Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА НА ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА НА ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
322
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / COLOR / VISUAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чульдум А.М.

В статье рассматриваются различные аспекты влияния цветового оформления окружающего пространства на человека, выделяются особенности воздействия некоторых цветовых групп и описывается, где могут применяться те или иные цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE COLOR ENVIRONMENT OF THE CITY ON THE PERSON

The article presents various aspects of influence of color decorate of surrounding space on the person, stand out features of impact of some color groups and it is described, where these or those colors can be applied.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА НА ЧЕЛОВЕКА»

УДК 159.937.511

Чульдум А.М. студент

научный руководитель: Голубничий А.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА НА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация: в статье рассматриваются различные аспекты влияния цветового оформления окружающего пространства на человека, выделяются особенности воздействия некоторых цветовых групп и описывается, где могут применяться те или иные цвета.

Ключевые слова: цвет, визуальная среда.

Chuldum A.M.

Student

KhakasState University. N.F. Katanova

Russia,Abakan Scientific supervisor: Golubnichiy A.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

INFLUENCE OF THE COLOR ENVIRONMENT OF THE CITY ON

THE PERSON

Abstract: the article presents various aspects of influence of color decorate of surrounding space on the person, stand out features of impact of some color groups and it is described, where these or those colors can be applied.

Key words: color, visual environment.

Большая часть населения современности проживает в городах, где она и проводит основную часть своего времени. Это значит, что городская среда должна быть безопасна и максимально комфортна для нахождения в ней человека. Главное, что отличает город от других населенных пунктов, это большое количество зданий, различающихся планировкой, этажностью, цветовым оформлением. И последнее зачастую оказывает гораздо большее воздействие на человека, чем может показаться на первый взгляд.

Учёные утверждают, что цвет является свойством поверхности предмета, которое сортирует лучи света, попадающие на неё, и отражает второстепенное излучение от своей поверхности. Однако считается, что цвет — это ощущение, возникающее в мозге в ответ на свет, отразившийся от определённой поверхности и попавший на сетчатку глаза [1].

Различные цвета оказывают разное воздействие на психологическое состояние человека. Например, красный цвет действует на человека возбуждающе, а зеленый же успокаивает и умиротворяет. Также изменения

возможны и в физиологическом состоянии индивида. Воздействие цвета способно изменять частоту пульса и влиять на особенности работы некоторых внутренних органов. Прежде всего, это связано с воздействием цвета на периферическую нервную систему. Аппетит, трудоспособность, внимательность и артериальное давление также могут быть подвержены влиянию цвета [5]. Перечисленные показатели под воздействием различных цветов могут изменяться как в положительную, так и отрицательную сторону.

Цвет, являясь одним из основных параметров в градостроительстве и архитектуре, может выполнять различные функции и по-разному действовать на человека.

Так, цветовое оформление окружающего пространства может влиять на зрительный комфорт и ощущения человека. Например, известно, что визуально уменьшают помещения темные цвета, они как бы «сдвигают стены», а светлые тона дают ощущение простора и широты. На человека может оказывать разное влияние и количество цветов в воспринимаемой визуальной среде: чрезмерная перенасыщенность и полный ахроматизм (т.е. абсолютная серость) одинаково утомительны для глаз [2]. Поэтому важно, чтобы в оформлении зданий и отдельных помещений присутствовало разнообразие цветов, но оно никак не нарушало их гармоничности и сбалансированности.

Цвет может проявлять себя как фактор психофизиологического воздействия. К примеру, красный, оранжевый и пурпурный цвета считаются возбуждающими, и их следует использовать там, где необходима значительная двигательная активность или физическое напряжение, где нужно взбодрить, наполнить эмоциями и восполнить жизненную энергию. Зачастую такие цвета используются в местах общественного скопления, питания и отдыха (магазины, рестораны, клубы, аттракционы, ярмарки), т.е. в основном, это места временным пребыванием человека.

Оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый травяного типа считаются тонизирующими цветами, и их применяют там, где необходимо особое направленное духовное воздействие на человека, где нужно поддерживать в нем жизненную активность, бодрость духа и работоспособность, т.е. тонизировать. Так, например, этими цветами вполне могут быть оформлены различные интерьеры, офисные кабинеты, производственные помещения, учебные классы, аудитории и т.д.

Такие цвета, как голубой, синий, зелено-голубой, фиолетовый, сине-фиолетовый считаются успокаивающими, и их следует применять в основном в помещениях для отдыха пассивного характера: холлы, спальни, фойе, некоторые залы собраний и представлений. В помещениях с множеством людей цветовую гамму необходимо сохранять спокойной, независимо от остальных условий [4].

Большое значение цвет имеет как средство выявления формы и организации пространства. С помощью цвета может происходить искажение

величин предметов. К примеру, если взять три одинаковых по размерам квадрата, окрашенных в ахроматический, хроматический и многоцветный цвета, и поставить их в этом же порядке, то их визуальная величина будет соответственно уменьшаться. Цветовое различие вполне может создавать и иллюзию веса предмета: светлый предмет кажется легче темного, а холодный легче теплого.

Также цвету присущ эффект приближения и удаления: насыщенный цвет воспринимается как более близко расположенный, чем малонасыщенный. Теплые цвета - выступающие, а холодные - отступающие. В группе выступающих цветов заметнее выступают цвета светлее фона. В группе отступающих цветов эффект удаления усиливается по мере затемнения цвета в сравнении с фоном.

Ну и, конечно, не следует забывать об эстетическом факторе. Каждый человек обладает собственным набором цветов, которые ему нравятся. И здесь уже не имеет значение, какими свойствами эти цвета обладают и какое воздействие на человека оказывают.

Цвет может быть и источником некой информации. Так, красный цвет символизирует запрет или опасность, зеленый наоборот разрешение, безопасность. Желтый воспринимается как предупреждение. Синий цвет является нейтральным, он используется для информационных указателей и ориентирующих знаков. Оранжевый цвет предупреждает об опасности, а сочетание желтого и черного цветов обладает отпугивающей окраской [3]. Примерами являются городские дорожные знаки, указатели, светофоры и различные надписи.

Современные российские города в большинстве своем не отличаются разнообразием застройки - зачастую все же преобладает типовое строительство, которое характеризуется одинаковыми однотонными, зачастую серыми, домами. Серость разбавляют только множество рекламных вывесок, магазинов с яркими витринами. Но и это зачастую лишь усугубляет ситуацию с неблагоприятной визуальной средой, так как создается эффект пестрения и неоднородности цветовой гаммы, что вызывает стрессовые реакции в организме человека. В то же время следует отметить и роль зеленых насаждений, которые отвлекают внимание от невзрачности строений и излишней рекламы.

В настоящее время хоть и отмечается тенденция, направленная на уменьшение типового строительства, однако негативное влияние присущих ему факторов остается по-прежнему сильным. Поэтому необходимо решать данную проблему с привлечением различных специалистов разных сфер, таких как архитекторы, дизайнеры и психологи. Необходимо изменить подход к архитектуре зданий, к освещению и оформлению улиц.

Таким образом, цвет в восприятии окружающего мира играет очень важную роль. Эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека зависит от цветового оформления пространства вокруг. Важно учитывать необходимость гармоничного и сбалансированного цветового

оформления городской среды.

Использованные источники:

1. Агостон Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982. 184 с.

2. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 272 с.

3. Ефимов А.В. Цвет в архитектуре и градостроительстве / А.В. Ефимов. -М., 1981. - С. 170.

4. Переверзева, И. А. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачей изучения эмоциональности / И.А. Переверзева // Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М., 1981. - Т. 10. - С. 1314.

5. Пэдхем, Ч. Восприятие Света и Цвета / Ч. Пэдхем, Ж. Сондерс. - М.: Наука, 1978. - С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.