Научная статья на тему 'Влияние учреждений дополнительного образования на формирование и проявление подростковой агрессивности'

Влияние учреждений дополнительного образования на формирование и проявление подростковой агрессивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
922
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / THE FORMATION OF TEENAGE AGGRESSIVENESS / PHYSICAL AGGRESSIVENESS / VERBAL AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев В. А.

Изучалось влияние на уровень подростковой агрессии занятий в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. Установлено, что проявления агрессии и ее выраженность носят специфический характер и зависят от конкретного направления дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors conducted a study of the influence of adolescent aggressiveness in the environment of additional education for children and young people. It was found out that manifestations of aggressiveness and its intensity have specific features and depend on the direction of the additional education activity.

Текст научной работы на тему «Влияние учреждений дополнительного образования на формирование и проявление подростковой агрессивности»

Возрастная психология

Яковлев В.А., Киселева Т.В.

Влияние учреждений дополнительного образования на формирование и проявление подростковой агрессивности

Изучалось влияние на уровень подростковой агрессии занятий в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. Установлено, что проявления агрессии и ее выраженность носят специфический характер и зависят от конкретного направления дополнительного образования.

Ключевые слова: формирование подростковой агрессии, физическая агрессия, вербальная агрессия.

Отечественными психологами была установлена зависимость особенностей поведения подростков, возникающих в нем негативных

проявлений, от различных социальными условий [2; 6]. Д.И. Фельдштейн, изучающий подростков-правонарушителей показал, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания [5, с. 54]. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают учреждения дополнительного образования детей и молодежи, в которых воспитательная работа в определенной мере компенсирует то, что не смог получить ученик в семье и в школе.

Учреждения дополнительного образования детей составляют сегодня обширную сферу социального воспитания. Они включают в себя художественные, музыкальные, детско-юношеские спортивные школы, дворцы и центры детского творчества, клубы.

К сожалению, не каждый школьник способен достичь высоких результатов в рамках учебного процесса в школе, многие дети не удовлетворяют свою потребность занимать достойное положение в классном коллективе. Как показала в своей работе О.И. Шляхтина, агрессивность подростка определяется его статусом в группе; у отверженных группой наблюдается высокий уровень агрессивности, с помощью которой они проявляют неудовлетворенность своим положением [6].

Широта и разносторонность склонностей и интересов существенным образом влияют на готовность подростка или юноши к восприятию социальных ценностей и положительных воздействий на него окружающей среды [3]. Более того, лица с устойчивыми интересами к творчеству, общественной деятельности, как правило, обладают сильным иммунитетом к отрицательным влияниям и поступкам.

Мы полагаем, что в процессе занятий в объединениях дополнительного образования у трудного подростка постепенно появляется адекватная самооценка, он отходит от асоциальных компаний, их влияния, у него появляется интерес к учебной деятельности, стремление самореализоваться в социально приемлемой деятельности. Даже если подросток не относится к категории неблагополучных, но посещает учреждения дополнительного образования, например, музыкальную школу или клуб, то вероятность появления трудностей в воспитании, негативных тенденций в поведении в период взросления, становления личности резко снижается.

В настоящее время тема, изучающая влияние учреждений дополнительного образования на подростковую агрессию, изучена недостаточно. Исследователи касались ее лишь косвенно, изучая свободное время подростков, влияние клубной работы на поведение детей.

Педагогика и психология

Возрастная психология

Целью нашего исследования было изучение влияния занятий в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи на уровень подростковой агрессивности. Для этого в 2009 г. нами было проведено исследование учащихся 7-х классов общеобразовательных школ г. Рязани (МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 51) в возрасте 13-13,5 лет. В исследование было включено 125 человек. I группа - 76 человек (61%) - дети и подростки, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (в музыкальных, спортивных школах и клубах, во дворцах детского творчества), II группа - 49 человек (39%) - дети, которые не использовали возможности дополнительного образования.

По методике Басса-Дарки оценивались показатели и формы агрессии: «физическая агрессия» (1), «косвенная агрессия» (2), «раздражение» (3), «негативизм» (4), «обида» (5), «подозрительность» (6), «вербальная агрессия» (7), «чувство вины» (8), «индекс враждебности» (9), «индекс агрессивности» (10) (таблица 1).

Анализ результатов дает основание полагать, что учащиеся из II группы в большей степени склонны к проявлению агрессии, чем подростки из I группы. По шкалам «косвенная агрессия» (2) и «раздражение» (3) в двух группах получены одинаковые цифры.

