РАЗДЕЛ 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
М. В. Кинякин ВЛИЯНИЕ УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС Аннотация
Международные интеграционные процессы являются одной из основных экономических тенденций в современном мире. В статье рассматривается влияние таможенного администрирования на региональную интеграцию на примере Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС.). Выявлены недостатки и перспективы реальной экономической интеграции в регионе.
Annotation
International fusion processes are one of the main economic tendencies in modern world. The article analyzes influence of customs administration on regional fusion in Eurasian Economic Community (EurAsEC). Lacks and perspectives of real economic fusion in region are discovers.
Ключевые слова
Экономическая интеграция, экономический рост, таможенное администрирование, унификация, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), таможенный
союз.
Keywords
Economic fusion, economic growth, customs administration, unification, Eurasian Economic Community (EurAsEC), customs union.
В условиях преобладания открытых экономических систем и глобализации всемирного хозяйства осуществление внешней торговли является важным направлением в функционировании любого государства. Наиболее перспективным в этой связи является экономическая кооперация с другими государствами. Интеграционные тенденции, преобладающие в развитии мировой экономики в последние годы, являются не только следствием, но и причиной экономического роста. Одним из мировых центров осуществления интеграционных процессов является постсоветское пространство, в частности ЕврА-
зЭС. Однако в данный момент наблюдается замедление интеграционных процессов на данной территории, основную причину автор видит в процессе унификации таможенного администрирования. Таким образом, целью данной работы является выявление проблемных аспектов в таможенном администрировании сообщества и выделение возможных путей совершенствования.
Наиболее известные и быстро-развивающиеся экономические объединения, такие как североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), предполагающая постепенную ликвидацию тарифных и нетарифных ог-
раничений во взаимной торговле и стимулирование взаимных капиталовложений; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), предполагающее обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества; общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), предусматривающий отмену всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле и введение единого внешнего тарифа с образованием таможенного союза, достигли значительных успехов в осуществлении интеграционных процессов. Но наиболее успешным примером данной тенденции развития мировой экономики является Европейский союз (ЕС), начинавшийся как ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), целью которого было объединение европейских ресурсов по производству стали и угля и, пройдя ряд этапов, превратившийся в крупнейшее мировое экономическое и политическое объединение, ставшее неотъемлемой частью мировой экономики.
Рассматривая историческую ретроспективу формирования описанных экономических образований можно сделать вывод о том, что первым и наиболее существенным шагом является использование таможенного инструментария для осуществления экономической интеграции. Унификация таможенного администрирования и предоставление взаимных льгот при осуществлении внутрирегиональной торговли в рамках указанных объединений приводят к заметным положительным экономическим последствиям. Стимулируя процессы международной специализации и международного разделения труда, унификация таможенного администрирования ведет к экономическому росту как интеграционного объединения в целом, так и каждой отдельной страны-участницы.
Для того чтобы получить представление об уровне развития интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и соответственно выделить проблемные аспекты и направления совершенствования мер по углублению интеграционных процессов необходимо рассмотреть сложившуюся схему формирования аналогичных экономических структур. Это позволит определить статус ЕврАзЭС как интеграционного объединения.
Существует несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Каждая из выделенных форм интеграционных объединений имеет свои специфические особенности, однако прежде чем их охарактеризовать, необходимо отметить, что ряд специалистов помимо указанных выделяют еще несколько других форм - преференциальную зону, валютный союз, однако, по мнению автора, данные формы являются промежуточными этапами при формировании зоны свободной торговли и полной экономической интеграции соответственно.
Каждый из этих этапов предусматривает все большую степень унификации таможенного администрирования, которая проявляется в сближении таможенного законодательства и таможенных процедур стран-участниц. Среди интеграционных мер таможенного администрирования наиболее важными являются: осуществление «льготного» таможенного администрирования между интегрирующимися странами; введение единого таможенного тарифа; введение единого образца таможенного законодательства; принятие стандартов таможенных процедур. Это говорит об исключительной роли таможенной составляющей в интеграционных процессах, в том числе и в рамках ЕврАзЭС, особенно на первых двух этапах вышеописанной схемы.
Зона свободной торговли 1. Отмена торговых барьеров. 2. Отмена таможенных тарифов. 3. Свобода в экономических связях с третьими странами. 4. Сохранение таможенных границ.
таможенный союз 1.Единая система внешних торговых барьеров. 2. Общие таможенные пошлины по отношению к третьим странам. 3.Таможенные службы на внутренних границах упраздняются.
