Научная статья на тему 'Влияние уровня личностной тревожности на эмпатию у студентов'

Влияние уровня личностной тревожности на эмпатию у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2047
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ГЛУБИННЫЕ ТРЕВОГИ / PERSONALITY TRAITS / PERSONAL ANXIETY / EMPATHY / DEEP ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Е.Н., Смирнова В.А., Гайворонская А.А.

В данном исследовании описываются результаты влияния уровня личностной тревожности на уровень эмпатии у студентов-второкурсников, а именно было обнаружено, что при высоком уровне личностной тревожности отмечается высокий уровень эмпатии, при умеренном уровне личностной тревожности соответствующий (умеренный) уровень эмпатии, низкий уровень личностной тревожности оказался не связан с низким уровнем эмпатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF PERSONALITY ANXIETY ON EMPATHY IN STUDENTS

This study describes the results of the influence of the level of trait anxiety on the level of empathy in second-year students. It was found that at a high level of personal anxiety there is a high level of empathy, at a moderate level of personal anxiety a relevant (moderate) level of empathy. Low level of trait anxiety was not associated with low levels of empathy

Текст научной работы на тему «Влияние уровня личностной тревожности на эмпатию у студентов»

УДК 154.2/.3+152.2/.3+612.821

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ЭМПАТИЮ У

СТУДЕНТОВ

Медведева Е.Н., Смирнова В.А., Гайворонская А.А. ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России

214019, Россия, Смоленская обл, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме: В данном исследовании описываются результаты влияния уровня личностной тревожности на уровень эмпатии у студентов-второкурсников, а именно было обнаружено, что при высоком уровне личностной тревожности отмечается высокий уровень эмпатии, при умеренном уровне личностной тревожности - соответствующий (умеренный) уровень эмпатии, низкий уровень личностной тревожности оказался не связан с низким уровнем эмпатии.

Ключевые слова: свойства личности, личностная тревожность, эмпатия, глубинные тревоги.

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF PERSONALITY ANXIETY ON EMPATHY IN

STUDENTS

Medvedeva E.N., Smirnova V.A., Gaivoronskaya A.A.

FSEI of HE "Smolensk State Medical University" Russian Ministry of Health 214019, Russia, Smolensk region, Smolensk, Krupskaya st., 28

Abstract: This study describes the results of the influence of the level of trait anxiety on the level of empathy in second-year students. It was found that at a high level of personal anxiety there is a high level of empathy, at a moderate level of personal anxiety - a relevant (moderate) level of empathy. Low level of trait anxiety was not associated with low levels of empathy

Keywords: personality traits, personal anxiety, empathy, deep anxiety.

В современном мире появляется все больше тревожных людей. Тревожность, беспокойство, страх, гипертрофированная ответственность проявляются все больше в разных ситуациях межличностного общения. Иногда эти проявления могут быть обусловлены и другими личностными свойствами, например эмпатией.

Согласно мнению исследователей, например, А.М. Прихожан, - тревожность является реакцией человека на неблагоприятные воздействия окружающего мира, которые выражаются при помощи волнений и переживаний. Иногда тревожность принимает форму некой глубинной тревоги и эту тревогу очень сложно преодолеть [3]. Это может способствовать появлению таких явлений, как неуверенность в завтрашнем дне, потеря жизненных ценностей, ощущение неопределенности. Возможно, это индикаторы психической неустойчивости, способности к срыву, возможности невроза.

Известно, что выделяют реактивную (ситуативную) тревожность, которая является характеристикой субъективного состояния человека в настоящий момент. Реактивная (ситуативная) тревожность выражается через беспокойство, напряжение, нервозность. Это состояние является эмоциональной реакцией на стресс или экстремальную ситуацию, может иметь различную интенсивность и временную динамику [4].

Тревожность как личностная черта выступает в качестве мотива или приобретенной поведенческой позиции, из-за которой человек воспринимает большое количество объективно безопасных обстоятельств, как угрожающих ему, и реагирует на эти обстоятельства эмоционально.

Эмпатия - это психический процесс, который может пониматься как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека [1]. Согласно А. Меграбяну, эмоциональная эмпатия - «это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним». Предполагается, что эмоциональная эмпатия имеет связь с общим состоянием здоровья человека, степенью его адаптированности в обществе и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми. Объектами эмпатии являются социальные ситуации и личности, которым респондент мог сопереживать в своей повседневной жизни [1].

