Научная статья на тему 'Влияние утомления от однократной тренировочной нагрузки на быстроту зрительно-моторной реакции волейболисток'

Влияние утомления от однократной тренировочной нагрузки на быстроту зрительно-моторной реакции волейболисток Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОТА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ / ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / УТОМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кылосов А.А., Деньмухамедова Д.А., Шахмирова А.Ш., Сборцева Т.В.

В работе проведена оценка быстроты реакции до и после тренировочной нагрузки волейболисток 14-ти лет. Не выявлено достоверной связи между индивидуальны-ми показателями тренировочной нагрузки и степенью изменения реакции. При этом установлены индивидуальные различия в динамике реакции спортсменок под воздействием тренировочной нагрузки, имеющие, на наш взгляд, значение для практической деятельности тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кылосов А.А., Деньмухамедова Д.А., Шахмирова А.Ш., Сборцева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние утомления от однократной тренировочной нагрузки на быстроту зрительно-моторной реакции волейболисток»

YAK 796.325 ББК 75.569,0

A.A. КЫЛОСОВ, Д.А. ДЕНЬМУХАМЕДОВА, А.Ш. ШАХМИРОВА, Т.В. СБОРЦЕВА

A.A. KYLOSOV, D.A. DENMUKHAMEDOVA, A.SH. SHAKHMIROVA, T.V. SBORTSEVA

BAMAHME YTOMAEHMA OT OAHOKPATHOM TPEHMPOBOHHOM HArPY3KM HA BblCTPOTY 3PMTEAbHO-MOTOPHOM PEAKUMM BOAEMBOAMCTOK

INFLUENCE OF TIREDNESS FROM SINGLE TRAINING LOAD

ON THE QUICKNESS OF VISUOMOTOR REACTION OF FEMALE VOLEYBALL PLAYERS

В работе проведена оценка быстроты реакции до и после тренировочной нагрузки волейболисток 14-ти лет. Не выявлено достоверной связи между индивидуальными показателями тренировочной нагрузки и степенью изменения реакции. При этом установлены индивидуальные различия в динамике реакции спортсменок под воздействием тренировочной нагрузки, имеющие, на наш взгляд, значение для практической деятельности тренера.

The work assesses the quickness of reaction of female volleyball players aged 14 before and after the training load. There was no reliable relationship between the individual parameters of the training load and the degree of reaction variation. Individual differences in the dynamics of the reaction of athletes under the influence of training load are established. In our opinion these differences are meaningful for practical activity of a trainer.

Ключевые слова: быстрота зрительно-моторной реакции, волейболистки, утомление.

Key words: quickness of visual-motor reaction, female volleyball players, tiredness.

Современный волейбол представляет собой высокодинамичную игру, с постоянным возникновением сложных игровых ситуаций, требующих быстрого и точного выбора эффективных вариантов решения сложной двигательной задачи, находчивости, хорошей ориентировки в пространстве. По мнению многих исследователей [1-3], необходимость своевременного реагирования на действия партнеров и соперников, придающих мячу разное направление, траекторию и скорость перемещения, требует от спортсменов высокого уровня развития внимания, быстроты реакции на изменения пространственно-силовых и пространственно-временных параметров двигательных действий.

Специальная быстрота волейболиста проявляется в трех основных формах: быстроте реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и т.д.); в предельной быстроте отдельных движений; а также в быстроте перемещений [5]. Вместе с тем в период соревнований спортсмены подвергаются высоким физическим нагрузкам в связи с большой длительностью игровых встреч (до 1,5 часов), обилием скоростно-силовых элементов игры - молниеносных стартов и ускорений, прыжков вверх на максимальную и оптимальную высоту, большим количеством взрывных ударных движений [4]. Это, несомненно, приводит к появлению утомления, что, в свою очередь, может сказываться на изменении быстроты реакции спортсменок. Способность сохранения хорошей реакции, несмотря на появляющееся утомление, может быть прогностическим признаком эффективности волейболиста и инструментом планирования тактики игры.

Исходя из этого, целью нашего исследования стало изучение влияния утомления от однократной тренировочной нагрузки на быстроту зрительно-моторной реакции волейболисток 14-ти лет. В исследовании приняли участие спортсменки 14 лет (n=11) МБУ ДО «СДЮСШОР по волейболу» города Череповца. Измерение быстроты реакции проводили до тренировки и после нее с использованием пульта зрительно-моторной реакции (Тулинов-ский приборостроительный завод); оценивали быстроту реакции выбора (РВ), а также реакцию на движущийся объект (РДО); анализировали среднее время правильных реакций правой и левой рукой (при реакции выбора); процент опережающих/запаздывающих реакций и их среднюю длительность (при реакции на движущийся объект). Тренировочную нагрузку оценивали при помощи командной системы Firstbeat, с использованием следующих показателей: тренировочный эффект, ЧСС - средние, максимальные и минимальные значения за тренировку.

