Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ДОХОДА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КИТАЯ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ДОХОДА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ДОХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжи Цзинкай

Население сельских территорий Китая составляет почти половину общей численности граждан страны. В связи с этим развитие человеческого капитала сельских территорий является одной из ключевых задач для достижения целей нынешнего внутриполитического курса, направленного на устойчивое социальное развитие и рост благосостояния граждан Поднебесной. Новизна исследования определяется использованием статистических методов для анализа связи между уровнем дохода населения и развитием человеческого капитала в Китае. Итоги работы показали, что уровень финансового благосостояния граждан, проживающих на сельских территориях Китая, является одним из главных факторов развития человеческого капитала. С ростом доходов сельских жителей увеличиваются их расходы на образование, граждане приобретают новые компетенции, в том числе знаниевые, закономерным следствием этого становится развитие сельского человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE INCOME LEVEL OF THE RURAL POPULATION ON THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN RURAL AREAS OF CHINA

The population of rural areas in China is almost half of the total population of the country. In this regard, the development of human capital in rural areas is one of the key tasks for achieving the goals of the current domestic policy aimed at sustainable social development and the growth of the welfare of rural residents. The novelty of the study is determined by the use of statistical methods to analyze the relationship between income level and human capital development in China. The results show that the level of financial well-being of population living in rural areas of China is one of the main factors of human capital development. As rural residents' income increases, their expenditure on education increases, citizens acquire new competences, including knowledge competences, and the development of rural human capital becomes a natural consequence of this.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ДОХОДА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КИТАЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 54-58. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 4. P. 54-58.

Научная статья УДК 330.564.2

https://doi.org/10.24158/spp.2022.4.8

Влияние уровня дохода сельского населения на формирование человеческого капитала сельских территорий Китая

Чжи Цзинкай

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2912-1124

Аннотация. Население сельских территорий Китая составляет почти половину общей численности граждан страны. В связи с этим развитие человеческого капитала сельских территорий является одной из ключевых задач для достижения целей нынешнего внутриполитического курса, направленного на устойчивое социальное развитие и рост благосостояния граждан Поднебесной. Новизна исследования определяется использованием статистических методов для анализа связи между уровнем дохода населения и развитием человеческого капитала в Китае. Итоги работы показали, что уровень финансового благосостояния граждан, проживающих на сельских территориях Китая, является одним из главных факторов развития человеческого капитала. С ростом доходов сельских жителей увеличиваются их расходы на образование, граждане приобретают новые компетенции, в том числе знаниевые, закономерным следствием этого становится развитие сельского человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, доход, образование, сельские жители, сельская территория, корреляция, Китай

Для цитирования: Чжи Цзинкай. Влияние уровня дохода сельского населения на формирование человеческого капитала сельских территорий Китая // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 54-58. https://doi.org/10.24158/spp.2022.4.8.

Original article

Influence of the income level of the rural population on the formation of human capital in rural areas of China

Zhi Jingkai

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2912-1124

Abstract. The population of rural areas in China is almost half of the total population of the country. In this regard, the development of human capital in rural areas is one of the key tasks for achieving the goals of the current domestic policy aimed at sustainable social development and the growth of the welfare of rural residents. The novelty of the study is determined by the use of statistical methods to analyze the relationship between income level and human capital development in China. The results show that the level of financial well-being of population living in rural areas of China is one of the main factors of human capital development. As rural residents' income increases, their expenditure on education increases, citizens acquire new competences, including knowledge competences, and the development of rural human capital becomes a natural consequence of this.

Keywords: human capital, income, education, rural population, rural area, correlation, China For citation: Zhi Jingkai. (2022) Influence of the income level of the rural population on the formation of human capital in rural areas of China. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 54-58. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.4.8 (In Russian).

Актуальность решения вопросов сельских регионов Китая отмечается во многих речах лидера КНР1, Председателя Си Цзиньпина, который обозначил необходимость поиска путей преодоления проблем «саньнун» (увеличение доходов жителей, развитие сельского хозяйства и достижение социальной стабильности на селе) для возрождения сельских районов и достижения

1 53ЖТ"= «Саньнун» - золотые предложения Си Цзиньпина [Электронный ресурс] // Politics.people.com. URL: http://politics.people.com.cn/n1/2018/0923/c1001-30309719.html (дата обращения: 12.02.2022) (на кит. яз.) ; = Си Цзиньпин дал важные указания о том, как

сделать лучше «три сельские вопроса» [Электронный ресурс] // Синьхуа. URL: http://www.xinhuanet.com/mrdx/2021-12/27/c_1310396383.htm (дата обращения: 12.02.2022) (на кит. яз.).

