиевич Гатуев

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008 43

(1846-1909). Видный российский этнограф Б.А. Калоев в монографии «Миллер-кавказовед. Исследование и материалы» писал, что, «давая отдельным людям поручения по сбору фольклорного или этнографического материала и оказывая при этом необходимую помощь советами и указаниями, Миллер быстро возбуждал у осетинской интеллигенции интерес к истории, быту и культуре своего народа» [2].

Этнографический материал, собранный В.Ф. Миллером и его осетинскими помощниками, вошел в знаменитые «Осетинские этюды», опубликованные в 1881 (Ч.1.), 1882 (Ч.11.), 1887 (4.111.) [3]. Ученый широко использовал этнографический источник как для теоретических выводов и обобщений в плане изучения этногенеза и языка осетин, так и для характеристики их религиозных воззрений.

Ценный этнографический материал содержался в работе «Религиозные верования осетин» (VII глава, ч.11), в которой В.Ф. Миллер привел рукописную записку священника А. Гатуева о дигорских дзуарах, сведения С.А. Тук-каева по религиозным верованиям дигорцев и материалы С.В. Кокиева.

В первом разделе «Верования в высших духов» В.Ф. Миллер рассмотрел сведения о. А. Гатуева об одном из главных общеосетинских божеств Уасгерги / Уастырджи (св. Георгии) и о культе Аларды в Галиате. Здесь же Всеволод Фёдорович поместил песню Аларды из рукописи о. Гатуева, в которой Аларды именовали «светлым», приносили в жертву «белую овцу», вместо души просили принять «белого быка» [4].

В обзоре дигорских дзуаров, размещенных во втором разделе «Осетин-

ские дзуары», В.Ф. Миллер подробно остановился на ценных сведениях о.

A. Гатуева о культе в честь семибожия («Узы дзуар» или «Авд дзуары») сел. Галиат. Интересно воспроизведено

B.Ф. Миллером описание общинного культа Ц^уы дзуар (дзуар козла), расположенное около селения Дунта. У жителей сел. Дунта и Хоссар (Хонсар. — Л.Г.), по сведениям о. А. Гатуева, особенно почитался дзуар Ичъина, у стур-дигорцев — святой Гулари Габона. Жители сел. Нар, в котором, по преданию, находилась могила знаменитого нарта Сослана, устраивали в честь него пиршества.

Научную ценность имело описание праздника «Цыппурс», приведенного

B.Ф. Миллером по материалам С.А. Тук-каева в третьем разделе «Общественные праздники». Представляют интерес записанные о. А. Гатуевым и С.А. Туккаевым варианты происхождения праздника «Ф^цбад^н», справлявшегося жителями сел. Стур-Дигора.

В четвертом разделе «Домашние обряды» В.М. Миллер поместил также и материалы С.А. Туккаева по родильным, свадебным и похоронным обрядам дигорцев.

На основе материалов, собранных

C.А. Туккаевым, В.Ф. Миллером, написан пятый раздел «Предания о небесных светилах», включивший народные предания о нарастании и ущербе месяца, о лунных пятнах, о Полярной звезде и созвездии Большой Медведицы и о Плеядах. В предисловии ко второй части «Осетинских этюдов» В.Ф. Миллер выразил свою признательность С.А. Туккаеву за сведения «по дигор-скому наречию, а также по религиозным верованиям и обычаям дигорцев» [5].