Математическая обработка результатов проводилась при помощи программы Statistica 10.0, с использованием описательных методов, сравнение связанных совокупностей осуществлялось на основе Т-критерия Вилкоксона, гипотеза о взаимосвязи переменных проверялась с помощью непараметрической корреляции Спирмена.

На рисунке 1 представлены результаты измерения быстроты РВ. Спортсменкам необходимо было реагировать на загорающийся красный или зеленый цвет на пульте и, соответственно, выполнять нажатия кнопок левой или правой рукой.

■ правая Илевая

123456789 10 11 среднее

Рис. 1. Результаты измерения быстроты реакции выбора волейболисток до тренировочного занятия, мс

Как мы видим, восемь спортсменок имеют лучшие результаты при выполнении нажатия правой рукой и лишь трое - левой. При этом у большинства спортсменок отмечается несущественная разница в реакции правой и левой рукой.

На рисунке 2 показаны результаты среднего времени реакции (правой и левой рукой) спортсменок до тренировки.

Рис. 2. Результаты среднего времени реакции (правой и левой рукой) спортсменок до тренировки, мс

В целом по группе среднее время реакции составило 312 мс. Три спортсменки продемонстрировали существенно более быструю реакцию, одна волейболистка оказалась значительно медленней остальных.

На рисунке 3 представлены результаты оценки РДО (до тренировки).

Рис. 3. Результаты оценки реакции на движущийся объект (до тренировки), %

Представленные данные показывают, что в среднем по группе преобладает количество точных реакций - 43%, опережающих реакций - 38%, запаздывающих - 18%. Индивидуальные результаты спортсменок демонстрируют большой разброс показателей.

В ходе тренировочного занятия в течение двух часов спортсменки выполняли отработку технических элементов (приемы мяча, подачи, нападающие удары, блоки) с параллельным развитием двигательных способностей (скоростно-силовые, координационные). Характеристика занятий по показателям ЧСС представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика тренировочной нагрузки волейболисток 14 лет

Спортсменка Тренировочный эффект ЧСС средняя ЧСС минимальная ЧСС максимальная

1 3,2 154 124 186

2 3,1 149 101 188

3 3 149 116 178

4 3,5 157 124 187

5 3,2 158 115 192

6 3 142 99 179

7 2,7 149 119 175

8 3,2 154 113 185

9 3 134 77 176

10 2,5 141 106 175

11 2,1 129 81 173

М±Б 2,95±0,371 146,9±8,97 106,8±15,31 181,3±6,18

Средние значения ЧСС за тренировку составили 146,9 уд/мин, при минимальной ЧСС - 106,8 уд/мин, максимальной - 181,3 уд/мин. Тренировочный эффект, рассчитываемый программой Fiгstbeat, составил 2,95 единицы. Исходя из данной программы тренировочный эффект может быть от 1 до 5, где 1 - самая легкая тренировка, 5 - самая тяжелая.

По окончании тренировочного занятия вновь была проведена оценка быстроты реакции спортсменок.

Сравнение изменений в реакции до и после тренировочного занятия в целом по группе не выявило достоверных различий по большинству показателей, за исключением снижения доли опережающих реакций в тесте РДО (табл. 2).

Таблица 2

Показатели быстроты реакции до тренировки и после нее

Показатели До тренировки После тренировки р-уровень

Mean Std.Dv. Mean Std.Dv.

РВ правой 286,1 89,2 315,1 92,8 0,28

РВ левой 298,8 89,2 306,2 89,7 0,56

РВ среднее время 292,5 81,0 310,6 85,3 0,13

РДО % опережений 37,20 26,6 19,08 15,6 0,02

РДО среднее время опережения 67,1 48,3 77,9 82,9 0,71

РДО % запаздываний 18,6 16,2 27,8 20,5 0,11

РДО среднее время запаздывания 45,8 36,7 65,1 41,7 0,05

Проведенный корреляционный анализ между индивидуальными показателями изменения быстроты реакции и уровнем тренировочной нагрузки не выявил достоверной зависимости между исследуемыми переменными. Вместе с тем довольно интересной является индивидуальная динамика изменений быстроты реакции, которая, на наш взгляд, может быть применима в практической деятельности тренера.

В частности, представим более подробно индивидуальные изменения среднего времени РВ (рис. 4).

