соблюдения правовых, нравственных норм является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на самосознание работников правоохранительной деятельности. Все это определяет высокий уровень ответственность сотрудников правоохранительных органов перед обществом, что является непременным условием их позитивного имиджа в глазах общественного мнения.
Литература
[1] Данкин Д.М.Проблема политического доверия в международных отношениях. М., 2002.
[2] Князев Д.В. Социально-управленческие механизмы формирования доверия населения к институтам государственной власти. М., 2008.
[3] Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.
[4] Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на западе. М., 1999.
[5] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Синякова Т.О.
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Социальные изменения, которые произошли в последние десятилетия, способствуют развитию новых мотивов, потребностей и целей современных людей.
Мотивационная сфера - это иерархическая система мотивов личности. Она может рассматриваться с точки зрения таких параметров, как широта, гибкость и иерархичность. Под широтой понимается качественное разнообразие мотивацион-ных образований. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость - разнообразие средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. Иерархиризованность - это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки.
Мотив — желаемое состояние в рамках отношения «индивид-среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития. Мотивы определяются с детства, окружающая среда оказывает большое влияние на формирование мотиваци-онной сферы ребёнка. В каждом возрасте доминируют разные мотивы [1].
Подростковый возраст считается одним из самых критических моментов в психологическом развитии личности. Это отражается коренными изменениями в мотивационно-потребностной сфере. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них [7].
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с дру-
гими людьми (поиск друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни [8].
Главная потребность подросткового возраста - найти своё место в обществе, быть «значимым» - реализуется в обществе сверстников. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. То есть именно в подростковом возрасте возможно возрастание значимости для личности такой потребности, как аф-филятивная потребность.
Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумеваем определённый класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определённого созвучия своих переживаний переживаниям партнёра, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности. Цель мотива аффилиации - взаимная и доверительная связь, где каждый из партнёров относится к другому приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведения. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по дружелюбному выражению лица, длительности контакта глаз, частоте кивания головой, по позе и жестикуляции [1].
Таким образом, аффилиация - это важная потребность личности, которая во многом способствует установлению тесных и комфортных отношений, позволяет преодолеть чувство одиночества и отчужденности. Аффилиативная потребность по-разному может переживаться и реализовываться у мальчиков и девочек, так как гендерная социализация влияет на личностные установки подростка.
Ситуация «гендерного взросления» подростков осложняется еще и тем, что, с одной стороны, в обществе сохраняются традиционные социальные ожидания к мужскому и женскому поведению, а с другой - часто противоречиво изменяются образы маскулинности и фемининности, которым девочки и мальчики не всегда могут соответствовать. В итоге современный мультиполярный мир дает разнообразные возможности и перспективы для реализации целей и мотивов личности подростков.
Д.И. Фельдштейн считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Она может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности.
Спортивно-бальные танцы как область деятельности подростков может быть рассмотрена с нескольких сторон. Танцы положительно влияют на физическое развитие. Они также воспитывают морально-волевые качества: терпение, настойчивость, стремление достичь заданной цели, чувство уверенности в себе, чувство уважения и ответственности перед партнёром и тренером. Эти занятия имеют ещё один важный положительный аспект - творческую составляющую, воспитывающую эстетические качества, умение общаться, понимать партнёра, уступать, помо-
гать, так как спортивно-бальные танцы - парный вид спорта. Этот опыт «партнёрства» важен во всей последующей жизни. Культура спортивно-бальных танцев подразумевает выполнение каждым из партнёров своей роли (у мальчиков - ведущая, а у девочек - ведомая роль).
В современном постоянно меняющемся мире актуальность имеют мотивы достижения успеха и стремления к власти.
Р.С. Немов даёт определение мотиву достижения успеха в качестве потребности «добиваться успехов в разных видах деятельности», рассматриваемой «как устойчивая личностная черта» [4. С. 559].
О власти речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в состоянии побудить другого сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы делать. Каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как способность, сила или компетентность.
Но все ли подростки одинаковы? Этот вопрос определил цель исследования - изучить ведущие мотивы, формирующиеся под влиянием окружающей среды, у танцоров и не включённых в танцевальную деятельность мальчиков и девочек 1115 лет.
Выборка составила 200 подростков обоего пола (100 мальчиков, 100 девочек); 100 подростков - «обычные» школьники, 100 подростков - участники различных танцевальных коллективов г. Краснодара. Возраст подростков: 11-12 лет - 100 человек и 14-15 лет - 100 человек.
