Научная статья на тему 'Влияние туризма на экономику страны'

Влияние туризма на экономику страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7066
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / МУЛЬТИПЛИКАТОР / ОБОРОТ ТУРИСТСКИХ РАСХОДОВ / МОДЕЛЬ ТУРИСТСКОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА / TOURISM / ECONOMY / MULTIPLIER / TURNOVER OF TOURIST EXPENSES / THE MODEL OF THE TOURIST DIFFERENTIATED MULTIPLIER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабиров И. С.

В статье рассмотрены теоретические аспекты оценки влияния туризма на экономику страны, для чего автор выделил основные мультипликаторы, позволяющие сделать эту оценку комплексной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TOURISM ON THE COUNTRY'S ECONOMY

The article presents an attempt to study the theoretical aspects of tourism impact on the country's economy. It also defines the enterprises which directly or indirectly cooperate with tourism.

Текст научной работы на тему «Влияние туризма на экономику страны»

УДК 338.48:379.85

И.С. КАБИРОВ,

старший преподаватель

Чистопольский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

В статье рассмотрены теоретические аспекты оценки влияния туризма на экономику страны, для чего автор выделил основные мультипликаторы, позволяющие сделать эту оценку комплексной.

В настоящее время туризм представляет собой сложное массовое явление, которое влияет на экономику многих стран и регионов. Актуальность тематики обусловлена тем, что туризм является высокодоходной и динамичной отраслью современной мировой экономики. Существует множество различных определений туризма, но до сих пор в научной литературе отсутствует однозначное его определение. Однако, несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие "туризм" такие элементы, как туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, деятельность организаций-посредников, отношения, связи, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг.

Обобщая множество определений понятия туризма, мы предлагаем следующее.

Туризм - это сложная социально-экономическая система, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: во-первых, это граждане (туристы), совершающие временные выезды (путешествия) с постоянного места жительства, не превышающего 12 месяцев подряд, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, и иных целях с возможностью занятия оплачиваемой деятельностью, при которой денежные средства остаются в стране (месте) временного пребывания; во-вторых, это организаторы-посредники, которые занимаются туроператорской и турагентской деятельностью; в-третьих, это совокупность взаимоотношений (явлений, связей), возникающих во вре-

мя поездки и пребывания людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания; в-четвертых, это инфраструктура туризма, включающая в себя места показов, средства транспорта, объекты развлечения, размещения и обслуживания туристов и т.д.

Авторская концепция определения туризма представлена на рис. 1.

Туризм оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны. Прямое воздействие выражается в виде увеличения дохода страны за счет прямых расходов туристов. Потраченные денежные средства туриста, или же расходы туриста, вкладываются в индустрию (инфраструктуру) страны, обеспечивая тем самым занятость

Рис. 1. Обобщенная концепция понятия туризм

населения, пополнение бюджета налогами, иными словами, увеличение дохода не только туристских организаций, но принимающей страны в целом. В связи с этим образуется некая цепочка "расходы - доходы - расходы - ...", когда расходы туристов становятся доходами туристских организаций, которые, в свою очередь, часть своего дохода превращают в расход и т.д.

Особое внимание уделяется косвенному воздействию туризма на экономику страны ("эффект мультипликатора"). Суть этого влияния состоит в том, что туризм стимулирует развитие других (смежных) отраслей экономики. Туристская индустрия в своей деятельности пользуется услугами банков, аэропортов, вокзалов, страховых компаний и других предприятий, внося свою некую часть денежных средств в их развитие. В итоге, чем больше этих денежных

г

средств будет потрачено в пределах страны и останется на ее развитие, тем выше "эффект мультипликатора". И наоборот, чем меньше доля дохода будет потрачена в пределах страны и больше товаров и услуг импортировано из других стран, тем "эффект мультипликатора" ниже.

В связи с этим, определим предприятия, которые имеют прямое и косвенное отношение к туризму (рис. 2).

Понятие "мультипликатор" впервые как экономическую категорию ввел английский экономист Р. Кан в 1931 г. Мультипликатор (от лат. шиШрНса1ог - умножитель, умножающий) - это численный коэффициент, показывающий во сколько раз возрастает доход при данном росте инвестиций [1, с. 145]. Теорией мультипликатора занимались выдающиеся зарубежные ученые, такие как Дж. М. Кейнс [2], П. Самуэльсон [3],

Л

Ч_У

Рис. 2. Предприятия, взаимодействующие прямо и косвенно с туризмом

Р. Харрод [4] и др. Научные исследования в области туристского мультипликатора содержатся в работах российских ученых: В.А. Квартального [5], Г.А. Папиряна [6], М.А. Жуковой [7] и др.

Туристский мультипликатор представляет собой коэффициент, который отражает увеличение доходов страны в зависимости от расходов туриста. В обобщенном виде величина мультипликатора (К) определяется следующей формулой:

К = 1 = -±-(1 - МСП) мен'

где МСП - предельная склонность к потреблению; МСН - предельная склонность к накоплению.