Цель данного исследования - изучение влияния уровня личностной тревожности на уровень эмпатии, на примере студентов. В исследовании приняли участие 62 студента-второкурсника ВУЗов г. Смоленска, в возрасте 18-21 год (сред. знач. 19,5 года). Женщины и мужчины представлены равномерно, статистические различия не значимы.

Респондентам были предложены опросники, направленные на измерение таких личностных свойств, как тревожность и эмпатия. Для выявления уровня тревожности применялась «Шкала тревоги Спилбергера», адаптированная Ю. Л. Ханиным [5].

Уровни эмпатии определялись с помощью «Шкалы эмоционального отклика» А. Меграбяна [2]. Этот опросник был модифицирован Н. Эпштейном. Данная методика дает возможность изучить общие эмпатические характеристики испытуемого, включая следующие ее стороны: уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого, а также степень соответствия или несоответствия переживаний объекта и субъекта эмпатии. Полученные данные подверглись обработке с помощью регрессионного суммарного анализа в программе STATISTICA для изучения взаимосвязи влияния.

Результаты. На первом этапе исследования (изучение уровней тревожности) все респонденты разделились на 3 группы в соответствии с уровнями личностной тревожности: 6 человек с низким уровнем (9% от общего числа), 24 человека с умеренным (39%) и 32 человека с высоким уровнем личностной тревожности (52%).

Также в соответствии с уровнями эмпатии были получены 3 группы: 2 человека с низким уровнем эмпатии (3%), 26 человек с умеренным (42%) и 34 человека с высоким уровнем эмпатии (55%).

В рамках каждого уровня личностной тревожности были выделены по 3 подгруппы на основании уровней эмпатии. Так, в группу респондентов с низким уровнем личностной тревожности входят 5 человек с умеренным уровнем эмпатии (83%) и 1 человек с высоким уровнем (17%), низкий уровень эмпатии в данной группе не наблюдался.

Группу с умеренным уровнем личностной тревожности составили 2 человека с низким уровнем эмпатии (8%), 12 человек с умеренным уровнем (50%) и 10 человек с высоким уровнем эмпатии (42%).

В группе с высоким уровнем личностной тревожности не было респондентов с низким уровнем эмпатии, количество человек с умеренным уровнем эмпатии составило 9 (28%), а с высоким уровнем - 23 человека (72%).

Для подтверждения различий в показателях уровней эмпатии от уровней тревожности был использован критерий Колмогорова-Смирнова. При этом значение Asymp. Sig. (Асимптоматический двусторонний уровень значимости) равно 0,000, что свидетельствует о наличии достоверных различий в эмпирических распределениях.

Результаты регрессионного анализа показали влияние уровней личностной тревожности на уровни эмпатии (см. табл. 1).

Таблица 1. Показатели регрессионного анализа уровней личностной тревожности на

уровни эмпатии

b* Std.Err. b Std.Err. t(60) p-value

of b* of b

Личностная 6,8 0,55443 12,2649 0

Тревожность 0,37344 0,11976 0,31667 0,10155 3,11827 0,00279

Выводы. В ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза о влиянии уровня личностной тревожности на уровень эмпатии. У 72% респондентов с высоким уровнем личностной тревожности был выявлен высокий уровень эмпатии; у 50% респондентов с умеренным уровнем личностной тревожности - умеренный уровень эмпатии, но у респондентов с низким уровнем личностной тревожности низкого уровня эмпатии выявлено не было. Вероятно, на уровень эмпатии влияет чувствительность, входящая в структуру тревожности. Она и позволяет «считывать» эмоции другого человека. Но для того, чтобы говорить о достоверности полученных результатов, необходимо провести более полное исследование, так как в связи с малочисленностью выборки нельзя в полной мере перенести результаты нашего исследования на всю генеральную совокупность.

Литература

1. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2005. -№2. С. - 147-156.

2. Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [Электронный ресурс]. URL: http://www. psychologos. ru /articles /view /oprosnik _metodiki_ shkala _emocionalnogo _ otklika_ a._megrabyana_ i_n._ epshteyna/ (дата обращения 12.01.2016 г.)

3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/А.М. Прихожан. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. - 304 с.

4. Тревожность/Психологический словарь. http://mydocx.ru/3-56433.html

5. Шкала тревоги http://psycabi.net/testy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.