Научная статья на тему 'Влияние цвета на восприятие человека'

Влияние цвета на восприятие человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11620
1045
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гавричкова Е.С., Петрова О.А.

Рассматриваются особенности влияния цвета на человека, а также особенности применения цветов при создании web-сайтов и рекламных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние цвета на восприятие человека»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 7.017.4

Е. С. Гавричкова Научный руководитель - О. А. Петрова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Рассматриваются особенности влияния цвета на создании м>вЬ-сайтов и рекламных материалов.

Влияние цвета на человека довольно велико и разработке этого вопроса посвящен ряд исследований. Различные цвета воздействуют на человека по-разному и способны вызвать определенные эмоции, что может быть обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Так восприятие цвета у людей во многом сформировано в результате их взаимодействия с окружающей средой. На протяжении длительного периода исторического развития человек был очень зависим от окружающей обстановки, и цвета являлись для него символами определенного окружения. Светлый день (цвета: белый, желтый, зеленый и т. д.) - это время активной деятельности. Темная ночь (в первую очередь черный и синий цвет) - это время отдыха, но одновременно и возможной угрозы нападения какого-либо противника. На границе дня и ночи - сумерки (серые, неясные тона). Связи между цветом и окружающей средой закрепились у людей на подсознательном уровне. Поэтому человек эмоционально реагирует на цвет вне зависимости от своих мыслей [4, с. 71].

Также реакция людей на тот или иной цвет может быть обусловлена культурным окружением (в разным культурах одни и те же цвета могут символизировать различные понятия) и личными предпочтениями конкретного человека. Таким образом, цветовые воздействия могут повлиять на принятие решения или изменить его.

Большое внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Так, он установил, что желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе [3].

Специалистами также показано, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100 %, то эффективность двухцветного возрастает на 20 %, а многоцветного - на 40 % [2]. Также, существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии является температура цвета, которая оказывает психологическое воздействие на посетителя. Так, если теплый белый цвет создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи. Обычно рекомендуется применять не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

человека, а также особенности применения цветов при

В связи с этим, использование цвета может быть весьма эффективно при продвижении товаров и услуг, в рекламе, при оформлении торговых помещений. Продажи становятся более успешными при правильном использовании цветовой гаммы.

Важным является цветовое решение и для web-сайта. Цвет на сайте может выполнять несколько функций. Так цвет используется для идентификации тех элементов сайта, на которые вы хотите обратить внимание пользователя (например, для выделения текущего выбора). Цвет также имеет ассоциативный аспект - во многих случаях объекты одного цвета воспринимаются людьми как взаимосвязанные. Цветовая гамма может также оказывать определенное эмоциональное или психологическое воздействие.

Обычно при создании сайта используются три цвета.

1. Главный цвет страницы - занимает наибольшую площадь и придает основной тон всей странице.

2. Вторичный цвет - дополняет основной цвет, и, как правило, близок к основному.

3. Цвет подсвечивания - используется для выделения определенных областей на web-странице. Этот цвет более контрастен, чем основной и вторичный и используется в умеренных количествах.

Расцветка web-сайта и его цветовая гамма напрямую влияют на восприятие сайта и размещенной на нем информации, а также на эффективность размещенной на сайте рекламы и её кликабельность. Психологами Оксфордского университета в начале октября 2011 года в результате наблюдений удалось подсчитать, что среднестатистический интернет-пользователь проводит на каком-либо сайте около двух минут. После чего он принимает решение: либо покинуть сайт, либо нажать на предложенную его вниманию рекламу. То, каким будет его выбор, зависит, в том числе, и от цветового решения всего сайта и конкретного рекламного блока. Самыми неудачными в оформлении web-сайтов учёные Оксфордского университета признали серый и красный цвета. Белый цвет сайта, напротив, внушает пользователям спокойствие. Контекстную рекламу замечают только в том случае, если её заголовки написаны очень крупными буквами и вызывающе ярким контрастным цветом. Самым удачным, по мнению учёных, для нее является жёлтый цвет. Каждый пользователь, посетивший «жёлтый» сайт кликает, как минимум, на два объявления. Но вот баннеры на таком фоне обычно не замечают. Синий цвет вызывает в людях доверие и уважение. Реклама на «синих» сайтах лучше работает, если размещена на белом фоне, а её заголовки темнее

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

на пару тонов. Также удачным учёные посчитали неконтрастный коричневый цвет. Оформленные в такой цветовой гамме интернет-ресурсы эффективны и по баннерам, и по рекламе [1].