44 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008

ИОИНИ Этнология

В разделах В.Ф. Миллер также ис- Салугардан, проведя там несколько пользовал опубликованные ранее ста- дней летом 1880 г. во время своей вто- тьи Б. Гатиева «Суеверия и предрассуд- рой научной экспедиции в Осетию. ки у осетин» [6], Д.Т. Шанаева «Свадьба В статье «Черты старины в сказани- у северных осетин» [7] и др. ях и быте осетин» В.Ф. Миллер просле- В этой работе В.Ф. Миллер создал дил погребальные архаические обря- первую научную систематизацию ре- ды осетин и высказал мнение о сход- лигиозных верований и обрядов осе- стве некоторых из них со скифскими тин. [10]. Исследование В.Ф. Миллера, по В работе «Терски область. Архе- мнению В.И. Абаева, стало первым ологическая экскурсия» В.Ф. Миллер обобщающим трудом, давшим «общую осветил раб°ту б°льш°й архе°л°ги- картину этнографии осетин, систему ческой экспедиции на Кавказе, °ргани- их религиозных воззрений, обрядов, зованной им в 1886 г. [11]. В.Ф. Миллер обычаев», в котором учёный сосредо- привел собранные в Осетии сведения точил «тщательно собранный и вполне ° религиозных вер°ваниях °сетин и надежный и проверенный материал о записи генеалогических преданий, дал таких сторонах прошлой жизни осе- всест°р°ннее °писание многих с°°ру- тин, которые теперь в значительной жений культового значения. В статье «Отголоски кавказских ве- части не могут уже быть предметом рований на могильных памятниках» прямого наблюдения» [8]. г В.Ф. Миллер на основе погребальных Фундаментальный труд В.Ф. Мил- ~ обрядов осетин, в частности, посвяще-лера «Осетинские этюды» — одно из г , ' нии коня, дал расшифровку изображе-лучших исследований в области духов- „ '«г тг / г ний на могильных памятниках, датиру- ной культуры народов Кавказа — стал 7 /к к емых X — XVI вв. [12]. главным ориентиром для осетинских Успеху интереса к этнографии спо- этнографов и краеведов. Этнографи- собствовала организация В.Ф. Милле- ческие исследования в нем были под- ром краеведческой работы в Осетии, няты на качественно новую ступень. которой он придавал большое значе- Развитию интереса к традицион- ние. Он отправлял учителям-краеве-ной духовной культуре осетин и па- дам Осетии программы для сбора эт-мятникам их материальной культуры нографических материалов, помогал способствовали также очерки и статьи им своими советами и указаниями, В.Ф. Миллера. В очерке «В горах Осе- размещал присылаемые учителями тии» [9] В.Ф. Миллер °писал п°селения статьи в разных научных изданиях. В.Ф. и жилища °сетин, их занятия, °бще- Миллер также отсылал учителям, по их ственный и семейный быт, устное на- просьбам, свои научные труды, поль-родное творчество. В.Ф. Миллер при- зующиеся огромным спросом среди вел в °черке нар°дные предания, к°- всей осетинской интеллигенции. Обтерт ему рассказали старики из сел. наружив в 1911 г. в своей библиотеке Камунта и о. А. Гатуев, а также описал до 40 экземпляров второй и третьей обычаи осетинского гостеприимства и части «Осетинских этюдов», ученый этикета, с которыми ученый впервые отправил книги в Осетию, попросив ознакомился в доме Гатуевых в сел. распределить их среди учителей.

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008 45

В.Ф. Миллер находился в многолетней переписке со многими учителями-осетинами: А. Б. Кайтмазовым,

A.А. Кануковым, С.В. Кокиевым, М.К. Гардановым и др. Дружеские отношения, сложившиеся у В.Ф. Миллера с учителями и другими представителями осетинской интеллигенции, также способствовали плодотворности их этнографических изысканий.

Для становления и развития этнографии в Осетии большое значение имело и научное консультирование

B.Ф. Миллером осетинских авторов. Так, до опубликования своей статьи «Записки о быте осетин» С.В. Коки-ев послал ее В.Ф. Миллеру, который одобрил ее и дал некоторые советы по ее окончательному литературному оформлению. В письме В.Ф. Миллеру от 15 ноября 1884 г. С.В. Кокиев писал: «Премного благодарен Вам, Всеволод Федорович, за лестный отзыв относительно моей статьи, а в особенности за советы Ваши, которыми я не премину воспользоваться, как только разделаюсь от своих дел, что будет скоро, до нового года» [13]. После доработки С.В. Кокиев направил статью В.Ф. Миллеру, который вскоре ее опубликовал.

Важную роль в развитии этнографического изучения осетин сыграли также рецензии В.Ф. Миллера на периодически издаваемый «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», который выпускался Управлением Кавказского учебного округа в Тифлисе на русском языке. Рецензии Миллера печатались также в «Журнале Министерства народного просвещения» и переиздавались в виде отдельных сборников.