© Чжи Цзинкай, 2022

цели формирования среднезажиточного общества в стране. Одним из условий этого выступает развитие человеческого капитала сельских территорий. Китайский исследователь Сун Инъин пишет, что решительная победа в построении среднезажиточного общества требует более эффективного развития сельского человеческого капитала, поскольку профессиональные навыки людей закладывают основу для социального прогресса территорий, в том числе сельских (Сун Инъин, 2021). Мнение ученого представляется абсолютно обоснованным, поскольку в стране по состоянию на 2021 г. население сельских территорий составляло более 500 млн чел. (свыше 40 % от всех граждан КНР), поэтому развитие этого человеческого капитала позволит достичь более высокого социального развития Поднебесной в целом.

В китайской социологии концепция человеческого капитала сформировалась на основе теорий западных исследователей. Многие социологические труды китайских авторов рубежа ХХ-XXI вв. посвящены изучению специфики человеческого капитала, трактуемого как система знаний, способностей и здоровья человека. Современная социологическая наука Китая также использует данный подход в определении анализируемой категории. Например, исследователи Фэй Фэй и Цзинь Чунфан полагают, что человеческий капитал определяется как сумма навыков, физических способностей, знаний и уровней познания, которые формируются у человека за счет инвестиций в его развитие (Фей Фей, Цзинь Чунфан, 2011).

Еще в середине прошлого века «отец» теории человеческого капитала Г. Беккер писал о том же. В качестве инвестиций при этом могут выступать как государственные финансовые вложения в социальную инфраструктуру для улучшения ее доступности населению, так и собственные расходы людей на саморазвитие.

Изучение особенностей инвестиций в человеческий капитал уже в течение нескольких десятилетий является предметом исследований экономической социологии (Байнова и др., 2016; Е Чжаося, Петров, 2017; Ре1гоу, 2015). В работах ряда исследователей поднимался вопрос о связи между доходами населения и уровнем развития человеческого капитала. В монографии китайского социолога Ли Юйцзян отмечено, что между ними существует прямая корреляция: рост человеческого капитала происходит с увеличением доходов населения (Ли Юйцзян, 2005). Российские исследователи С.Г. Головина, И.Н. Миколайчик, Л.Н. Смирнова подчеркивают, что «немаловажное значение для совокупных параметров человеческого капитала имеет уровень получаемых работниками денежных средств, а относительно сельского пространства - именно то обстоятельство, что доходы селян значительно ниже доходов тех, кто занят в промышленном производстве (других отраслях экономики)» (Головина и др., 2020). Некоторые авторы отмечают, что развитие человеческого капитала способствует росту доходов. Например, Г.У. Шомиев пишет: «Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, росту доходов» (Шомиев, 2020).

Основываясь на результатах теоретических исследований, мы полагаем, что между уровнем дохода и человеческим капиталом в Китае существует прямая взаимосвязь. Это ключевая гипотеза настоящего исследования. С одной стороны, развитие человеческого капитала способствует росту благосостояния людей, иными словами, с ростом человеческого капитала доход людей будет возрастать. С другой стороны, улучшение благосостояния людей способствует более активному развитию человеческого капитала, в этих условиях население начинает инвестировать денежные средства в саморазвитие, например, в свое обучение, тем самым приобретая новые знания и навыки, повышая профессионализм и т.д.

Кроме того, мы попытались установить связь между изменениями в уровне доходов сельского населения, расходами на обучение и его продолжительностью. В связи с этим было сформулировано несколько рабочих гипотез.

Гипотеза 1: рост дохода населения обуславливает стремление жителей сельских территорий больше инвестировать в собственное образование.

По нашему мнению, улучшение благосостояния сельского населения будет вести к тому, что структура потребления будет изменяться за счет роста расходов граждан на саморазвитие и совершенствование профессиональных навыков, что в свою очередь будет способствовать развитию человеческого капитала. Это позволяет нам предположить, что между переменными «реальный доход сельского населения» и «расходы на образование» существует прямая связь, отражающая отношения между доходом и развитием человеческого капитала.

