Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / CHILDREN / PRIMARY SCHOOL AGE / STATE OF HEALTH / POSTTRAUMATIC STRESS / MILITARY ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ершова Ирина Борисовна, Глушко Юлия Витальевна

Учет особенностей состояния здоровья детей, находящихся в длительной стрессовой ситуации, связанной с военным конфликтом, чрезвычайно важен для организации им своевременной помощи. В связи с этим проведена комплексная оценка состояния здоровья детей в возрасте 7-9 лет, проживающих в зоне военного конфликта в Донбассе. Материалы и методы. Комплексно обследовано 234 ребенка (7-9 лет), из них 123 проживали в зоне военных действий в Донбассе. Через год от начала военного конфликта был проведен анализ состояния здоровья детей, включающий определение психо-эмоционального состояния, заболеваемости, физического развития, параметров вегетативной нервной системы. Результаты. Установлено, что у всех детей, находившихся в зоне военного конфликта, преобладают нарушения со стороны психо-эмоциональной и когнитивной сфер, формирующие посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и дезадаптацию с характерными изменениями вегетативного статуса, физического развития и увеличением частоты соматической патологии. Эти эффекты включают не только симптомы ПТСР у младших школьников, но и поведенческие и эмоциональные симптомы, проблемы со сном, нарушения учебной и игровой деятельности и психосоматические симптомы. Выводы. Нарушения состояния здоровья детей, проживающих в зоне военного конфликта, определяют необходимость проведения восстановительных мероприятий с участием специалистов медицинского, психолого-педагогического и социального профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ершова Ирина Борисовна, Глушко Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF LIVING CONDITIONS ON THE HEALTH OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE ZONE OF MILITARY CONFLICT

Introduction. Preserving and restoring the health of children in difficult situations is one of the priority tasks of modern Pediatrics. Therefore, taking into account the characteristics of the health status of children in a prolonged stressful situation associated with a military conflict is extremely important for the full and timely assistance to this contingent. Purpose of the study To conduct a comprehensive assessment of the health status of 7-9 years old children living in the military conflict zone in the Donbas region. Materials and methods. We examined 234 children (of 7-9 years), of which 123 people living in the war zone in the Donbas region. A year after the outbreak of military conflict there was carried out an assessment of the health status of children, including an assessment of psycho-emotional status (methods adapted to primary school age), an analysis of medical documentation (forms 025/U-04 and No. 112/U) with an assessment of the incidence rate, physical development, as well as the study of the autonomic nervous system (methods A.M. Wayne, cardiointervalography). Results All children in the territory of the military conflict were established to have violations of the psycho-emotional and cognitive spheres, expressed in signs of post-stress disorder and maladaptation. There were revealed alterations in the vegetative status, an increase in the frequency of registration of somatic pathology, as well as a change in anthropometric and physiometric indices of physical development were revealed. Conclusion Identified violations in the state of health of children living in the zone of military conflict dictate the need for dynamic monitoring and rehabilitation measures with the integrated participation of medical, psychological, pedagogical and social specialists.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

373

SOCIAL PEDIATRICS

© ЕРШОВА И.Б., ГЛУШКО Ю.В., 2019 УДК 616-053.2:613.955:612.017.2.344

Ершова И.Б., Глушко Ю.В.

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки. 91045, г Луганск, кв. 50 лет обороны Луганска, 1 г

Учет особенностей состояния здоровья детей, находящихся в длительной стрессовой ситуации, связанной с военным конфликтом, чрезвычайно важен для организации им своевременной помощи. В связи с этим проведена комплексная оценка состояния здоровья детей в возрасте 7-9 лет, проживающих в зоне военного конфликта в Донбассе.

Материалы и методы. Комплексно обследовано 234 ребенка (7-9 лет), из них 123 проживали в зоне военных действий в Донбассе. Через год от начала военного конфликта был проведен анализ состояния здоровья детей, включающий определение психо-эмоционального состояния, заболеваемости, физического развития, параметров вегетативной нервной системы.

Результаты. Установлено, что у всех детей, находившихся в зоне военного конфликта, преобладают нарушения со стороны психо-эмоциональной и когнитивной сфер, формирующие посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и дезадаптацию с характерными изменениями вегетативного статуса, физического развития и увеличением частоты соматической патологии. Эти эффекты включают не только симптомы ПТСР у младших школьников, но и поведенческие и эмоциональные симптомы, проблемы со сном, нарушения учебной и игровой деятельности и психосоматические симптомы.

Выводы. Нарушения состояния здоровья детей, проживающих в зоне военного конфликта, определяют необходимость проведения восстановительных мероприятий с участием специалистов медицинского, психолого-педагогического и социального профилей.

Ключевые слова: дети; младший школьный возраст; состояние здоровья: посттравматический стресс; военные действия.

Для цитирования: Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Влияние условий проживания в зоне военного конфликта на здоровье младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2019; 22(6): 373-379. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-6-373-379.

