Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВЬЯ / ЖЕНЩИНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / САМООЦЕНКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЗРАСТ / DETERMINANTS OF HEALTH / WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE / PUBLIC HEALTH / SELF-ASSESSMENT / EDUCATION / AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкасов Сергей Николаевич, Сопова Ирина Леодоровна

Национальные и международные меры в ответ на проблемы женского здоровья имеют тенденцию к раздробленности и ограниченности. Принятие отдельной цели в отношении материнского здоровья привлекло внимание к отсутствию прогресса в этой области и обеспечило как политическую, так и финансовую поддержку для ускорения изменений. Добавление задачи по обеспечению всеобщего доступа к репродуктивному здоровью помогло расширить сферу охвата этой цели. Изучение факта и степени влияния уровня образования на самооценку здоровья женщин репродуктивного возраста. Материалы и методы. Данные о самооценке здоровья были получены посредством анонимного анкетирования 566 женщин в возрасте от 18 до 49 лет, состоящих под наблюдением в женских консультациях. Для достижения цели исследования выделялась подгруппа с высоким уровнем образования (высшее и незаконченное высшее) и подгруппа с более низким уровнем образования (среднее и незаконченное среднее). Самооценка здоровья проводилась по пятибалльной шкале, где 5 баллов - наивысший уровень здоровья, 1 балл - наименьший показатель здоровья. Результаты. Более высокий уровень образования у женщин репродуктивного возраста определяет более высокие показатели самооценки здоровья на протяжении всего репродуктивного периода жизни женщины, а возрастная динамика не зависит от уровня образования, но у женщин с более высоким образовательным статусом во всех возрастных группах показатели самооценки были выше, чем у женщин с более низким уровнем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черкасов Сергей Николаевич, Сопова Ирина Леодоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EDUCATION LEVEL ON SELF-REPORTED HEALTH OF WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE

National and international responses to women’s health problems tend to be fragmented and limited. The adoption of a separate target for maternal health highlighted the lack of progress in this area and provided both political and financial support to accelerate change. The addition of the target on universal access to reproductive health helped broaden the scope of this target. To study the fact and degree of influence of the level of education on health self-assessment. Materials and methods. Data on health self-assessment were obtained through an anonymous survey of 566 women aged 18 to 49 years who were under observation in women’s clinics. To achieve the research goal, a subgroup with a high level of education (higher and incomplete higher education) and a subgroup with a lower level of education (secondary and incomplete secondary) were identified. The health self-assessment was conducted on a five-point scale, where 5 points - the highest level of health, 1 point - the lowest indicator of health. Results. It is shown that a higher level of education in women of reproductive age determines higher indicators of health self-assessment throughout the reproductive period of a woman’s life, and age dynamics does not depend on the level of education, but women with higher educational status in all age groups had higher self-assessment indicators than women with a lower level of education.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 613.99 DOI 10.25587/SVFU.2020.21.4.009

С.Н. Черкасов, И.Л. Сопова

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ЗДОРОВЬЯ

женщин репродуктивного возраста

Аннотация. Национальные и международные меры в ответ на проблемы женского здоровья имеют тенденцию к раздробленности и ограниченности. Принятие отдельной цели в отношении материнского здоровья привлекло внимание к отсутствию прогресса в этой области и обеспечило как политическую, так и финансовую поддержку для ускорения изменений. Добавление задачи по обеспечению всеобщего доступа к репродуктивному здоровью помогло расширить сферу охвата этой цели.

Изучение факта и степени влияния уровня образования на самооценку здоровья женщин репродуктивного возраста.

Материалы и методы. Данные о самооценке здоровья были получены посредством анонимного анкетирования 566 женщин в возрасте от 18 до 49 лет, состоящих под наблюдением в женских консультациях. Для достижения цели исследования выделялась подгруппа с высоким уровнем образования (высшее и незаконченное высшее) и подгруппа с более низким уровнем образования (среднее и незаконченное среднее). Самооценка здоровья проводилась по пятибалльной шкале, где 5 баллов - наивысший уровень здоровья, 1 балл - наименьший показатель здоровья.

