s
LU
S
о
LU 3-
s X
О X
о ^
л
#
* *
392
приходится около 7% из общего объема туристического потока (в целом по стране доля сельского туризма 1 - 3%, в зависимости от источника исследования).
Безусловно, а гротуризм требует своей юридической основы, т.к. в соответствии сдейству-ющим законодательством для осуществления такого рода деятельности необходимо немалое количество лицензий. Из-за особенностей данного вида отдыха, необходимо обеспечить высокий уровень безопасности, а также надлежащее качество предлагаемых продуктов питания.
Мы считаем, что развитие агротуризма в Ставропольском крае не должно носить тотальный характер. Для начала, необходимо определить зоны специализации, конкретные поселения и усадьбы с хорошим туристским потенциалом. Эти объекты могут быть обустроены 8 короткое время, в основном за счет собственных средств их владельцев.
При формировании модели агротуризма в регионе мы предлагаем придерживаться двух концепций.
Первая - основана на том, что небольшие хозяйства самостоятельно начинают заниматься туристской деятельностью, развивая агротуризм за счет ограниченных собственных средств. Ясно, что при таком финансировании приток туристов будет весьма скромным, ограничиваясь одиночными рыбаками, этнографами, любителями природы, Сервисе этом случае будет низкого качества, негативно сказываясь на величине туристского потока.
Вторая концепция базируется на предположении, что для развития агротуризма в регионе необходим комплексный подход. Агротуризм в этом случае уже не подсобный, а основной бизнес, В этом случае достаточно широкий выбор рекреакционных услуг, качество которых находится на более высоком уровне. Такие туры дают возможность возможность приобщиться к сельскому образу жизни
и его развлечениям (конные прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.), доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями и т, д.
Предложенные концепции не противоречат друг другу и могут последовательно дополнять один и тот же сервисный процесс.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что развитие агротуризма не только может поднять престижность сельского населения, но и сделать возможным развитие сельского производства. Однако, несмотря на наличие ресурсов и заинтересованность туристских фирм, местных властей в развитии аграрного туризма, его развитие требует системного подхода, поэтому наиболее рациональным и эффективным путем может стать программное решение этой проблемы с учетом специфики региона. Ставропольский край обладает колоссальными ресурсами для развития агротуризма. При правильном подходе к организации и продвижению сельского туристского продукта, регион может рассчитывать на значительные социально-экономические дивиденды, Агоротуризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села в крае.
Литература:
1. Волков С.К. Сельский туризм е РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право, - 2012, - №6:07), - С 30-38.
2. Пашкус H.A., Красникова Т.С. Агротуризм как фактор успешного позиционирования территории И Теория и практика общественного разви тия. - 2öm - №23. - С. 59-61.
3. Фурсов 6.А,,Лазарева N.B., Чимонина И.В., Жидкое В.Е. Тенденции развития сельского туризма на территории Ставропольского края // Kant. -2018.-№2(27).-С 361-365.
4. Фурсов В.А., Лазарева Н.В., Чимомина И.В., Семенова Л.В. Состояние и перспективы развития туристской индустрии Ставропольского края П Kant. - 2017. ■■ № 1 (22).- С 187-192.
THE IMPACT OF THE DIGITAL ECONOMY ON THE DEVELOPMENT OF THE ROAD CONSTRUCTION INDUSTRY Sharipo v RadikSharnUo vicb, Senior L ecturer
tea vnin Alexey Gennadievich, DSc of Physics and Mathematics, Professor
Department of Business inforrriatiis and Mathematical Methods of Economics, NaberezhnyeWMfiyInstitute (branch)* Kazan (Volga region) Federal University, Naberezhnye Chelny, Republic ofTatarstan
The active introduction of digital technologies has an impact on the development of all sectors of the economy. The introduced technologies determine the development of public administration and business, the formation of new forms of communication in society, which creates a synergistic effect as a result of the digitization of the economy, both in Russia and in the world. The article describes the directions of technological and information support of the road construction industry. Based on the analysis, it is assumed that the digitalization of the company's activities in
the road construction industry, taking into account the trends of the digital economy, will improve the competitiveness in the industry and the economic efficiency of the activity as a whole.
Keywords: digital economy; information and communication technology; indicators of the digital economy;
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Активное внедрение цифровых технологий оказывает влияние на развитие всех сфер экономики. Внедряемые технологии определяют развитие государственного управления и бизнеса, формирования новых форм коммуникации в обществе, что создает синергетический эффект в результате цифровизации экономики, как в России, так и в мире. В статье рассмотрены направления технологического и информационного сопровождения дорожно-строитель-ной отрасли в условиях цифровой экономики. На основании анализа предполагается, что цифровизация деятельности компании дорожно-строительной отрасли с учетом тенденций цифровой экономики позволит повысить конкурентоспособность в отрасли и экономическую эффективность деятельности в целом.
