Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солотова Наталия Викторовна, Романова Ольга Владимировна, Антошина Елена Сергеевна

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Ситуация пандемии COVID-19 четко продемонстрировала состояние готовности/неготовности использовать интернет ресурсы и средства для обучения. В отличие от предыдущих исследований, представляющих качественные данные опросов об эффективности различных форм обучения, целью данного исследования является анализ количественных данных. Научная новизна представленных данных заключается в отсутствии подобных количественных исследований. Описан эксперимент с участием 60 студентов, обучающихся по формам дистанционного, смешанного и традиционного обучения в течение 2021-2022 учебного года. Приведены результаты языковых тестов, обуславливающие смешанное обучение как самую эффективную форму работы с языковым материалом. Практическая значимость результатов исследования заключается в представлении информации, позволяющей оценить эффективность обучения иностранному языку в зависимости от формы обучения и способствовать внедрению эффективных форм в образовательный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солотова Наталия Викторовна, Романова Ольга Владимировна, Антошина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS NON-LINGUISTS

Digital technologies have become an integral part of the educational process. The COVID-19 pandemic situation has clearly demonstrated the state of readiness/ unreadiness to use Internet resources and tools for learning. Unlike previous studies, which present qualitative data from surveys on the effectiveness of various forms of education, the purpose of this study is to analyze quantitative data. The scientific novelty of the presented data lies in the absence of such quantitative studies. An experiment with 60 students studying in the different learning modes, namely: distant, blended and traditional education, during the 2021-2022 academic year is described. The results of language tests were given, which determine mixed learning as the most effective form of teaching to the foreign language. The practical significance of the results of the study is the provision of information that makes it possible to evaluate the effectiveness of teaching the foreign language depending on the learning mode and to promote the introduction of effective forms in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

спортсменок экспериментальной группы в жиме лежа с применением в их тренировочной программе скоростно-силовой подготовки упражнений и методов подготовки, преимущественно направленных на мышцы нижних конечностей.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтверждают целесообразность организации тренировочного процесса занимающихся на начальном этапе спортивной подготовки в пауэрлифтинге девушек 13-15 лет с использованием средств и методов скоростно-силовой направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горулев П.С. Управление спортивной подготовкой женщин в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Горулев Павел Сергеевич. - Челябинск, 2006 - 48 с.

2. Гузь С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье / С.М. Гузь // Ученые записи университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 12 (58) - С. 40-45.

3. Перов П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлиф-тингом: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Перов Павел Викторович. - Санкт-Петербург, 2005. - 24 с.

4. Скотников В.Ф. Скоростно-силовая подготовка как наиболее важный раздел специальной физической подготовки: от теории к практике / В.Ф. Скотников, В.Б. Соловьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2018 - № 4 (158) - С. 296-300

REFERENCES

1. Gorulev, P. S. (2006), Management of sports training for women in weightlifting taking into account the dimorphic differences in working capacity, dissertation, Chelyabinsk

2. Guz, S.M. (2009), "Means and methods of strength development at the stage of initial sports specialization in powerlifting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 40-45.

3. Perov, P.V. (2005), The content of physical training at the initial stage of powerlifting, dissertation, St. Petersburg

4. Skotnikov, V.F. and Solovev, V.B. (2018), "Speed-strength training as the most important section of special physical training: from theory to practice", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 296-300.

Контактная информация: v.solovev@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2022

УДК 378.147.88

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Наталия Викторовна Солотова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Сергеевна Анто-шина, старший преподаватель, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова, Саратов

Аннотация

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Ситуация пандемии COVID-19 четко продемонстрировала состояние готовности/неготовности использовать интернет ресурсы и средства для обучения. В отличие от предыдущих исследований, представляющих качественные данные опросов об эффективности различных форм обучения, целью данного исследования является анализ количественных данных. Научная новизна представленных данных заключается в отсутствии подобных количественных исследований. Описан эксперимент с участием 60 студентов, обучающихся по формам дистанционного, смешанного и традиционного обучения в течение 2021-2022 учебного года. Приведены результаты языковых тестов, обуславливающие смешанное обучение как самую эффективную форму работы с языковым материалом. Практиче-

