Научная статья на тему 'Начальный период научных экспедиций и исследований В. Ф. Миллера'

Начальный период научных экспедиций и исследований В. Ф. Миллера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК / ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ / ОСЕТИНЫ / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОГРАФИЯ / МАРТОВСКИЕ СКАЗАНИЯ / КАВКАЗ / ОСЕТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кучиева Ия Тариеловна

Статья посвящена описанию начального периода научных экспедиций и исследований В. Ф. Миллера ученого, открывшего миру осетинский язык и изучавшего кавказский фольклор. В статье описываются пять научных поездок на Кавказ В. Ф. Миллера, совершенных в период с 1879 по 1886 гг. Данная статья представляется интересной, познавательной для тех, кто занимается изучением различных вопросов кавказоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальный период научных экспедиций и исследований В. Ф. Миллера»

УДК 37

Кучиева Ия Тариеловна

Аспирантка кафедры педагогики Северо-Осетинского Государственного Университета им. К. Л. Хетагурова, 10crazypeacock31@mail.ru, Владикавказ

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ В. Ф. МИЛЛЕРА

Kuchieva Eya Tarielovna

Postgraduate student of the pedagogic chair of the North Ossetian State University of K. L. Hetagurov 10crazypeacock31@mail.ru, Vladikavkaz, RNO-Alania

THE INITIAL PERIOD OF SCIENTIFIC EXPEDITIONS AND RESEARCH WORKS OF V.F. MILLER

В. Ф. Миллер свою научную судьбу прочно и надолго связал с Кавказом, и в большей степени, с конца семидесятых годов XIX в., с Осетией и осетинами. Его друг и соратник по научным трудам профессор М. М. Ковалевский писал: «За Миллером останется честь начинателя в обширной области изучения языков нашего Кавказа. В заграничных университетах его знали как того, кто открыл ученому миру осетинский язык, составил его грамматику и синтаксис, использовал его предания для исторического очерка его прошлого, научно поставил дело изучения кавказского фольклора вообще и осетинского в частности» [10, с. 132].

Миллер приступил к изучению Осетии, уже имея обширную и четкую программу, которую изложил в предисловии к 1 части «Осетинских этюдов». Он писал: «Под общим названием «Осетинских этюдов» мы предполагаем издать ряд материалов и исследований, имеющих целью изучение языка осетин, их эпических сказаний, религиозных воззрений и их прошлого... Какая судьба загнала осетин в нынешние места их поселения, какое воспоминание сохранили они о своем прошлом, какие сведения сохранились о них в исторических документах, каков склад их жизни, каковы их религиозные воззрения, какое место занимает их язык в группе иранских языков, каков современный его строй, на какие наречия он распадается, каковы произведения осетинской поэзии, - вот вопросы, которые занимали нас в наших занятиях и на которые мы по возможности старались дать ответ» [7, с. 3].

Хочется отметить, что Всеволод Федорович не был кабинетным ученым; труды по Кавказу создавались им на местном материале, собранном во время научных поездок. Примечательно, что во время пяти поездок на Кавказ Миллер побывал почти во всех крупных осетинских селах, владел обоими диалектами осетинского языка - иронским и дигорским. Совершенно свободно беседовал с людьми на их родном языке. В центральных и местных архивах сохранились фольклорные записи на иронском и дигорском наречиях, сделанные им самим во время путешествия по Осетии.

Блестящее знание осетинского языка оказало Миллеру огромную помощь в разработке научных проблем по истории, фольклору и этнографии осетин. Горная Осетия, разделенная множеством ущелий, связанных между собой узкими труднодоступными тропами, идущими по горным склонам и перевалам, требовала от путешественников большой выносливости, физических сил и упорства. Миллер необычайно легко переносил трудности. «Лучшего товарища в путешествии, - пишет М. Ковалевский, - нельзя было пожелать. Выносливость и непритязательность Миллера были удивительны. Когда не было дороги, мы входили в русла горных потоков и по ним поднимались до перевала. Лошадь перескакивала с камня на камень или временами погружала нас с собой в прохладные волны. Ночь мы проводили в лучших условиях на бревнах, а в худших - и прямо на земле, закутавшись в бурки. Питались мы сухарями и консервами, к которым иногда прибавлялась пойманная нашим проводником форель... Когда попадали в аулы, мы ели шашлык и кислое молоко, а иногда и кефир» [6, с. 55].

