Научная статья на тему 'Влияние учебной и профессиональной деятельности на студентов'

Влияние учебной и профессиональной деятельности на студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ВРЕМЕННАЯ ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна, Шеханин Виктор Иванович, Азаров Дмитрий Николаевич

Авторы проводят исследование влияния средств физической культуры и спорта на работоспособность студентов экономических специальностей и подготовки их к профессиональной деятельности. Доказывают, сто выбор средств физической культуры для работников конкретного вида труда и определение их направленности следует осуществлять на основании данных изучения условий труда, его характера, структуры заболеваемости с временной потерей трудоспособности, физического развития и физической подготовленности, некоторых социальных факторов, влияющих на работоспособность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна, Шеханин Виктор Иванович, Азаров Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of educational and professional activity on students of economic specialties

The authors conduct a study of the influence of physical culture and sports on the efficiency of students in economic specialties and their preparation for professional work. They prove that the choice of the means of physical training for workers of a specific type of work and the determination of their orientation should be carried out on the basis of data on the study of the working conditions, its nature, the structure of morbidity with temporary loss of work ability, physical development and physical preparedness, some social factors that affect human performance.

Текст научной работы на тему «Влияние учебной и профессиональной деятельности на студентов»

активную жизненную позицию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Звягинцев, М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики / М.В. Звягинцев // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сборник научных трудов. - Ялта, 2017. - Вып. 56, ч. 4. - С. 118-123.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по физической культуре / А.П. Матвеев, Л.В. Каверкина. - М : Просвещение, 2002. - 26 с.

REFERENCES

1. Zvyagintsev, M.V. (2017), "Pedagogical theory of personality, as an instrument of pedagogy", Problems of Modern Pedagogical Education. Serie: Pedagogy and psychology, collection of proceedings, publishing house RIO GPA, Yalta, Issue 56, Part 4, pp. 118-123.

2. Matveev, A.P. and Kaverkina, L.V. (2002), Approximate programs of secondary (complete) general education in physical culture, Education, Moscow.

Контактная информация maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2018

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

СТУДЕНТОВ

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шеханин, доцент, Самарский государственный экономический университет; Дмитрий Николаевич Азаров, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России

Аннотация

Авторы проводят исследование влияния средств физической культуры и спорта на работоспособность студентов экономических специальностей и подготовки их к профессиональной деятельности. Доказывают, сто выбор средств физической культуры для работников конкретного вида труда и определение их направленности следует осуществлять на основании данных изучения условий труда, его характера, структуры заболеваемости с временной потерей трудоспособности, физического развития и физической подготовленности, некоторых социальных факторов, влияющих на работоспособность человека.

Ключевые слова: учебная деятельность, условия труда, временная потеря трудоспособности, рационализация режима труда и отдыха, физическая культура и спорт.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY ON STUDENTS

OF ECONOMIC SPECIALTIES

Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Ale-xandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victor Ivanovich Shechanin, the senior lecturer, Samara State University of Economics, Dmitry Nikolaevich Azarov, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The authors conduct a study of the influence of physical culture and sports on the efficiency of students in economic specialties and their preparation for professional work. They prove that the choice of the means of physical training for workers of a specific type of work and the determination of their orientation should be carried out on the basis of data on the study of the working conditions, its nature, the structure of morbidity with temporary loss of work ability, physical development and physical preparedness, some social factors that affect human performance.

Keywords: educational activity, working conditions, temporary loss of ability to work, rationalization of the working and rest regime, physical culture and sport.

Анализ литературных данных (Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева, М.Е. Исакова, В.К. Кондрашова, Г.В. Павлова, А.К. Ершов и др.) и результаты собственных исследований убеждают нас в том, что выбор средств физической культуры для работников конкретного вида труда и определение их направленности следует осуществлять на основании данных изучения условий труда, его характера, структуры заболеваемости с временной потерей трудоспособности, физического развития и физической подготовленности, некоторых социальных факторов, влияющих на работоспособность человека [2].

Исследование было организовано на базе Самарского государственного экономического университета и Волгоградской академии МВД России. Применялся комплекс педагогических и физиологических методов исследования. В результате анализа наблюдений рабочего дня студентов старших курсов (3-4 курс) выяснилось, что 43,5% учебного времени они затрачивают на продуктивную учебную работу, а 28% - на продуктивную вспомогательную. Сопоставление по дням недели затрат времени на продуктивную учебную работу, связанную с умственной деятельностью, показало, что наибольший ее процент приходится на вторник (61,6%), а к пятнице он снижается до 51,8%. Очевидно, это следствие наступающего к концу недели общего утомления.