На выбор цвета сайта непосредственно влияет и его тематика. Так, например, сайты со спортивной водной направленностью обычно используют такие цвета как голубой (цвет воды, свободы, свежести, полета), оранжевый (способствует хорошему настроению, вызывает ощущение тепла, стремление к движению, активизирует) и белый (нейтральный цвет, цвет легкости и чистоты). В целом, сайты спортивной тематики также имеют обычно яркие цвета, которые не успокаивают, а скорее наоборот, возбуждают, тревожат.

Однако невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта использования цвета. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции. Тем не менее, су-

ществуют особенности восприятия цвета, которые нужно учитывать при разработке web-сайтов и рекламной продукции.

Библиографические ссылки

1. Влияние цвета на рекламу в Интернете [Электронный ресурс]: 10.03.12. URL: http://www.seoded.ru/ news/201 1/6i-vliyanie-tsveta-v-reklame.html.

2. Иттен Иоханнес. Основы цвета [Электронный ресурс]: 12.03.12. URL: http://colory.ru/color-basics/.

3. Мокшанцев Р. И. Психология цвета в рекламе [Электронный ресурс]: 10.03.12. URL: http://www. adbusiness.ru/content/document_r_7A22D1D6-C202-4A7 B-AE80-A1519A28 795B.html.

4. Назайкин А. Н. Иллюстрирование рекламы. М. : Эксмо, 2005. 320 с.

© Гавричкова Е. С., 2012

УДК 349.4:903

С. М. Гайнанова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСТОРИЯ РИЭЛТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается история риэлтерской деятельности в России и ее становление в г. Красноярске.

История риэлтерской деятельности в России берет свое начало в дореволюционном прошлом. Тогда, как и сейчас самым выгодным вложением средств была недвижимость. Одна из первых риэлтерских контор возникла в XIX веке в Санкт-Петербурге. Она назвалась «Контора агентства и комиссионерства первого разряда» и принадлежала она петербургскому купцу первой гильдии Н. Любавину. Контора занималась только продажей и покупкой недвижимости. Для совершения сделки с недвижимостью продавец должен был предоставить конторе план, продаваемого объекта недвижимости и сведения о площади земли, сведения о доходах, приносимых его недвижимостью, также информацию о залогах и перезалогах данного имущества; после предоставления данной информации продавец и контора заключали соглашение о доверии представлять интересы продавца представителем конторы. В это же время появились первые руководства по ведению данного вида деятельности, которые были направлены на улучшения работы контор. Одним из крупнейших комиссионерских предприятий того времени была «Справочная - комиссионерская контора первого разряда» при компании «Торговый дом «Е. Копаныгин» и Ко», данное предприятие успешно работало на рынке недвижимости более 30 лет. Контора предоставляла услуги по сдаче, найму жилья, продавала землю под строительство и занималась всеми видами сделок с коммерческой недвижимостью.

Копаныгин стал первым издателем предложение о недвижимости в стране, его сборник назывался «Сбор-

ник спроса и предложений». Также именно ему принадлежит идея по объединению всех российских комиссионных учреждений в одну фирму «Центральный спра-вочно-комиссионный дом Е. Копаныгина и Ко» [1].

Во времена СССР зарегистрированных риелторов не существовало. Функцию посредника могло выполнять государственное «Бюро по обмену жилой площади». В Москве единственное подобное бюро находилось в Банном переулке, возле которого в 1970-е и 1980-е годы можно было встретить нелегальных маклеров, предлагавших услуги в решении вопросов с недвижимостью[2]. Первые частные фирмы, предлагающие услуги в сфере недвижимости стали появляться в начале 1990-х годов. С 1996 года по 2002 год риэлторы обязаны были лицензировать свою деятельность, с обязательным страхованием профессиональной ответственности участников, что было весьма сомнительным аспектом. Многие называли лицензирование, бессмысленной и абсурдной процедурой, представляющей собой лишь формальную регистрацию при одной из общественных организаций, что приводило к коррумпированию и бюрократизации этого бизнеса. Сейчас такие порядки принято называть излишними «административными барьерами». После отмены лицензирования значительная часть наиболее успешных специалистов ушла из агентств, начав работать самостоятельно, на себя. Очевидно, что специалист, полностью владеющий своим делом, не станет работать на кого-то, имея возможность работать на себя. Эти люди стали частными риэлторами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.