ская значимость результатов исследования заключается в представлении информации, позволяющей оценить эффективность обучения иностранному языку в зависимости от формы обучения и способствовать внедрению эффективных форм в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова: цифровые технологии, смешанное обучение, дистанционное обучение, традиционное обучение, эффективность обучения, иноязычная речевая деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p525-531

INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS NON-LINGUISTS Nataliya Victorovna Solotova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Vladimi-rovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Sergeevna Antoshina, the senior teacher, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named

after N. I. Vavilov, Saratov

Abstract

Digital technologies have become an integral part of the educational process. The COVID-19 pandemic situation has clearly demonstrated the state of readiness/ unreadiness to use Internet resources and tools for learning. Unlike previous studies, which present qualitative data from surveys on the effectiveness of various forms of education, the purpose of this study is to analyze quantitative data. The scientific novelty of the presented data lies in the absence of such quantitative studies. An experiment with 60 students studying in the different learning modes, namely: distant, blended and traditional education, during the 2021-2022 academic year is described. The results of language tests were given, which determine mixed learning as the most effective form of teaching to the foreign language. The practical significance of the results of the study is the provision of information that makes it possible to evaluate the effectiveness of teaching the foreign language depending on the learning mode and to promote the introduction of effective forms in the educational process of the university.

Keywords: digital technologies, mixed learning, distance learning, traditional learning, learning efficiency, foreign language speech activity.

ВВЕДЕНИЕ

Период пандемии COVID-19 стал поворотным этапом освоения дистанционных форм обучения. «Не было бы счастья, да несчастье помогло» говорит известная поговорка. Действительно, помогло увидеть косность нашей образовательной системы, нежелание некоторых преподавателей меняться, стать «студентом» и учиться у «цифровых жителей» быть «цифровым иммигрантом» (меткие категории, введённые Марком Пренски еще в 2001 году) [13].

Естественным образом студенты стали полноправными адептами нового стиля (65% респондентов считают навыки цифровой грамотности и обучения в частности необходимыми для современной карьеры) [4], а понимание того, что технологии в образовании это не просто период, а новая реальность, способствовало включению дистанционных форм обучения в федеральные стандарты как высшего, так и среднего образования.

В данной работе будет представлен подсчет количественных данных освоения студентами разных видов учебно-речевой деятельности в зависимости от используемого стиля обучения. В связи с этим представляется необходимым определиться с терминологией. Дистанционным стилем обучения (ДО) будем считать тот, который не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить необходимые знания, навыки и умения с помощью Интернет-технологий. Обучение, которое предполагает частичный аутсорсинг образовательной активности на онлайн источники, при этом оставляя ведущим способом взаимодействия личную коммуникацию, будем называть смешанным обучением (СО). Третий стиль обучения, традиционное обучение (ТО), подразумевает главенство преподавателя в учебном процессе, классно-урочную систему, трансляцию знаний студентам в расчете на воспроизведение последних.

Многие российские ученые посвятили свои труды изучению и сравнению стилей обучения. В частности, Попова Е.И., Баландин А.А., сравнивая результаты обучения, связывают эффективность ДО с разработкой соответствующих педагогических технологий [3]. Д.В. Судаков, Н.В. Якушева, Е.В. Белов главным недостатком ДО видят малый функционал ЭИОС Moodle вместе с нехваткой личных технических средств у участников образовательного процесса [5]. Кузьменкова В.Н., проведя опросы, делает вывод о неоднозначном отношении к ДО, трудностям в развитии творческого потенциала личности наряду с возросшей долей самостоятельной работы и требованиям к оформлению работ [2]. Гриднева С.В. утверждает успешность ДО только для мотивированых студентов с развитой ответственностью за результаты своего образования [1].