Ключевые слова; цифровая экономика; информационно-коммуникационные технологии; индикаторы цифровой экономики; инновации; дорожное строительство; оптимизация.
В настоящее время влияние цифровых технологий на все сферы жизни общества достаточно велико. Определяя направления развития экономики, необходимо учитывать влияние цифровизации, которая оказывает значительное воздействие на все сферы деятельности. Интеграция с информационными технологиями позволяет автоматизировать бизнес-процессы, сокращать ресурсные затраты, повышать конкурентоспособность отраслей и увеличивать эффективность выполнения разного рода задач [1].
Таким образом, основой технологического уклада предприятий стратегического развития является цифровая экономика, что указано в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), соответственно для обеспечения условий эффективного развития любой производственной сферы требуется внедрение и освоение информационных технологий [2].
В контексте вышеуказанного в России принята стратегия развития информационного общества на 2017-2030 гг, и утверждена государственная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", предусматривающая формирование национальных технологических платформ для приоритетных направления развития экономики ¡3; 4].
В современных условиях происходит процесс усиления информационного компонента во всех сферах развития государства и общества, что определяет необходимость глубокого и системного исследования данного процесса.
При оценке современного этапа цифровизации дорожно-строи-тельной отрасли РФ необходимо отметить, что использование цифровых технологий ограничено предпроектными работами и проектированием объектов дорожного строительства.
Главной тенденцией развития дорожного строительства в условиях цифровой среды является разработка механизмов сотрудничества объектов, находящихся на различных этапах жизненного цикла объекта, В современных условиях происходит процесс усиления информационного компонента во всех сферах развития государства и общества, что определяет необходимость глубокого и системного исследования данного процесса.
УДК 338.47 ВАК РФ 08.00.05
ô Шарипов Р, Ш„ 2019 © Исавнин A.F., 2019
m
т—I
0
СИ _р
X
1
m eu
i
393
ШАРИПОВ Радик Шаммлович, старший преподава тель
ИСАВНИН Алексей Геннадьевич, доктор физико -ма тема тических наук, профессор
кафедра Бизнес инф орма тики и математических методов в экономике, Набережно Челнинский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университе т, Набережные Челны, Республика Татарстан
S
LU
S
о
LU 3-
s X
О X
о ^
л
#
* *
394
Технологическая платформа, призванная стать ядром формирующегося единого информационного пространства в дорожном строительстве, основывается на технологии информационного моделирования {В1М-технологии - Building information Modeling, информационное моделирование в строительстве) и предназначена для обеспечения участников инве-сгиционно-строительного процесса структурированной и постоянно актуализируемой информацией об объекте дорожного строительства в течение его жизненного цикла [5; б].
Для дорожно-строительной отрасли характерны следующие проблемы: отсутствие стандартизации бизнес-процессов и возможности их автоматизации; нехватка KPI для оценки эффективности дорожно-строительных работ и управленческих процессов,
А£. Чурбанов и Ю,А. Шамара отмечают, что Министерством строительства Российской Федерации была разработана "дорожная карта", которая в качестве цели ставит интеграцию технологии информационного моделирования за счет перехода к обязательному использованию BîM-технологий при осуществлении разработки инженерных проектов и инвестировании в капитальные объекты различного назначения 17].
Динамичное распространение технологий информационного моделирования в рамках всего жизненного цикла объектов дорожного строительства, что определит модернизацию всех структурных элементов системы взаимоотношений участников дорожно-строитель-ного процесса в направлении, которые обозначаются развитием мировой практики дорожно-строительной отрасли, что характеризуется оптимальной стратегией взаимоотношений в пользу моделей, которые базируются на сотрудничестве.
Качаева Д.Д. отмечает, что использование информационных технологий в строительной отрасли позволит реализовать следующие на-правленияг
- отслеживание работы инженерных систем с использованием режима виртуальной реальности;
- автоматизация расчетов стоимости строительства и владения объектом недвижимости;
- автоматизация плана-графика и ведомости дорожно-строительных работ;
- формирование сметных расчетов [8].
Кроме того, Д.Д. Качаева сделала вывод, что
совместное использование технологий информационного моделирования зданий (BIM) и
геоинформационных технологий (ГИС) - путь к построению систем, эффективно работающих в жизненном цикле проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений [9].