экономический союз 1. Свободное перемещение товаров. 2. Свободное перемещение факторов производства. 3. Начало реальной экономической интеграции. 4. Общий рынок.
1. Органы наднационального регулирования.
Полная интеграция ►
2. Унификация систем регулирования экономики. 3. Общая валюта. 4. Единая экономическая политика.
Рис.1. Схема формирования региональных интеграционных объединений
Возникновение на постсоветском пространстве интеграционного объединения типа ЕврАзЭС было неизбежно по причине глубоких экономических связей, наработанных за период существования СССР. Географическая, социальная, и политическая близость, а также сходство экономического положения (транзитивная экономика) являются первоосновой для осуществления интеграционных процессов. Слабая
конкурентоспособность товаров, произведенных в странах бывшего СССР, по сравнению с иностранными аналогичными товарами, также сыграла важную роль в осознании необходимости более тесного сотрудничества. А осуществление внешней торговли в условиях предоставления взаимных преференций тарифного и нетарифного характера сти-
мулирует экспорт и повышает конкурентоспособность за счет снижения расходов на таможенную очистку, в том числе на элементы околотаможенной инфраструктуры. В качестве еще одной предпосылки выступает тот факт, что производство во многих отраслях было распределено между ныне независимыми государствами, и без тесного взаимодействия между странами оно становится нерентабельным. Так, например, по оценкам экспертов Казахстан без связей с Россией может производить лишь 10% ассортимента промышленной продукции, Киргизия и Таджикистан — менее 5%. [1]
Также в качестве предпосылки выступают внутренние проблемы СНГ, прежде всего это отсутствие политической воли и разный уровень
экономического развития в рамках СНГ, которые тормозят развитие аналогичных тенденций внутри содружества.
Однако хотелось бы отметить, что создание ЕврАзЭС не перечеркивает экономических связей, осуществляемых в рамках СНГ, а является логическим продолжением тенденции к сближению в данном регионе. Еще одной важной предпосылкой к созданию регионального объединения стал ряд успехов, связанных с существованием на протяжении нескольких лет «таможенного союза» России и Белоруссии.
Наличие уже сложившегося в рамках СНГ таможенного администрирования также стимулировало создание ЕврАзЭС, нет необходимости полностью перекраивать таможенное законодательство стран-участниц, так как в рамках СНГ уже были предприняты шаги либерализации.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджики-
стан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Основной целью ЕврАзЭС является создание эффективного процесса формирования государствами-
участниками Таможенного союза единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. [2]
Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года Молдавии и Украине был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 статус наблюдателя получила Армения. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.
Для того чтобы определить состояние таможенного администрирования, необходимо рассмотреть динамику товарооборота стран-участниц экономического сообщества. Приведем товарооборот Российской Федерации со странами-участницами ЕврАзЭС.
Таблица 1. Валовый товарооборот Российской Федерации со странами ЕврАзЭС
(Составлено автором по материалам www.customs.ru)
2005 г. (млн. $) 2006 г. (млн. $) 2007 г. (млн. $) 2008 г. (млн. $)
Белоруссия 15807,5 19944,3 26083,5 34188,9
Казахстан 9734,9 12806,7 16543,3 19731,0
Киргизия 542,7 754,8 1170 1802,9
Таджикистан 335,0 503,8 769,6 1002,8
Узбекистан - 2378,7 3199,4 3359,2
Всего 26420,1 36388,3 47765,8 60084,8
Удельный вес в общем товарообороте (%) 7,8 8,3 8,7 8,2
При анализе таблицы видно, что за последние годы товарооборот Российской Федерации со странами-участниками ЕврАзЭС в абсолютном выражении неуклонно растет (см. рис. 1). Однако в относительных показателях меняется незначительно, причем в 2008 году по отношению к 2007 году отмечался спад. А если принять во внимание тот факт, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом удельный вес в общем товарообороте Российской Федерации со странами АТЭС вырос на 1,1%, со странами ЕС на 0,7%, с США на 0,5%, то возникает вопрос об эффективности проводимых интеграционных мер. Указанные статистические данные можно
трактовать двояко: во-первых, как недостаточную степень внимания стран-участниц к осуществлению внутрирегиональной торговли и приоритетного развития отношений с другими участниками международного обмена. В качестве аргумента, подтверждающего данный тезис, можно привести отказ от вступления во Всемирную Торговую Организацию ЕврАзЭС как таможенного союза. Во-вторых, как неиспользование всего потенциала, при осуществлении внешней торговли, и возможности в сжатые сроки его значительно увеличить. Причем, как уже отмечалось выше, для этого есть все предпосылки.