ErshovaI.B., Glushko Yu.V.

THE IMPACT OF LIVING CONDITIONS ON THE HEALTH OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE ZONE OF MILITARY CONFLICT

St. Luke Lugansk State Medical University, Lugansk, 91045

Introduction. Preserving and restoring the health of children in difficult situations is one of the priority tasks of modern Pediatrics. Therefore, taking into account the characteristics of the health status of children in a prolonged stressful situation associated with a military conflict is extremely important for the full and timely assistance to this contingent. Purpose of the study To conduct a comprehensive assessment of the health status of 7-9 years old children living in the military conflict zone in the Donbas region.

Materials and methods. We examined 234 children (of 7-9 years), of which 123 people living in the war zone in the Donbas region. A year after the outbreak of military conflict there was carried out an assessment of the health status of children, including an assessment of psycho-emotional status (methods adapted to primary school age), an analysis of medical documentation (forms 025/U-04 and No. 112/U) with an assessment of the incidence rate, physical development, as well as the study of the autonomic nervous system (methods A.M. Wayne, cardiointervalography). Results All children in the territory of the military conflict were established to have violations of the psycho-emotional and cognitive spheres, expressed in signs of post-stress disorder and maladaptation. There were revealed alterations in the vegetative status, an increase in the frequency of registration of somatic pathology, as well as a change in anthropometric andphysiometric indices of physical development were revealed.

Conclusion Identified violations in the state of health of children living in the zone of military conflict dictate the need for dynamic monitoring and rehabilitation measures with the integrated participation of medical, psychological, pedagogical and social specialists.

Keywords : children; primary school age; state of health; post-traumatic stress; military actions. For citation: Ershova I.B., Glushko Yu.V. The impact of living conditions on the health of primary school children in the zone of military conflict. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2019; 22(6): 373-379. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-6-373-379.

For correspondence: Yulia V Glushko, MD, Assistant of the Department of Pediatrics and Children's Infections of the State Institution of the Lugansk People's Republic of Lugansk St. Luke Lugansk State Medical University, Lugansk, 91045. E-mail: 10kopee4ka01@mail.ru

Для корреспонденции: Глушко Юлия Витальевна, ассистент каф. педиатрии и детских инфекций ГУ ЛНР «ЛГМУ им. Святителя Луки» Минздрава ЛНР, E-mail: 10kopee4ka01@mail.ru

374

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Information about authors:

Glushko Yu.V., https://orcid.org/0000-0002-3225-2603 Ershova I.B., https://orcid.org/0000-0001-9780-943

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 05.12.2019 Accepted 19.12.2019 Published 27.12.2019

последние годы частота различных военных конфликтов непрерывно увеличивается, что увеличивает число пострадавшего мирного населения. Миллионы детей были искалечены, перемещены, осиротели и убиты в ходе современных войн и конфликтов [1-5]. Доказано негативное воздействие военной травмы на психофизическое здоровье и развитие младших школьников (7-9 лет). Поскольку различные факторы влияют на восприятие и переживание детьми травмирующих событий военного конфликта, этот период их развития характеризуется уникальным спектром реакций на такую травму. При этом нарушения, возникающие у младших школьников в условиях военной травмы, могут сохраняться в течение многих лет, они не всегда признаются родителями, несмотря на то, что в значительной мере формируются собственным острым травматическим стрессом родителей в ответ на травму ребенка [6-10]. Адаптация растущего организма к различным стрессовым факторам военных конфликтов осуществляется за счет чрезмерной активизации как нейроэндо-кринной, так и иммунной систем [11-15]. Описаны взаимосвязи между воздействием неблагоприятных стрессовых факторов и развитием соматической патологии, в том числе появлением жалоб неопределенного происхождения (головная боль, тошнота и др.), которые могут существенно различаться по силе и частоте воздействия [16-19].

Влияния экстремальной ситуации проживания детей в зоне военного конфликта на их психофизическое развитие неоднозначны и определяются различными типами стрессовых воздействий [20-25]. Однако все ещё недостаточно изучены изменения в соматической сфере младших школьников, длительное время находившихся в стрессовой ситуации пребывания в зоне военных действий [13, 20, 26]. В связи с этим нами была проведена комплексная оценка состояния здоровья младших школьников, проживающих в зоне военного конфликта в Донбассе.

Материалы и методы

Проведено проспективное комплексное обследование 234 младших школьников, распределенных на две сопоставимых по полу и возрасту группы. Дети основной группы (123 ребенка) находились в регионе во время активных боевых действий; дети референтной группы (111 человек) в этот период были вывезены за пределы региона. Критерии включения в основную группу: дети 7-9 лет; нахождение в регионе во время боевых действий; наличие добровольного информированного согласия на исследо-

вание. Критерии исключения из основной группы: возраст до 7 лет и старше 9 лет; наличие признаков дистресса другой этиологии; судорожный синдром в анамнезе; диспансерный учет у невролога/психиатра; инвалидность; декомпенсированные состояния, отсутствие добровольного информированного согласия на исследование. Критерии включения в группу сравнения: дети 7-9 лет; отсутствие в регионе во время боевых действий и признаков дистресса; острых заболеваний, терапии в последние 3 месяца, диспансерного учета у невролога/психиатра; наличие добровольного информированного согласия на исследование. Все обследования проводились с получением письменного информированного согласия родителей/опекунов и разрешения этического комитета.

