Научная статья на тему 'Влияние учения Аристотеля на последующее развитие науки, культуры, образования'

Влияние учения Аристотеля на последующее развитие науки, культуры, образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / наука / практика / формальная логика / качество / количество / начало / причина / лишенность / тождество / предшествующее / последующее / нецельное / душа / добро / начало / причины / элемент / природа / необходимое / единое / сущее / education / science / practice / formal logic / quality / quantity / beginning / reason / deprivation / identity / previous / subsequent / incomplete / soul / good / beginning / causes / element / nature / necessary / united / existing

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муталимов А.Э.

Актуальность данной темы объясняется неисчерпаемостью философского наследия великого мыслителя Античности. Философ-систематик оставил после себя огромное наследие философских идей и других частных наук, которые позже, ставшие самостоятельными научными направлениями, которыми пользуются не только гуманитарии, но и представители естественнонаучного направления по сей день. В ходе исследования были использованы индуктивно-дедуктивные, исторический методы. Результат анализа свидетельствует, что для последователей идей Аристотеля имеет большое значение осознание смыслов вклада великого ученого и мыслителя в науку и образование. Полученные результаты и выводы научного наследия Аристотеля продолжают оказывать огромное влияние на современное образование и науку, фундаментальную научную прочность, которых служат, в частности для построения и развития науки как производительную силу общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of Aristotle’s teachings on the subsequent development of science, culture, and education

The relevance of this topic is explained by the inexhaustibility of the philosophical heritage of the great thinker of Antiquity. The systematic philosopher left behind a huge legacy of philosophical ideas and other special sciences, which later became independent scientific directions, which are used not only by humanists, but also by representatives of the natural sciences to this day. During the study, inductive-deductive and historical methods were used. The result of the analysis indicates that for followers of Aristotle’s ideas, it is of great importance to understand the meaning of the contribution of the great scientist and thinker to science and education. The results obtained and conclusions of Aristotle’s scientific heritage continue to have a huge impact on modern education and science, the fundamental scientific strength, which serve, in particular, for the construction and development of science as a productive force of society.

Текст научной работы на тему «Влияние учения Аристотеля на последующее развитие науки, культуры, образования»

Муталимов А.Э.

Доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». г. Махачкале.

Влияние учения Аристотеля на последующее развитие науки, культуры, образования*

Аннотация. Актуальность данной темы объясняется неисчерпаемостью философского наследия великого мыслителя Античности. философ-систематик оставил после себя огромное наследие философских идей и других частных наук, которые позже, ставшие самостоятельными научными направлениями, которыми пользуются не только гуманитарии, но и представители естественнонаучного направления по сей день. В ходе исследования были использованы индуктивно-дедуктивные, исторический методы. Результат анализа свидетельствует, что для последователей идей Аристотеля имеет большое значение осознание смыслов вклада великого ученого и мыслителя в науку и образование. Полученные результаты и выводы научного наследия Аристотеля продолжают оказывать огромное влияние на современное образование и науку, фундаментальную научную прочность, которых служат, в частности для построения и развития науки как производительную силу общества.

Ключевые слова: образование, наука, практика, формальная логика, качество, количество, начало, причина, лишенность, тождество, предшествующее, последующее, нецельное, душа, добро, начало, причины, элемент, природа, необходимое, единое, сущее.

Mutalimov A.E.

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines. North Caucasus Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) in Makhachkala.

The influence of Aristotle's teachings on the subsequent development of science, culture, and education

Abstract. The relevance of this topic is explained by the inexhaustibility of the philosophical heritage of the great thinker of Antiquity. The systematic philosopher left behind a huge legacy of philosophical ideas and other special sciences, which later became independent scientific directions, which are used not only by humanists, but also by representatives of the natural sciences to this day. During the study, inductive-deductive and historical methods were used. The result of the analysis indicates that for followers of Aristotle's ideas, it is of great importance to understand the meaning of the contribution of the great scientist and thinker to science and education. The results obtained and conclusions of Aristotle's scientific heritage continue to have a huge impact on modern education and science, the fundamental scientific strength, which serve, in particular, for the construction and development of science as a productive force of society.

Key words: education, science, practice, formal logic, quality, quantity, beginning, reason, deprivation, identity, previous, subsequent, incomplete, soul, good, beginning, causes, element, nature, necessary, united, existing.

* © Муталимов А.Э., 2024.

