Научная статья на тему 'Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников'

Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
удовлетворенность научно-педагогических сотрудников / цифровое обучение / дистанционные образовательные технологии / «мягкие» навыки / российский вуз / профессиональное развитие работников вуза / satisfaction of scientific and pedagogical staff / digital learning / distance learning technologies / “soft” skills / Russian university / professional development of university employees

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Полутин Сергей Викторович, Юдина Вера Александровна, Танина Мария Алексеевна, Пензина Дарья Петровна

Введение. Дистанционное обучение, вызванное санитарно-эпидемиологической обстановкой в мире, привело к необходимости перестройки системы высшего образования с традиционного очного на дистанционный формат. Применение «нового» для высшей школы формата предполагало использование цифровых технологий, поэтому появилась потребность в формировании соответствующих цифровых и «мягких» компетенций у преподавательского состава научно-педагогических сотрудников высших учебных заведений. Цель статьи – провести анализ удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских вузов системой профессионального и должностного продвижения, их оценки необходимости наличия общепрофессиональных, организационно-управленческих, информационных коммуникативных, нормативных правовых и межличностных компетенций в условиях цифровой трансформации системы высшего образования Российской Федерации. Материалы и методы. Для выявления мнения научно-педагогических работников об изменениях важности компетенций, развития деловой карьеры авторами проведен социологический опрос 1 532 научно-педагогических работников высшей школы. Мониторинг осуществлялся с учетом методических подходов, разработанных с участием научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финансового университета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве». Результаты исследования. По итогам социологического опроса выявлен низкий уровень удовлетворенности научно-педагогических сотрудников, вызванный наличием следующих проблемных областей: превалирование бумажной отчетности над научно-педагогической деятельностью работников; излишняя бюрократизованность, препятствующая профессиональному и должностному развитию; некорректная система показателей эффективности; отсутствие единой модели развития карьеры научно-педагогических работников учебных заведений. Разработаны практико-ориентированные рекомендации в области цифровых и «мягких» компетенций, формирования системы управления профессиональным развитием научно-педагогических сотрудников. Обсуждение и заключение. Сформулированные тезисы вносят вклад в развитие теоретико-методологических подходов к изучению уровня удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских университетов. Материалы статьи могут быть использованы для исследовательских целей учеными, занимающимися схожей проблематикой, а также федеральными и региональными исполнительными органами власти, высшими образовательными организациями при разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Полутин Сергей Викторович, Юдина Вера Александровна, Танина Мария Алексеевна, Пензина Дарья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Digital Transformation of the Russian Higher Education System on the Need to Develop Competencies and Career Advancement of Scientific and Pedagogical Employees

Introduction. Distance learning, caused by the sanitary and epidemiological situation in the world, has led to the need to restructure the higher education system from the traditional full-time/offline attendance to a distance format. The use of the “newˮ format for higher education assumed the use of digital technologies, therefore there was a need for the formation of appropriate digital and “soft” competencies among the teaching and research staff of higher educational institutions. The purpose of the article is to analyze the satisfaction of teaching and research staff of Russian higher educational institutions with the system of professional and official promotion, their assessment of the need for general professional, organizational and managerial, information communication, regulatory legal and interpersonal competencies in the conditions of digital transformation of the higher education system of the Russian Federation. Materials and Methods. To identify the opinion of scientific and pedagogical workers about changes in the importance of competencies, the development of a business career, the authors conducted a sociological survey of 1,532 scientific and pedagogical workers of higher education. The monitoring was carried out taking into account methodological approaches developed with the participation of the scientific and educational laboratory of the Penza affiliated branch of the Financial University “Strategies for increasing the competitiveness of international activities of universities in the global digital space”. Results. According to the results of the sociological survey, a low level of satisfaction of scientific and pedagogical staff was revealed, caused by the presence of the following problem areas: the prevalence of paper reporting over the scientific and pedagogical activities of employees; excessive bureaucracy that hinders professional and official development; an incorrect system of performance indicators; the absence of a unified career development model for scientific and pedagogical staff of educational institutions. Practice-oriented recommendations have been developed in the field of digital and “softˮ competencies, the formation of a management system for the professional development of scientific and pedagogical staff. Discussion and Conclusion. The formulated theses contribute to the development of theoretical and methodological approaches to the study of the level of satisfaction of scientific and pedagogical staff of Russian universities. The presented materials of the article can be used for research purposes by scientists, researchers dealing with similar issues, as well as federal and regional executive authorities, higher educational organizations in the development of professional development programs for teaching staff.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 27, № 3. 2023 ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION

УДК 004.9:378(470+571) doi: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.490-505

Оригинальная статья

Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников

В. В. Бондаренко1, С. В. Полутин 2, В. А. Юдина 1 М. А. Танина1М, Д. П. Пензина1

1 Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Пенза, Российская Федерация 2 МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация н margo10@inbox.ru

Аннотация

Введение. Дистанционное обучение, вызванное санитарно-эпидемиологической обстановкой в мире, привело к необходимости перестройки системы высшего образования с традиционного очного на дистанционный формат. Применение «нового» для высшей школы формата предполагало использование цифровых технологий, поэтому появилась потребность в формировании соответствующих цифровых и «мягких» компетенций у преподавательского состава научно-педагогических сотрудников высших учебных заведений. Цель статьи - провести анализ удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских вузов системой профессионального и должностного продвижения, их оценки необходимости наличия общепрофессиональных, организационно-управленческих, информационных коммуникативных, нормативных правовых и межличностных компетенций в условиях цифровой трансформации системы высшего образования Российской Федерации.

Материалы и методы. Для выявления мнения научно-педагогических работников об изменениях важности компетенций, развития деловой карьеры авторами проведен социологический опрос 1 532 научно-педагогических работников высшей школы. Мониторинг осуществлялся с учетом методических подходов, разработанных с участием научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финансового университета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве».

Результаты исследования. По итогам социологического опроса выявлен низкий уровень удовлетворенности научно-педагогических сотрудников, вызванный наличием следующих проблемных областей: превалирование бумажной отчетности над научно-педагогической деятельностью работников; излишняя бюрократизованность, препятствующая профессиональному и должностному развитию; некорректная система показателей эффективности; отсутствие единой модели развития карьеры научно-педагогических работников учебных заведений. Разработаны практико-ориентированные рекомендации в области цифровых и «мягких» компетенций, формирования системы управления профессиональным развитием научно-педагогических сотрудников.