Обстоятельными обзорами статей сборника Миллер стремился поощ-

рить местных собирателей-краеведов в их дальнейших изысканиях и ввести в научный оборот содержащиеся в их статьях материалы. Так, рецензируя ХVI выпуск сборника за 1893 г., Миллер подробно остановился на характеристике очерка Андрея (Налыка) Цалла-гова «Селение Гизель (или Кизилка) Терской области Владикавказского округа».

Большую работу В.Ф. Миллер проводил и по сбору этнографических коллекций по народам Северного Кавказа и, в частности, по осетинам.

Дашковский этнографический музей, благодаря В.Ф. Миллеру, имел до 40 осетинских предметов материальной культуры, среди которых были деревянная утварь для еды и питья, кресло из орехового дерева, арфа, образцы осетинского сукна, осетинские костюмы, осетинская арба, ярмо, коса и др.

Обзор осетинских коллекций музея, составленный В.Ф. Миллером, был опубликован в 1889 г. [14].

В.Ф. Миллеру удалось привлечь русских исследователей к изучению этнографии осетин. Возглавив в 1881 г. Этнографическое общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, В.Ф. Миллер заинтересовал проблемой изучения обычного права осетин и других северокавказских народов известного русского ученого М.М. Ковалевского. Вместе с В.Ф. Миллером М.М. Ковалевский совершил полевые экспедиционные поездки в Осетию. Собранные материалы позволили М.М. Ковалевскому издать в 1886 г. фундаментальный двухтомный труд «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» [15].

46 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008

СОИГСИ

Этнология

В научных экспедициях В.Ф. Миллера по Осетии и Северному Кавказу принимал участие и его талантливый ученик Н.Н. Харузин, впоследствии, видный русский этнограф. Н.Н. Хару-зин написал работу «По горам Северного Кавказа: Путевые очерки», в ней охарактеризовал обычаи и фольклор народов Кавказа, в том числе и осетин [16].

Многосторонняя деятельность

B.Ф. Миллера и его фундаментальные исследования послужили значительным стимулом в изучении этнографии осетин. В русскоязычной печати стали чаще появляться работы местных авторов по различным вопросам этнографии осетин, по их религиозным верованиям и связанных с ними обычаями и обрядами.

В 1885 г. в I выпуске редактируемого В.Ф. Миллером серийного издания «Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее» была издана статья

C.В. Кокиева «Записки о быте осетин»

[17]. Статья была написана по подробной Программе, подготовленной В.Ф. Миллером для собирания этнографических данных. В статье описывались материальная культура и хозяйство равнинных осетин, их жилище, пища, утварь, одежда, народная медицина. Позже С.В. Кокиев опубликовал в газете «Терские ведомости» две статьи, посвященные семейной обрядности

[18].

В 1889 г. С.А. Туккаев издал в газете «Терские ведомости» историко-этно-графический очерк «В горах Дигории», посвященный описанию землевладения и землепользования осетин [19].

В 1891 г. священник Алексий Гатуев напечатал в двенадцати номерах газе-

ты «Терские ведомости» свой обобщающий труд «Христианство в Осетии. Исторический очерк», который в 1901 г., в переработанном и расширенном виде был издан отдельной книгой [20].

Привлекая обширный корпус источников, о. А. Гатуев в своем труде предпринял попытку научного осмысления истории осетинского народа и истории распространения христианства в Осетии. Значительное внимание было уделено религиозным верованиям осетин, общеосетинским календарным праздникам, народному календарю и поминальному циклу. Ранее, в газете «Терские ведомости», о. А. Гатуев напечатал статью «Об искоренении суеверных и разорительных обычаев в Осетии», которая стала важным источником по изучению процесса постепенного отхода осетин от многих архаических обычаев [21].

В 1894 г. К.Л. Хетагуров (1859-1906) издал в газете «Северный Кавказ» «Особа. Этнографический очерк». В нем детально описал жизнь Нарской котловины Северной Осетии, охарактеризовал социальные категории горцев, их общественный и семейный быт, занятия, материальную и духовную культуру, верования [22].

Видный этнограф-кавказовед М.О. Косвен оценил работу К.Л. Хетагурова как «выдающееся произведение осетинской этнографии, разносторонний, глубоко содержательный очерк», и подчеркнул, что «этнографические мотивы широко свойственны также его поэзии и его публицистическим статьям» [23].