66 61 65

34,5 38,5

18,5 20,3

■ Ш 8.5 1 ■ -

— \ -яя

/

Рис. 4. Изменение быстроты реакции выбора волейболисток под влиянием утомления от однократной тренировочной нагрузки, мс

Представленные результаты показывают, что в среднем по группе быстрота реакции ухудшилась на 20,3 мс. При этом у двух спортсменок наблюдается улучшение быстроты реакции, а три волейболистки демонстрируют более существенное ее ухудшение. Можно предположить, что спортсменки под номерами 1 и 4 (улучшившие реакцию на фоне утомления) обладают долгой врабатываемостью и не способны показывать высокие результаты без хорошей и длительной разминки. Волейболистки под номерами 5, 6 и 10, вероятно, имеют более низкую подготовленность или слабый тип нервной системы, в связи с чем показали большее ухудшение реакции.

На рисунке 5 показано изменение доли правильных реакций на движущийся объект.

62

37,5

и '5,.

0 0,5 12,5 13 д ■ ■ ■

\ г И ь ь ^ л <ь -50

-19,5

Рис. 5. Индивидуальные изменения доли правильных реакций на движущийся объект, %

В среднем по группе доля точных реакций увеличилась на 9%. При этом ряд спортсменок продемонстрировал положительную динамику в данном показателе под влиянием тренировочной нагрузки (волейболистки под номерами 2, 4, 7), а некоторые, напротив, стали допускать больше ошибок (номера 10, 9, 3).

Таким образом, в результате исследования установлено среднее время быстроты РВ волейболисток 14 лет, которое составило 312 мс. В целом по группе, утомление от однократной тренировочной нагрузки не привело к достоверным изменениям в параметрах быстроты реакции, за исключением снижения доли опережающих реакций. Также не выявлено достоверной связи между индивидуальными показателями, характеризующими величину тренировочной нагрузки и изменением реакции. При этом индивидуальная динамика изменений в реакции может иметь практическое значение в деятельности тренера. В частности, спортсменкам, имеющим улучшение реакции к концу тренировочного занятия, может быть рекомендована более длительная разминка (в связи с более длительной врабатываемостью). Волейболисткам, имеющим значительное снижение РВ и увеличение доли неправильных реакций при РДО после тренировочной нагрузки, возможно, необходимо повышать уровень физической подготовленности либо во время соревновательных встреч давать большее время на отдых (путем замен).

Литература

1. Аврамова, Н.В. Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет [Текст] / Н.В. Аврамова, Л.Д. На-заренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2012. - № 2. - С. 34-36.

2. Германов, Н.Г. Формирование оперативного мышления у юных волейболистов 13-15 лет в условиях интерактивного решения игровых задач [Текст] / Г.Н. Германов, Д.А. Черный, В.Д. Мачульская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. - № 5 (147). - С. 26-30.

3. Тинюков, А.В. Факторы, обусловливающие эффективность двигательных действий квалифицированных волейболисток [Текст] / А.В. Тинюков, Н.В. Аврамова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта). - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. 54-61.

4. Новожилова, С.В. Оценка соревновательных нагрузок у волейболистов [Текст] / С.В. Новожилова, Е.В. Игнатова, С.Н. Авдеева // Вестник Костромск. гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№ 1. - С. 86-88.

5. Федосеева, О.Ю. Совершенствование методики воспитания физических качеств волейболистов 16-18 лет [Текст] / О.Ю. Федосеева, Р.С. Жуков // Вестник Кемеров. гос. ун-та. - 2014. - № 4-2 (60). - С. 96-99.

References

1. Avramova N.V, Nazarenko L.D. In. Formation of the ability to predict the motor actions of volleyball players 15-17 years, Physical education: education, training, 2012, N 2, pp. 34-36 (in Russian).

2. Herman N.G., Black D.A., Machulskaya V.D. The formation of operational thinking in young boys and girls 13-15 years in terms of interactive problem-solving game problems, Scientific Notes University named P. F. Lesgaft, 2017, N 5 (147), pp. 26-30 (in Russian).

3. Tyukov A.V, Abram N.In. Factors contributing to the effectiveness of motor actions of skilled female volleyball players, Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport (Russian journal of physical education and sport), 2016, Vol. 11, N 2, pp. 54-61 (in Russian).

4. Novozhilova S.V, Ignatova E.V., Avdeeva S.N. Evaluation of competitive loads in volleyball, Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki, 2017, Vol. 23, N 1, pp. 86-88 (in Russian).

5. Fedoseeva O.Y., Zhukov R.S. Improvement of a technique of education of physical qualities of volleyball players of 16-18 years, Vestnik of Kemerovo State University, 2014, N 4-2 (60), pp. 96-99 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.