Анализировались жалобы, анамнестические и клинико-инструментальные данные. Для определения состояния психоэмоциональной сферы у детей использовались известные методики возрастного тестирования, которые включали: анкету «Индекс шкалы ПТСР», «Экспертная оценка адаптированно-сти ребенка к школе», «Страхи» , запоминание 10 слов, «Таблицы Шульте».

Оценка физического развития основывалась на антропометрических данных (рост, масса тела, окружность грудной клетки): показателях жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (измеряли сухим портативным спирометром ССП, Украина); кистевой динамометрии с помощью механического кистевого динамометра ДК-25 (Россия). Всем обследуемым проводилось стандартизованное измерение уровней системного артериального давления и частоты сердечных сокращений [23, 24].

При изучении функционального состояния вегетативной нервной системы (ВНС) применялись: вегетативный тест-опросник (ВТ) для выявления признаков вегетативных изменений с оценкой исходного вегетативного тонуса (ИВТ); метод кардиоинтерва-лографии (КИГ) с клиноортостатической пробой (КОП), вегетативной реактивности (ВР) и вегетативного обеспечения деятельности (ВОД).

Для статистического анализа применяли операционную систему Windows XP с использованием программ «Microsoft Office Excel 7.0» и «Statistica 10.0» (StatSoft Inc, США). Значимость различий определялась U-критерием Манна-Уитни. Количественные признаки характеризовали с помощью расчета медианы и квартилей (Me [Q25; Q75]), Распределение качественных переменных сравнивали по критерию c2 Пирсона с поправкой Иетса. Анализ количественных показателей в динамике определялся с помощью W-критерия Вил-

SOCIAL PEDIATRICS

коксона, качественных - с помощью критерия Мак-Немара. Оценка связи между показателями определялась при помощи коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты

Анализ психо-эмоционального состояния младших школьников, находившихся в зоне активных боевых действий, выявил у всех детей, наличие признаков длительного хронического стресса (дистресса). Чаще всего у обследованных детей регистрировалась средняя степень посттравматического стресса - 49 школьников (39,8%). Легкая степень была выявлена у 46 детей (37,4%). Реже определялась высокая частота посттравматического стресса - 28 детей (22,8%). При этом в 1,5 раза чаще были подвержены влиянию стресса войны мальчики - 74 человека (60,2%).

Длительный стресс сопровождался формированием нарушений адаптации детей к школьным нагрузкам (табл. 1).

При этом установлено, что дезадаптированных школьников основной группы было в 6,6 раз больше, чем в референтной группе (табл. 1). Выявлено также, что у детей, находившихся в экстремальной ситуации, увеличивалось время, затрачиваемое на выполнение психологического теста, что свидетельствует о

повышенной утомляемости и быстрой истощаемости уровня активного внимания (рис. 1).

При анализе запоминания и динамики умственной работоспособности у младших школьников было установлено, что у детей, оказавшихся в экстремальной ситуации, кривая запоминания» носила зиг-загобразный характер, указывая на неустойчивость внимания, о его колебаниях, а число правильно воспроизведенных слов детьми основной группы было существенно уменьшено, как за первый пятиминутный период, так и по истечении 1 ч (рис. 2).

Вместе с тем, у всех обследованных детей, испытавших стресс войны, нами были выявлены навязчивые страхи: среди них превалировали «физические ущербы» и «страх смерти».

Ретроспективный анализ данных амбулаторных карт показал, что если до начала военного конфликта распределение по группам здоровья у детей обеих групп не различалось, то через год в основной группе в 3 раза уменьшилось число детей I группы здоровья (8,1%) и в 3,5 раза увеличилось число детей III группы здоровья (31,7%).

Ведущее место по частоте выявленной соматической патологии у младших школьников спустя год от начала боевых действий, занимали заболевания органов дыхания (табл. 2).

Частота ОРЗ увеличилась более чем 4 раза в ос-

Рис. 1. Динамика сенсомоторной деятельности детей (при проведении методики «Таблицы Шульте» (время/с, М±с).* /><0,05, ** р<0,01 - уровень статистической значимости по отношению к соответствующему показателю в группе сравнения.