© Бондаренко В. В., Полутин С. В., Юдина В. А., Танина М. А., Пензина Д. П., 2023

Hq^ 0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Обсуждение и заключение. Сформулированные тезисы вносят вклад в развитие теоретико-методологических подходов к изучению уровня удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских университетов. Материалы статьи могут быть использованы для исследовательских целей учеными, занимающимися схожей проблематикой, а также федеральными и региональными исполнительными органами власти, высшими образовательными организациями при разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: удовлетворенность научно-педагогических сотрудников, цифровое обучение, дистанционные образовательные технологии, «мягкие» навыки, российский вуз, профессиональное развитие работников вуза

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ на тему «Повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций и эпидемиологических угроз» (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21).

Благодарности: авторы выражают благодарность редакции и рецензентам за внимательное отношение к статье и указанные замечания, которые позволили повысить ее качество.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников / В. В. Бондаренко [и др.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 490-505. https://doi. org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.490-505

Original article

Impact of Digital Transformation of the Russian Higher Education System on the Need to Develop Competencies and Career Advancement of Scientific and Pedagogical Employees

V. V. Bondarenkoa, S. V. Polutin b, V. A. Yudinaa, M. A. Taninaa D. P. Penzinaa

a The Financial University under the Government of the Russian Federation

(Penza Branch), Penza, Russian Federation b National Research Mordovia State University, Saransk, Russian Federation

H margo10@inbox.ru

Abstract

Introduction. Distance learning, caused by the sanitary and epidemiological situation in the world, has led to the need to restructure the higher education system from the traditional full-time/offline attendance to a distance format. The use of the "new" format for higher education assumed the use of digital technologies, therefore there was a need for the formation of appropriate digital and "soft" competencies among the teaching and research staff of higher educational institutions. The purpose of the article is to analyze the satisfaction of teaching and research staff of Russian higher educational institutions with the system of professional and official promotion, their assessment of the need for general professional, organizational and managerial, information communication, regulatory legal and interpersonal competencies in the conditions of digital transformation of the higher education system of the Russian Federation.

Materials and Methods. To identify the opinion of scientific and pedagogical workers about changes in the importance of competencies, the development of a business career, the authors conducted a sociological survey of 1,532 scientific and pedagogical workers of higher education. The monitoring was carried out taking into account methodological approaches developed with the participation of the scientific and educational laboratory of the Penza affiliated branch of the Financial University "Strategies for increasing the competitiveness of international activities of universities in the global digital space".

Results. According to the results of the sociological survey, a low level of satisfaction of scientific and pedagogical staff was revealed, caused by the presence of the following problem areas: the prevalence of paper reporting over the scientific and pedagogical activities of employees; excessive bureaucracy that hinders professional and official development; an incorrect system of performance indicators; the absence of a unified career development model for scientific and pedagogical staff of educational institutions. Practice-oriented recommendations have been developed in the field of digital and "soft" competencies, the formation of a management system for the professional development of scientific and pedagogical staff.

Discussion and Conclusion. The formulated theses contribute to the development of theoretical and methodological approaches to the study of the level of satisfaction of scientific and pedagogical staff of Russian universities. The presented materials of the article can be used for research purposes by scientists, researchers dealing with similar issues, as well as federal and regional executive authorities, higher educational organizations in the development of professional development programs for teaching staff.

Keywords: satisfaction of scientific and pedagogical staff, digital learning, distance learning technologies, "soft" skills, Russian university, professional development of university employees

Funding: The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation on the topic "Improving the international competitiveness of Russian universities in the context of global transformations and epidemiological threats" (VTK-GZ-PI-42-21).

Acknowledgments: The authors express their gratitude to the editors and reviewers for their careful attention to the article and the comments that made it possible to improve its quality.

Conflict of interests: The authors declare no conflict of interest.

For citation: Bondarenko V.V., Polutin S.V., Yudina V.A., Tanina M.A., Penzina D.P. Impact of Digital Transformation of the Russian Higher Education System on the Need to Develop Competencies and Career Advancement of Scientific and Pedagogical Employees. Integration of Education. 2023;27(3):490-505. https://doi. org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.490-505

Введение

Внедрение дистанционного формата обучения на смену традиционному очному формату системы высшего образования обусловлено следующими изменениями внешней среды: появлением инновационных форматов образования, тенденций на инклюзивность и непрерывность образовательного процесса, подписанием международных соглашений о сотрудничестве в сфере образования [1-3]. Применение «нового» для высшей школы формата предполагало использование цифровых технологий, поэтому появилась потребность в формировании соответствующих цифровых компетенций у преподавательского состава научно-педагогических сотрудников [1].

Выход на качественно новый уровень образовательного процесса возможен только при интеграции таких элементов образовательной среды, как инфраструктура, система взаимодействия, кадры. Несмотря на тенденцию к цифровизации высшей школы, цифровые компетенции

профессорско-преподавательского состава, административного персонала остаются слабым звеном в системе [4-6].

Кроме того, образовательный процесс последних лет претерпел изменения за счет внедрения практических семинаров, кейс-чемпионатов и др. Следовательно, для организации успешной работы группы преподаватель должен обладать так называемыми «мягкими» навыками [7-9].

В мировой практике проведено значительное количество исследований в области компетенций научно-педагогических сотрудников, но комплексного исследования удовлетворенности научно-педагогических сотрудников системой профессионального и должностного развития до сих пор не проводилось. По нашему мнению, удовлетворенность научно-педагогических сотрудников системой высшего образования, образовательными процессами влияет на их мотивацию к получению профессиональных, цифровых и личностных компетенций. Отсутствие понимания целесообразности

некоторых процессов или низкая удовлетворенность качеством управления образовательной организации ведут к снижению вовлеченности научно-педагогических сотрудников, проявляющейся, в том числе в отсутствии стремления к повышению компетенций.

Цель исследования - анализ отношения научно-педагогических сотрудников российской высшей школы к наличию ряда общепрофессиональных и личностных компетенций, оценка уровня удовлетворенности системой профессионального и должностного продвижения.

Обзор литературы

В соответствии с тенденцией на использование цифровых технологий, увеличением роли «мягких» навыков произошли изменения в области требований к компетенциям научно-педагогических работников высших учебных заведений [10-12].

Опыт исследований прошлых лет показал, что причиной существенной перестройки российской системы образования стал процесс глобализации, обусловив некоторые тенденции в развитии. Многими исследователями выделяются следующие тренды российского высшего образования: европеизация, ставшая опорной точкой образовательной политики в Российской Федерации; интеграционная образовательная модель [13; 14]; унификация, представляющая собой процесс приведения российских образовательных стандартов к стандартам ЕС [15; 16].

Произошедшие в 2022 г. изменения во внешнеполитической обстановке привели к некоторым структурным преобразованиям в сфере высшего образования. Министром образования и науки В. Н. Фальковым было объявлено о планах ухода России от Бо-лонской двухуровневой системы высшего образования, предполагающей две ступени высшего образования - бакалавриат и магистратуру. На текущий момент на законодательном уровне идет подготовка к новой системе образования.

