Научная статья на тему 'Специфические особенности использования цвета и света в современной архитектуре'

Специфические особенности использования цвета и света в современной архитектуре Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
906
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ФОРМА / КОЛОРИСТИКА / ПРОСТРАНСТВО / СВЕТ / ГОРОД / ЦВЕТОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Максименко А.Е., Резник М.Д.

Цветовой эффект в архитектуре зависит от множества факторов собственно цвета, источника света, расстояния, типа поверхности и фона. Грамотный подход к системе средств и методов цветового моделирования позволит архитектору избежать многих ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Color effect in the architecture depends on many factors the actual color of the lightsource, distance, type of surface and background. Sound approach to the system of means and methods of the color simulation will allow the architect to avoid many mistakes.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности использования цвета и света в современной архитектуре»

УДК 658.512.23

А.Е. Максименко,к.т.н. доцент, М.Д. Резник

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА И СВЕТА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Симферополь

email: maksimenko_alexs@mail.ru

Аннотация. Цветовой эффект в архитектуре зависит от множества факторов -собственно цвета, источника света, расстояния, типа поверхности и фона. Грамотный подход к системе средств и методов цветового моделирования позволит архитектору избежать многих ошибок.

Ключевые слова: цветовая архитектура, форма, колористика, пространство, свет, город, цветовое моделирование.

Постановка проблемы. В древний период число цветов, окружающих человека, было ограничено натуральными тонами, связанными с собственным цветом материала или красителями минерального происхождения. XIX век изобиловал научными открытиями, которые использовались в промышленности - появился широкий спектр пигментов-красителей, основанных на соединениях металлов: хрома, кадмия, кобальта, цинка, меди и даже мышьяка. Поэтому цветовая палитра доступных в настоящее время материалов достаточно велика. Чтобы разные оттенки гармонировали между собой, требуется глубокое знание колористики и способов построения освещения, однако большинство архитекторов при выборе цвета полагаются на свою интуицию без учета основных принципов, которые управляют цветом и без знания типов источников освещения. Поэтому стоит представить некоторые фрагменты из области знаний о цвете, чтобы способствовать более осмысленному цветовому и световому оформлению зданий (рис.1).

Рис 1.Пример диаграмм цветовой раскладки и графиков доминирующих цветов

Анализ исследований и публикаций. Понятие о свете в архитектуре, а также стремление им управлять уходят корнями в глубокую древность. Архитекторы прошлого широко использовали световую адаптацию зрения. Например, в греческой архитектуре солнечный свет использовался как средство выражения тектоники храма. Светом и тенью утверждается его структура и прежде всего его ордер - конструктивная и пластическая основа греческого храма. Для зодчих же барокко солнечный свет - средство создания живописных эффектов, соответствующих стилю архитектуры [1].

Цвет - неотъемлемый атрибут предметно-пространственной среды. Созданное природой человек обычно считает гармоничным: но, все ли гармонично по цвету в искусственно созданной среде? В этой связи возрастает актуальность изучения опыта выдающихся мастеров архитектуры и искусства в исследовании цвета для дальнейшего совершенствования эстетической выразительности архитектуры города [2].

Активизация полихромии в архитектуре города сегодня рассматривается как актуальная профессиональная задача архитекторов, градостроителей, искусствоведов. Они призваны реабилитировать цвет [3].

Цвет в архитектуре — одно из средств архитектурной выразительности. Композиционные задачи в области цвета при возведении зданий, сооружений и архитектурных комплексов решаются путем использования собственного цвета, или отделочных материалов, окрашиванием поверхностей в процессе возведения зданий и сооружений, либо при изготовлении отдельных конструктивных элементов в заводских условиях.

Табл 1.Зависимость видимого цвета от цвета освещения

Цвет о бт=> е кта Цвет освещения

голубой краен ы й зелен ы й желты й

Бел ы й светло-голубой светло— роз о в ы й с в етло-зелен ы й светло— желты й

Черный синева то -черный крас новато-черн ы й зеленовато-черн ы й о р а нже вато-черный

Краеный тем н о-голубовато-красн ы й свер к а ю щ и й краен ы й желто вато-красн ы й я рко-красн ы й

Голубой я р ко - гол убой красновато-голубой зеленовато-голубо й с в етл ы й красноватого л у бой

Синий сдедка^ош^ий, голубой тем н ы й красновато— фиолетовы й тем н ы й зеленовато-голубо й с в етл ы й красновато— dp иол ето в ы й

Желты й синева то-ко ричневый корим нево-красный тем н ы й о л и в ко во-ко ричневый коринн е вато-ора нже вы й

Проблема цвета в архитектуре тесно связана с вопросами освещения зданий и сооружений. С помощью цвета можно выделить отдельные сооружения среди других сооружений архитектурного комплекса. С помощью света можно скорректировать существующие цветовые решения и частично или полностью изменить облик здания. На практике часто используется цветовая подсветка объектов (табл.1).

Приведенная таблица наглядно показывает изменение видимого цвета в зависимости от цвета освещения [4].

Цвет зданий оказывает влияние на уровень средних освещенностей улиц, тем большее, чем больше этажность застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки. Несмотря на индивидуальные различия в цветовом восприятии существуют общие, одинаковые для всех людей реакции на цветовые тона. Наука предоставляет архитектуре

разнообразные возможности для использования влияния цвета на человека, например, цвета холодные и теплые, близкие и далекие, легкие и тяжелые [5].