Первая научная поездка на Кавказ была осуществлена Миллером в 1879 г. Вторая, в Осетию, - летом 1880 г. Во время второй поездки Миллер занимался сбором преимущественно этнографического материала, а также фольклорных текстов и нартовских сказаний. «Цель моей поездки в Осетию, - пишет он, - была лингвистическая и этнографическая... Познакомившись теоретически с осетинским языком но грамматике акад. Шегрена и текстам, изданным академиком Шифнером, поставил себе задачей - изучить на месте диалекты осетинского языка и записать в текстах произведения народной словесности, прежде всего т. н. мартовские (богатырские) сказания. Затем песни, сказки, местные предания и тому подобное» [4, с. 25].

В поездке Миллера сопровождал учитель Владикавказского реального училища С. В. Кокиев, позже автор известной этнографической работы «Записки о быте осетин» и ряда статей, напечатанных в «Терских ведомостях».

Экспедиция и результаты ее работ подробно освещаются Миллером в его путевых очерках «В горах Осетии», вышедших в «Русской мысли» (1881, кн. IX). Поездка прошла удачно. Миллер смог записать много текстов нартовских сказаний и собрать большое количество другого фольклорного материала, на основании чего им была составлена первая часть «Осетинских этюдов». Началом маршрута был город Владикавказ, где Всеволод Федорович записал несколько нартовских сказаний и собрал некоторый фольклорный материал. Купив на армянском базаре бурку, переметную сумку для перевозки багажа верхом, башлык и провиант, В. Ф. Миллер и С. В. Кокиев отправились в Алагирское ущелье. В Алагире Миллер остановился на ночь в доме известного осетинского этнографа Дзахо Гатуева, передавшего впоследствии ученому ценные материалы, в частности, по религиозным верованиям дигорцев. В доме Гатуева Миллер впервые познакомился с обычаями осетинского гостеприимства и семейным бытом осетин, сохранившим ряд пережитков патриархально-родового строя. Ему показался странным обычай, по которому полагалось снимать обувь у гостя перед сном. Совер-

шал это кто-нибудь из молодых членов семьи. Миллер пишет, что, находясь в доме Гатуева в течение нескольких дней, он так привык к этому обряду, что впоследствии, отходя ко сну, терпеливо ждал «сапогоснимателя», зная хорошо, что тот все равно не пойдет спать, пока не исполнит свою обязанность! «Чтобы не задерживать рано ложащихся спать осетин, - пишет он, -мы, бывало, пораньше подвергнемся обряду и затем, когда сапогосниматель удалится, снова наденем сапоги» [4, с. 339].

Из Алагира Миллер и Кокиев поехали по Военно-Осетинской дороге до Садона, по пути записывая впечатления об осетинском поселении, жилище, землепользовании.

Побывав в селах Нижнего и Верхнего Садона и записав много натовских и даредзанских сказаний, Миллер перебрался через труднодоступный Згид-ский перевал в сторону Дигорского ущелья, остановился в самом верхнем и наиболее древнем в этом ущелье селении Камунта: селение представляло интерес для исследователя. Здесь Миллер записывал дигорский говор, производил раскопки аланских могильников, собирал местные предания, сказки. «Многие из этих преданий, - пишет он, - хорошо помнил старик Дзилихов, умерший за месяц до нашего приезда, как уверяют его потомки, 132 года. Об этом живом архиве местной старины я впервые узнал во Владикавказе от преосвященного Иосифа и весьма рассчитывал в Камунте порасспросить его и «пыль хартий» отряхнуть. К сожалению, мне пришлось только подобрать листки этого ветхого фолианта через его сыновей, которые запомнили некоторые рассказы старика» [4, с. 349]. Сбор материалов почти по всем вопросам хозяйства, быта и культуры дигорцев Миллер продолжал и в других селах: Вакац, Махческ и особенно Стыр-Дигора. Отсюда он вернулся по старому маршруту в Садон и в Алагирское ущелье. На обратном пути сделал описание древней нузальской церкви и известного в Осетии святилища Реком. Во Владикавказ ученый вернулся с богатым материалом. Миллер почти завершил сбор фольклорных текстов к первой части его «Осетинских этюдов». Представляют ценность и его путевые записки, содержащие этнографические сведения об осетинах.