Таблица 1

Частота встречаемости зон адаптации к школе у обследованных детей

Зоны Группы Р

основная, (n=123) сравнения,(n=111)

n (%) n (%)

Адаптация 54 (43,90) 93 (83,78) р<0,01

Неполная адаптация 47 (38,21) 15 (13,51) р<0,01

Дезадаптация 22 (17,89) 3 (2,70) р<0,05

Примечание. р - уровень значимости различий по сравнению с референтной группой.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Рис. 2. Продуктивность памяти «кривая запоминания» детей (методика А.Р. Лурия) (число правильно воспроизведенных слов, М±с). * /><0,05, ** р<0,01 - уровень значимости по сравнению с референтной группой.

Таблица 2

Частота встречаемости соматической патологии у детей 7-9 лет в течение года, п (%)

Патология Основная группа, (п=123) Группа сравнения, (п=111)

Заболевания органов дыхания 105(85,37)** 54 (48,65)

Отиты, гаймориты 18 (14,63)* 6 (5,41)

Инфекционные экзантемы 14 (11,38) 4 (3,60)

Острые кишечные инфекции 21 (17,1)* 8 (7,2)

Инфекционно-бактериальные поражения кожи 18 (14,63)* 6 (5,41)

Заболевания органов пищеварения 57 (46,34)** 28 (25,23)

Заболевания сердечно-сосудистой системы 35 (28,46)* 14 (12,61)

Эндокринные заболевания 5 (4,07) 4 (3,6)

Заболевания глаз и придаточного аппарата 24 (19,51)* 11 (9,91)

Заболевания мочевыделительной системы 9 (7,32) 6 (5,41)

Заболевания крови и кровеобразующих органов 34 (27,64)* 16 (14,41)

Хронические заболевания ЛОР органов 48 (39,02)* 17 (15,32)

Заболевания опорно-двигательного аппарата 34 (27,64) 27 (24,32)

Примечание. * -р<0,05; ** -р<0,01 (достоверность различий рассчитана по отношению к показателям группы сравнения).

новной группе. Эти дети были отнесены нами в группу «часто болеющие дети» (ЧБД) [26, 27]. Важно отметить, что течение ОРЗ у детей, переживших стресс войны, было более продолжительным, с большим числом осложнений со стороны ЛОР органов и дыхательной системы (табл. 2). Заболевания системы кровообращения у детей основной группы, были выявлены у 34 школьников (27,7%) из них основная доля приходилась на дефицитные анемии, которые отмечались у 32 (20%) детей, переживших боевые действия и лишь у 16 (14,4%) детей референтной группы.

Среди детей, подвергшихся действию факторов военного конфликта, часто выявлялись различные формы патологии органов пищеварительной системы - у 57 школьников (46,3%). При этом самыми распространенными формами патологии были функ-

циональные расстройства билиарного тракта - у 45(36,6%) детей и функциональные расстройства кишечника - у 22(17,9%) младших школьников основной группы. Частота выявления других форм патологии у детей, переживших стресс боевых действий, подробно представлена в табл. 2. При этом заболеваемость детей, подвергшихся военному стрессу, была увеличена в 1,5 раза и в 2,1 раза большей была продолжительность одного случая заболевания (р<0,01).

Анализ данных физического развития детей через год от начала боевых действий в регионе Донбасса выявил существенное уменьшение числа детей с гармоничным развитием в основной группе - 48 школьников (39%), а в группе сравнения их было на 19,5% больше (65 детей (58,6%)). При этом увеличение дисгармоничного развития детей в основной группе было обусловлено преобладанием детей, име-

SOCIAL PEDIATRICS

Таблица 3

Изменения функционального состояния вегетативной нервной системы у детей (по данным КИГ)

Основная группа

ИВТ М±о n (%)

Мо, с АМо,% АХ, с ИН, усл. ед.

Эйтония 0,62±0,03" 29,08±2,46® 0,28±0,03 68,60±16,69" 18 (14,63) **

Ваготония 0,76±0,07" 21,18±4,3® 0,34±0,05" 24,52±4,70® 41 (33,33)

Симпатикотония 0,51±0,03" 38,99±9,35'е 0,19±0,03" 134,33±19,25" 43 (34,96) **

Гиперсимпати-котония 0,43±0,04" 59,63±16,4'е 0,15±0,02" 273,84±45,11® 21 (17,07) *

Группа сравнения

Эйтония 0,72±0,08 26,53±3,19 0,29±0,04 53,77±15,09 53 (47,75)

Ваготония 0,89±0,06 18,94±2,82 0,38±0,05 19,75±5,99 32 (28,83)

Симпатикотония 0,60±0,04 33,98±6,78 0,24±0,02 119,62±21,06 19 (17,12)

Гиперсимпати-котония 0,48±0,02 47,86±5,66 0,18±0,02 189,72±23,68 7 (6,31)

Примечание.® - р<0,05, " — р<0,01 достоверность при сопоставлении с группой сравнения

ющих дефицит массы тела - 38 школьников (30,9%). У мальчиков основной группы сила мышц правой и левой рук была существенно уменьшена и выявлена обратная корреляция между мышечной силой рук и средним баллом астенизации (г=-0,67; р<0,05). ЖЕЛ у детей основной группе также была значительно снижена по сравнению с контролем. Анализ корреляций между ЖЕЛ и показателями заболеваемости ОРЗ выявил умеренные обратные связи между длительностью ОРЗ (г= - 0,64, р<0,05) и частотой их осложнений (г=- 0,72, р<0,05) у этих школьников.