В.Г. Гуляев предлагает следующую математическую модель туристского дифференцированного мультипликатора [1, с. 152]:

т п

2ХШ) X ЩЦ) х V- Х1 К = Ш-,

' п

1 - р х£ хах 1(1) хУ(1)

I=1

где I - категория (виды) туризма: познавательный, оздоровительный, деловой и проч., I = 1, 2, 3, .. .п; I - вид предприятия, для которого рассчитывается туристский мультипликатор; I = 1, 2, 3, ... т; 2(1) - доля расходов производимых туристами I вида в общих расходах; Я(1,1) - доля расходов туристов I вида через предприятие ¿-го вида; ¥(I) - прямые и косвенные доходы, генерируемые единицей расходов, совершаемых предприятием ¿-го вида; Р - маржинальная склонность к потреблению (МСП); Х(¿) -доля расходов местных жителей, совершаемых в рамках предприятия ¿-го вида в общих потребительских расходах; Х(1) - доля от Х(1), относящаяся к конкретному региону страны.

Как видно, вышеприведенная модель построена на принципе мультипликации туристских расходов и с учетом следующих факторов:

- категорий (видов) туризма;

- разновидностей предприятий, получающих дополнительный доход;

- доли расходов, производимых туристами в общих расходах;

- доли расходов, производимых через предприятия смежных отраслей экономики;

- прямых и косвенных доходов, генерируемых единицей туристских расходов;

- расходов местных жителей и их доли в общих потребительских расходах.

Следует отметить, что расходы туристов реализуются на предприятиях туристской сферы (размещения, питания, транспортного обслуживания и др.) (рис. 3). Представим основные доходы, генерируемыми туристскими расходами в рамках туристского мультипликатора [1, с. 154].

Как видно из рис. 3, расходы туристов преобразуются в доходы предприятий индустрии туризма, предприятий сопутствующих отраслей экономики (торговли, общепита, транспорта, сферы досуга и развлечений, бытового обслуживания и т.д.), а также дополнительные доходы населения региона. Эти доходы выступают дополнительной прибылью, инвестициями и выливаются в дополнительные поступления в бюджеты разных уровней в виде налогов, и других платежей; в дополнительные доходы населения за счет дополнительной заработной платы и новых рабочих мест и т.д. Однако некая часть доходов отчуждается на накопления и сбережения, на оплату товаров и услуг за пределами страны (региона) и т.д.

Автор считает целесообразным выделить следующие виды мультипликаторов:

- мультипликатор дохода, показывающий дополнительные доходы, получаемые за счет дополнительных расходов туристов;

- мультипликатор продаж, измеряющий дополнительные обороты (валовую выручку) туристских предприятий в результате увеличения расходов туристов;

- мультипликатор занятости, определяющий общее количество рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов;

- мультипликатор производства, определяющий объем дополнительного производства, полученного при увеличении расходов туристов;

г л

Туристские расходы

Доходы предприятий Доходы предприятий Дополнительные доходы

туристской сферы сопутствующих отраслей населения региона

Дополнительные Дополнительные Увеличение Увеличение Другие виды

региональные и бюджетные фонда оплаты занятости доходов

местные налоги поступления труда предприятий населения

Доходы, выпадающие из экономического оборота

35

Оплата товарного импорта Оплата услуг за Накопления и Вывоз денежной массы

за пределами региона пределами региона сбережения за пределы региона и др.

Рис. 3. Динамика оборота туристских расходов

- налоговый мультипликатор, показывающий объем налоговых поступлений в результате увеличения расходов туристов;

- инвестиционный мультипликатор, определяющий воздействие капиталовложений на суммарный доход и пр.

В заключение отметим, что с помощью мультипликатора можно оценивать влияние туризма на экономику страны (региона) по сравнению с другими отраслями экономики, а также эффективность инвестиций в туристскую отрасль и др. Однако возникают трудности при расчете некоторых мультипликаторов. К примеру, расчет мультипликатора занятости является сложным из-за широкого распространения временной и неполной занятости в туризме. Одной из основных проблем расчета мультипликатора является несовершенство туристской статистики, но в целом оценка прямого влияния туризма на развитие страны (региона) не вызывает серьезных затруднений.

Список литературы

1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.

2. Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / вступ. статья H.A. Макаше-вой. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.

3. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика; пер с англ. -М.: "Издательство БИНОМ", 1997. - 800 с.

4. Харрод Р. Классики кейнсианства. В 2 т. Т. 1: К теории экономической динамики. - М.: Экономика, 1997. -416 с.

5. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.

6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 208 с.

7. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 200 с.

В редакцию материал поступил 2 7.04.09.

Ключевые слова: туризм, экономика, мультипликатор, оборот туристских расходов, модель туристского дифференцированного мультипликатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.