Однако, несмотря на возникшие споры в российском обществе о целесообразности евроинтеграции, можно выделить ряд общемировых тенденций, характерных

и для российской высшей школы [15; 16]. Опубликованный американским Институтом будущего в 2011 г. отчет содержал информацию о компетенциях, которые будут востребованы в технологически продвинутом 2020 г. в профессиональной сфере. Исследование было осуществлено за счет финансирования, предоставленного Исследовательским институтом Феникса, занимающимся обучением специалистов множества отраслей экономики. Э. Шорт, основоположник компетентностного подхода, отмечает, что «компетенция - это владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, это способность эффективно реагировать на воздействия среды или изменять ее» [17].

Выделим ключевые навыки и умения, необходимые для профессионального успеха в сфере образования:

- осмысленность, предполагающая конкурентные преимущества человеческого мышления над искусственным интеллектом, направленным на оптимизацию рабочих процессов в сферах механического, рутинного производства и обслуживания [18; 19]. Особенно актуальным является данный навык для научно-педагогических сотрудников, чья деятельность предполагает научные и творческие изыскания [20-22];

- адаптивное мышление, характеризующееся способностями уникально реагировать на неожиданные обстоятельства, нестандартно решать нетривиальные задачи [23; 24];

- математическое мышление, предполагающее обладание навыками оперирования быстрорастущими потоками информации, моделирования и программирования [25; 26];

- дизайн-ориентированное мышление, предусматривающее наличие способностей оценивать наличие ресурсов, в том числе времени для достижения результатов;

- когнитивные ресурсы, ментальная способность к развитию таких навыков, как социальное ранжирование, тегирование, добавление других метаданных к содержанию информации и др.;

- социальный интеллект, позволяющий адаптивно оценивать поведенческие реакции и приспосабливать свое поведение

в соответствии с вербальными и невербальными сигналами других людей [27];

- межкультурная компетенция, характеризующаяся навыками распознавания и эффективного использования межкультурных особенностей, моделей поведения, индивидуального уровня интеллекта других людей;

- трансдисциплинарность как способность интенсификации интеллектуальной деятельности, предполагающая формирование объединений исследователей из разных научных сфер для работы в междисциплинарных командах;

- способности к виртуальному сотрудничеству, проявляющиеся в навыках работы в режиме цифровой реальности, опосредованного межличностного общения, взаимодействия с виртуальной командой [28; 29].

Одну из наиболее актуальных тем в российских профессиональных источниках занимают вопросы компетенций преподавателей высшей школы. Большинство представленных компетентностных моделей российских исследователей соответствует общемировым трендам. А. А. Муравьева и О. Н. Олейникова выдвинули предположение о пересмотре системы текущих общепрофессиональных и общих компетенций ФГОС ВО, расширении общепрофессиональных компетенций путем включения компетенций разработки и реализации программ обучения в онлайн-формате. Перечень общих компетенций, по мнению исследователей, должен быть дополнен резильентностью [30]. В свою очередь, научным коллективом под руководством Э. Ф. Зеера была создана структурно-функциональная модель подготовки научно-педагогических работников по разработке онлайн-курсов [31]. В процессе подчеркнута важность цифровых компетенций в общей системе компетенций научно-педагогических сотрудников высшей школы. Российскими исследователями проводилась оценка уровня компетенций научно-педагогических сотрудников, в которой затрагивался вопрос об их удовлетворенности системой компетенций. Так, по результатам исследования А. А. Масаловой был сделан вывод о высокой заинтересованности преподавателей российских вузов в применении современных цифровых технологий,

средней удовлетворенности сложившейся системой цифровых компетенций [32].

Таким образом, несмотря на значительное количество исследований по изучаемой проблематике, практически отсутствуют исследования, которые посвящены выявлению удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских высших учебных заведений системой профессионального и должностного продвижения, их оценки необходимости наличия общепрофессиональных, организационно-управленческих, межличностных и информационно-коммуникативных, нормативных правовых компетенций в условиях цифровой трансформации системы высшего образования Российской Федерации.

Материалы и методы

Инструментарием данного многоэтапного исследования являлись качественные, количественные методы научного познания. На первоначальном этапе был использован общетеоретический метод анализа изданных результатов исследований российских и зарубежных ученых для подтверждения актуальности формирования цифровых, «мягких» компетенций в преподавательской среде. Для обоснования репрезентативности выборочной совокупности и группировки данных и анализа различных закономерностей также применялся статистический метод. Эмпирическое исследование проводилось с помощью опроса научно-педагогических сотрудников российских вузов (Южно-Уральского государственного аграрного университета, Югорского государственного университета, Череповецкого государственного университета, Чувашского государственного педагогического университета, Челябинского государственного университета, Тюменского государственного медицинского университета, Финансового университета при Правительстве РФ и др.), а также метода индукции с целью интерпретации и обобщения результатов проведенного опроса.

Для выявления мнения научно-педагогических работников об изменениях важности компетенций, развития деловой карьеры в условиях цифровой трансформации системы российского высшего образования

проведено социологическое исследование. Объективность данных обеспечивалась опросом, в котором приняли участие 1 532 научно-педагогических сотрудника: 0,26 % проректоров, 0,98 - директоров филиалов/институтов, 1,04 - деканов, 2,48 - сотрудников научных лабораторий, 6,2 - обслуживающих специалистов, 9,92 - заведующих кафедр, 77,95 % преподавателей.

Анкетирование выбранных респондентов осуществлялось с помощью программного ресурса Google Формы. В нем содержалась оценка важности общепрофессиональных, организационно-управленческих, межличностных и информационно-коммуникативных, нормативных правовых компетенций. Кроме того, блок вопросов затрагивал частоту участия в мероприятиях, посвященных формированию перечисленных компетенций. Часть анкетного опроса была посвящена проблемам системы продвижения в структуре высшего учебного заведения.

Респондентами было дано согласие на участие в анкетном опросе и последующую обработку полученных ответов.

Распределение выборочной совокупности по полу сформировалось следующим образом: 529 мужчин (34,5 %) и 1 003 женщины (65,5 %). По возрастному признаку выборка выглядит следующим образом: 138 чел. (9 %) в возрасте до 30 лет, 391 чел. (25,5 %) - 31-40, 515 чел. (33,6 %) - 41-50, 260 чел. (17 %) - 51-60 лет и 228 чел. (14,9 %) - от 60 и выше.