Результаты. Более высокий уровень образования у женщин репродуктивного возраста определяет более высокие показатели самооценки здоровья на протяжении всего репродуктивного периода жизни женщины, а возрастная динамика не зависит от уровня образования, но у женщин с более высоким образовательным статусом во всех возрастных группах показатели самооценки были выше, чем у женщин с более низким уровнем образования.

Ключевые слова: детерминанты здоровья, женщины репродуктивного возраста, общественное здоровье, самооценка, образование, возраст.

S.N. Cherkasov, I.L. Sopova

THE INFLUENCE OF EDUCATION LEVEL ON SELF-REPORTED HEALTH OF wOMEN OF REPRODUCTIVE AGE

Abstract. National and international responses to women's health problems tend to be fragmented and limited. The adoption of a separate target for maternal health highlighted the lack of progress in this area and provided both political and financial support to accelerate change. The addition of the target on universal access to reproductive health helped broaden the scope of this target.

To study the fact and degree of influence of the level of education on health self-assessment.

Materials and methods. Data on health self-assessment were obtained through an anonymous survey of 566 women aged 18 to 49 years who were under observation in women's clinics. To achieve the research goal, a subgroup with a high level of education (higher and incomplete higher education) and a subgroup with a lower level of education (secondary and incomplete secondary) were identified. The health self-assessment was conducted on a five-point scale, where 5 points - the highest level of health, 1 point - the lowest indicator of health.

ЧЕРКАСОВ Сергей Николаевич - д.м.н., главный научный сотрудник ФГБУН Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, г. Москва, e-mail: cherkasovsn@nriph.ru

CHERKASOV Sergey Nikolaevich - Doctor of Medical Sciences, Chief Researcher, V. A. Trapeznikov Institute of Control Sciences, RAS, Moscow. E-mail: cherkasovsn@nriph.ru

СОПОВА Ирина Леодоровна - аспирант ФГБУН Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, г. Москва, e-mail: sopovair@yandex.ru телефон +7(927) 687-13-98.

SOPOVA Irina Leodorovna - postgraduate student, V. A. Trapeznikov Institute of Control Sciences, RAS, Moscow. E-mail: sopovair@yandex.ru. phone: +7(927) 687-13-98.

Results. It is shown that a higher level of education in women of reproductive age determines higher indicators of health self-assessment throughout the reproductive period of a woman's life, and age dynamics does not depend on the level of education, but women with higher educational status in all age groups had higher self-assessment indicators than women with a lower level of education.

Keywords: determinants of health, women of reproductive age, public health, self-assessment, education, age.

Повышение уровня здоровья населения в настоящее время стоит как нельзя остро [1-4]. Экстенсивные пути развития системы здравоохранения, такие как наращивание объемов медицинской помощи, повышение ее доступности практически исчерпали себя как способ снижения уровня заболеваемости и смертности. Доминирующая в настоящее время факторная теория формирования общественного здоровья неспособна объяснить всей совокупности закономерностей, которые наблюдаются в процессе взаимодействия человека и внешней среды. Существующие технологии профилактики, при которых мероприятия планируются и реализуются относительно каждого фактора риска в отдельности, уже не дают должного и ожидаемого эффекта. Высказываются предположения, что существует взаимосвязь факторов и их взаимовлияние друг на друга. Кроме того, существуют некие «суперфакторы», оказывающие влияние на целые группы подчиненных факторов. Такие «суперфакторы» ВОЗ определяет как детерминанты здоровья. Наиболее значимые среди них имеют социально-экономический характер.

Образование часто рассматривается как одна из базовых социальных детерминантов здоровья населения [6,7]. Единого мнения и четкого понимания относительно механизмов такого влияния не существует, однако факт влияния уровня образования на образ жизни и модели поведения не вызывает сомнения. Уровень образования может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на здоровье человека. По ранее полученным данным, человек, имеющий более высокий уровень образования, меньше болеет и его самооценка здоровья выше, чем у человека, имеющего более низкий образовательный уровень. это было описано на примере беременных, детей, воспитывающихся в семьях с различным уровнем образования, населения старших возрастных групп [8,9]. Вполне вероятно, что уровень образования влияет на поведение, что в конечном итоге посредством приверженности к здоровью сохраняющим моделям поведения способствует более высокому уровню здоровья [10,11].