Расчет коэффициента (К), характеризующего отношение потерь рабочего времени за день к потерям за неделю (К=1,04 в понедельник, 0,096 во вторник и 1,01 в пятницу), лишь подтвердил это предположение. Таким образом, представленные выше данные позволяют говорить о наличии напряженности в недельном цикле учебной работы студентов.

Для характеристики влияния учебной деятельности на организм студентов анализировались данные заболеваемости с временной потерей трудоспособности. Как отмечает ряд авторов, различные неблагоприятные факторы снижают общую резистентность организма и тем самым обусловливают повышенную заболеваемость [3; 5].

Установлено, что уровень заболеваемости студентов составляет 124,73 случая на 100 обучающихся и болезнь в среднем протекает в течение 14,83 дня. Изучение по группам заболеваний показало, что основное место среди них занимают острые заболевания органов дыхания (в том числе грипп, ОРВ), которые составили в среднем 61,20% всех случаев. На втором месте - заболевания сердечно-сосудистой системы (11,33%), на третьем — нервной системы (10,60%), на четвертом — желудочно-кишечного тракта (4,65%) и т.д., следовательно, довольно высок процент простудных заболеваний, а также сердечно-сосудистых и нервных [1].

В исследовании анализировались данные физического развития и физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой (1-я группа, 142 человека) и не занимающихся (2-я группа, 141 человек), в возрасте 21-23 года. Полученные данные оценивались методом межгруппового сравнения и сопоставления со стандартами - соответствующими показателями, имеющимися в литературных источниках [3].

Анализ физического развития свидетельствует о том, что данные роста, веса, внешнего дыхания (жизненной емкости легких, жизненного индекса, пробы Штанге, пневмота-хометрии) в 1-й группе несколько выше, чем во 2-й (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели физического развития инженеров 1-й и 2-й групп

Показатели Группы

1-я 2-я р

Рост, см 175,5±0,66 171,0+1,06 <0,01

Вес, кг 73,3±0,54 73,0±1,8 >0,05

Весоростовой индекс, г 422,8+9,8 426,5+9,9 >0,05

Жизненная емкость легких фактическая, мл 4351+73 3589±84 <0,01

% от должной 103,2+1,9 89,3±1,7 <0,01

Жизненный индекс, усл. ед. 58,4+0,83 48,8±1,37 <0,01

Экскурсия грудной клетки, см 10,6+0,22 8,62±0,17 >0,05

Проба Штанге, с 68,5+2,6 58,78+2,79 >0,05

Пиевмотахометрия, л/с выдох 5,42+0,17 4,81±0,05 <0,01

вдох 4,4±0,12 4,19+0,09 >0,05

Весоростовой индекс Кетле в обеих группах немного превышает норму для соответствующей возрастной группы, что выявляет тенденцию к избыточному весу у обследованных лиц. Сопоставление полученных показателей со стандартами показывает распределение величин группы занимающихся физической культурой в диапазоне значений стандартов и отклонение ниже нижней границы нормы результатов не занимающихся (за исключением пробы Штанге).

Несмотря на преимущество данных антропометрических измерений представителей 1-й группы, необходимо отметить невысокий уровень параметров физического развития занимающихся физической культурой по сравнению со стандартами, имеющимися в литературе для людей этого возраста, не занимающихся спортом [4].

Характеристика данных физической подготовленности (таблица 2) свидетельствует о том, что показатели кистевой динамометрии, становой силы, статической выносливости мышц рук у занимающихся выше, чем у не занимающихся физической культурой.

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности студентов экономических специальностей 1-й и 2-й групп (М±т)_

Показатели Занимающиеся ФК и С Не занимающиеся ФК и С р

Сила правой кисти, кг 58,82+0,89 54,5+1,45 >0,05

Становая сила, кг 181,8±4,45 155,8+5,15 <0,01

Статическая выносливость, с 31,5±1,72 30,3+1.42 >0,05

Силовые индексы кистевой 77,5+0,4 73,9+0,9 <0,01

становой 240,0±0,62 212,0+0,7 <0,01

прыжок вверх, см 54,36±0,5 46,8+1,08 <0,01

Скоростно-силовые прыжок в длину с места, см 219,7+1,7 197,4+4,1 <0,01

Гибкость, см 4,09+0,38 — 1,0+0,42 <0,01

Равновесие, с 16,6+2,04 15,15+1,42 >0,05

МПК л/мин 4,05±0,06 3,12+0,14 <0,01

мл/кг/мин 55,4±1,47 43,7+1,42 <0,01

Особенно отличаются испытуемые по степени проявления скоростно-силовых качеств и показателю максимального потребления кислорода (МПК).