Работы зарубежных ученых тоже посвящены эффективности использования цифровых технологий в образовании. Танг К. и Чанг К. отмечают крен к индивидуальным траекториям образования и видят будущее за ДО или СО из-за гибкости обучающего сценария [15]. Эрилмаз М. видит мотивирующий потенциал к обучению у цифровых технологий, а Строзер Дж. отмечает экономическую эффективность ДО. [9, 14].

Цель исследования. Большая часть работ, исследующих влияние цифровых технологий на процесс обучения, оперирует качественными данными, полученными в результате опросов студентов и преподавателей, особенно в сфере гуманитарных наук. Целью и практической значимостью данной работы является предоставление количественных данных о влиянии ДО, СО и ТО на формирование различных видов иноязычной учебно-речевой деятельности студентов в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» студентам нелингвистических специальностей.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальное исследование проводилось в Саратовском государственном Вавиловском университете. Три группы студентов первого года обучения, по 20 человек в каждой (n=60) обучались по системам ДО, СО и ТО в течение 2021-2022 учебного года. Важно упомянуть, что все студенты проходили входное тестирование, где показали примерно одинаковый уровень В1 (CEFR scales). Основным учебником был Empower B1 by Cambridge. Все студенты проходили входное тестирование очно.

Группа ДО была сформирована из студентов, которые не могли посещать занятия по болезни или ввиду иных личных обстоятельств выбрали такой формат обучения, а также из студентов, находящихся на индивидуальном плане. Эта группа контактировала с преподавателем три раза: 1) в начале первого семестра, чтобы оговорить условия обучения, пройти тестирование и познакомиться; 2) в конце второго семестра на выходном тестировании; 3) в конце второго семестра на втором финальном тестировании. Задания эта группа получала раз в две недели через ЭИОС Moodle в виде ссылок на лекции, YouTube видео, тексты, списка тем для изучения и образцов тестов. У студентов данной группы была полная творческая свобода относительно методов и времени освоения материала.

Группа СО посещала «живые» занятия согласно расписанию, которые, в основном, были заняты устной речью в виде обсуждения, ролевой игры, групповой работы с целью развития коммуникативных навыков. Домашние задания выполнялись и автоматически проверялись в Cambridge LMS system (learning management system), студентам предлагались ссылки на сайты с дополнительной информацией и различные приложения для оптимизации процесса обучения, самыми популярными были Quizlet, Vznania, Kahoot, Storybird, ANKI, English listening и Aword.

Группа ТО занималась в традиционной манере с преподавателем на занятиях и бумажной рабочей тетрадью дома.

В течение семестра группы проходили два текущих и одно финальное тестирование. Тесты проверяли сформированность словарного запаса (vocabulary in use), грамматику, чтение, аудирование, письмо и говорение. Задания представляли собой вопросы мно-

жественного выбора, сопоставление, закрытой и открытой формы; говорение проходило как ситуационная задача в виде диалога между двумя студентами. Оценки выставлялись по 100% шкале; гаджеты находились в отдельном месте; преподаватель не покидал комнаты.

По окончании эксперимента студентам была предложена анкета открытого типа по преимуществам и недостаткам их стиля обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения эксперимента были получены количественные данные, сравнительная характеристика которых представлена в таблице 1 и 2.

Таблица 1 - Результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» (1 семестр 2021/2022)_

Вид языковой деятельности Результаты тестирования (%) по типам обучения

ДО СО ТО

Лексика 75 95 80

Говорение 40 82 80

Грамматика 60 76 65

Слушание 45 75 60

Письмо 40 59 55

Чтение 70 85 75

Результаты первого тестирования показывают, что изучение лексики при смешанном обучении, предполагающем использование цифровых приложений, показало наивысшие результаты по сравнению с другими группами. Учащиеся дистанционной группы показали низшие результаты в Слушании, Письме и Говорении; при этом результаты Чтения были почти на одном уровне. Надо отметить недостаточно высокие показатели по письменной деятельности, что, во-первых, объясняется продуктивным, а не рецептивным характером речевой деятельности; а, во-вторых, малой долей учебного времени, отведенного Письму, по сравнению с Говорением.