Результаты исследования

Анализ мнения респондентов относительно необходимости личных качеств и компетенций у научно-педагогического сотрудника. Опрошенным было предложено оценить важность компетенций и личных качеств по шкале от -3 до 3, где -3 - абсолютное несогласие с необходимостью компетенции у научно-педагогического сотрудника, а 3 - выраженное согласие (табл. 1).

Т а б л и ц а 1. Мнение респондентов относительно необходимости личных качеств и компетенций у научно-педагогического сотрудника

T a b l e 1. Assessment of personal qualities and competencies by respondents

Наименование компетенции / Title of the competence Шкала / Scale

-3 -2 -1 0 1 2 3

Способность к саморазвитию, постоянной актуализа- 18 11 0 30 251 1 212 0

ции знаний и рефлексии / Ability to self-development,

constant updating of knowledge and reflection

Творческое мышление и креативность / Creative thin- 17 11 11 69 478 946 0

king and creativity

Навыки планирования, организации и координации / 13 13 18 59 423 1 006 0

Planning, organization and coordination skills

Нацеленность на результат / Focus on results 16 12 15 57 358 1 074 0

Самостоятельность (автономия) в принятии решения / 22 18 34 123 574 761 0

Independence (autonomy) indecision-making

Стрессоустойчивость / Stress resistance 22 22 23 115 391 959 0

Способность к рефлексии / Ability to reflect 22 27 45 159 532 747 0

Инициатива, напористость, решительность / Initiative, 23 29 61 206 606 607 0

assertiveness, determination

Приспособляемость / Adaptability 51 50 75 242 501 613 0

Адаптивность, готовность к переменам /Adaptability, 20 21 34 107 491 859 0

readiness for change

Точность и внимание к деталям / Precision and atten- 14 18 31 126 495 848 0

tion to detail

Навыки организации собственного времени / Skills for organizing one's own time 14 13 34 85 385 1 001 0

Дисциплинированность и аккуратность / Discipline and 18 16 23 82 381 1 012 0

accuracy

Источник: здесь и далее в статье все таблицы составлены авторами. Source: Hereinafter in this article all tables were made by the authors.

Так, никто из опрошенных не выразил однозначного согласия с необходимостью наличия личных качеств из предлагаемого перечня. Наиболее распространенным мнением респондентов стало 2, демонстрирующее склонность к выраженному согласию. К личным качествам, получившим выраженное одобрение большинства опрошенных, следует отнести: способность к саморазвитию, постоянной актуализации знаний и рефлексии; навыки планирования, организации и координации; нацеленность на результат; навыки организации собственного времени; дисциплинированность и аккуратность.

Оценка общепрофессиональных компетенций представлена в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относительное большинство сошлось во мнении о необходимости владения этикой и культурой поведения преподавателей высших учебных учреждений: абсолютное согласие с данной компетенцией выразили 1 037 чел., в то время как согласились с наличием специального образования только 879 чел.

Оценка блока организационно-управленческих, межличностных, информаци-

онно-коммуникативных, нормативно-правовых компетенций дана в таблице 3.

В блоке организационно-управленческих компетенций большинство опрошенных выразили абсолютное согласие с необходимостью у научно-педагогических сотрудников наличия умения применять социально-психологические методы руководства и навыка организации взаимодействия с работниками других структурных подразделений высшего учебного заведения.

В межличностных компетенциях респонденты высоко оценили способности к управлению конфликтами, в информационно-коммуникативных - способности к применению современных ИТ, в том числе интернет, мобильные приложения, в нормативно-правовых компетенциях -способности к умению правильно применять нормативы и стандарты.

Кроме того, участники опроса отметили важность обучению на курсах повышения квалификации, участие в презентациях, конференциях для саморазвития и решения производственных проблем.

Т а б л и ц а 2. Мнение респондентов относительно необходимости общепрофессиональных компетенций у научно-педагогического сотрудника

T a b l e 2. Assessment of general professional competencies

Наименование компетенции / Title of the competence Шкала / Scale

-3 -2 -1 0 1 2 3

Владение знаниями в широкой области профессиональной деятельности / Possession of knowledge in a wide field of professional activity 20 19 21 51 207 500 714

Способности к педагогической деятельности, знание педагогических техник / Abilities for pedagogical activity, knowledge of pedagogical techniques 14 21 14 37 161 438 847

Владение знаниями в общенаучной сфере - базе соответствующей профессии / Possession of knowledge in the general scientific field, which is the basis of the relevant profession 12 10 13 38 136 455 868

Умение применить инновационные методы и технологии в своей предметной области / Ability to apply innovative methods and technologies in your subject area 14 16 16 42 175 514 755

Владение этикой и культурой поведения преподавателей вузов / Possess ethics and culture of behavior of teachers of higher educational institutions 17 10 10 32 111 315 1 037

Ориентация на укрепление авторитета преподавателей вузов / Focus on strengthening the authority of lecturers of higher educational institutions 19 13 20 49 145 409 877

Наличие специального образования (ученой степени, 20 15 17 47 152 402 879

курсов повышения квалификации) / Special education (academic degree, advanced training courses)

Т а б л и ц а 3. Мнение респондентов относительно необходимости организационно-управленческих, межличностных, информационно-коммуникативных, нормативно-правовых компетенций у научно-педагогического сотрудника

T a b l e 3. Evaluation of the block of organizational and managerial, interpersonal, information and communication, regulatory and legal competencies

Наименование компетенции / Title of the competence Шкала / Scale

-3 -2 -1 0 1 2 3

Организационно-управленческие компетенции /

Умение применять административные методы руководства / Ability to apply administrative management methods

Умение применять социально-психологические методы руководства / Ability to apply socio-psychological methods of leadership

Организация взаимодействия с работниками других структурных подразделений вуза / Organization of interaction with employees of other structural divisions of the higher educational institution

Межличностные компетенции, Навыки делового общения и ведения переговоров / Business communication and negotiation skills Умения и навыки управления конфликтами / Conflict management skills and abilities

Эмоциональный интеллект и эмпатия / Emotional intelligence and empathy

Информационно-коммуникативные компетенции Умение анализировать динамику деятельности с помощью статистических и аналитических инструментов / Ability to analyze the dynamics of activity using statistical and analytical tools

Применение современных ИТ, в том числе интернета, мобильных приложений / Application of modern IT, including Internet, mobile applications

Навыки формирования и продвижения вуза на внутреннем и внешнем рынках / Skills of formation and promotion of higher education institutions in domestic and foreign markets

Нормативно-правовые компетенции /

Умение правильно применять нормативы и стандарты / Ability to apply regulations and standards correctly

Оценка правовых последствий принимаемых решений / Assessment of the legal consequences of the decisions taken

Владение нормативными правовыми и организационными документами, регламентирующими деятельность вуза и его подразделений / Wielding of regulatory legal and organizational documents regulating the activities of the higher educational institution and its divisions

Organizational and managerial competencies 29 23 52 118 326 499 485

18

19

18

17

23

24

86

70

245 504 638

199 508 695

Interpersonal competencies

13 20 15 55 193 448 788

16 20 15 53 162 431 835

21 22 22 72 190 439 766

'Information and communication competencies 32 27 40 118 290 473 552

13 17 18 52 162 441 829 44 27 34 148 298 444 537

Regulatory and legal competencies

16 22 23 70 233 398 770

24 21 26 88 230 397 746

14 16 16 42 175 514 755

Они подчеркнули важность формирования «мягких» и «цифровых» компетенций в условиях динамично развивающейся внешней среды, выраженных процессах глобализации, интеграции и цифровизации.