А.Г. Ардасенов (1849-1917) под псевдонимом В. Н. Л. опубликовал в 1896 г. в Тифлисе работу «Переходное состояние горцев Северного Кавказа»

[24], в ней дал характеристику экономических и сословных отношений осетин, многих сторон их общественного и хозяйственного быта.

Многочисленные статьи и очерки по этнографии осетин написал Г.М. Ца-голов (1871 -1939) [25]. Сведения о жизни горцев, их материальной и духовной культуре содержит его труд «Край беспросветной нужды» [26].

Семейную обрядность и общественные институты осетин рассмотрел в этнографических статьях С.Г. Кар-гинов (1875-1946) [27].

Привлекая обширный этнографический материал, З. Сосиев (1870-1920) в своем очерке впервые описал группу моздокских осетин-казаков [28].

Архаичным семейным обычаям и обрядам осетин посвятил этнографические статьи Х.А. Уруймагов (18641919) [29].

А.Ц. Медоев (1860-1922) осветил на страницах «Терских ведомостей» многие стороны культуры и быта осетин, выступил против некоторых разорительных свадебных и похоронных обрядов [30].

Весьма ценные «Заметки об Осетии и осетинах» по истории и этнографии осетин написал Д.Я. Лавров (1849 — год смерти неизвестен) [31].

Священник М. Коцоев опубликовал две статьи во «Владикавказских епархиальных ведомостях», в которых содержался информативный этнографический материал [32].

Описанию социально-экономического Дагомского прихода в Алагирском ущелье посвятил свой очерк А.Е. Скачков, в котором содержался интересный этнографический материал [33] .

Статьи по семейной обрядности осетин выпустил в периодической

печати И.Т.Собиев (1874-1961) [34]. К сожалению, рукопись большого ис-торико-этнографического очерка И.Т.Собиева «Дигорское ущелье», хранящаяся в научном архиве СОИГСИ, до сих пор не опубликована [35].

А. А. Кануков опубликовал в газете «Терские ведомости» серию этнографических статей «Годовые праздники осетин» [36].

Различные стороны этнографии осетин нашли отражение в работах М.К. Гарданова (1870-1962), этнографическое наследие которого до недавнего времени оставалось неопубликованным. Только в 2007 г. увидели свет такие этнографические работы М.К. Гарданова, как «Нравы и обычаи ди-горцев», «Религия Нартов и их потомков — древних дигорцев» и др. [37].

А. Цаллагов (год рождения неизвестен — 1902) издал очерк, в котором обрисовал различные стороны социально-экономической и духовной жизни гизельцев — жителей одного из крупных равнинных селений Северной Осетии [38].

Разнообразные этнографические сведения привел в своей работе «Материалы для антропологии осетин» [39] проф. М.А. Мисиков.

Плодотворная деятельность этих и других авторов дореволюционной Осетии в 80-е годы и 90-е годы XIX в. во многом определялась влиянием В.Ф. Миллера, которому удалось сплотить вокруг себя деятелей осетинской культуры. При этом большую роль сыграла и сама личность выдающегося ученого, его любовь к Осетии и к ее народу, дружеские взаимоотношения с представителями осетинской интеллигенции. В 1906 г. в юбилейном адресе В.Ф. Миллеру от Осетии отмечалось: «Пе-

48 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008

СОИГСИ

ред осетинскою интеллигенцией Вы открыли обширное поле для духовной работы, пробудили в ней национальное самосознание и народные творческие силы. Все работники на этом поприще работали под воздействием Ваших трудов...

Благодаря Вашим трудам многие другие ученые заинтересовались нашей народностью и дали целый ряд капитальных трудов по исследованию археологии, обычного права и истории» [40].

Высоко оценивая дореволюционное этнографическое осетиноведение, М.О. Косвен в известном историографическом труде «Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке» писал: «Значительный этап истории этнографии осетин составляют 80-е годы. Они знаменуются выступлениями новых этнографов-осетин: С.В. Кокиева и С.А. Туккаева, появлением трудов В.Ф. Миллера, наконец, посвященной осетинам обширной монографии М.М. Ковалевского.

