УДК 338.48:379.85
И.С. КАБИРОВ,
старший преподаватель
Чистопольский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)
ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
В статье рассмотрены теоретические аспекты оценки влияния туризма на экономику страны, для чего автор выделил основные мультипликаторы, позволяющие сделать эту оценку комплексной.
В настоящее время туризм представляет собой сложное массовое явление, которое влияет на экономику многих стран и регионов. Актуальность тематики обусловлена тем, что туризм является высокодоходной и динамичной отраслью современной мировой экономики. Существует множество различных определений туризма, но до сих пор в научной литературе отсутствует однозначное его определение. Однако, несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие "туризм" такие элементы, как туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, деятельность организаций-посредников, отношения, связи, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг.
Обобщая множество определений понятия туризма, мы предлагаем следующее.
Туризм - это сложная социально-экономическая система, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: во-первых, это граждане (туристы), совершающие временные выезды (путешествия) с постоянного места жительства, не превышающего 12 месяцев подряд, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, и иных целях с возможностью занятия оплачиваемой деятельностью, при которой денежные средства остаются в стране (месте) временного пребывания; во-вторых, это организаторы-посредники, которые занимаются туроператорской и турагентской деятельностью; в-третьих, это совокупность взаимоотношений (явлений, связей), возникающих во вре-
мя поездки и пребывания людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания; в-четвертых, это инфраструктура туризма, включающая в себя места показов, средства транспорта, объекты развлечения, размещения и обслуживания туристов и т.д.
Авторская концепция определения туризма представлена на рис. 1.
Туризм оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны. Прямое воздействие выражается в виде увеличения дохода страны за счет прямых расходов туристов. Потраченные денежные средства туриста, или же расходы туриста, вкладываются в индустрию (инфраструктуру) страны, обеспечивая тем самым занятость
Рис. 1. Обобщенная концепция понятия туризм
населения, пополнение бюджета налогами, иными словами, увеличение дохода не только туристских организаций, но принимающей страны в целом. В связи с этим образуется некая цепочка "расходы - доходы - расходы - ...", когда расходы туристов становятся доходами туристских организаций, которые, в свою очередь, часть своего дохода превращают в расход и т.д.
Особое внимание уделяется косвенному воздействию туризма на экономику страны ("эффект мультипликатора"). Суть этого влияния состоит в том, что туризм стимулирует развитие других (смежных) отраслей экономики. Туристская индустрия в своей деятельности пользуется услугами банков, аэропортов, вокзалов, страховых компаний и других предприятий, внося свою некую часть денежных средств в их развитие. В итоге, чем больше этих денежных
г
средств будет потрачено в пределах страны и останется на ее развитие, тем выше "эффект мультипликатора". И наоборот, чем меньше доля дохода будет потрачена в пределах страны и больше товаров и услуг импортировано из других стран, тем "эффект мультипликатора" ниже.
В связи с этим, определим предприятия, которые имеют прямое и косвенное отношение к туризму (рис. 2).
Понятие "мультипликатор" впервые как экономическую категорию ввел английский экономист Р. Кан в 1931 г. Мультипликатор (от лат. шиШрНса1ог - умножитель, умножающий) - это численный коэффициент, показывающий во сколько раз возрастает доход при данном росте инвестиций [1, с. 145]. Теорией мультипликатора занимались выдающиеся зарубежные ученые, такие как Дж. М. Кейнс [2], П. Самуэльсон [3],
Л
Ч_У
Рис. 2. Предприятия, взаимодействующие прямо и косвенно с туризмом
Р. Харрод [4] и др. Научные исследования в области туристского мультипликатора содержатся в работах российских ученых: В.А. Квартального [5], Г.А. Папиряна [6], М.А. Жуковой [7] и др.
Туристский мультипликатор представляет собой коэффициент, который отражает увеличение доходов страны в зависимости от расходов туриста. В обобщенном виде величина мультипликатора (К) определяется следующей формулой:
К = 1 = -±-(1 - МСП) мен'
где МСП - предельная склонность к потреблению; МСН - предельная склонность к накоплению.