Мнение респондентов относительно необходимости карьерного продвижения

научно-педагогического сотрудника. Первая часть исследования была посвящена мнению относительно труда преподавателя вообще, вторая - касалась представлений относительно собственных перспектив - карьерного продвижения научно-педагогических сотрудников. Для

профессиональной реализации научно-педагогических сотрудников, в том числе формирования их цифровых и «мягких» компетенций, отсутствуют предпосылки в виде единой модели развития карьеры. Поэтому в настоящем исследовании было уделено внимание вопросам карьерного развития научно-педагогических сотрудников.

Согласно полученным данным, 48,5 % респондентов видят перед собой реальную перспективу профессионального карьерного роста, 25,3 % считают, что он отсутствует, остальная часть опрошенных затруднилась ответить на поставленный вопрос. Однако на вопрос о перспективах должностного карьерного роста дали отрицательный ответ 40 % респондентов. Многие респонденты сомневаются в прозрачности и интуитивной понятности системы продвижения в высшем учебном заведении, целесообразности тех или иных кадровых перестановок.

На вопрос о жесткой конкуренции за карьерное продвижение в вузе большинство участников опроса (60,2 %) ответили отрицательно, было отмечено отсутствие конкуренции либо наличие здоровой конкуренции.

Отбор кандидатов при приеме на работу в вуз осуществляется с помощью следующих методов: собеседование с будущим руководителем (44,3 %), анализ анкетных данных кандидатов (18,3 %), другие методы отбора (11,7 %), профессиональные испытания кандидатов (11,4 %), собеседование с работником отдела кадров (8,3 %), наведение справок о кандидате с предыдущего места работы (4,2 %), ролевые игры (1,2 %).

В ходе выполнения должностных обязанностей научно-педагогическим сотрудником проводится процедура аттестации. Периодичность данной процедуры может варьироваться в зависимости от высшего учебного заведения: 26,2 % опрошенных проходят аттестацию раз в 5 лет, 24,4 - ежегодно, 26,6 % - раз в три года, оставшиеся респонденты затруднились ответить на поставленный вопрос.

Наиболее распространенным методом оценки труда научно-педагогических

сотрудников является анкетирование, его выбрали 31,9 % опрошенных. Кроме того, руководством вузов используются шкала рейтингов поведенческих установок (27,2 %), описательный метод (16,1 %), интервью (12,5 %), метод оценки по решающей ситуации (12,4 %).

Существующие в области развития карьеры проблемы, по мнению опрошенных, представлены на рисунке.

48,6 % опрошенных отметили отсутствие единой модели развития карьеры научно-педагогических работников учебных заведений. 36,9 % - хотели бы опираться на систему карьерного наставничества при профессиональном и должностном росте. Подобный открытый вопрос позволил выявить наиболее распространенные, по мнению респондентов, трудности. Респонденты, выбравшие вариант ответа «другое», выделили следующие проблемы, препятствующие должностному развитию: перегруженность аудиторной нагрузкой, подготовкой отчетов, постоянно растущей работой по обновлению учебно-методических материалов в рамках реализуемых образовательных программ, вопросами воспитательной работы со студентами; недостаточно проработанная система показателей оценки эффективности деятельности преподавателей; неадаптивная оплата труда научно-педагогических работников, слабо коррелирующая с выполняемым объемом и видами работ.

Следовательно, для профессиональной реализации научно-педагогических сотрудников, в том числе формирования их цифровых и «мягких» компетенций, отсутствуют предпосылки в виде единой модели развития карьеры. Вопрос касается не только материально-технического оснащения вузов для формирования соответствующих компетенций, но и отсутствия системного подхода к проблеме.

Обсуждение и заключение

В ходе социологического исследования получена обратная связь от работников высших учебных заведений относительно проблемы формирования компетенций и профессиональной карьеры научно-педагогических сотрудников.

Отсутствие единой, общепринятой модели развития карьеры научно-педагогических работников высших учебных заведений / The lack of a unified, generally accepted model for career development of scientific and pedagogical workers of higher educational instituti

Слаборазвитая система наставничества и карьерного консультирования / There is iunderdeveloped system of mentoring and career counseling

Затрудняюсь ответить / I find it difficult to answer

Другое / Another

J 2,6

0 10 20 30 40 50 60 %

Р и с у н о к. Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют в области развития карьеры научно-педагогических работников», % F i g u г e. Respondents' answers to the question "What problems, in your opinion, exist in the field of career development of academic staff', %

Источник: составлено авторами. Source: Compiled by the authors.

Были выявлены следующие недостатки в системе формирования деловой карьеры таких вузов, как Южно-Уральский государственный аграрный университет, Югорский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Чувашский государственный педагогический университет, Челябинский государственный университет, Тюменский государственный медицинский университет, Финансовый университет при Правительстве РФ и др.:

1) перегруженность аудиторной нагрузкой, подготовкой отчетов, постоянно растущей работой по обновлению учебно-методических материалов в рамках реализуемых образовательных программ, вопросами воспитательной работы со студентами. Большая часть опрошенных отметили излишнюю бюрократизованность, мешающую профессиональному и должностному развитию;

2) недостаточно проработанная система показателей оценки эффективности деятельности преподавателей, слабо учитывающая дополнительные формы работы,

связанные с организацией и реализацией учебного процесса, научной работы с использованием современных цифровых технологий. Научно-педагогическими сотрудниками - участниками опроса были отмечены формальность показателей эффективности и отсутствие дифференциации для различных категорий НПР;

3) неадаптивная оплата труда научно-педагогических работников, слабо коррелирующая с выполняемым объемом и видами работ. Такая проблема была отмечена в качестве одного из основных препятствий на пути должностного и профессионального развития научно-педагогических сотрудников;

4) руководству высших учебных заведений в условиях возникающих санитарно-эпидемиологических и геополитических трансформаций необходимо скорректировать регламенты работы с цифровыми платформами, тем самым повышая уровень психологической готовности преподавателей и студентов к работе в онлайн-режиме,

мотивации к взаимодействию в виртуальной среде.

