Научная статья на тему 'Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека'

Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7585
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ / ЦВЕТОТЕРАПИЯ / ЦВЕТОВОЙ КРУГ / ЦВЕТОВОПРИЯТИЕ / COLOR / COLOR COMBINATIONS / COLOR THERAPY / COLOR WHEEL / COLOR RECEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова К.Э., Бартенева Ю.В.

Статья посвящена изучению влияния цвета на психологическое и эмоциональное состояние человека в повседневной жизни. Рассмотрены мнения ученых и деятелей искусства на этот счет. Доказана важность понимания гармонии цветовых сочетаний в интерьере для достижения благоприятного воздействия на состояние человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF COLOR ON THE EMOTIONAL BACKGROUND AND HUMAN PSYCHOLOGY

The article is devoted to the study of the influence of color on the psychological and emotional state of a person in everyday life. The opinions of scientists and artists in this regard are considered. The importance of understanding the harmony of color combinations in the interior to achieve a beneficial effect on the human condition is proved.

Текст научной работы на тему «Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

10.21626/]-сЬг/2020-1(22)/2 УДК: 159.9:687.01

ББК: 88.809.5 Психологические науки

Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека.

© К.Э. Волкова, Ю.В. Бартенева

Волкова К.Э. - магистрант, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ).

Бартенева Ю.В. - старший преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: bartesha-u@mail.ru

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению влияния цвета на психологическое и эмоциональное состояние человека в повседневной жизни. Рассмотрены мнения ученых и деятелей искусства на этот счет. Доказана важность понимания гармонии цветовых сочетаний в интерьере для достижения благоприятного воздействия на состояние человека.

№1 (22) 2020

Ключевые слова: цвет, цветовые сочетания, цветотерапия, цветовой www.j-chr.com круг, цветовоприятие.

Различные цвета, оттенки их сочетания сопровождают по жизни не только художника или дизайнера, но и каждого человека. Наше знакомство с цветом начинается уже после 45 дней жизни. Уже тогда ребенок начинает воспринимать красные и желтые объекты и тянется к ним. Дети очень живо реагируют на яркие цвета. Окружив ребенка предметами различных цветов, он получит впечатления, необходимые ему для дальнейшего развития. Разнообразие цвета не только вызывает эмоции, но и способствует творческому прогрессу. Вырастая, люди предают значение цвету как чему-то второстепенному. Однако, это заблуждение, а эстетическая функция цвета- далеко не единственная.

Цвет несет в себе информацию об окружающем нас мире, а так же влияет на настроение человека, его поступки и , . решения. Он может вызывать некоторые

^ ассоциации или же воздействовать на

мозг человека, заставляя его испытывать различные эмоции и совершать соответствующие действия.[3, с.39]

Огромное влияние цветового спектра на человеканеоспоримо. Цвет и эмоции неразрывно связаны между собой. Ряд исследований, посвященных изучению данного вопроса, подтверждает это. В исследовательской работе B.C. Мухиной (1981) детей 3-4х лет попросили изобразить что то «красивое», «приятное». Для рисования они использовали светлые, яркие краски - красный, желтый, изумрудно-зеленый. Когда детям показали рисунки своих сверстников, они безошибочно выделяли «красивые» рисунки. Как указывает B.C. Мухина: «цветовое решение красивого у детей сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные».[4,с.12]

Разные цвета оказывают различное влияние на человека и способны вызвать определенные эмоции, что может быть обусловлено как объективными, так и №1 (22) 2020 субъективными причинами. Вследствие www.j-chr.com постоянной зависимости человека от окружающей среды в сознании сложилось определенное цветовосприятие. Световой

день, во время которого преобладают белые, желтые, зеленые, синие цвета и оттенки, ассоциируются с безопасностью, радостью, настраивают на рабочий лади-бодрость. Темная ночь, для которой характерны синий и черный, настраивают, с одной стороны, на отдых, а с другой сигнализируют об опасности, затаившейся в темноте.

Вместе с тем, эмоциональный отклик на какой-либо цвет у человека может быть обусловлена культурной средой, в которой конкретный человек проживает. К примеру, у французов красный цвет ассоциируется с аристократией, в Египте же это цвет траура. В Китае в красный облачаются невесты, а я Японии этот цвет -символ опасности и гнева. [5,с.89]

Знаменитый писатель И.В. Гёте исследовал влияние цвета на человека. В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет -продукт света, вызывающий эмоции» [1, с. 132]. Он полагал, что цвет, независимо от предмета, которому он принадлежит, оказывает определенное воздействие на подсознание человека, влияя на настроение и самочувствие. Писатель утверждал, что существуют цвета и оттенки, которые способны вызвать особое настроение или скорректировать самоощущение. Свою теорию Гёте испытывал на себе: он окружал себя предметами различных цветов, смотрел на них, фиксируя свои ощущения. Так как Гёте был творческим, пылким человеком, он был очень эмоционален, что доставляло дискомфорт ему и окружающим. Разработанная им цветотерапия помогала самому автору справится с собственной импульсивностью и чрезмерной эмоциональностью.

По мнению исследователя И. Итте-на, факт влияния цвета на эмоциональный фон человека очевиден. В своей работе он утверждает, что каждый человек дает субъективную оценку каждому цвету, испытывая к ним симпатию или анти-патию.[2,с.67] Различные сочетания цветов заставляют испытывать различные эмоции. Обусловлено это расположением цветов и оттенков на « цветовом круге». «Цветовой круг» - одно из важнейших,

в чем художники и дизайнеры должен разбираться и использовать эти знания в своих работах. «Аналогичные» сочетания (соседствующие на «цветовом круге» цвета) воспринимаются человеком спокойно, вызывают чувства гармонии, умиротворения. Напротив, «комплементарные» сочетания (цвета, расположенные напротив друг друга) вызовут хаос и противоречивые эмоции в душе зрителя. Яркий пример умелого использования цвета - всем известная картина абстракциониста Пита Мондриана. На полотне художник изобразил незамысловатые, на первый взгляд, перпендикулярные пересечения прямоугольников и линий. Он использовал основные цвета: синий, желтый и красный. Простота, но в то же время гармоничное сочетание ярких цветов с белым и черным, толстых линей стонкими, нашла отклик в сердцах людей. По сегодняшний день полотно вдохновляет творческих людей на создание новых шедевров.