Замечательную черту 90-х годов в истории этнографического изучения осетин составляет то, что почти всеми авторами этого десятилетия явились осетины, в частности, К.Л. Хетагуров, А.Г. Ардасенов, А.Г. Гатуев и Г.М. Цаго-лов. Наконец, продолжалось выступление новых авторов-осетин в 900-х годах; из ряда их выделяется С.Г. Кар-гинов. Таким образом, особую черту

Этнология

дореволюционного этнографического кавказоведения по Осетии составляет активное участие в нем весьма большого числа авторов-осетин. Все вышеназванные авторы, как и изрядное число, менее значительных, как осетин, так и русских, дали весьма обширный и значительный материал по этнографии Осетии. В результате эта этнография оказывается одной из наиболее развитых отраслей всего дореволюционного кавказоведения» [41].

Деятельность В.Ф. Миллера и его исследования об осетинах дали мощный толчок развитию этнографического осетиноведения. Научные труды В.Ф. Миллера способствовали тому, что исследователи, занимающиеся этнографией Осетии, стали стремиться преодолеть в своих работах описательный подход, простую фиксацию явлений духовной жизни. Подходы В.Ф. Миллера на многие десятилетия наметили основные направления исследований осетинской этнографии, определили особый интерес к проблемам этногенеза и религиозным верованиям осетин.

И в настоящее время, когда прошло 95 лет после смерти выдающегося ученого, взгляды, мысли и теории В.Ф. Миллера, охватывающие многие области этнографии, находятся в постоянном научном обращении исследователей и удостаиваются самых восторженных эпитетов.

1. Миллер В.Ф. О I и II выпусках «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа»// Журнал Министерства народного просвещения (далее — ЖМНП). 1883. Т. II. С.384.

2. Калоев Б.А. В.Ф. Миллер-кавказовед. Исследование и материалы. Орджоникидзе, 1963. С.44-45.

3. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1881. Ч. I; М, 1882. Ч. II., М. 1887. Ч. III.

Этнология

4. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1882. 4. II. С.275-276.

5. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1882. 4. II. С. II.

6. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин // Сборник сведений о кавказских горцах (далее — ССКГ). Тифлис, 1876. Вып. IX. С.1 -83.

7. ШанаевД. Свадьба у северных осетин // (ССКГ. 1871. Вып.^

8. Абаев В.И. Всеволод Миллер как осетиновед. К столетию со дня рождения (1848-1948) // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Сталинир, 1948. Вып. VI. С.25.

9. Миллер В.Ф.В горах Осетии // Русская мысль. 1881. Кн. IX. С.45-105.

10. Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // ЖМНП. СПб. 1882.№8. С.191 -207.

11. Миллер Вс. Терская область: Археологическая экскурсия // Материалы по археологии Кавказа. М., 1888. Вып.!.

12. Миллер В.Ф. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках // Материалы по археологии Кавказа. М., 1893. Вып. III. С.119-136.

13. Кокиев Г.А. С.В. Кокиев — этнограф осетинского народа // Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания (далее — НА СОИГСИ). Ф.33. Оп.1. Д.39б. Л.12.

14. Систематическое описание Дашковского этнографического музея, составленное хранителем музея профессором В.Ф. Миллером. М., 1889. ВыпЛ.

15. КовалевскийМ.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М, 1886. Т.МК

16. Харузин Н. По горам Северного Кавказа: Путевые очерки // Вестник Европы. 1888. Т. 10, 11.

17. Кокиев С.В. Записки о быте осетин // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1885. Вып. I. С.67-112.

18. Кокиев С.В. Калым у осетин // Терские ведомости (далее — ТВ). 1887. №4; Его же. Похоронные обряды у осетин» // ТВ. 1901. №20, 23, 26.

19. Туккаев С. В горах Дигории // ТВ. 1889. №90, 91,93, 101.

20. Гатуев А., свящ. Христианство в Осетии. Исторический очерк // ТВ. 1891. № №14, 15,19, 27, 32,34, 36, 42, 46- 48, 51; Его же. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901.

21. Гатуев А. Об искоренении суеверных и разорительных обычаев в Осетии // ТВ.1881. № 36 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Сост. Чибиров Л.А. Цхинвали, 1987. Т. III. С. 394-397.

22. Хетагуров К. // Северный Кавказ. 1894. №59,63,75. В расширенном и переработанном виде очерк издан в журнале «Кавказский вестник». 1907. №7.