Для развития метакомпетенций и навыков интегративного мышления у научно-педагогических работников как универсальных гибких, адаптивных структур, направленных на разработку и реализацию конкурентоспособных образовательных программ, совместных образовательных проектов, выполнение результативной научной работы не только в форме традиционных грантовых и хоздоговорных исследований, так и в рамках межвузовских и международных коллабораций, следует разработать индивидуальные программы обучения и повышения компетентности, реализуемые через различные форматы (наставничество, коучинг, использование инструментов дизайн-мышления).

В современных условиях рынка труда и требований к будущим специалистам важно, когда новые сотрудники образовательной организации обучаются без отрыва от работы при поддержке опытных коллег образовательной организации. Система наставничества в высшем учебном заведении по принципу «наставник - новый сотрудник — преподаватель», когда наставляемый уже имеет и педагогический опыт, и знания по преподаваемой дисциплине - классический вариант поддержки для приобретения новым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных, узкоспециализированных знаний) и закрепления их на новом рабочем месте. Во-первых, это способ быстрой адаптации навыков нового сотрудника под требования образовательной организации, во-вторых, помогает адаптироваться к новой должности и как можно быстрее вывести на самостоятельную работу, что в свою очередь позволит повысить качество подготовки специалистов и их профессиональную компетентность.

Образовательным коучингом ярко иллюстрируются возможности «взращива-

ния» успешного научно-педагогического сотрудника. Таким образом, для того чтобы данная схема работала по принципу «делай как я» необходима высокая квалификация наставника, который должен владеть новыми практическими и теоретическими знаниями по организации образовательного процесса.

Метод дизайн-мышления дает возможность оценить основные трудности при внедрении новых форм и методик и сделать процесс реконструкции образовательного процесса более гибким.

Изменение содержания труда научно-педагогических работников, частичная виртуализация учебного процесса, цифро-визация учебно-методической и научно-исследовательской работы, использование технологий искусственного интеллекта в преподавании дисциплин значительно влияют на карьерные ожидания. С учетом выявленных результатов исследования, целесообразно говорить о развитии профессиональной карьеры научно-педагогических работников, поскольку должностной рост ограничен спецификой иерархической структуры управления вузами. В контексте мероприятий, направленных на повышение профессионального роста, необходимо рассматривать применение педагогических фасилитационных сессий, индивидуальных планов развития научно-педагогических работников, адаптивную занятость в контексте комбинирования учебной, научной, учебно-методической, наставнической, консультационной, менторской и иной деятельности, регулярное самообразование и повышения уровня soft-skills, эмоционального интеллекта, цифровых и других компетенций.

Указанные предложения позволят сформировать перечень актуальных компетенций научно-педагогических работников высших учебных заведений, а также сформировать систему управления карьерой в системе высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг / В. В. Бондаренко [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 1. С. 72-92. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092

2. Maqableh М., Alia М. Evaluation Online Learning of Undergraduate Students under Lockdown Amidst COVID-19 Pandemic: The Online Learning Experience and Students' Satisfaction // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 128. Article no. 106160. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106160

3. Estimating Students' Online Learning Satisfaction during Covid-19: A Discriminant Analysis / M. Al-Na-sa'h [et al.] // Heliyon. 2021. Vol. 7, issue 12. Article no. e08544. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e08544

4. Tondeur J., Howard S. K., Yang J.One-Size Does Not Fit All: Towards an Adaptive Model to Develop Preservice Teachers' Digital Competencies // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 116. Article no. 106659. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106659

5. Strategies for Developing Digital Competencies in Teachers: Towards a Multidimensional Synthesis of Qualitative Data (SQD) Survey Instrument / G. Knezek [et al.] // Computers & Education. 2023. Vol. 193. Article no. 104674. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104674

6. Nutov L., Gilad-Hai S., Maskit D. Complementary Assessment in Teacher and School Leadership Training: Necessity, Conceptualization and Validation // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 71. Article no. 101070. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101070

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. A New Evaluation Approach for Teacher Preparation Programs Using Labor Market Competitiveness of Teacher Applicants / H. Yang [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 104. Article no. 103368. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103368

8. Widad A., Abdellah G. Strategies Used to Teach Soft Skills in Undergraduate Nursing Education: A Scoping Review // Journal of Professional Nursing. 2022. Vol. 42. P. 209-218. https://doi.org/10.1016/j. profnurs.2022.07.010

9. Lyu W., Liu J. Soft Skills, Hard Skills: What Matters Most? Evidence from Job Postings // Applied Energy. 2021. Vol. 300. Article no. 117307. https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2021.117307

10. Keow Ngang T., Chan Chan T., a/p Vetriveilmany U. D. Critical Issues of Soft Skills Development in Teaching Professional Training: Educators' Perspectives // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 205. P. 128-133. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.09.039

11. Escola-Gascon A., Gallifa J. How to Measure Soft Skills in the Educational Context: Psychometric Properties of the SKILLS-in-ONE Questionnaire // Studies in Educational Evaluation. 2022. Vol. 74. Article no. 101155. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2022.101155

12. Ashraf Fauzi M. E-Learning in Higher Education Institutions during Covid-19 Pandemic: Current and Future Trends Through Bibliometric Analysis // Heliyon. 2022. Vol. 8, issue 5. Article no. e09433. https://doi. org/10.1016/j.heliyon.2022.e09433

13. Vorontsov A., Vorontsova E. Current Trends in Russian Scientific and Educational Development in the Context of Worldwide Globalization // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 1156-1164. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.733

14. Challenges and Opportunities for Technology Transfer Networks in the Context of Open Innovation: Russian Experience / N. Shmeleva [et al.] // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Vol. 7, issue 3. Article no. 197. https://doi.org/10.3390/joitmc7030197

15. Pogodaeva T., Zhaparova D., Efremova I. Changing Role of the University in Innovation Development: New Challenges for Russian Regions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 359-367. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.659

16. Organization of Research Activities as a Factor in Increasing the Efficiency of Training International Students in Host Russian Universities / A. B. Shatilov [et al.] // International Journal of Criminology and Sociology. 2020. Vol. 9. P. 1174-1187. https://doi.org/10.6000/1929-4409.2020.09.138

17. Исаева Т. Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80-96. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

18. Gurban I. A., Tarasyev A. Global Trends in Education: Russia Case Study // IFAC-Papers OnLine. 2016. Vol. 49, issue 6. P. 186-193. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2016.07.175