Влияние учения Аристотеля на последующее развитие науки, культуры, образования

ВВЕДЕНИЕ

Аристотель - известный мыслитель Античности. Он вместе с Платоном считал себя учеником Сократа. Аристотель также считал, что он ученик Платона. В свое время он был воспитателем и учителем Александра Македонского. Его сочинения охватывают почти все отрасли знания того времени. Его мировоззренческие взгляды колеблются между материализмом и идеализмом. Источником движения и изменчивого бытия считается вечный и неподвижный «Ум». Ступени развития природы: растение, животное, человек. Ум, разум и духовность отличают человека от животного. Центральный принцип эти-ки-разумное поведение, умеренность. Человек - существо политическое, имея в виду - общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, умеренная демократия. наихудшие

- тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание, цель трагедии

- очищение духа. Таким образом, речь идет не о чисто философском учении глубокого мыслителя древности, а о том, как его философские взгляды и система знаний, как философа-систематика, повлияли на дальнейшее развитие науки, культуры и образования в Европе и во всем мире и продолжают влиять на умы и настроение новых поколений, являясь теоретической основой и методологической базой для любой дисциплины.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Аристотель хотя и был учеником Платона и многому у него научился, но в дальнейшем выражал несогласие с теорией Платона о существовании мира чувственных вещей и мира идей, который, абстрагируясь от реальной действительности, утверждал, что идеи являются своего рода концепцией, благодаря которой существует вещи из физическо-

го (материального) мира [1, с. 13]. Аристотель верил, что идеи существуют внутри самих вещей. Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже» [8, с. 2]. Аристотель, будучи человеком, постоянно использующим более обоснованный метод эмпирического исследования, конкретизировал и систематизировал в определенную структуру свои работы. Хотя он верил в материальный подход возникновения мира и придавал материи существенное значение, но все-таки считал основным источником возникновения бытия и движения является Бог, что отражено в его научном труде «Метафизика» [1, с. 47]. Он придавал большое значение материи и форме, рассматривая вещи, как следствие слияния и единства обеих. Материя - это возможность формы, а вся реальность - последовательный переход материи в форму, формы в материю. Вещи есть такими, какими они должны быть, поскольку такова сущность бытия [1, с. 5-50]. Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Тут, безусловно, сказалось влияние Сократа. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию своих учеников. Аристотель - универсальный ученый для своего времени, и нам интересны четыре направления его учения: теория, как изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений; практика как модель государственного устройства и деятельность людей; поэтика, как изучение средств художественного выражения в литературе; логика, как наука об истинном представлении окружающей действительности.

Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности,

сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Она нас интересует, поскольку Аристотель объясняет нам, что все люди стремятся к знаниям. Метафизика посвящена знаниям и, как эти знания образуются и усваиваются людьми. Аристотель начинает с утверждения, что «все люди от природы стремятся к знанию». источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт. на опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это ещё не высшее знание, каковым является только знание самоценное — мудрость— знание причин и начал. Аристотель говорит, что мудрыми назывались те, кто знал больше остальных и могли видеть суть вещей, однако он же утверждает то, что всё знать человеку невозможно, но дается возможность узнать причины всего. именно те, кто постоянно задавали вопросы, интересовались причинами зарождения жизни, существования людей, действительности, душой и т.д. [1, с. 26-27]. Они могли называться мудрецами, потому, что мудрецы, с самого начала, интересовались причинами: почему возникла Вселенная, из чего она состоит, стоят ли за этим высшие силы или нет, а также они интересовались вопросом о том, что такое счастье [1, с. 31-35]. Такое знание он называет божественным. Аристотель перечисляет четыре причины всего: сущность; материя; начало движения; благо. Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальную причину: на воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или четыре элемента сразу (Эмпедокл). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев и Платона [2, с. 11-35].

Благодаря учению «Метафизика» появился целый ряд новых терминов в философии. Они впоследствии стали общепринятыми философскими категориями: начало, причина, элемент, природа, необходимое, единое, сущее, сущность, тождественное, противолежащее, предшествующее и последующее, возможность, количество, качество, соотнесенное, совершенное, предел, «то, в силу чего» «по чему», расположение, свойство, состояние, лишенность, «иметь», «быть из чего-то», часть, целое, нецельное, род, ложное, привходящее [9].