По методике «НаМ-тест» полученные результаты таковы: I группа -30% (22 человека), II группа - 57% (28 человек). Полученные данные дают основания полагать, что учащиеся из I группы менее агрессивные, чем из II группы.

Для выявления степени влияния конкретного направления дополнительного образования детей (занятия музыкой, танцами, борьбой, футболом) на подростковую агрессию, в 2009-2010 гг. нами проводилось исследование подростков, возраст которых составил 13-13,5 лет. Общее количество участников эксперимента - 126 человек, из них 32 подростка занимаются в музыкальной школе (МШ), 32 человека - бальными танцами (БТ), 30 учащихся - борьбой «самбо» (С) и 32 школьника - футболом (Ф). Исследование проходило на базе следующих учреждений дополнительного образования детей и молодежи г. Рязани: детско-юношеский танцевальный клуб «Дебют», Дворец детского творчества (ансамбль бального танца «Солнечные ритмы»), детская музыкальная школа № 1, детская школа искусств № 1, детская школа искусств № 7, ДЮСШ «Золотые купола», ДЮСШ № 1, ДЮСШ № 4, СДЮСШОР по самбо и дзюдо «Родной край - Спорт». Контрольную группу (33 человека) составили подростки, которые не занимаются в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (НН), - учащиеся общеобразовательных школ № 9 и № 51 г. Рязани. Исследование проявления агрессии проводилось по методике Басса-Дарки.

Таблица 1

Соотношение показателей и форм агрессии в исследуемых группах

Группа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

I 33% 24% 29% 24% 9% 14% 47% 30% 18% 5%

II 45% 24% 29% 38% 20% 20% 67% 33% 24% 10%

Таблица 2

Степень влияния конкретного направления дополнительного образования на проявления агрессии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

НН 45% 21% 21% 30% 24% 30% 62,5% 39% 33% 3%

МШ 31% 31% 28% 28% 12,5% 18,75% 53% 47% 12,5% 9%

БТ 25% 34% 16% 16% 6,25% 22% 44% 59% 25% 3%

С 67% 13% 23% 37% 13% 17% 60% 57% 20% 3%

Ф 47% 9% 18,75% 34% 3% 12,5% 41% 31,25% 9% 0%

Приведенные данные указывают на то, что для подростков, занимающихся самбо, характерно более частое проявление физической агрессии, для них она является доминирующим видом агрессии. Ребята, увлекающиеся бальными танцами, игрой на музыкальных инструментах, чаще, по сравнению с другими, прибегают к косвенной агрессии. К проявлениям вербальной агрессии предрасположены в большей степени те учащиеся, которые нигде не занимаются, а также подростки-самбисты. Стоит отметить, что для многих участников данной выборки «вербальная агрессия» является доминирующим видом агрессии (особенно это касается групп школьников, которые занимаются бальными танцами, посещают музыкальную школу, а также те, которые нигде не занимаются). Подростки, посещающие объединениях дополнительного образования детей, менее обидчивы и подозрительны, менее враждебны по отношению к окружающим. Для оценки уровня агрессии у обследуемых подростков нами также была использована методика НаМ-тест (рис. 1).

Данные свидетельствуют о том, что у подростков, занимающихся самбо, уровень агрессивности выше, чем у остальных детей. Самый низкий уровень агрессивности отмечен у учащихся, проходящих обучение в музыкальной школе.

Педагогика и психология

74

Возрастная психология

1

55

34

56,25

%

60 50 40 30 20 10 0

НН МШ БТ С Ф Рис. 1. Результаты исследования уровня агрессии по методике Hand-тест

□ уровень агрессивности выше нормы

Сравнительный анализ полученных нами результатов в двух группах дает основание считать, что подростки, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования, проявления агрессии обнаруживают реже, чем дети и подростки, нигде не занимающиеся.

Кроме этого установлено, что проявления агрессии и ее выраженность носят специфический характер и зависят от конкретного направления дополнительного образования (танцы, футбол или борьба). Полученные данные также можно использовать для коррекции проявлений агрессии у подростков, направляя их для дополнительного образования в ту образовательную группу, занятия в которой способны снижать агрессивные тенденции.

Библиографический список

1. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. - С. 25-37.

2. Махов Ф.С. Когда подростку интересно? Л., 1986.

3. Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М., 1988.

4. Разаренова Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004.

5. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.

6. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. - С. 117-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.