19. Klassen R. M., Rushby J. V., Durksen T. L. Teacher Recruitment: A Competency-Based Approach // International Encyclopedia of Education (4th ed.). 2023. P. 329-338. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818630-5.04083-5

20. Kaplan Sayi A., Akgul S. Psychometric Properties of Guiding Creative Thinking Competency Scale // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 40. Article no. 100811. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100811

21. Promoting Preservice Teachers' Psychological and Pedagogical Competencies for Online Learning and Teaching: The T.E.A.C.H. program / H. C. Y. Ho [et al.] // Computers & Education. 2023. Vol. 195. Article no. 104725. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104725

22. Developing a Competency-Based Framework for Resident-as-Teacher / J.-F. Liang [et al.] // Journal of the Formosan Medical Association. 2022. Vol. 121, issue 10. P. 1956-1962. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2022.01.027

23. Aksit T., Aksit N. Establishing an Institutional EAP Teacher Development Scheme Based on BALEAP's Competency Framework: A Critical Review of the Competencies // Journal of English for Academic Purposes. 2022. Vol. 60. Article no. 101175. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2022.101175

24. Weng X., Ng O.-L., Chiu T. K. F. Competency Development of Pre-Service Teachers during Video-Based Learning: A Systematic Literature Review and Meta-Analysis // Computers & Education. 2023. Vol. 199. Article no. 104790. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104790

25. Duta N., Rafaila E. Training the Competences in Higher Education - A Comparative Study on the Development of Relational Competencies of University Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 128. P. 522-526. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.199

26. Caballero M., Llorent V. J. The Effects of a Teacher Training Program on Neuroeducation in Improving Reading, Mathematical, Social, Emotional and Moral Competencies of Secondary School Students. A Two-Year Quasi-Experimental Study // Revista de Psicodidactica (English ed.). 2022. Vol. 27, issue 2. P. 158-167. https:// doi.org/10.1016/j.psicoe.2022.04.002

27. Xue S., Wang C., Yang Y. Exploring Affecting Factors of and Developing a Framework for Teachers' Online Instruction // Learning and Instruction. 2022. Vol. 82. Article no. 101665. https://doi.org/10.1016/j. learninstruc.2022.101665

28. Understanding Student Teachers' Collaborative Problem Solving Competency: Insights from Process Data and Multidimensional Item Response Theory / Q. Gao [et al.] // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 45. Article no. 101097. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101097

29. Classroom Management Competency Enhancement for Student Teachers Using a Fully Immersive Virtual Classroom / C. Seufert [et al.] // Computers & Education. 2022. Vol. 179. Article no. 104410. https://doi. org/10.1016/j.compedu.2021.104410

30. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Компетенции преподавателей вузов: современные вызовы и смена парадигмы // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 100-115. https://doi. org/10.31862/2500-297X-2020-3-100-115

31. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образо-ванию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39. https://doi.org/10.26170/po20-03-03

32. Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 33-44. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.025

Поступила 24.03.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023; принята к публикации 06.07.2023.

Об авторах:

Бондаренко Владимир Викторович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid. org/0000-0002-6716-1963, Scopus ID: 57211802151, bond40@bk.ru

Полутин Сергей Викторович, доктор социологических наук, профессор, директор НИИ регионо-логии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017, polutin.sergei@yandex.ru

Юдина Вера Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018, vayudina@fa.ru

Танина Мария Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Scopus ID: 57211810144, Researcher ID: E-7224-2018, margo10@inbox.ru

Пензина Дарья Петровна, магистрант кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2919-8404, darya.pitaikina@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

B. В. Бондаренко - разработка концепции исследования; организация и проведение исследования; статистическая обработка данных; интерпретация и критический анализ.

C. В. Полутин - обеспечение сбора информации при проведении анкетирования респондентов; интерпретация и критический анализ данных, полученных в ходе анкетного опроса.

В. А. Юдина - подготовка инструментария опроса; сбор информации; подготовка аналитических и графических материалов по результатам анкетирования.

М. А. Танина - описание результатов исследования; перевод структурных составляющих на английский язык; подготовка начального варианта текста; доработка текста статьи.

Д. П. Пензина - теоретический анализ зарубежных источников; сбор и обработка первичных материалов; техническое оформление списка использованных источников.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bondarenko V.V., Polutin S.V, Yudina VA., Tanina M.A., Leskina O.N. Attractiveness of Russian Universities among Foreign Students in Conditions of Competitive Global Markets of Educational Services. Integration of Education. 2022;26(1):72-92. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092

2. Maqableh М., Alia М. Evaluation Online Learning of Undergraduate Students under Lockdown Amidst COVID-19 Pandemic: The Online Learning Experience and Students' Satisfaction. Children and Youth Services Review. 2021;128:106160. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106160

3. Al Nasa'h M., Al-Tarawneh L., Abu Awwad F.M., Ahmad I. Estimating Students' Online Learning Satisfaction during Covid-19: A Discriminant Analysis. Heliyon. 2021;7(12):e08544. https://doi.org/10.1016/j. heliyon.2021.e08544

4. Tondeur J., Howard S.K., Yang J. One-Size Does Not Fit All: Towards an Adaptive Model to Develop Preservice Teachers' Digital Competencies. Computers in Human Behavior. 2021;116:106659. https://doi. org/10.1016/j.chb.2020.106659

5. Knezek G., Christensen R., Smits A., Tondeur J., Voogt J. Strategies for Developing Digital Competencies in Teachers: Towards a Multidimensional Synthesis of Qualitative Data (SQD) Survey Instrument. Computers & Education. 2023;193:104674. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104674

6. Nutov L., Gilad-Hai S., Maskit D. Complementary Assessment in Teacher and School Leadership Training: Necessity, Conceptualization and Validation. Studies in Educational Evaluation. 2021;71:101070. https:// doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101070

7. Yang H., Yang M., Batt L., Xie X., You E., Goff P. A New Evaluation Approach for Teacher Preparation Programs Using Labor Market Competitiveness of Teacher Applicants. Teaching and Teacher Education. 2021;104:103368. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103368

8. Widad A., Abdellah G. Strategies Used to Teach Soft Skills in Undergraduate Nursing Education: A Scoping Review. Journal of Professional Nursing. 2022;42:209-218. https://doi.org/10.1016/j.profnurs.2022.07.010

9. Lyu W., Liu J. Soft Skills, Hard Skills: What Matters Most? Evidence from Job Postings. Applied Energy. 2021;300:117307. https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2021.117307

10. Keow Ngang T., Chan Chan T., a/p Vetriveilmany U.D. Critical Issues of Soft Skills Development in Teaching Professional Training: Educators' Perspectives. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015;205:128-133. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.09.039