Очень мало упоминается о третьей поездке Миллера в Осетию, состоявшейся летом 1881 г. Более подробные сведения имеются о четвертой поездке Всеволода Федоровича летом 1883 г. Вместе с Миллером в экспедиции участвовал М. Ковалевский. Одной из главных задач, стоявших перед Миллером, являлось определение границ распространения древней территории осетин в верховьях Кубани, населенной позже тюркоязычными племенами - Балкар, Бизенги, Хулам, Чегем и Урусбии. Занятия же М. Ковалевского определялись сборами материалов по обычному праву и общественному строю нынешних балкарцев. Выехав из Владикавказа в начале июня в сопровождении студента Петровской земледельческой академии Сафара Урусбиева, экспедиция прибыла в Нальчик, где на одной из его окраин жили тогда горские евреи. Пока Миллер занимался сборами лингвистического и фольклорного материала по горским евреям, М. Ковалевский обследовал дела горских словесных судов.

Из Нальчика экспедиция выехала в горы по направлению селения Хула-ма, - крупного населенного пункта дореволюционной Балкарии. В селении сохранились интересные памятники материальной культуры, относящиеся, главным образом, к аланскому периоду. Изучая на территории современной Балкарии топонимику, Миллер нашел осетинские названия гор, ущелий, перевалов, рек и пр., что говорило о принадлежности в прошлом этой территории аланам-осетинам и смешении пришлых тюркоязычных племен с коренным населением. Эти сведения дополнялись материалами археологических раскопок аланского средневековья, а также сходством с осетинскими некоторых этнографических и антропологических данных; обнаруженных у нынешних балкарцев.

Из Балкарии Миллер вернулся в Дигорию, в селение Новохристиановс-кое, где он в течение нескольких дней записывал нартовские тексты, сказки, пословицы, загадки и собирал материал для своего будущего осетинско-русско-немецкого словаря. Некоторые песни и данные по обычному праву и земельному устройству осетин он записал в селении Салугардан, расположенном рядом с Алагиром. Из Алагира Миллер предполагал совершить поездку по Военно-Осетинской дороге в сторону Юго-Осетии, однако, ввиду дождей, испортивших дорогу, вынужден был изменить маршрут и вернуться во Владикавказ.

Переезд в Юго-Осетию состоялся уже из Владикавказа по Военно-Гру-зинской дороге: из Гори он проехал в местечко Цхинвали, а оттуда в селение Дзау. Несколько дней он провел в местечке Хуцы, записывая говор южных осетин. Песни и тексты, собранные в Юго-Осетии, остались неопубликованными, не сохранились они и в архиве ученого.

В 1886 г. Миллер, снарядив крупную археологическую экспедицию от Московского археологического общества, совершает пятую и последнюю свою поездку на Северный Кавказ. Работа экспедиции, длившаяся около трех месяцев, протекала почти в неизученных районах Северного Кавказа (в горной Чечено-Ингушетии, Осетии и Балкарии).