Методикой измерения мотивации личности послужила методика, основанная на теории мотивации Д. Мак-Клелланда, для определения ведущих потребностей-мотиваторов личности младших и старших подростков. Методика позволяет определить уровень выраженности трех мотивов личности подростков: 1) достижение успеха в целом - стремление сохранить или максимально развить способности к видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности; 2) стремление к власти - стремление иметь определённые ресурсы, т.е. средства подкрепления, с помощью которых можно обеспечить соответствующую мотивацию; 3) тенденция к аффилиации - стремление к социальным взаимоотношениям, имеющим повседневный и в то же время фундаментальный характер.
Опишем полученные результаты.
В группах мальчиков 11 -15 лет, не зависимо от занятости танцевальной деятельностью, у всех девочек-танцоров от 11 до 15 лет и у не занятых в танцевальной деятельности девочек 11 -12 лет наиболее ярко проявляется мотив - тенденция к аффилиации. Эти подростки общительны, дружелюбны и испытывают эмоционально положительный отклик при общении с окружающими людьми. Они стремятся к установлению и сохранению дружеских отношений с людьми. В этих группах подростков тенденция к аффилиации является ведущим мотивом.
У мальчиков-танцоров 14-15 лет ведущим мотивом является достижение успеха. Подростки связывают этот мотив с развитием маскулинных качеств, с конструктивными компонентами ответственности: глубоким целостным представлением сути ответственного поведения, способностью брать ответственность на себя и проявлять активность в реализации ответственных дел. Для подростков данного возраста, занимающихся танцами, также важным мотивом становится стремление к власти, которое проявляется в ориентации на личные интересы, достижении лич-ностно значимого результата. Тенденция к аффилиации у старших мальчиков-подростков не является ведущим мотивом, связана с положительными эмоциями, проявляющимися при выполнении ответственных заданий. Взаимодействие и со-
трудничество при реализации ответственных дел они связывают с необходимостью преодоления трудностей.
Отличительной особенностью не занимающихся танцами девочек 14-15 лет является то, что ведущие мотивы у них - достижение успеха и стремление к власти. Они связывают эти мотивы с глубоким целостным представлением сути ответственного поведения, способностью брать ответственность на себя и проявлять активность в реализации ответственных дел, стремление к власти проявляется в ориентации на личные интересы, достижении личностно значимого результата. Наблюдается развитие лидерских качеств и желания руководить. Они связывают достижение успеха с признанием и уважением. Аффилиативная потребность у них выражена меньше, чем у всех остальных групп подростков.
Далее в ходе сравнительного анализа мы выявили сходство ведущих мотивов в группах мальчиков-танцоров 14-15 лет и девочек, не занятых танцевальной деятельностью. Для этих подростков наиболее ярко выражены мотивы достижения успеха и стремление к власти. У остальных подростков ведущим мотивом является тенденция к аффилиации.
Таким образом, можно говорить о некоторых гендерных различиях между подростками, занятых и не занятых в танцевальном виде деятельности. Мальчики-танцоры стремятся развивать способности, благодаря которым могут добиться успеха в танцевальной деятельности, где у партнёра ведущая роль. Можно предположить, что занятия танцами стимулирует у мальчиков развитие мотивации к достижению успеха и признания и стремление к власти.
На девочек 14-15 лет, не занимающихся танцами, большое влияние оказывает школа и современная среда. У девочек формируется новый тип идентичности, они становятся более независимыми. Девочки успешно осваивают гендерные роли, отвечающие новым социальным ожиданиям, требующим от современной женщины большей уверенности в себе, настойчивости, ориентации на власть и стремление к успеху.
Полученные результаты позволяют сформулировать идею о том, что условия окружающего мира стимулируют развитие у подростков, не занимающиеся танцевальной деятельностью, мотивов, соответствующих изменившимся современным гендерным требованиям. С одной стороны, это ведёт к формированию новых партнёрских отношений в жизни, с другой - требует более широкого изучения и осмысления с точки зрения того, как данные процессы влияют на благополучие личности.
Литература
[1] ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
[2] Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.
[3] Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубан. Гос. Ун-т, 2006.
[4] Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-томах. Т. 2. М.,1986.
[5] Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В, Петровского, М.Г. Ярошев-ского. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.
[6] Rolf E. Muuss. Theries of Adolescence. Random House, New York. 1986. p. 224-237.
[7] Обухова П.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.