Хотелось бы отметить, возможность использования математических методов для уменьшения затрат при проектировании автодорог, К примеру, в одной из наших работ было предложено использование модификации проблемы Штейнера для оптимизации затрат при проектировании дорог [10, с. 188]. В рассмотренном алгоритме учитывается стоимость строительства в зависимости от местности, предлагается замена - обход дорогостоящих участков [11, С.137],
Современные тенденции развития и использования информационных систем в строительной отрасли представлены в периодических изданиях: Adriana X. Sanchez, Aziz D., Ariff R.M., Keith D. Hampson, Nawawi A.H., Simon Vaux, Jaap Groen, Hassinen M.H, Richard McPartíand описывают актуальные направления и стратегии развития информационных систем в строительной отрасли, что позволяет учитывать не только теоретические издания, но и нормативно-правовую базу и практические примеры внедрения информационных систем в предприятиях строительной отрасли.
При этом, представленные труды не учитывают в полной мере основные движущие стратегии, воздействующие на российскую экономику в целом и дорожно-строительную отрасль в результате воздействия информационных потоков.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) публикует данные об использовании информационных и коммуникацион-ныхтехнологий (ИКТ) в организациях по видам экономической деятельности [12]. Такие данные по виду деятельности "Строительство" приведены на рисунке %
Данные, представленные на рисунке 1, дают характеристику потенциала организаций в дорожно-строительной отрасли для развития цифровизации. Несмотря на отмечающееся снижение отдельных показателей, необходимо отметить, что в целом для отрасли демонстрируется высокий уровень значимости и потребности в цифровизации.
Данное положение подчеркивается тем, что планируется разработка отдельного раздела национального проекта "Цифровая экономика, названный "Цифровое строительство" [4]. Государственные инвестиции в проект "Цифровое строительство" составят около 12 млрд рублей, базой для реализации проекта будет внедрение BfM-технологий,
94,1
38.9
2015
2016
* Персональные компьютеры Локальные сети
2017 2018
Серверы
Организации, имеющие веб-сайт
_
Сокращение затрат на строительством эксплуатацию на 30%
Рисунок 1 - Использование ИКТ в дорожно-строительных организациях, %
Меры, которые предусмотрены проектом, должны создать условия для перехода отрасли к цифровизации к 2024 году. На основании прогнозов экспертов цифровизация дорожно-строительной отрасли позволит снизить затраты на строительство объектов, которые возводятся за счет средств бюджета на 20 % в течение 5 лет. Кроме того, использование инструментов цифровиза-ции дорожно-строительной отрасли позволит сократить время о принятии решения о строительстве до введения в эксплуатацию на 30% [7].
В настоящее время осуществляются многочисленные разработки по применению цифровых инструментов в дорожно-строительной отрасли: реализуется сервис контроля строительных работ, объединивший использование дронов, передачи информации и облачных технологий. Применение облачного сервиса обеспечивает возможность для оценки объема выполненных работ и сопоставления со сметой, что позволяет обеспечить контроль стоимости строительства.
Цифровизэция дорожно-строительной отрасли необходимо оценивать в рамках управления хозяйственной деятельности и ресурсами, которые включают оцифрованную систему производства и осуществления дорожно-стро-ительных работы при одновременной оцифровке внешних взаимодействий и внутренних бизнес-процессов.
На основании оценки статистических данных необходимо отметить, что дорожно-стро-ительная отрасль имеет высокий потенциал для использования цифровизации, в том числе возможности интеграции с В!М-технологнями [13, 27].
В 2016 году было разработано 7 национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства и 4 свода правил, определяющих общие принципы применения информационных технологий [4].
В 2017 г. утвержден План мероприятий ("дорожная карта"} по внедрению технологий информационного моделирования {В(М-техноло-гий} на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства [14].
Преимущества и эффективность 81М-техно-логий в обобщенном виде представлены на рисунке 2. ;
Преимущества Б1М-технопогии
И
г
1
Сокращение ошибок и погрешностей при проектировании на 40 %
И
Сокращение
сроков реализации проекта на 20 %
ОУ
т—I
0
СИ _р
X
1
си
ел 2
ё
395
Рисунок 2 Преимущества В!М-технологий
Данный план предполагает формирование национальных стандартов информационного моделирования для осуществления проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации в строительных процессах и обеспечении систем ценообразования в капитальном строительстве.
На этапе проектирования уже можно использовать преимущества В1М-технологий, так как они обеспечивают доступ к данным высокого качества для руководителей проектов и генеральных подрядчиков, что в значительной мере позволяет упростить взаимодействие. Данный подход позволяет учитывать проектные риски и принимать рациональные решений [15].
Таким образом, В1М-технологии выступают в качестве нового подхода к осуществлению процессов в строительной отрасли. Данный инструментарий дает возможность создать качественную организацию формирования, обмена, обработки и хранения информации по
s
LU
S
о
LU 3-
s X
О X
о
л
#
* *
396
отношению к объектам дорожной отрасли на всех этапах от строительства до сноса. Применение В1М-технологий обеспечивает возможность разработки проектов на основании параметров, предоставленных заказчиков, для осуществления эффективных проектных решений, что позволяет минимизировать издержки проекта в дорожном строительства, повысить производительность труда, в целом повысить эффективность дорожного строительства.