Силовые характеристики в 1-й группе несколько превышают рекомендуемые нормы, а во 2-й - располагаются в диапазоне величин нормы. МПК как одна из характеристик общей выносливости организма [2] в 1-й группе выше имеющихся в литературе стандартов, а во 2-й МПК находится на нижней границе нормы. Эти данные свидетельствуют о том, что у не занимающихся физической культурой студентов уровень развития ско-ростно-силовых качеств и общая выносливость организма несколько понижены.

Таким образом, планируя занятия физической культурой для студентов, необходимо включать в них физические упражнения, направленно воздействующие на развитие и совершенствование функций внешнего дыхания, обшей выносливости организма, ско-ростно-силовых качеств, гибкости.

Вышеизложенное свидетельствует о целесообразности определения рационализации режима труда и отдыха студентов средствами физического воспитания, выбор которых в некоторой степени обусловливается данными социологических исследований.

Согласно материалам опроса, физической культурой занимаются 67,45% анкетируемых. Из числа не занимающихся 21,3% желают приобщиться к ней.

Анализ структуры интересов студентов показал оздоровительную направленность занятий физической культурой. Результаты ранжирования основных видов физической культуры в зависимости от количества полученных ответов выявили преобладание самостоятельных форм занятий и желание заниматься организованно в режиме рабочего дня.

Наибольшее распространение среди студентов получили следующие виды спорта: фитнес-направления (18,93%), волейбол (13,60%), плавание (11,24%), а у студентов Волгоградской академии МВД России приоритеты были следующими: дзюдо (19,8%), футбол (12,6%), легкая атлетика (11,3%).

Анализ целевой направленности показал, что сохранение здоровья (сброс лишнего веса), улучшение самочувствия, повышение работоспособности - основные мотивы занятий физической культурой.

Полученные материалы позволяют сделать следующие выводы:

1. Социально-педагогические факторы (характер труда, заболеваемость, физическое развитие и физическая подготовленность, отношение и интерес к занятиям физической культурой) оказывают существенное влияние на особенности подбора средств и методов проведения занятий физической культурой для студентов.

2. В программу занятий физической культурой со студентами необходимо включать упражнения, способствующие развитию и совершенствованию скоростно-силовых качеств и выносливости, а также средства закаливания, повышающие резистентность организма студентов к простудным заболеваниям.

3. Результаты анкетного опроса позволили определить виды спорта, которые оказались наиболее популярными, доступными и, как видно из представленных данных, довольно целесообразными для совершенствования основных функциональных звеньев организма студентов, сохранения их здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ особенностей травматизма в спортивной аэробике / Л. А. Иванова, О. А. Казакова, М.М. Асеева, И.В. Соловьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 96-100.

2. Егорова, Е.А. Экономика труда : учебное пособие / Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева ; Московская финансово-промышленная академия. - М. : [б.и.], 2004. - 80 с.

3. Иванова, Л. А. Исследование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом через методико-практические занятия по футболу / Л.А. Иванова, Е.О. Белова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2016. - № 2 (3). - С. 29-32.

4. Организация производственной деятельности : методические указания к проведению практических занятий для студентов экономических и технических специальностей всех форм обучения [Электронный ресурс] / сост. Г.М. Охезина. - URL : http://www.nntu.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/orgprod1/part11 .htm. - Дата обращения: 26.01.2018.

5. Попова, А.О. Мотивация студентов - эффективный способ выполнения нормативов комплекса ГТО / А.О. Попова, Л.А. Иванова, О.В. Савельева // Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 174.

REFERENCES

1. Egorova, E.A. and Kuchmaev, O.V. (2004), Labor Economics. Textbook, Moscow Financial-Industrial Academy, Moscow.

2. Ivanova, L.A. and Belova, E.O. (2016), "Investigation of students' motivation for practicing physical culture and sports through methodological and practical classes in football", OlymPlus. Humanitarian version, No. 2 (3), pp. 29-32.

3. Ivanova, L.A., Kazakova, O.A., Aseeva, M.M. and Solovieva I.V. (2017), "Analysis of traumatism features in sports aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 96-100.

4. Comp. Ohezin, G.M. (2017), Organization ofproduction activity: methodical instructions for conducting practical classes for students of economic and technical specialties of all forms of training, available at" http://www.nntu.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/orgprod1/part11 .htm.

5. Popova, A.O., Ivanova, L.A. and Savelieva, O.V. (2015), "Motivation of students is an effective way of meeting the standards of the TRP", Journal of science, Vol. 7, No. 3 (28), pp. 174.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.