Гипотеза 2: чем больше доход населения сельских жителей, тем больше времени они тратят на обучение.

Мы считаем, что увеличение объема доступных денежных средств будет способствовать тому, что жители сельских территорий смогут позволить себе потратить больше времени на обучение, а это в свою очередь приведет к получению ими дополнительного количества знаний и навыков, что положительно скажется на формировании человеческого капитала сельских территорий.

Методология настоящего исследования основывается на использовании статистических методов анализа, включая регрессионный и корреляционный анализ. Для обработки эмпирических данных привлекалась программа МБ Ехсе1. Для верификации гипотез были изучены статистические данные о размере дохода сельского населения и подушевых трат на образование этой категории граждан за период с 1998 по 2019 гг. Выбор данного временного промежутка обусловлен тем, что в 2020-2021 г. произошли определенные изменения в структуре потребления населения, а также в размере доходов граждан, обусловленные карантинными мероприятиями и остановкой работы предприятий, связанными с СОУЮ-19. Полагая, что влияние пандемии носит временный характер, мы целенаправленно ограничиваем исследовательский период 2019 годом. Для верификации второй гипотезы были использованы данные по показателям «располагаемый доход сельских жителей» и «количество лет обучения» в разрезе провинций КНР за 2019 г.

Для подтверждения первой рабочей гипотезы была изучена связь между зависимой переменной «подушевые расходы на образование сельских жителей (в юанях)» (у) и независимой переменной «располагаемый доход сельских жителей на душу населения (в юанях)» (х). Корреляционное поле этих двух показателей, рассчитанное на основе данных за 1998-2019 гг., представлено на рис. 1.

у = 0.0802х +86.681

I___I ...•■•{''• I___

^ I I I I I ~Р|

0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000 18000

Располагаемый доход сельских жителей на душу населения, юаней

Рисунок 1 - Корреляционное поле зависимости подушевых расходов сельских жителей на образование от уровня их финансового благополучия1

Как видим, между переменными х и у существует прямая зависимость. Коэффициент корреляции Р составляет 0,9901, что подтверждает наличие сильной связи. Следовательно, рост дохода сельских жителей на душу населения будет вести к увеличению подушевых расходов на образование и, соответственно, к развитию уровня сельского человеческого капитала. Уравнение модели регрессионной линейной зависимости (см. рис. 1) демонстрирует, что с ростом дохода сельских жителей на 1 000 юаней, расходы на образование будут увеличиваться в среднем на 94,7 юаней. Из этого следует, что гипотеза 1 может считаться подтвержденной.

Для верификации гипотезы 2 была изучена связь между располагаемым доходом сельских жителей и количеством лет обучения в разрезе административно-территориальных округов (входящих в их состав сельских территорий) (рис. 2).

Нами было выявлено более 20 провинций, в которых жители сельских территорий имеют уровень дохода от 9 628 до 19 568 юней, а длительность их обучения составила от 6,7 до 8,8 лет. Исключение лишь составляют сельские территории городских округов Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, доход жителей которых значительно выше указанного, а время, потраченное на обучение, напротив, меньше. Интерес представляет также Тибет, где при среднем уровне дохода длительность обучения не превышает 5 лет. В большинстве провинций уровень финансового благополучия сельских жителей определяет количество лет обучения, которое смогли оплатить граждане, однако пример сельских территорий, относящихся к районам крупных мегаполисов -

1 Составлено автором.

Пекина, Тяньцзиня, Шанхая - демонстрирует, что высокий доход не является условием увеличения продолжительности обучения граждан, а соответственно, и не оказывает влияния на развитие человеческого капитала. Это позволяет сделать вывод о том, что вторая гипотеза не может считаться подтвержденной.

Рисунок 2 - Связь между уровнем дохода сельского населения и количеством лет обучения1

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что уровень доходов сельских жителей действительно оказывает влияние на развитие человеческого капитала. Это проявляется в том, что с увеличением уровня доходов сельских жителей возрастают их траты на образование. Также было обнаружено, что в ряде провинций при схожем уровне дохода наблюдается относительная однородность в продолжительности процесса получения образования. Тем не менее существуют исключения, как, например, сельские территории, прилегающие к районам крупных городов, таких как Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, где при высоком уровне дохода граждан количество лет, потраченных ими на обучение, существенно не изменяется.