У всех детей, оказавшихся в зоне боевых действий, было установлено значимое преобладание вегетативных жалоб, отмечено доминирование симпа-тикотонии у школьников основной группы в 3,5 раза чаще, чем у детей референтной группы (табл. 3).

Кроме того нами были определены нарушения вегетативного баланса, характеризующиеся значимым преобладанием индексов напряжения и их соотношений при проведении клиноортостатической пробы у школьников, подвергшихся военному стрессу. Эти данные свидетельствуют, что у большинства детей основной группы деятельность ВНС характеризовалась устойчивой гиперфункцией симпатического отдела ВНС с высокой его реактивностью. У 60 детей (48,8%), проживающих в зоне военных действий, переход в ортостаз приводил к превышению нормативных значений, что свидетельствовало об избыточном включении симпатоадреналовой системы и гиперсимпатикотонической вегетативной реактивности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О бсужде ние

Экстремальное проживание детей в зоне военного конфликта негативно отразилось на состоянии здоровья младших школьников и обусловило выраженные нарушения в психо-эмоциональной сфере детей [11, 13, 21]. Особое значение имеет влияние

экстремальной ситуации военного конфликта на когнитивные функции младших школьников [4, 12, 28]. Было выявлено снижение памяти и внимания младших школьников основной группы. Длительный стресс способствовал формированию дезадаптации растущего организма, проявлениями которой могут быть нарушения микробиоты кишечника и снижение резистентности к инфекциям, что определило увеличение показателей заболеваемости и частоты встречаемости соматической патологии у школьников основной группы [7, 26, 29]. При этом нами выявлено нарушение гармоничности физического развития детей, находившихся в зоне военного конфликта, связанное с выраженными изменениями у них физиометрических параметров, ЖЕЛ, системного артериального давления на фоне значимых изменений вегетативной реактивности растущего организма [13, 28, 30].

Выявленное у обследованных школьников недостаточное вегетативное обеспечение можно рассматривать как маркер дезадаптации растущего организма после воздействия военного стресса. Поэтому дети, проживающие в зоне военного конфликта, нуждаются в динамическом наблюдении, своевременном проведении длительного психолого-педагогического сопровождения и активных восстановительных мероприятий при участии специалистов медицинского, психолого-педагогического и социального профилей [31-34].

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mohlen H, Parzer P, Resch F, Brunner R. Psychosocial support for war-traumatized child and adolescent refugees: evaluation of a short-term treatment program. Aust N Z J Psychiatry. 2005; 39(1-2): 81-7. doi:10.1111/j.1440-1614.2005.01513.x

2. Peltonen K, Punamaki RL. Preventive interventions among chil-

378

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

dren exposed to trauma of armed conflict: a literature review. Aggress Behav. 2010; 36(2): 95-116. doi: 10.1002/ab.20334.

3. Slone M, Mann S. Effects of War, Terrorism and Armed Conflict on Young Children: A Systematic Review. Child Psychiatry Hum Dev. 2016; 47(6): 950-65. doi:10.1007/s10578-016-0626-7.

4. Yayan EH, Duken ME. Determination of psychosocial conditions of refugee children living in society. Perspect Psychiatr Care. 2019; 55(4): 644-51. doi: 10.1111/ppc.12387.

5. Kaiser M, Kuwert P, Braehler E, Glaesmer H. Depression, Somatization, and Posttraumatic Stress Disorder in Children Born of Occupation After World War II in Comparison With a General Population. JNervMent Dis. 2015; 203(10): 742-8. doi: 10.1097/ NMD.0000000000000361.

6. Newport DJ, Nemeroff CB. Neurobiology of posttraumatic stress disorder. Curr Opin Neurobiol. 2000; 10(2): 211-8. doi:10.1016/ s0959-4388(00)00080-5

7. Meiser-Stedman R, Smith P, Yule W, Glucksman E, Dalgleish T. Posttraumatic Stress Disorder in Young Children 3 Years Posttrauma: Prevalence and Longitudinal Predictors. J Clin Psychiatry. 2017; 78(3): 334-9. doi: 10.4088/JCP.15m10002.

8. Scheeringa MS, Myers L, Putnam FW, Zeanah CH. Diagnosing PTSD in early childhood: an empirical assessment of four approaches. J Trauma Stress. 2012; 25(4): 359-67. doi: 10.1002/jts.21723.

9. Paauw C, de Roos C, Tummers J, de Jongh A, Dingemans A. Effectiveness of trauma-focused treatment for adolescents with major depressive disorder. Eur J Psychotraumatol. 2019; 10(1): 1682931. doi: 10.1080/20008198.2019.1682931.