Здоровье женщин репродуктивного возраста является определяющим в достижении целей демографической политики. Соответственно поиск наиболее значимых детерминант здоровья и факторов риска нарушений здоровья данной категории населения является актуальной задачей общественного здоровья.

Цель исследования

Изучение факта и степени влияния уровня образования на самооценку здоровья женщин репродуктивного возраста.

Материалы и методы

Данные о самооценке здоровья были получены посредством анонимного анкетирования 566 женщин в возрасте от 18 до 49 лет, состоящих под наблюдением в женских консультациях. Для достижения цели исследования выделялась подгруппа с высоким уровнем образования (высшее и незаконченное высшее) и подгруппа с более низким уровнем образования (среднее и незаконченное среднее).

Самооценка здоровья проводилась по пятибалльной шкале, где 5 баллов - наивысший уровень здоровья, 1 балл - наименьший показатель здоровья, согласно данным самооценки. Несмотря на субъективность метода самооценки здоровья, он позволяет получить вполне адекватные результаты, которые коррелируют с объективными данными о наличии хронических заболеваний, данными о фактах обращения за медицинской помощью за последний год, а также данными о затратах на покупку лекарственных средств [11-13].

На первом этапе сравнение проводилось без разделения на возрастные группы, на втором этапе исследуемая группа женщин была разделена по возрастному признаку на две возрастные подгруппы: в первую включили женщин в возрасте с 18 до 34 лет включительно, во вторую -женщин в возрасте 35 - 49 лет включительно. Возрастную динамику показателей самооценки

определяли по данным анализа четырех возрастных групп (18 - 25 лет, 26 - 34 года, 35 - 42 года и 43 - 49 лет).

Достоверность отрицания «нулевой» гипотезы принималась на уровне 95 %.

Результаты исследования

Среднее значение самооценки здоровья у женщин с высоким уровнем образования в исследуемой группе составило 3,55±0,06 балла, тогда как у женщин с более низким уровнем образования оно было ниже - 3,37±0,07 балла. Уровень вариации показателя был практически одинаковым в обеих сравниваемых группах (15,5 % в группе с высоким образовательным статусом и 18,2 % в группе с более низким образовательным статусом), что свидетельствует о стабильности показателя однородности сравниваемых групп и незначительном влиянии на него других факторов.

В подгруппе молодых женщин в возрасте 18 - 34 лет (независимо от уровня образования) значение самооценки здоровья составило 3,47±0,07 балла, а в подгруппе более возрастных женщин (возрастная группа 35 - 49 лет) уровень самооценки был незначительно меньше 3,42±0,08 балла. Следовательно, возраст не оказывает достоверного влияния на показатели самооценки здоровья у женщин репродуктивного возраста.

Однако при разделении каждой из возрастных подгрупп в соответствии с уровнем образования у женщин в возрасте 18 - 34 лет с более высоким образовательным статусом выявляется и достоверно более высокий уровень самооценки (3,6±0,06 балла у женщин с высоким образовательным статусом против 3,29±0,08 баллов у женщин с более низким образовательным статусом, р<0,05). В более старшей возрастной группе (35 - 49 лет) достоверных различий в самооценке здоровья у женщин выявлено не было.

Следовательно, у женщин репродуктивного возраста с более высоким образовательным статусом наблюдаются достоверно более высокие показатели самооценки здоровья в каждой из анализируемых возрастных групп. Уровень вариации признака низкий, что свидетельствует о стабильности субъективных оценок здоровья в группах женщин и малом влиянии на показатели самооценки других факторов риска. Такие результаты позволяют сделать вывод о значимости влияния уровня образования в данной возрастно-половой группе на показатели здоровья.

Возрастная динамика показателей самооценки здоровья женщин репродуктивного возраста с различным уровнем образования представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Возрастная динамика значений самооценки здоровья женщин репродуктивного возраста

с различным уровнем образования (баллы).