Перед выездом на Кавказ Миллер предпринял поездку в Крым, где в районах Алушты и Ялты производил раскопки древних могильников, в том числе нескольких катакомб аланского происхождения. Большую помощь Миллеру в Крыму и на Кавказе оказал студент юридического факультета

Н. Н. Харузин. О нем Миллер писал: «В течение трехмесячной поездки я близко сошелся с ним и мог на деле убедиться в его глубоком интересе к науке и замечательной работоспособности... он был мне самым полезным помощником при раскопках в Чечне, Осетии и в Крыму (в Алуште)» [3, с. 28].

Решив сначала обследовать территорию Чечено-Ингушетии, экспедиция выехала из Владикавказа через станицы Карабулакскую, Слепцовскую, Михайловскую, Закан-Юртовскую до Грозного; оттуда она прошла по направлению горной Чечни через аулы Нихолай, Барзой, Мазарой общества Нашхой; затем экспедиция повернула на юго-запад и побывала в селах Га-ланчодж, Воуги, Хайбах, потом перешла на ингушскую территорию, по-

бывав в селениях Цоринского, Галгайского, Мецхальского обществ, она направилась мимо Джераховского укрепления и станции Балта до Владикавказа. Экспедицией были обследованы западная и южная часть Чечено-Ингушской территории: между Сунжей на севере, Аргуном на востоке и Тереком на западе. Миллеру удалось осмотреть остатки древних христианских церквей, сохранившихся в горах, и собрать ценный материал из древних могил, памятников-столбов на дорогах. Этнографический материал по Чечено-Ингушетии нашел отражение в путевых очерках Н. Н. Харузина.

Последующий этап работы экспедиции протекал в горной Осетии и Бал-карии. Разделившись на два отряда, одним из которых руководил Миллер, а другим -Харузин, экспедиция побывала в Осетии преимущественно в селах Куртатинского (Дзивгис, Далагкау, Цимити, Лац, Харискин и др.) и Даргав-ского (Саниба и Кобан) ущелий; здесь она изучала памятники материальной культуры (башни, жилые постройки, остатки христианских церквей, святилища), записывала местные предания, сказания о нартах, легенды и особенно религиозные верования осетин. На территории современной Бал-карии (в селах, расположенных вдоль левого берега Черека - Зилги, Мухал, Фардыг, Куним, Шканты), которая была ранее уже обследована Миллером и Ковалевским, побывал только отряд Харузина, собиравший материалы того же характера, что и в Чечено-Ингушетии и Осетии. Отряд осмотрел башни, христианские памятники, древние могильники, оставшиеся от прежних обитателей этой области - осетин.

В результате многочисленных поездок по Осетии, знакомства с интеллигенцией, общения с простым народом в горных аулах Миллер сроднился с Осетией настолько, что принимал живое участие в ее культуре и в судьбах отдельных людей.

Библиографический список

1. Абаев, В. И. Предисловие [Текст] / В. И. Абаев. // Миллер В. Ф. Язык осетин. -М., 1962.

2. Гагкаев, К. Е. В. Ф. Миллер. Библиографический очерк [Текст] / К. Е. Гаг-каев, // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XXIV. Выпуск I. Языкознание. - Орджоникидзе, 1964.

3. Калоев, Б. А. В. Ф. Миллер - кавказовед. [Текст] / Б. А. Калоев, Орджоникидзе, 1963.

4. Миллер, В. Ф. В горах Осетии. [Текст] / В. Ф. Миллер, - Владикавказ, 1998.

5. Миллер, В. Язык осетин.[Текст] / В. Миллер. - М., 1962.

6. Миллер, В. В горских обществах Кабарды [Текст] / В. Ф. Миллер, М, Ковалевский.// Вестник Европы. 1884.

7. Ученые записки императорского Московского университета, отдел историко-филологический. Вып. 1. М., 1881.

8. Хамицаева, Т. А. Предисловие [Текст] / Т. А. Хамицаева, // В. Ф. Миллер. В горах Осетии. - Владикавказ, 1998.

9. Шахматов, А. А. Всеволод Федорович Миллер [Текст] / А. А. Шахматов. // Известия Академии наук. - 1914. - № 2.

10. Этнографическое обозрение [Текст]. -1913. - № 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.