10. wGrenon M, Consigny M, Lemey C, Simson JP, Coulon N. Impact of a Terrorist Attack on the Mental Health of Directly Exposed French Adolescents: Study Protocol for the First Step of the AVAL Cohort Study. Front Psychiatry. 2019; 10: 744. doi: 10.3389/fp-syt.2019.00744.

11. Purgato M, Gastaldon C, Papola D, van Ommeren M, Barbui C, Tol WA. Psychological therapies for the treatment of mental disorders in low- and middle-income countries affected by humanitarian crises. Cochrane Database Syst Rev. 2018; 7:CD011849. doi: 10.1002/14651858.CD011849.

12. de Haan A, Landolt MA, Fried EI, Kleinke K, Alisic E, Bryant R. Dysfunctional posttraumatic cognitions, posttraumatic stress and depression in children and adolescents exposed to trauma: a network analysis. J ChildPsycholPsychiatry. 2019. doi: 10.1111/jcpp.13101.

13. Enlow M.B., Egeland B., Blood E.A., Wright R.O., Wright R.J. Interpersonal trauma exposure and cognitive development in children to age 8 years: a longitudinal study. J Epidemiol Community Health. 2012; 66(11): 1005-10. doi: 10.1136/jech-2011-200727.

14. Neigh G.N., Ali F.F. Co-morbidity of PTSD and immune system dysfunction: opportunities for treatment. Curr Opin Pharmacol. 2016; 29: 104-10. doi: 10.1016/j.coph.2016.07.011

15. Tilburg van M.A.L., Runyan D.K., Zolotor A.J., Graham J.C. et al. Unexplained gastrointestinal symptoms after abuse in a prospective study of children at risk for abuse and neglect. Ann FamMed. 2010; 8: 134-40. doi: 10.1370/afm.1053.

16. Brudey C., Park J., Wiaderkiewicz J., Kobayashi I., Thomas A. et al. Autonomic and inflammatory consequences of posttraumatic stress disorder and the link to cardiovascular disease. Physiol Regul Integr Comp Physiol. 2015; 309(4): 315-21. doi: 10.1152/ajpregu.00343.2014

17. Кожевникова О.В., Смирнов И.Е. Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у детей: свойства сосудов и атеросклероз. Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (4): 36-42.

18. Смирнова Г.И., Корсунский А.А., Ляликова В.Б. Синдром раздраженного кишечника у детей: новое в диагностике и лечении. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (5): 48-56.

19. Karadag M, Gokcen C, Sarp AS. EMDR therapy in children and adolescents who have post-traumatic stress disorder: a six-week follow-up study. Int J Psychiatry Clin Pract. 2019:1-6. doi: 10.1080/13651501.2019.1682171.

20. Atazadeh N, Mahmoodi H, Shaghaghi A. Posttrauma psychosocial effects in children: A systematic review of measurement scales. J Child Ad-olescPsychiatr Nurs. 2019; 32(3): 149-61. doi: 10.1111/jcap.12247.

21. Смирнов И.Е., Ровенская Ю.В., Кучеренко А.Г., Зайниддинова Р.С., Иванов В.А., Акоев Ю.С. Нейроспецифические биомаркеры в диагностике последствий перинатальных поражений нервной системы у детей 1-го года жизни. Российский педиатрический журнал. 2011; 2: 4-7.

22. Сюткина Е.В., Смирнов И.Е., Митиш М.Д. Артериальное давление у детей в периоде новорожденности и в школьном возрасте. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 3-7.

23. Суржик А.В., Сюткина Е.В., Смирнов И.Е., Митиш М.Д. Ритмическая структура прибавки массы тела новорожденных детей и особенности их физического развития в старшем возрасте. Российский педиатрический журнал. 2009; 6: 12-5.

24. Смирнов И.Е., Нечаева Н.Л., Зайниддинова Р.С., Шакина Л.Д. Нарушения мозгового кровообращения у детей раннего возраста: биомаркеры повреждений. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 30-8.

25. Смирнова Г.И. Современный взгляд на проблемы часто болеющих детей. Эффективная фармакотерапия. 2011; 1: 88-93.

26. Смирнов И.Е., Митюшин И.Л., Кучеренко А.Г., Бакрадзе М.Д. Цитокиновый профиль при бактериальной и вирусной инфекции у детей. Российский педиатрический журнал. 2014; 17 (4): 14-9.

27. Sin J, Spain D, Furuta M, Murrells T, Norman I. Psychological interventions for post-traumatic stress disorder (PTSD) in people with severe mental illness. Cochrane Database Syst Rev. 2017; 1:CD011464. doi: 10.1002/14651858.CD011464.

28. Смирнова Г.И., Манкуте Г.Р. Микробиота кишечника и атопи-ческий дерматит у детей. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(6): 46-53.