Таблица 2 - Результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» (2 семестр 2021/2022)_

Вид языковой деятельности Результаты тестирования (%) по типам обучения

ДО СО ТО

Лексика 69 (-6) 100 (+5) 83 (+3)

Говорение 45 (+5) 86 (+4) 82 (+2)

Грамматика 68(+8) 85 (+9) 70 (+5)

Слушание 50 (+5) 82 (+7) 65(+5)

Письмо 42 (+2) 66 (+7) 58(+3)

Чтение 75 (+5) 92 (+7) 81(+6)

Результаты второго семестра показывают улучшение успеваемости по всем показателям за счет привычных алгоритмов учебного процесса. Однако знание лексики студентами дистанционной формы обучения понизилось, что, с одной стороны, можно объяснить расширением и усложнением словарного запаса, а с другой стороны - неадекватным распределением учебного времени и отсутствием интервального повторения.

Однако, по сравнению с другими группами, формат смешанного обучения показал значительный прирост по всем видам тестируемой деятельности, что свидетельствует о преимуществе данного формата обучения. Среднее увеличение показателей здесь составило 3 балла по сравнению с дистанционной формой и 2 балла по сравнению с традиционной.

Результаты качественных показателей, полученных путем опроса респондентов, учащихся всех форм обучения, представлены в таблицах 3 и 4.

Данные опроса (таблица 3) свидетельствуют об ограниченных преимуществах дистанционного типа обучения для наших студентов, неподготовленных к самообучению.

Их основная трудность состоит в неспособности распределить свое время между обучением и работой, которая занимает подавляющую часть их времени и приводит к утомляемости. Из преимуществ смешанного типа следует, что учащиеся находят процесс обучения интересным и насыщенным, в то время как традиционное обучение кажется привычным форматом, и они чувствуют себя более раскрепощенно.

Таблица 3 - Результаты опроса о преимуществах типов обучения.

Преимущества Тип обучения

ДО СО ТО

Гибкий график обучения (100%) Разнообразие заданий (100%) Меньшая доля ответственности под руководством преподавателя (38%)

Использование цифровых технологий (95%) Мгновенная обратная связь от преподавателя (78%)

Творческий стиль обучения (71%) Живое эмоциональное общение (45%)

Примечание: % - количество учащихся (по типам обучения), выбравших данный ответ.

Таблица 4 свидетельствует о таком побочном эффекте разнообразия заданий при смешанном обучении как дополнительные затраты времени. Опять появляется проблема самостоятельной организации времени. Среди существенных минусов упоминаются так же давление ответственности и отсутствие живой коммуникации при дистанционном обучении.

Таблица 4 - Результаты опроса о недостатках типов обучения

Тип обучения

ДО СО ТО

& Организация времени (95%) Большие затраты времени на обилие заданий (60%) Привычная форма, скука (38%)

о и и Давление ответственности (100%) Отсутствие стабильного интернета и необходимой техники (95%) Отсутствие современных технологий (78%)

Отсутствие живого общения (60%) Нет (25%) Нет (20%)

Примечание: % - количество учащихся (по типам обучения), выбравших данный ответ.

Полученные результаты коррелируют с многочисленными работами по цифровому обучению относительно его преимуществ; самыми важными являются разнообразие содержания и форм [9], желание учащихся беспрерывно пользоваться гаджетами [6] и творческий стиль обучения [7, 10, 11, 15].

Результаты данного исследования сопоставимы с предыдущими изысканиями относительно неспособности студентов управлять своим временем и нести ответственность за итоги обучения при дистанционном типе [1, 8]. Наряду с данным исследованием Лукас, Юнус и Гриднева подтверждают, что эффективность цифровых форм обучения напрямую зависит от стабильного Интернет-соединения и надлежащей техники снижаясь, соответственно, из-за их отсутствия [1, 12]. Эффективность смешанного типа обучения для изучения иностранного языка как второго утверждается в работах многих исследователей [1, 7, 9, 11, 15].