Человек воспринимает 90 % информации через орган зрения, поэтому цвета предметов, окружающих нас в быту, имеют огромное значение. Разрабатывая свои проекты, дизайнеры тщательно продумывают цветовое решение. Каждый цвет и оттенок имеет определенное влияние на психологическое состояние, поэтому разрабатывать интерьер в любимых цветах - не всегда самое лучшее решение. Подбирать отдельные цвета нужно с учетом целевого назначения помещения, характера и психологического состояния жильцов, а также степени освещенности. Подбирать цвет лучше в помещении, для которого разрабатывается интерьер, при дневном освещении, чтобы в конечном итоге результат ни стал неожиданностью для заказчика. Нужно основательно подойти к выбору основных цветов.

Красный цвет нужно использовать с осторожностью: его обилие может негативно сказаться на нервной системе, привести к переутомлению, стрессам и даже депрессии. Однако, его в качестве дополнительного цвета, он способен зарядить энергией, привести в тонус и активизировать работу организма. Доказано, что,

созерцая красный цвет, теми кровообращения ускоряется и создается впечатление, что в комнате на несколько градусов теплее.

Желтый цвет прекрасно подойдет, если в помещении недостаточно естественного освещения. Он зарядит бодростью, насытит комнату светом, побудит к активности.Следовательно, не самым лучшим решением будет сделать его ведущим цветом в спальне. Так же следует знать, что желтый противопоказан людям, страдающим от бессонницы или нервной возбудимости.

Ни для кого не секрет, что зеленый цвет успокаивает, поэтому мы непременно используем его в своем интерьере. Этот цвет и его оттенки на подсознательном уровне ассоциируются у нас с природой, поэтому он так «освежает» комнату, внушает спокойствие и безопасность, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Б интерьерах, выпол- -Ю

ненных в зеленом цвете, можно полностью расслабиться. Именно поэтому он идеально подходит как для спальни, так и для кабинета.

Казалось бы, голубой и синий очень близки между собой, однако они по-разному воздействуют на человека. Голубой часто используют в качестве ведущего цвета в интерьере, он, как и зеленый, ассоциируется с природой. Светло- голубой оттенок способен визуально расширить пространство, повысит работоспособность. Темно-синий цвет дизайнеры используют с осторожностью,Такие оттенки при длительном контакте могут негативно влиять на психику, вызывая апатию и депрессию. Человеку, который много времени проводит в подобных интерьерах, сложно сконцентрироваться, его настигает уныние.

Белый цвет - самый удачный в качестве ведущего для интерьера: он способен расширить пространство комнаты, зарядит энергией и позитивом, сделает помещение визуально «чистым». Этим трюком активно пользуются в ресторанах: №1 (22) 2020 белый цвет внушает доверие у клиентов www.j-chr.com и повышает аппетит. Однако, полностью белое помещение, без цветных акцентов,

будет угнетать.

Цветотерапня - направление в медицине, которое изучает влияние различных цветов на психоэмоциональное состояние человека. Доказано, что цвета, окружающие нас в повседневной жиз-

ни, влияют на эмоциональный фон и настроение. Правильный подбор цветов для определенных помещений позволит создать комфортную атмосферу для отдыха и для работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гете И.В. Об искусстве. / М.: Искусство, 2015. - с.132.

2. Иттен И. Искусство цвета / Аронов, 2019, - с.67.

3. Кандинский В.В. 0 духовном в искусстве / В.В. Кандинский. М.: Архимед, 1992. - с. 39.

4. Мухина. В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта /- М.: Педагогика, 1981. - с. 12.

5. Яньшин И.В. Цвет как фактор психической регуляции / И.В. Яньшин // Прикладная психология, 2000. №4. - с. 89.

THE INFLUENCE OF COLOR ON THE EMOTIONAL BACKGROUND AND HUMAN PSYCHOLOGY.

© Kristina E. Volkova, Julia V. Barteneva

Volkova Kristina E. - undergraduate, Kursk State University (KSU).

Barteneva Julia V. - Senior Lecturer, Department of Costume Design, Kursk State University (KSU).

E-mail: bartesha-u@mail.ru

Address: Kursk, st. Kirova, 5, 305000, Russian Federation.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the influence of color on the psychological and emotional state of a person in everyday life. The opinions of scientists and artists in this regard are considered. The importance of understanding the harmony of color combinations in the interior to achieve a beneficial effect on the human condition is proved.

Keywords: color, color combinations, color therapy, color wheel, color reception.

REFERENCE

1. Goethe I.V. About art. / M .: Art, 2015. - p.132. №1 (22) 2020 2. Itten I. The Art of Color / Aronov, 2019, - p.67 www.j-chr.com 3. Kandinsky W On the spiritual in art /

as a form of assimilation of social experience / -M.: Pedagogy, 1981. - p. 12. 5. Yanshin P.V. Color as a factor in mental

V.V. Kandinsky. M .: Archimedes, 1992 .-- p. 39. regulation / P.V. Yanshin // Applied Psychology, 4. Mukhina. V. S. Visual activity of the child 2000. No. 4. - with. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.