29. Смирнов И.Е., Рошаль Л.М., Кучеренко А.Г., Карасева О.В. Понина И.В. Изменения содержания костных биомаркеров в сыворотке крови при сочетанной травме у детей. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(6): 371-8. doi: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-371-378

30. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайниддинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 55-60.

31. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Модестов А.А. Основные направления модернизации системы оздоровления детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 37-9.

32. Bright M.A., Knapp C., Hinojosa M.S., Alford S., Bonner B. The comorbidity of physical, mental, and developmental conditions associated with childhood adversity: a population based study. Matern ChildHealth J. 2016; 20: 843-53. doi: 10.1007/s10995-015-1915-7.

33. Бурлакова Н.С. Психическое развитие детей, переживших массовые бедствия: от изучения последствий к проектированию развития на основе культурно-исторического анализа. Национальный психологический журнал. 2018; 1(29): 17-29. doi: 10.11621/npj.2018.0102.

REFERENCES

1. Möhlen H, Parzer P, Resch F, Brunner R. Psychosocial support for war-traumatized child and adolescent refugees: evaluation of a short-term treatment program. Aust N Z J Psychiatry. 2005;39(1-2):81-7. doi:10.1111/j.1440-1614.2005.01513.x

2. Peltonen K, Punamäki RL. Preventive interventions among children exposed to trauma of armed conflict: a literature review. Aggress Behav. 2010;36(2):95-116. doi: 10.1002/ab.20334.

3. Slone M, Mann S. Effects of War, Terrorism and Armed Conflict on Young Children: A Systematic Review. Child Psychiatry Hum Dev. 2016;47(6):950-965. doi:10.1007/s10578-016-0626-7.

4. Yayan EH, Düken ME. Determination of psychosocial conditions of refugee children living in society. Perspect Psychiatr Care. 2019;55(4):644-651. doi: 10.1111/ppc.12387.

5. Kaiser M, Kuwert P, Braehler E, Glaesmer H. Depression, So-matization, and Posttraumatic Stress Disorder in Children Born of Occupation After World War II in Comparison With a General Population. J Nerv Ment Dis. 2015;203(10):742-8. doi: 10.1097/ NMD.0000000000000361.

6. Newport DJ, Nemeroff CB. Neurobiology of posttraumatic stress disorder. Curr Opin Neurobiol. 2000;10(2):211-8. doi:10.1016/ s0959-4388(00)00080-5

7. Meiser-Stedman R, Smith P, Yule W, Glucksman E, Dalgleish T. Posttraumatic Stress Disorder in Young Children 3 Years Posttrauma: Prevalence and Longitudinal Predictors. J Clin Psychiatry. 2017;78(3):334-339. doi: 10.4088/JCP.15m10002.

8. Scheeringa MS, Myers L, Putnam FW, Zeanah CH. Diagnosing PTSD in early childhood: an empirical assessment of four approaches. J Trauma Stress. 2012;25(4):359-67. doi: 10.1002/ jts.21723.

9. Paauw C, de Roos C, Tummers J, de Jongh A, Dingemans A. Effectiveness of trauma-focused treatment for adolescents with major depressive disorder. Eur J Psychotraumatol. 2019;10(1):1682931. doi: 10.1080/20008198.2019.1682931.

SOCIAL PEDIATRICS

10. Ossa FC, Pietrowsky R, Bering R, Kaess M. Symptoms of posttraumatic stress disorder among targets of school bullying. Child Ad-olesc Psychiatry Ment Health. 2019;13:43. doi: 10.1186/s13034-019-0304-1.

11. Grenon M, Consigny M, Lemey C, Simson JP, Coulon N. Impact of a Terrorist Attack on the Mental Health of Directly Exposed French Adolescents: Study Protocol for the First Step of the AVAL Cohort Study. Front Psychiatry. 2019;10:744. doi: 10.3389/fp-syt.2019.00744.

12. Purgato M, Gastaldon C, Papola D, van Ommeren M, Barbui C, Tol WA. Psychological therapies for the treatment of mental disorders in low- and middle-income countries affected by humanitarian crises. Cochrane Database Syst Rev. 2018;7:CD011849. doi: 10.1002/14651858.CD011849.

13. de Haan A, Landolt MA, Fried EI, Kleinke K, Alisic E, Bryant R. Dysfunctional posttraumatic cognitions, posttraumatic stress and depression in children and adolescents exposed to trauma: a network analysis. JChildPsycholPsychiatry. 2019. doi: 10.1111/jcpp.13101.

14. Enlow M.B., Egeland B., Blood E.A., Wright R.O., Wright R.J. Interpersonal trauma exposure and cognitive development in children to age 8 years: a longitudinal study. J Epidemiol Community Health. 2012. 66(11): 1005-1010. doi: 10.1136/jech-2011-200727.