Аристотель оставил заметный след в естественнонаучном направлении, в частности в физике. Следует упомянуть о его вкладе в физике. По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения. Движение представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни. В его работе «физика», являющейся фундаментальным трактатом, заложившим основы физики как науки, представлялась не как учение о природе, а как наука о движении, в рамках которого подразумеваются такие категории как время, пустота и место [4, с. 11-46]. Например, Аристотель допускает возможность возникновения сущего из ничего. Для того, чтобы подробно выразить свою мысль он вводит различия между возможностью и действительностью, материей и формой.

Также известном своем трактате «О небе», описывает и раскрывает строение космоса. Аристотель утверждает, что вселенная состоит из основных четырех элементов: земли, воды, огня и воздух.

В тракте«физика» он говорит о том, что рассматривает перемещение как основной вид движения, определяющей

частью которого является пространство [2, с. 26-27].

Философия Аристотеля четко проводит определенные границы направлений элементов, например, любое пространство, характеризуется тремя признаками длиной, высотой и шириной, которое потом будет характеризоваться как объем в трехмерном мире.

Элементы, как он считал, обладали своим уровнем тяжести - огонь и воздух, обладающие легкостью, устремляются вверх (к границе мира), а земля и вода более тяжелые элементы падают вниз (к центру Вселенной). Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара [2, с. 18-31]. Внутри шара по строго заданной траектории движутся небесные тела, обладающие такой же округлой формой [2, с. 3-6]. Абсолютным пределом для всего сущего, утверждает Аристотель, является небо, которое представляет собой живое существо, отождествляющееся со Вселенной и состоящей из эфира также известный как пятый элемент [8, с. 26-330]. В седьмой книге своего труда «Физика» утверждал о возможности существования перводвигателя, поскольку, говорит он, каждое движение должно от чего-то отталкиваться, т.е. инициироваться.

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. В отличие от своего наставника Платона, Аристотель твердо стоял на том, что многие состояния души зависят от состояния тела. В самом широком смысле, если давать определение душе, то ее можно считать основным принципом жизни и истинной сутью человека, ведь душа, как утверждает Аристотель, есть начало жизни. Существует такое поверие, если душа не настроена на какое-либо дело, то дело не может быть доведено до логического конца, полезного для общества. Душа

присутствует не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого. Аристотель подробно рассказывает это в своем сочинении «О душе». Аристотель говорит о сложности добиться хоть каких-то достоверных результатов в исследовании души, считая, что если нет единого способа и пути познания, то сложность увеличивается в разы. Ведь если нет единого пути, говорит он, то придется искать особый способ для каждого предмета. В своей работе он отмечает, что нужно для начала определить, что такое душа, к какому роду она относится, если она имеет определенную сущность или же качество, количество или же совсем нечто другое [3, с. 5]. Интересовался он и о том, имеются ли у души составные части, разделена ли душа на несколько частей, имеет ли человек множество душ или она представляет собой единую целостную сущность? [3, с. 3].

В своем сочинении «о душе», рассматривая исследования в области души своего учителя и предшественников, он дает душе такое качество как движение, состоящее из четырех видов: перемещение, превращение, убывание, возрастание. Размышлял, что душа должна обладать одним, несколькими или всеми видами движения.

Он затрагивает саму природу сущности души, которые уже входят в рамки метафизических вопросов. Определяя причастность состояния души к тому, что она имеет свою основу в материи, Аристотель приводит пример, показывая, что гнев является некоторой формой движения тела или его части, или его способности, вызванная чем-то, какой-то причиной ради чего-то или для кого-то. Он разъясняет природу души, он дает определения сущности, материи, формы и энтелехии.

Когда, как другие концентрировались

на познании и восприятии с помощью органов чувств для изучения сущего, получая тем самым представления о том, что душа есть одно из начал, одни считали, что начал было много, другие, что есть только одно начало - Душа [3, с. 5-10].