ВЫВОДЫ

Исходя их количественных и качественных показателей, можно утверждать:

- при смешанном типе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей достигаются самые высокие результаты;

- эмоциональная вовлеченность студентов и интерес к инфо технологиям способствуют успеху данного типа обучения;

- необходимо внедрять смешанное обучение в образовательный процесс вуза как неотъемлемый элемент, сделав его частью учебного плана и программы дисциплины «Иностранный язык».

Полученные результаты наглядно иллюстрируют идею Марка Пренски, утверждающего, что «наша образовательная система больше не предназначена для современных студентов, они - цифровое население» [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриднева С.В. Дистанционное обучение студентов ESL: вызовы и перспективы / С.В. Гриднева // Международный журнал экспериментального образования. - 2020. - № 6 (1). - C. 1519.

2. Кузьменкова В.Н. Инновационный подход к обучению студентов в период пандемии / В.Н. Кузьменкова, Г.И. Синько // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник статей VI Междунар. конф. профессорско-преподавательского состава. - Чебоксары : Среда, 2022. - С. 65-67.

3. Попова Е.И. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы / Е.И. Попова, А.А. Баландин, Д.Д. Дедюхин // Образование и право. - 2020. - № 7. - С. 203-209.

4. Солотова Н.В. Дистанционное обучение английскому как иностранному в условиях COVID-19 / Н.В. Солотова // Наука и образование в 21 веке. - 2020. - №. 12 (1). - С. 114-117.

5. О некоторых технических проблемах проведения дистанционных занятий на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки / Д.В. Судаков, Н.В. Якушева, Е.В. Белов [и др.] // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2020 : материалы Всерос. науч.-практ. конф.- Чебоксары : Среда, 2020. - С. 26-29.

6. Akfayir G. The flipped classroom: A review of its advantages and challenges / G Akfayir, Mt Akfayir // Computers & Education. - 2018. - Vol 126 (1). - P. 334-345.

7. Chen X. Two Decades of Artificial Intelligence in Education: Contributors, Collaborations, Research Topics, Challenges, and Future Directions / Chen, X., Zou, D., Xie, H., Cheng, G., & Liu, C. // Educational Technology & Society. - 2022. - Vol. 25 (1). - P. 28-47.

8. Datuk T. Issues and challenges in implementing e-learning in Malaysia / T. Datuk, , A. Ali. -Open University Malaysia, 2008. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/298086577.pdf (accessed 19 November 2022)

9. Eryilmaz M. The Effectiveness Of Blended Learning Environments / M. Eryilmaz // Contemporary Issues in Education Research (CIER). - 2015. - Vol. 8 (4). - P. 251-256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Guan C. Artificial intelligence innovation in education: A Twenty-year data-driven historical analysis / C. Guan, J. Mou, Z. Jiang // International Journal of Innovation Studies - 2020. - Vol. 4 (4). - P. 134-147.

11. Hinojo-Lucena, F.-J. Artificial intelligence in higher education: A Bibliometric study on its impact in the scientific literature / F.-J. Hinojo-Lucena, I. Aznar-Díaz, M.-P. Cáceres-Reche, J.-M. Romero-Rodríguez // Education Sciences journal. - 2019. - Vol. 9 (1). - URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/1/51/pdf?version=1552040644 (accessed 13 November 2022).

12. Lukas B.A. ESL Teachers' Challenges in Implementing E-learning during COVID-19 / B.A. Lukas, M.M. Yunus // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. - 2021. -Vol. 20(2). P. 330-348,Prensky, M. Digital Natives, Digital Imigrants, Part 1. On the Horizon / M. Pren-sky. - 2001. - URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 19 November 2022).

13. Prensky, M. (2001), Digital Natives, Digital Imigrants, Part 1. On the Horizon, - 2001. -URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 19 November 2022).