Следует отметить, что динамика снижения уровня самооценки здоровья с возрастом не может быть моделирована линейной функцией и имеет более сложный характер. Общий тренд

значений самооценки нисходящий, что подтверждает положение о снижении уровня здоровья с увеличением возраста. Однако снижение показателей самооценки не равномерное. Так, в возрастном интервале от 35 лет и до 42 наблюдается повышение уровня самооценки независимо от образовательного статуса.

Динамика показателя самооценки здоровья у женщин репродуктивного возраста (рис.1) не зависит от уровня образования: некоторое снижение в возрастном интервале 26 - 34 года, повышение уровня оценки в возрастном интервале 35 - 42 года и значительное снижение показателей в возрастном интервале 43 - 49 лет. Однако у женщин с более высоким образовательным статусом во всех возрастных группах показатели самооценки были выше, чем у женщин с более низким уровнем образования. Наибольшая разница наблюдалась в возрастной группе 18 - 25 лет, минимальная в возрастной группе 43 - 49 лет. Максимальный градиент падения показателей самооценки регистрировался в старшей возрастной группе женщин.

Заключение

Исследование факта и степени влияния уровня образования на самооценку здоровья женщин репродуктивного возраста показало, что более высокий уровень образования у женщин репродуктивного возраста определяет более высокие показатели самооценки здоровья на протяжении всего репродуктивного периода жизни, а возрастная динамика не зависит от уровня образования, но у женщин с более высоким образовательным статусом во всех возрастных группах показатели самооценки были выше, чем у женщин с более низким уровнем образования.

Полученные данные позволяют рассматривать уровень образования как значимую детерминанту здоровья и определяют целесообразность исследования механизмов влияния уровня образования на другие, подчиненные факторы риска развития патологических состояний и, в первую очередь, факторы, связанные с образом жизни женщины и уровнем ее медицинской активности.

Литература

1. Genovese U., Del Sordo S., Casali M., Zoja R., Pravettoni G., Akulin I.M. A new paradigm on health care accountabilitytoimprovethequalityofthesystem:fourparameterstoachieveindividualandcoUectiveaccountability// Journal of Global Health. 2017. Т. 7. № 1. С. 010301.

2. Арстангалиева З.Ж. Детерминанты здорового образа жизни людей пожилого возраста // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 11. С. 1309.

3. Бойко Ю.П., Добридень О.В., Бойко А.Ю. Образ жизни и здоровье пожилых людей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 6. С. 18-19.

4. Всемирная организация здравоохранения Разработка общей повестки дня для здоровья женщин // Исполнительное резюме: женщины и здоровье: сегодняшние проблемы повестка дня на завтра. - Женева: 2009. - С. 4-5.

5. Киселева Е.С. Продолжительность жизни и здоровье населения старшего возраста в России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2011. № 2. С. 93-100.

6. Тимофеев А.Л., Ермолаев А.Р., Припузов О.А., Никитина А.М., Саввина Н.В. Организация медицинской помощи в арктическом регионе северо-востока России // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2016. № 1 (22). С. 3.

7. Хабриев Р.У., Линденбратен А.Л., Комаров Ю.М. Стратегии охраны здоровья населения как основа социальной политики государства //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 3. С. 3-5.

8. Черкасов С.Н., Киртадзе И.Д. Адекватность самооценки здоровья у лиц в возрасте старше 60 лет // Бюллетень НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Россия, г. Москва. - 2016. - Выпуск 7. - С. 65-71.

9. Черкасов С.Н., Киртадзе И.Д., Камаев Ю.О., Олейникова В.С. Влияние образования на заболеваемость и интенсивность потребления услуг здравоохранения в старших возрастных группах // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2019. № 3-4. С. 129-139.

10. Черкасов С.Н., Курносиков М.С. Влияние медико-социальных факторов и особенностей поведения пациенток на уровень потребности в стационарной помощи при внематочной беременности // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2015. № 3. С. 66-70.

11. Черкасов С.Н., Шестаков Г.С., Киртадзе И.Д. Влияние образования на самооценку здоровья в старших возрастных группах // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - Москва. - № 9-10. - 2018. - с.57-60.