11. Escola-Gascon A., Gallifa J. How to Measure Soft Skills in the Educational Context: Psychometric Properties of the SKILLS-in-ONE Questionnaire. Studies in Educational Evaluation. 2022;74:101155. https:// doi.org/10.1016/j.stueduc.2022.101155

12. Ashraf Fauzi M. E-Learning in Higher Education Institutions during Covid-19 Pandemic: Current and Future Trends Through Bibliometric Analysis. Heliyon. 2022;8(5):e09433. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09433

13. Vorontsov A., Vorontsova E. Current Trends in Russian Scientific and Educational Development in the Context of Worldwide Globalization. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015;214:1156-1164. https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.733

14. Shmeleva N., Gamidullaeva L., Tolstykh T., Lazarenko D. Challenges and Opportunities for Technology Transfer Networks in the Context of Open Innovation: Russian Experience. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021;7(3):197. https://doi.org/10.3390/joitmc7030197

15. Pogodaeva T., Zhaparova D., Efremova I. Changing Role of the University in Innovation Development: New Challenges for Russian Regions. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015;214:359-367. https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2015.11.659

16. Shatilov A.B., Salin P.B., Bondarenko V. V., Tanina M.A., Yudina A.V. Organization of Research Activities as a Factor in Increasing the Efficiency of Training International Students in Host Russian Universities. International Journal of Criminology and Sociology. 2020;9:1174-1187. https://doi.org/10.6000/1929-4409.2020.09.138

17. Isaeva T. Higher School Teacher's Competences and "Electronic" Pedagogical Culture in the Post-Pandemic World. Higher Education in Russia. 2021;30(6):80-96. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

18. Gurban I.A., Tarasyev A. Global Trends in Education: Russia Case Study. IFAC-PapersOnLine. 2016;49(6):186-193. https://doi.org/10.1016/jifacol.2016.07.175

19. Klassen R.M., Rushby J.V., Durksen T.L. TeacherRecruitment: A Competency-Based Approach. In: International Encyclopediaof Education (4thed.). 2023. p. 329-338. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818630-5.04083-5

20. Kaplan Sayi A., Akgul S. Psychometric Properties of Guiding Creative Thinking Competency Scale. Thinking Skills and Creativity. 2021;40:100811. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100811

21. Ho H.C.Y., Poon K.-T., Chan K.K.S., Cheung S.K., Datu J.A.D., Tse C.Y.A. Promoting Preservice Teachers' Psychological and Pedagogical Competencies for Online Learning and Teaching: The T.E.A.C.H. program. Computers & Education. 2023;195:104725. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104725

22. Liang J.-F., Hsu T.-F., Chen C.-Y., Yang C.-W., Jean W.-H., Ou L.-S., et al. Developing a Competency-Based Framework for Resident-as-Teacher. Journal of the Formosan Medical Association. 2022;121(10):1956-1962. https://doi.org/10.1016/jjfma.2022.01.027

23. Aksit T., Aksit N. Establishing an Institutional EAP Teacher Development Scheme Based on BALEAP's Competency Framework: A Critical Review of the Competencies. Journal of English for Academic Purposes. 2022;60:101175. https://doi.org/10.1016/jjeap.2022.101175

24. Weng X., Ng O.-L., Chiu T.K.F. Competency Development of Pre-Service Teachers during Video-Based Learning: A Systematic Literature Review and Meta-Analysis. Computers & Education. 2023;199:104790. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104790

25. Duta N., Rafaila E. Training the Competences in Higher Education - A Comparative Study on the Development of Relational Competencies of University Teachers. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014;128:522-526. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.199

26. Caballero M., Llorent V.J. The Effects of a Teacher Training Program on Neuroeducation in Improving Reading, Mathematical, Social, Emotional and Moral Competencies of Secondary School Students. A Two-Year Quasi-Experimental Study. Revista de Psicodidactica (English ed.). 2022;27(2):158-167. https://doi. org/10.1016/j.psicoe.2022.04.002

27. Xue S., Wang C., Yang Y. Exploring Affecting Factors of and Developing a Framework for Teachers' Online Instruction. Learning and Instruction. 2022;82:101665. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2022.101665

28. Gao Q., Zhang S., Cai Z., Liu K., Hui N., Tong M. Understanding Student Teachers' Collaborative Problem Solving Competency: Insights from Process Data and Multidimensional Item Response Theory. Thinking Skills and Creativity. 2022;45:101097. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101097

29. Seufert C., Oberdörfer S., Roth A., Grafe S., Lugrin J.-L., Latoschik M. E. Classroom Management Competency Enhancement for Student Teachers Using a Fully Immersive Virtual Classroom. Computers & Education. 2022;179:104410. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104410

30. Muravyova A.A., Oleynikova O.N. Competences of University Teachers: Contemporary Challenges and Change of Paradigm. Pedagogy and Psychology of Education. 2020;(3):100-115. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-100-115

31. Zeer E.Ph., Lomovtceva N.V., Tretyakova V.S. University Teachers' Readiness for Online Education: Digital Competence, Research Experience. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):26-39. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.26170/po20-03-03

32. Masalova Yu.A. Digital Competence of Russian University Teachers. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(3):33-44. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.025

Submitted 24.03.2023; revised 30.06.2023; accepted 06.07.2023.

About the authors:

Vladimir V. Bondarenko, Dr.Sci. (Econ.), Professor of Management, Computer Science and All-humanities Chair, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6716-1963, Scopus ID: 57211802151, bond40@bk.ru

Sergey V. Polutin, Dr.Sci. (Sociol.), Professor, Director of the Research Institute of Regional Studies, Head of the Chair of Sociology and Social Work, National Research Mordovia State University (68 Bolshevist-skaya St., Saransk 430005, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017, polutin.sergei@yandex.ru

Vera A. Yudina, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor of Management, Computer Science and All-humanities Chair, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018, vayudina@fa.ru

Maria A. Tanina, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor of Management, Computer Science and All-humanities Department, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Scopus ID: 57211810144, Researcher ID: E-7224-2018, margo10@inbox.ru

Daria P. Penzina, Master's Student of Management, Computer Science and All-humanities Chair, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2919-8404, darya.pitaikina@yandex.ru

Authors contribution:

V. V. Bondarenko - development of the research concept; organization and conduct of research; statistical data processing; interpretation and critical analysis.

S. V. Polutin - ensuring the collection of information during the survey of respondents; interpretation and critical analysis of data obtained during the questionnaire survey.

V. A. Yudina - preparation of survey tools; information collection; preparation of analytical and graphical

M. A. Tanina - description of the research results; translation of structural components into English; preparation of the initial version of the text; revision of the text of the article.

D. P. Penzina - theoretical analysis of foreign sources; collection and processing of primary materials; technical design of the list of sources used.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.