23. КосвенМ.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник (далее — КЭС). М.-Л., 1962. Т.3. С.206.

24. В.Н.Л. Переходное состояние горцев Северного Кавказа // НО. 1896. №4162, 4169, 4173, 4183, 4199, 42084216, 4266.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Цаголов Г. Осетинская вежливость// ТВ. 1890. №96; Его же. Охотничий язык и обряды у осетин. Этнографическая заметка // ТВ.1895. №53; Его же. Поминки // Новое обозрение (далее — НО). 1895. №58; Его же. Влияние религиозных об-

50 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 2 (41) 2008

ПМТПсП Этнология

рядов на благосостояние осетин // НО. 1897.№4493; Его же. Из жизни осетин // НО. 1897.№272,302; Его же. В горах Дигории (из путевых впечатлений и воспоминаний)// ТВ. 1898.№95.

26. Цаголов Г.М. Край беспросветной нужды (Заметки о Нагорной полосе Терской области) // ТВ.1912 , №82, 84, 85, 87, 88, 90, 95, 96, 98, 102, 103, 105, 110, 111, 115, 117, 119, 121, 123, 127, 130, 141, 144-146, 150.

27. Каргинов С. Калым // 1899. №22. (подписано Гагуз Ходон); Его же. Похищение невесты // ТВ. 1899,№ 65 (подписано Гагуз Мзурон); Его же. Похоронные обряды у осетин // ТВ. 1901.№ 20; Его же. «Ночь мертвых» в Осетии // Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества (далее — ИКОИРГО). 1915. Т. XXIII . Вып. I; Его же. Кровная месть у осетин // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (далее — СМОМПК). 1915. Вып. XCIV; Его же. Примирение кровников // ИКОИРГО.1916. Т. XXIV. Вып. II.

28. Сосиев З. Станица Черноярская. Историко-статистический очерк // Терский сборник. 1903. Вып.^

29. УруймаговХ. Суеверия и обычаи осетин // Владикавказские епархиальные ведомости (далее — ВЕВ). 1899. №10 (подписано «Гизельский учитель»); Его же. Еще о калыме в Осетии // Казбек. 1900. №712; №10; Его же. Еще о калыме в Осетии // ТВ. 1900. №13 (подписано «Хабос»); Его же. Похоронные обычаи осетин. Обряд посвящения коня // ТВ. 1902. №6 (подписано «Хабос»); Похоронный обряд и воззрения осетин на загробную жизнь // ВЕВ. 1909. №2.

30. Медоев А. Из Дигории // ТВ. 1886. 313.; Из плоскостной Дигории // ТВ. 1886; Его же. Сословный спор в Осетии // ТВ. 1899. №95; Его же. Из дигорских преданий // ТВ. 1899. №140; Его же. Из селения Христиановского // ТВ. 1899. №92, 94.

31. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах // СМОМПК. 1883. Вып.Ш.

32. Коцоев М. Отрадное явление в жизни осетинского народа // ВЕВ. 1907. №4; Его же. Приход Кадгаронский. Историко-статистическое описание // ВЕВ. 1900. № 18, 20. (автор не указан).

33. Скачков А.Е. Опыт статистического исследования горного уголка (экономический очерк) // ТВ. 1905. №211-215, 219, 221, 222, 234, 235.

34. Собиев И.Т. Селение Христиановское // Кавказ. 1900. №649; Его же. Наряжение покойников у осетин // ТВ. 1894.№2.

35. Собиев И.Т. Дигорское ущелье. Рукопись. Примечания и комментарии В.К. Тотрова и Т.А. Хамицаевой // НА СОИГСИ. Ф.4. Оп.1. Д.58.

36. Кануков А. Годовые праздники осетин. I. Масленица; II. Великий пост; III. Пасха; IV. Великий четверг // ТВ. 1892. № 18, 25, 31, 80.

37. Гарданов М. Произведения / Сост. Э.Б.Скодтаев, Владикавказ, 2007 (на осет. яз.)

38. Цаллагов А. Селение Гизель (или Кизилка) Терской области Владикавказского округа // СМОМПК. 1893. Вып. XVI.

39. Мисиков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, 1916.

40. ЦГАЛИ Ф.323. Оп.1. Д.538. Л.8.

41. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС. М.-Л., 1962. Т.3. С.206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.