Основная часть. На восприятие цвета влияют множество факторов. Выделяют внешние, зависящие от окружающей среды, к которым относятся свет, расстояние и тип поверхности, а также внутренние факторы, проистекающие из строения человеческого мозга и глаза.

Рис 2. Пример цветового решения фасадов

Цвет воспринимается и становится видимым благодаря свету. На открытом пространстве цвет объектов в значительной степени зависит от естественного освещения, его направления и интенсивности. Красный и желтый цвета, дольше всего остаются видимыми чем зеленый и голубой.

Также на восприятие цветового решения имеет влияние ориентация стен относительно сторон света. Стена, обращенная к востоку, получает мягкий утренний свет. Западная - приглушенный вечерний, красноватого оттенка. Северная стена получает меньше всего света и потому выгоднее всего окрашивать ее в светлые тона. Южная стена может быть даже интенсивного, блестящего цвета, т.к., учитывая наиболее яркое освещение, ее визуальное воздействие значительно снижается (рис.2).

Большое значение на восприятие формы и цвета оказывает тип светильника, которым выхватывается из темноты архитектурный объект. Так, в свете ламп накаливания почти отсутствуют синяя и фиолетовая части спектра, поэтому красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета воспринимаются лишь с незначительными отклонениями по сравнению с этими же цветами при

дневном свете, в то время как синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют. Свет люминесцентных белых ламп дневного света по своему спектральному составу близок к естественному дневному свету небосвода. При освещении этими лампами восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении. При окраске объектов необходимо учитывать те изменения, которые произойдут с цветом поверхностей при искусственном освещении.

Для освещения объектов, имеющих «теплые» цвета, следует применять преимущественно источники света с низкой цветовой температурой (лампы накаливания, в т.ч. галогенные, люминесцентные типа ЛТБ, ЛБ, ДИаТ и т.п.).

Для освещения объектов, имеющих «холодные» цветовые оттенки поверхностей, следует применять источники света с высокой цветовой температурой (лампы ДРЛ, ДРИ, люминесцентные лампы ЛД, ЛХБ и т.п.).

Расстояние также влияет на восприятие цвета. С его увеличением теряется трехмерность объекта - цвета при этом подвергаются оптическому смешиванию, становятся похожими друг на друга, а также поддаются влиянию воздушной перспективы, приобретая зелено-голубой оттенок. Видимый с далекого расстояния цвет теряет интенсивность, а его оттенок приближается к самому близкому ахроматическому цвету - белому, черному или серому.

Внешние элементы архитектурных объектов воспринимаются в виде окрашенных поверхностей, визуальные свойства которых зависят от целого ряда факторов. Так, можно сказать, что выбор материала накладывает определенные ограничения на цвета, т.к. те же самые цвета, применяемые на различных материалах, вызывают разные чувства и дают разные визуальные эффекты. К примеру: интенсивные цвета приобретают особый блеск на материалах с гладкой, глянцевой поверхностью: эмаль, цветное стекло, глазурь, клинкер или искусственные материалы. Зато матовая, крупнозернистая или волокнистая фактура (штукатурка, сырцовый кирпич, бетон, грубо обработанный камень) лучше гармонирует с менее насыщенными цветами, приближенными к встречающимся в природе оттенкам. Фактура штукатурки также непосредственно влияет на цветовое решение: чем крупнее гранулы, тем более темным будет казаться цвет. При этом стоит учитывать и размер самого элемента: покрывающий маленькую площадь цвет кажется менее интенсивным, чем тот же тон на большой поверхности.

Грамотно подобранные цвета и освещение могут существенно разнообразить городскую среду с точки зрения визуальных качеств застройки городов. Ошибочно представление, будто цвет и свет - средства второстепенные, подчиненные объему и пространству.

Выводы. Цветовое моделирование - система средств и методов, направленная на решение композиционных задач, возникающих в проектном творчестве архитектора. Создание образно - понятийных и материально -предметных цветовых моделей способствует всестороннему исследованию исходной колористической ситуации, предвидению и обоснованию колористического решения с учетом условий восприятия и эстетического

воздействия на зрителя. Являясь важнейшим средством изучения архитектурной колористки, цветовые модели являются надежным средством поиска и наглядной демонстрации закономерностей цвето - объемно -пространственной композиции.

Литература

1.Специфические особенности использования цвета и света в различных архитектурных стилях. - URL: http://www.rusnauka.com/1_NIO_2013/Stroitelstvo/1_124470.doc.htm

2.Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. 366с.

3.Ефимов А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990. - 272с

4.Понятие цвета и его роль в архитектуре. - URL: https://sites.google.com/site/ colorandarchitecture/glava-1.

5.Келер В., Лукхардт В., Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности, пер. с нем., М., 1961.

SPECIFIC FEATURES OF THE USE OF COLOR AND LIGHT IN MODERN

ARCHITECTURE

Summary

Color effect in the architecture depends on many factors - the actual color of the light source, distance, type of surface and background. Sound approach to the system of means and methods of the color simulation will allow the architect to avoid many mistakes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.