В.Г. Гуляев предлагает следующую математическую модель туристского дифференцированного мультипликатора [1, с. 152]:
т п
2ХШ) X ЩЦ) х V- Х1 К = Ш-,
' п
1 - р х£ хах 1(1) хУ(1)
I=1
где I - категория (виды) туризма: познавательный, оздоровительный, деловой и проч., I = 1, 2, 3, .. .п; I - вид предприятия, для которого рассчитывается туристский мультипликатор; I = 1, 2, 3, ... т; 2(1) - доля расходов производимых туристами I вида в общих расходах; Я(1,1) - доля расходов туристов I вида через предприятие ¿-го вида; ¥(I) - прямые и косвенные доходы, генерируемые единицей расходов, совершаемых предприятием ¿-го вида; Р - маржинальная склонность к потреблению (МСП); Х(¿) -доля расходов местных жителей, совершаемых в рамках предприятия ¿-го вида в общих потребительских расходах; Х(1) - доля от Х(1), относящаяся к конкретному региону страны.
Как видно, вышеприведенная модель построена на принципе мультипликации туристских расходов и с учетом следующих факторов:
- категорий (видов) туризма;
- разновидностей предприятий, получающих дополнительный доход;
- доли расходов, производимых туристами в общих расходах;
- доли расходов, производимых через предприятия смежных отраслей экономики;
- прямых и косвенных доходов, генерируемых единицей туристских расходов;
- расходов местных жителей и их доли в общих потребительских расходах.
Следует отметить, что расходы туристов реализуются на предприятиях туристской сферы (размещения, питания, транспортного обслуживания и др.) (рис. 3). Представим основные доходы, генерируемыми туристскими расходами в рамках туристского мультипликатора [1, с. 154].
Как видно из рис. 3, расходы туристов преобразуются в доходы предприятий индустрии туризма, предприятий сопутствующих отраслей экономики (торговли, общепита, транспорта, сферы досуга и развлечений, бытового обслуживания и т.д.), а также дополнительные доходы населения региона. Эти доходы выступают дополнительной прибылью, инвестициями и выливаются в дополнительные поступления в бюджеты разных уровней в виде налогов, и других платежей; в дополнительные доходы населения за счет дополнительной заработной платы и новых рабочих мест и т.д. Однако некая часть доходов отчуждается на накопления и сбережения, на оплату товаров и услуг за пределами страны (региона) и т.д.
Автор считает целесообразным выделить следующие виды мультипликаторов:
- мультипликатор дохода, показывающий дополнительные доходы, получаемые за счет дополнительных расходов туристов;
- мультипликатор продаж, измеряющий дополнительные обороты (валовую выручку) туристских предприятий в результате увеличения расходов туристов;
- мультипликатор занятости, определяющий общее количество рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов;
- мультипликатор производства, определяющий объем дополнительного производства, полученного при увеличении расходов туристов;
г л
Туристские расходы
Доходы предприятий Доходы предприятий Дополнительные доходы
туристской сферы сопутствующих отраслей населения региона
Дополнительные Дополнительные Увеличение Увеличение Другие виды
региональные и бюджетные фонда оплаты занятости доходов
местные налоги поступления труда предприятий населения
Доходы, выпадающие из экономического оборота
35
Оплата товарного импорта Оплата услуг за Накопления и Вывоз денежной массы
за пределами региона пределами региона сбережения за пределы региона и др.
Рис. 3. Динамика оборота туристских расходов
- налоговый мультипликатор, показывающий объем налоговых поступлений в результате увеличения расходов туристов;
- инвестиционный мультипликатор, определяющий воздействие капиталовложений на суммарный доход и пр.
В заключение отметим, что с помощью мультипликатора можно оценивать влияние туризма на экономику страны (региона) по сравнению с другими отраслями экономики, а также эффективность инвестиций в туристскую отрасль и др. Однако возникают трудности при расчете некоторых мультипликаторов. К примеру, расчет мультипликатора занятости является сложным из-за широкого распространения временной и неполной занятости в туризме. Одной из основных проблем расчета мультипликатора является несовершенство туристской статистики, но в целом оценка прямого влияния туризма на развитие страны (региона) не вызывает серьезных затруднений.
Список литературы
1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.
2. Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / вступ. статья H.A. Макаше-вой. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
3. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика; пер с англ. -М.: "Издательство БИНОМ", 1997. - 800 с.
4. Харрод Р. Классики кейнсианства. В 2 т. Т. 1: К теории экономической динамики. - М.: Экономика, 1997. -416 с.
5. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 208 с.
7. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 200 с.
В редакцию материал поступил 2 7.04.09.
Ключевые слова: туризм, экономика, мультипликатор, оборот туристских расходов, модель туристского дифференцированного мультипликатора.