15. Neigh G.N., Ali F.F. Co-morbidity of PTSD and immune system dysfunction: opportunities for treatment. Curr Opin Pharmacol. 2016;29:104-110. doi: 10.1016/j.coph.2016.07.011

16. Tilburg van M.A.L., Runyan D.K., Zolotor A.J., Graham J.C. et al. Unexplained gastrointestinal symptoms after abuse in a prospective study of children at risk for abuse and neglect. Ann Fam Med. 2010;8:134-140. doi: 10.1370/afm.1053.

17. Brudey C., Park J., Wiaderkiewicz J., Kobayashi I., Thomas A. et al. Autonomic and inflammatory consequences of posttraumatic stress disorder and the link to cardiovascular disease. Physiol Reg-ul Integr Comp Physiol. 2015;309(4):315-321. doi: 10.1152/ajp-regu.00343.2014

18. Kozhevnikova O.V., Smirnov I.E. Risk factors for cardiovascular pathology in children: the properties of blood vessels and atherosclerosis. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18 (4): 36-42. (in Russian)

19. Smirnova G.I., Korsunskiy A.A., Lyalikova V.B. Irritable bowel syndrome in children: new in diagnosis and treatment. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2016; 19(5): 48-56 (in Russian)

20. Karadag M, Gokcen C, Sarp AS. EMDR therapy in children and adolescents who have post-traumatic stress disorder: a six-week follow-up study. Int J Psychiatry Clin Pract. 2019:1-6. doi: 10.1080/13651501.2019.1682171.

21. Atazadeh N, Mahmoodi H, Shaghaghi A. Posttrauma psychosocial effects in children: A systematic review of measurement scales. J ChildAdolesc Psychiatr Nurs. 2019;32(3):149-161. doi: 10.1111/ jcap.12247.

22. Smirnov I.E., Rovenskaya Yu.V., Kucherenko A.G., Zayniddinova R.S., Ivanov V.A., Akoev Yu.S. Neurospecific biomarkers in the diagnosis of sequels of perinatal nervous system lesions in babies of the

first year of life. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 2: 4-7. (in Russian)

23. Syutkina E.V., Smirnov I.E., Mitish M.D. Blood pressure in children in the neonatal period and at school age. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 3: 3-7.

24. Surzhik A.V., Syutkina E.V., Smirnov I.E., Mitish M.D. Rhythmic structure of body weight gain in neonatal infants and the specific features of their physical development in older age. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 6: 12-5.

25. Smirnov I.E., Nechaeva N.L., Zayniddinova R.S., Shakina L.D. Cerebrovascular disorders in infants: biomarkers of damage. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 6: 30-8. (in Russian)

26. Smirnova G.I. A modern look at the problems of often ill children. Effektivnaya farmakoterapiya. 2011; 1: 88-93. (in Russian)

27. Smirnov I.E., Mityushin I.L., Kucherenko A.G., Bakradze M.D. Cytokine profile in bacterial and viral infections in children. Rossi-yskiy pediatricheskiy zhurnal. 2014; 17(4): 14-9. (in Russian)

28. Sin J, Spain D, Furuta M, Murrells T, Norman I. Psychological interventions for post-traumatic stress disorder (PTSD) in people with severe mental illness. Cochrane Database Syst Rev. 2017;1:CD011464. doi: 10.1002/14651858.CD011464.

29. Smirnova G.I., Mankute G.R. Intestinal microbiota and atopic dermatitis in children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18(6): 46-53 (in Russian)

30. Smirnov I.E., Roshal L.M., Kucherenko A.G., Karaseva O.V., Ponina I.V. Changes in the blood serum content of bone biomarkers and cytokines in children with combined trauma. Rossiyskiy pedi-atricheskiy zhurnal. 2017; 20(6): 371-378. (In Russian). doi: http:// dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-371-378

31. Bombardirova E.P., Yatsyk G.V., Zainiddinova R.S. Non-drug rehabilitative treatments in neonatal infants with perinatal nervous system lesions. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 55-60.

32. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Modestov A.A. Main lines of modernization of the health-improving system for children and adolescents. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 37-9.

33. Bright M.A., Knapp C., Hinojosa M.S., Alford S., Bonner B. The comorbidity of physical, mental, and developmental conditions associated with childhood adversity: a population based study. Matern Child Health J. 2016;20:843-53. doi: 10.1007/s10995-015-1915-7.

34. Burlakova N.S. Mental development of children who survived mass disasters: from studying the consequences to designing development based on cultural and historical analysis. Nationalniy psikhologich-eskiy zhurnal. 2018;1(29):17-29. doi: 10.11621/npj.2018.0102. (in Russian)

Поступила 05.12.2019 Принята в печать 19.12.2019 Опубликована 27.12.2019

Сведения об авторах:

Ершова Ирина Борисовна, доктор мед. наук, проф, зав. каф. педиатрии и детских инфекций ГУ ЛНР «ЛГМУ им. Святителя Луки»

Минздрава ЛНР, E-mail: irina-ershova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.