14. Strother J.B. An Assessment of the Effectiveness of e-learning in Corporate Training Programs / J.B. Strother // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2002. -Vol. 3(1). - URL: https://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/83/161 (accessed 13 November 2022)

15. Tang K.Y. Trends in artificial intelligence-supported e-learning: A Systematic review and co-citation network analysis (1998-2019) /, K.Y. Tang, , C.Y. Chang, G.J. Hwang. -DOI:/10.1080/10494820.2021.1875001 // Interactive Learning Environments. - 2021. - P. 1-19.

REFERENCES

1. Gridneva, S.V. (2020), "Distance learning for ESL students: challenges and prospects", International Journal of Experimental Education, No. 6 (1), pp. 15-19.

2. Kuzmenkova, V.N. and Sinko, G.I. (2022), "An innovative approach to teaching students during a pandemic", Actual problems of the humanities and natural sciences: collection of articles of the VI Intern. conf. teaching staff, Wednesday, Cheboksary, pp. 65-67.

3. Popova, E.I., Balandin, A.A. and Dedyukhin, D.D. (2020), "Distance education: modern realities and prospects", Education and law, No. 7, pp. 203-209.

4. Solotova, N.V. (2020), "Distance learning of English as a foreign language in the context of COVID-19", Science and education in the 21st century, No. 12(1), pp. 114-117.

5. Sudakov, D.V., Yakusheva, N.V., Belov, E.V. et al (2020), "On some technical problems of conducting distance learning at the Department of Operative Surgery with Topographic Anatomy during an unfavorable epidemiological situation",Trends in the development of education: teacher, educational organization, society - 2020, materials of the All-Russian. scientific-practical. Conf., Wednesday, Cheboksary, pp. 26-29.

6. Akjayir, G. and Akfayir, M. (2018), "The flipped classroom: A review of its advantages and challenges", Computers and Education, Vol 126 (1), pp. 334-345.

7. Chen, X., Zou, D., Xie, H., Cheng, G., and Liu, C. (2022), "Two Decades of Artificial Intelligence in Education: Contributors, Collaborations, Research Topics, Challenges, and Future Directions", Educational Technology and Society, Vol. 25 (1), pp. 28-47.

8. Datuk, T. and Ali, A (2008), Issues and challenges in implementing e-learning in Malaysia, Open University Malaysia, available at: https://core.ac.uk/download/pdf/298086577.pdf (accessed 19 November 2022)

9. Eryilmaz, M. (2015), "The Effectiveness Of Blended Learning Environments", Contemporary Issues in Education Research (CIER), Vol. 8 (4), pp. 251-256.

10. Guan, C., Mou J. and Jiang, Z. (2020), "Artificial intelligence innovation in education: A Twenty-year data-driven historical analysis", International Journal of Innovation Studies, Vol. 4 (4), pp. 134-147.

11. F.-J. Hinojo-Lucena, Aznar-Díaz, I., Cáceres-Reche, M.-P. and Romero-Rodríguez, J.-M. (2019), "Artificial intelligence in higher education: A Bibliometric study on its impact in the scientific literature", Education Sciences journal, Vol. 9 (1), available at: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/1/51 /pdf?version= 1552040644 (accessed 13 November 2022)

12. Lukas, B.A. and Yunus, M.M. (2021), "ESL Teachers' Challenges in Implementing E-learning during COVID-19", International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, Vol. 20(2), pp. 330-348,

13. Prensky, M. (2001), Digital Natives, Digital Imigrants, Part 1. On the Horizon, available at: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 19 November 2022).

14. Strother, J.B. (2002), "An Assessment of the Effectiveness of e-learning in Corporate Training Programs", The International Review of Research in Open and Distributed Learning, Vol. 3(1), available at: https://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/83/161 (accessed 13 November 2022)

15. Tang K.Y. (2021),"Trends in artificial intelligence-supported e-learning: A Systematic review and co-citation network analysis (1998-2019)", Interactive Learning Environments, DOI:/10.1080/10494820.2021.1875001.

Контактная информация: nsolotova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

УДК 793.33:796.012.2

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Валерий Кириллович Сперанский, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье автором рассматривается проведение педагогического исследования с целью определить эффективность предложенной экспериментальной программы, включающей в себя созданный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.