В целом можно заключить, что доход населения сельских территорий Китая можно признать одним из основных факторов развития человеческого капитала, что следует учитывать при реализации озвученной правительством Поднебесной стратегии построения среднезажиточного общества.

Список источников:

Байнова М.С., Козырев М.С., Петров А.В. Корреляционный анализ государственного воздействия на отдельные аспекты российской экономики // Актуальн проблеми економки. 2016. Т. 182, № 8. С. 334-343.

Головина С.Г., Миколайчик И.Н., Смирнова Л.Н. Социально-экономические условия развития человеческого капитала сельских территорий // Аграрный вестник Урала. 2020. № 8. С. 65-79. https://doi.org/10.32417/1997-4868-2020-199-8-65-79. Е Чжаося, Петров А.В. Экономическая социология в Китае // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 1 (42). С. 33-38. Шомиев Г.У. Формирование человеческого капитала: анализ международного опыта // Экономика и финансы. 2020. № 2. С. 111-117.

1 Составлено автором на основе: ФД$^Ш+¥М(2020 . 2021. 306 р. = Ежегодник

статистики сельских районов Китая (2020). Пекин, 2021. 306 с. (на кит. яз.) ; ДШШШ = Национальные данные [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics. URL: https://data.stats.gov.cn (дата обращения: 04.03.2022) (на кит. яз.).

^ШШ. ЛШШМ^Ж^Ш // A^WW. = Сун Инъин. Практика развития сельских человеческих ресурсов // Человеческие ресурсы. 2021. № 8. С. 28-29 (на кит. яз.).

. / 2005 Ш 24~25 Ж = Ли Юйцзян. Региональное исследование че-

ловеческого капитала. Пекин, 2005. 262 с. (на кит. яз.).

ЙФ, // = Фей Фей, Цзинь Чунфан. Социологический анализ

улучшения человеческого капитала трудящихся-мигрантов в Китае // Журнал Университета Сяньнин. 2011. № 31. С. 155156 (на кит. яз.).

Petrov A.V. New Horizons for Learning and Teaching Economic Sociology in the Modern Higher Education: Theoretical Aspects // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, iss. 6 S5. P. 24-29. http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s5p24.

References:

Bainova, M. S., Kozyrev, M. S. & Petrov, A. V. (2016) Correlation Analysis of the Government Influence at the Some Aspects of the Russian Economy. Aktual'niproblemi ekonomiki. 182 (8), 334-343 (in Russian).

E Chzhaosya & Petrov, A. V. (2017) Ekonomicheskaya sotsiologiya v Kitae [Economic Sociology in China]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. (1 (42)), 33-38 (in Russian).

Fei Fei & Jin Chunfang (2011) [Sociological Analysis of Improving the Human Capital of Migrant Workers in China]. [Journal of Xianning University]. (31), 155-156 (in Chinese).

Golovina, S. G., Mikolaychik, I. N. & Smirnova, L. N. (2020) Socio-Economic Conditions for the Development of Human Capital in Rural Areas. Agrarnyi vestnik Urala. (8), 65-79. Available from: doi:10.32417/1997-4868-2020-199-8-65-79 (in Russian).

Li Yujiang (2005) [Regional Study of Human Capital]. Beijing, 2005. 262. p. (in Chinese).

Petrov, A. V. (2015) New Horizons for Learning and Teaching Economic Sociology in the Modern Higher Education: Theoretical Aspects. Mediterranean Journal of Social Sciences. 6 (6 S5), 24-29. Available from: doi:10.5901/mjss.2015.v6n6s5p24.

Shomiev, G. U. (2020) Formirovanie chelovecheskogo kapitala: analiz mezhdunarodnogo opyta [Formation of Human Capital: Analysis of International Experience]. Ekonomika i finansy. (2), 111-117 (in Russian).

Song Yingying (2021) [The Practice of Rural Human Resources Development] // [Human Resources]. (8), 28-29 (in Chinese).

Информация об авторе Чжи Цзинкай - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.

Information about the author Zhi Jingkai - PhD student, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.