12. Черкасова С.В., Камаев Ю.О., Черкасов С.Н. Факторы риска, определяющие состояние здоровья недоношенных новорожденных в течение первых трех лет жизни // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 201-204.

13. Шаповалова М.А. Социально-экономические аспекты воспроизводства населения // Экономика здравоохранения. 2004. № 4. С. 12-16.

14. Эпельман Б.В. Характеристика состояния здоровья лиц пожилого возраста // Медицинская наука и образование Урала. 2010. Т. 11. № 4. С. 98-100.

References

1. Habriev R.U., Lindenbraten A.L., Komarov Ju.M. Strategii ohrany zdorov'ja naselenija kak osnova social'noj politiki gosudarstva // Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2014. № 3. S. 3-5.

2. Timofeev A.L., Ermolaev A.R., Pripuzov O.A., Nikitina A.M., Savvina N.V. Organizacija medicinskoj pomoshhi v arkticheskom regione severo-vostoka Rossii // Vestnik obshhestvennogo zdorov'ja i zdravoohranenija Dal'nego Vostoka Rossii. 2016. № 1 (22). S. 3.

3. Genovese U., Del Sordo S., Casali M., Zoja R., Pravettoni G., Akulin I.M. A new paradigm on health care accountability to improve the quality of the system: four parameters to achieve individual and collective accountability // Journal of Global Health. 2017. T. 7. № 1. S. 010301.

4. Shapovalova M.A. Social'no-jekonomicheskie aspekty vosproizvodstva naselenija // Jekonomika zdravoohranenija. 2004. № 4. S. 12-16.

5. Arstangalieva Z.Zh. Determinanty zdorovogo obraza zhizni ljudej pozhilogo vozrasta // Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. 2013. T. 3. № 11. S. 1309.

6. Cherkasov S.N., Shestakov G.S., Kirtadze I.D. Vlijanie obrazovanija na samoocenku zdorov'ja v starshih vozrastnyh gruppah // Problemy standartizacii v zdravoohranenii. - Moskva. - № 9-10. - 2018. - s.57-60.

7. Cherkasov S.N., Kurnosikov M.S. Vlijanie mediko-social'nyh faktorov i osobennostej povedenija pacientok na uroven' potrebnosti v stacionarnoj pomoshhi pri vnematochnoj beremennosti // Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik im. akademika I.P. Pavlova. 2015. № 3. S. 66-70.

8. Bojko Ju.P., Dobriden' O.V., Bojko A.Ju. Obraz zhizni i zdorov'e pozhilyh ljudej // Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2005. № 6. S. 18-19.

9. Cherkasova S.V., Kamaev Ju.O., Cherkasov S.N. Faktory riska, opredeljajushhie sostojanie zdorov'ja nedonoshennyh novorozhdennyh v techenie pervyh treh let zhizni // Zhurnal nauchnyh statej Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2017. T. 19. № 10. S. 201-204.

10. Cherkasov S.N., Kirtadze I.D., Kamaev Ju.O., Olejnikova V.S. Vlijanie obrazovanija na zabolevaemost' i intensivnost' potreblenija uslug zdravoohranenija v starshih vozrastnyh gruppah // Bjulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorov'ja imeni N.A. Semashko. 2019. № 3-4. S. 129-139.

11. Jepel'man B.V. Harakteristika sostojanija zdorov'ja lic pozhilogo vozrasta // Medicinskaja nauka i obrazovanie Urala. 2010. T. 11. № 4. S. 98-100.

12. Kiseleva E.S. Prodolzhitel'nost' zhizni i zdorov'e naselenija starshego vozrasta v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 6: Jekonomika. 2011. № 2. S. 93-100.

13. Cherkasov S.N., Kirtadze I.D. Adekvatnost' samoocenki zdorov'ja u lic v vozraste starshe 60 let // Bjulleten' NII Obshhestvennogo zdorov'ja imeni N.A. Semashko, Rossija, g. Moskva. - 2016. - vypusk 7. -S. 65-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.