В своем трактате «физика» Аристотель разграничивает понятия природного и искусственного. Дает определение природе как нечто имеющее в себе начало движения и покоя. Все живое говорит он, обладающее способностью к изменениям, существует от природы все остальное в силу других причин [4, с. 26-27]. Например, животные, растения и основные элементы вроде огня, воды, земли, воздуха существуют по природе. А все, что создано не от природы будет, разумеется, отличаться, к примеру, созданные искусственно руками человека дома, орудия, различные изделия и т.д. [4, с. 31-35]. Они, утверждает он, не имеют врожденного стремления к изменению и обладают им лишь, поскольку они созданы из грязи, глины, камня или их синтезом, что несет в себе природное качество, желающего изменения, так как природа есть некое начало движения и покоя. Аристотель, закрепляя выше сказанное, говорит, что природой обладают все предметы имеющее начало и все такие предметы представляются как сущности. Так как в каждом предмете есть субстрат, а в субстрате присутствует природа. Указывая на то, что согласно с природой и по природе происходит все присущее им, к примеру, огню и воздуху взлетать вверх, ведь эти вещи не есть сама природа и не заключают внутри себя природу, они подчиняются и ведутся ей. В природе существуют четыре причины: материальная — «то, из чего»; формальная — «что такое» (или сущность), производящая — источник изменения; и целевая — «то, ради чего». Аристотель также упоминал в

своих трудах о стремлении материи к более совершенному для нее состоянию. Доказывает он это тем, что неорганические вещества в процессе эволюции становятся органическими, растения же преобразуются в сущность животного царства. В природе все представляется как система, в которой все ее части полностью составляют единство целостной сущности. В конце концов, эволюционный процесс достигает своего пика, образуя себя в качестве человека.

В своем труде «Никомахова этика» древнегреческий философ дает определение благу как тому состоянию, к чему следует стремиться. У всех есть свои определения блага, у некоторых оно заключается в здоровье, у других в богатстве, но сам Аристотель верил, что высшей степенью блага является благо всего государства [7, с. 298-301]. Есть также случаи частного блага, под которым подразумевается счастье. Раскрывая нам это понятие, как «деятельность души, в полноте добродетели», он говорит для того, чтобы сохранить это благо счастья человеку предстоит быть связанным с государством, потому как для счастья также нужны внешние блага и воспитание в себе добродетели. Что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков [6, с. 18-33]. Добродетели, пишет он, во второй книге «Никомахова этика», не являются врожденным качеством, а результатом определенного воспитания и дисциплины, т.е. приобретенным. Добродетель заключается в усмирении и контроле своих желаний и страстей.

Таким образом, каждая добродетель имеет свою обратную сторону, свою крайность, свой недостаток и свою избыточ-

ность [6, с. 29-31]. Например, мужество и трусость, безрассудный героизм и честолюбие, застенчивость и тщеславие, дружелюбие, зловредность и угодливость и т.д.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. не всегда человек хочет поступить правильно. но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой [7, с. 296-310]. Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой. Аристотель посвящает свои три последние книги «Никомахова этика» дружбе о том, что каждый из нас нуждается в общении, советах и помощи других людей.

Аристотель определяет государство как своего рода общение, а так как всякое общение образуется ради того или иного блага и то общение, которое стремится к высшему благу, зовется благом политическим, т.е. государством. Для человека создание государства характеризуется как достижение высшей точки нравственной деятельности, которое вообще возможно достичь.

Аристотель отвергает утверждение тех, кто толкует о том, что понятия «государственный муж», «царь», «домохозяин» и «господин» являются одним и тем же, но с разницей в количественном факторе, так как господин, к примеру, властвует над небольшим количеством людей, домохозяин тот, кто управляет большим количеством людей. А тот, кто контролирует еще большее количество людских душ -это царь или государственный муж [5, с. 4-10]. Аристотель излагает это определение как непра-

вильное и предлагает с помощью метода анализа, разделяя сложные части на простые, разобраться в этом. Он приходит к решению, что лучший способ рассмотрения этого вопроса будет в виде первичного образования предметов.

Так, например, супруги состоят между собой в союзе, так как не могут существовать друг без друга в целях продолжения своей родословной и потомства [5, с. 17-33]. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой. Таким примером Аристотель подводит нас к тому, что для сохранения дальнейшей возможности своего существования люди должны разделиться на тех, кто с помощью своих умственных способностей, дальнозоркости, благородству и по природе, которому заложено быть доминирующим и властвующим, суждено править [5, с. 18]. Кто обладает лишь физическими способностями, которым, по мнению Аристотеля, суждено быть рабами, находиться под волей других. Благодаря такому образу мышления Аристотель стал основателем патриархальной теории происхождения государства, согласно которой оно возникло из разросшейся в своем количестве семьи, которая, объединяясь с другими семьями, образует общину, а также стремления людей к общению приводит людей к созданию государства.

согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. В «Политике» он подробно рассматривает вопрос о рабстве, считая, что раб не имеет никаких прав перед своим господином и считает, что рабство необходимо и полностью законно, определяя правила, по которым должен жить раб, упоминает также, что варвары по своей природе рождены быть рабами, тогда как греки

существа гораздо более высокого порядка, где дух властвует над телом. Рабы находятся в полном подчинении своего господина. Судьба рабов - сделать жизнь для граждан комфортной, полной счастья, что приводит к созданию полной гармонии[5,с.377]. Само же государство, как утверждает Аристотель, своей целью должно иметь стремление к совершенной системе, способствующей удовлетворению жизни для общества в целом.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

ВЫВОДЫ

Таким образом, Аристотель внес неоценимый вклад для дальнейшего развития европейской и мировой науки, культуры образования и философии. Являясь основателем таких наук как физика, метафизика, логика и т.д., он также ввел разделение науки на теоретические, практические и творческие (поэтические). Значительный вклад Аристотель внес в психологию, так как его трактат «О душе» является методологической основой, на которой строится предмет «психология». Аристотель считается крайним пределом, вершиной античных психологических изысканий. Его трактат является первым систематическим сборником исследований древних греков по проблеме души. Упоминая о его вкладе в науку, следует отметить законы формальной логики и силлогистическую теорию. А также его исследования в сфере политики и государства, позволивших ему сформулировать свою теорию происхождения государства. Помимо этого, он приводит несколько правильных форм государственного правления: монархия, аристократия и

демократия (эти термины впервые употребили Платон и Аристотель). Есть и неправильные формы государственного правления: тирания, олигархия и охлократия. Не менее важным является, его вклад в развитие системы философии, включавшую такие дисциплины, как социология, философия, политика, логика, этика, метафизика и другие направления. Все его исследования, достижения, идеи и мысли серьезно повлияли на формирование научного мировоззрения человека, развитие научного знания, культуры, образования в последующие эпохи не только в рамках европейской цивилизации, но и во всем мире.

References

[1] Aristotle. Metaphysics // Aristotle. Essays. In 4 vols. Vol.

1 / intro. Art. and note. V.F. Asmus. - M.: Mysl, 1976.

[2] Aristotle. About heaven // Aristotle. Essays. In 4 vols. Vol.

3 / intro. Art. and note. A.V. Lebedeva. - M.: Mysl, 1981.

[3] Aristotle. Works in four volumes. Vol. 1. Ed. V.F. As-

mus. - М.: "Thought", 1976.

[4] Aristotle. Physics // Aristotle. Essays. In 4 vols. Vol. 3 /

intro. Art. and note. I.D. Rozhansky. - M.: Mysl, 1981.

[5] Aristotle. Politics // Aristotle. Essays. In 4 vols. Vol. 4.

/ Ed. and entry Art. S.A. Zhebelev, ed. A.I. Dovatura. - M.: Thought 1983

[6] Aristotle. Nicomachean Ethics // Aristotle. Works: In 4

volumes. Vol. 4. - M.: 1984.

[7] Aristotle. Meteorology // Works: in 4 volumes / Ed. and

ed. will enter. articles by I.D. Rozhansky. Per. N.V. Braginskaya. - M.: Mysl, 1981. Vol. 3.

[8] Aristotle. Great ethics // Aristotle. Works: In 4 vols.

Vol. 4. /Trans. Vol. A. Miller. - M.: 1983.

[9] List of terms in Book V of Metaphysics.

Список литературы

[1] Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения.

В 4 т. Т. 1 / вступ. ст. и примеч. В.ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1976.

[2] Аристотель. О небе // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 3

/ вступ. ст. и примеч. А.В. Лебедева. - М.: Мысль, 1981.

[3] Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. Ред.

В.ф. Асмус. - М.: «Мысль», 1976.

[4] Аристотель. физика // Аристотель. Сочинения. В 4 т.

Т. 3 / вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанского. - М.: Мысль, 1981.

[5] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4 т.

Т. 4. / Ред. и вступ. ст. С.А. Жебелева под ред. А.И. Дова-тура. - М.: Мысль 1983

[6] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В

4 т. Т. 4. - М.: 1984.

[7] Аристотель. Метеорологика // Сочинения: в 4 т.

/ Ред. и авт. вступит. статьи И.Д. Рожанский. Пер. Н.В. Брагинской. - М.: Мысль, 1981. Т. 3.

[8] Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: В 4 т.

Т. 4. /Пер. Т. А. Миллер. - М.: 1983.

[9] Список терминов V книги «Метафизики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.