Рис. 2 Динамика внешней торговли РФ со странами ЕврАзЭС1
1 Составлено автором по материалам www.customs.ru
В настоящее время достигнут ряд положительных моментов в осуществлении таможенного администрирования в рамках ЕврАзЭС. Так, действуют нормативно-правовые документы, регламентирующие меры тарифного и нетарифного регулирования, типовые списки товаров, подлежащих экспортному контролю и др.
Принято Межгосударственным советом ЕврАзЭС решение от 6 октября 2007 г. № 346 «О формировании
правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества» и решение № 6 от
12.12.2008 года «О формировании базового перечня единого таможенного тарифа», подписанные Республикой Беларусь, республикой Казахстан и Российской Федерацией.
К числу основных задач ЕврАзЭС относятся: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования.
В процессе формирования ЕврАзЭС было уделено большое внимание тарифному и нетарифному регулированию, однако, в рамках СНГ уже существует преференциальная система обложения таможенными пошлинами: не применять ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армении, Республики Белоруссии, Республики Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной
территории какого-либо из этих государств. [3]
Таможенный союз предусматривает отсутствие барьеров в торговле, как товарами собственного производства, так и товарами из третьих стран, ввезенными и выпущенными в свободное обращение на территории любого из государств, входящих в интеграционную группировку. Под отсутствием барьеров понимается не только неприменение тарифного и нетарифного регулирования внутри союза, а также исключение таможенного оформления и контроля товаров, то есть снятие внутренних таможенных границ, а функции таможенных служб на внутренних границах передаются соответствующим службам на внешних границах. С учетом фискальной направленности таможенного администрирования в Российской Федерации на современном этапе, а также перспективой переноса таможенного оформления с внутренних таможенных постов на приграничные, а при функционировании таможенного союза -иностранные, возникает проблема национальной принадлежности уплачиваемых таможенных платежей, что является фактором сдерживания интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Возникает нестандартная ситуация, при которой формирование таможенного союза нецелесообразно без осуществления реальной экономической интеграции. В качестве подтверждения данного тезиса выступает тот факт, что договор об образовании таможенного союза был подписан не в рамках ЕврАзЭС, а в трехстороннем формате.
Для дальнейшего развития процесса унификации таможенного администрирования в рамках ЕврАзЭС целесообразно выделить две группы мер: «Текущие», подразумевающие сближение позиции по отдельным элементам таможенных процедур, как то перемещение товаров и транспортных средств, таможенное оформление, хранение и
«Стратегические», аналогичные принятым в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, ключевыми из которых является единый таможенный тариф и общий таможенный кодекс.
Итак, можно с уверенностью сказать, что формирование зоны свободной торговли практически завершилось, так как отсутствуют таможенные тарифы и другие ограничения, нет торговых барьеров. Однако говорить о создании полноценного таможенного союза ЕврАзЭС пока рано ввиду отсутствия основного элемента - единства таможенного администрирования.
Библиографический список
1.Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001.
2. www.evrazes.com
3. Приказ ГТК РФ. N 1539 от 25 декабря 2003 г «О предоставлении тарифных преференций»
4. Истомин С.И., Моравек Я.И. Таможенный союз стран ЕврАзЭС (комментарий в документах). "Экономика", М., 2001
5. Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообще-
стве. — Журнал российского права. 2003, № 8
6. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. -Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 208 с.
7. www.customs.ru
8.Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия-М.: Буквица, 1999.
Bibliographic list
l.Shishkov U.V. Fusion process before XXI century. Why not fusion countrys CIS. М., 2001.
2. www.evrazes.com
3. Order GTC RF. N 1539 from 25 decem-ber 2003 «about accordance tariff preference»
4. Istomin C.I., Moravek Y.I. Customs union EurAsEC (comments in documents). " Economics ",M., 2001
5. Barkov A.V. Problems harmonization in Eurasian Economic Community. — Magazine of russian right. 2003, № 8
6. Bobrova V.V., Kalvina U.I. World economy - Orenburg: GOU OGU, 2004. -208 c.
7. www.customs.ru
8.Bandurin V. V., Racich B. G., Chatich M. Globalization worldwide economy and Russia -М.: Bukvica, 1999. p. 116.