Одновременно с этим существуют проблемы внедрения В1М-технологий. Необходимо выделить проблемы интероперабельности, которая сокращает возможности для коммуникации на информационном уровне в В!М-среде. Для минимизации воздействия данной проблемы необходимо сформировать четкие требования к структурным элементам компонентов информационных моделей объектов дорожного строительства с учетом управления программным интерфейсом обмена данными, передаваемой информации, а также проработки компонентов информационных моделей.
Для решения данной проблемы используются инструменты, реализуемые в дорожной карте, которые предполагают разработку национальных стандартов информационного моделирования в рамках дорожного строительства с учетом классификации строительных ресурсов.
Кроме того, в качестве еще одной проблемы необходимо выделить недостаток квалици-рованных кадров, имеющих необходимый уровень компетенций для эффективного использования В!М-технологий. В настоящее время в профильных вузах интегрируются программы по обучению технологиям информационного моделирования, соответственно подготовка кадров, имеющих необходимый уровень квалификации, сможет обеспечить запросы работодателей.
В заключение отметим, что сложившаяся экономическая ситуация сокращает возможности для инвестирования для есех предприятий отрасли, направленных на приобретение и интеграцию новых технологий. Одновременно произошло сокращение рынка венчурных инвестиций, выступающих в качестве ключевого элемента цифровой экономики, поэтому для привлечения инвестиций в развитие отрасли необходимо оптимизировать инструментарий разработки и внедрения цифровых технологий в дорожное строительство.
Таким образом, по результатам анализа направлений развития информатизации и современных тенденций в дорожно-строитель-ной отрасли необходимо сделать вывод, что ключевым стратегическим направлением является использование внедряемых технологий, которые определяют развитие государственного управления и бизнеса, формирования новых форм коммуникации в обществе, что создает синергетический эффект в результате цифровизации дорожно-строительной отрасли на различных уровнях. На основании проведенного анализа предполагается, что цифр08изация деятельности компании дорожно-строительной отрасли с учетом тенденций цифровой экономики позволит повысить конкурентоспособности в отрасли и экономическую эффективность деятельности в целом.
Примечания:
1. Was ist Industrie 4.0? [Электронный ресурс] // Platform industry 4.0- URL: https://www.plattforrn-i40.de/l40/Navigation/DË/Home/horne.html
2. New Forms of Work in the Digital Economy // OECD Digital Economy Papers. Paris OECD Publishing, 2016. No. 260.-44 p. {DO!: 10.1787/20716826}
3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г, №203.//Собрание законодательства Российской Федерации.-2017. - N» 20. - Ст. 2901,
4. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). [Электронный ре сурс] - URL: http://government,ru/info/35568/
5. JaapGroen. lOBlMTrends in the МЕР Industry for 2018//Constructible.[Электронныйресурс] -UR[ : http://constructibie. trimbie.com/constriiction-industry/lO-bim-trends-inthe-mep-industry-for-2018
6. Надоiпел M.H. Utilizing Building information Modelling in Construction Procurement [Электрон ный ресурс] - URL http://www.th eseus.fi/Bitstream/ handle/10024/126733/Hassinen JHenrik, pdf
7. Чурбанов A.E., Шамара Ю.А. Влияние технологии информационного моделирования на развитие и н вести ци он но-строительного процесса // Вестник МГСУ, 2018. №7(118). - С. 824-835.
8. Качаева Д. С. Влияние цифровой экономики на перспективы развития строительной отрасли // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. - 2018. - С. 703-709,
9. CarneiroX, Rossetti RJ.r Silva D.C., Oliveira E.C. BIM, GIS, loT, and AR/VR intégration for Smart Maintenance and Management of Road Networks: a Review // 2018 IEEE International Smart Cities Conférence (ISC2). - IEEE,2018,- C. 1-7 {DOI: 10.1109/ ISC2.2018.8656978).
Ю.Исавнин A.Г., Шарипов Р.Ш. Стоимостная опти мизация дорожного строительства с применен и-
ем задачи Штейнера на эллипсоиде с использованием стоимостных коэффициентов // Экономика и предпринимательство. - 2016.- N®5{452}.-С. 573 575.
П.Шарипов Р.Ш., Исавнин А.Г. Применение модифицированного метода для оптимизации затрат при строительстве автомобильных дорог // Научное обозрение. -2017. -- №6. -С. 136-143.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - URL: www.gks.ru (дата обращения08.05.19).
13. Баран ник C.B. Применимость ß IM-технологий в дорожной отрасли // САПР и ГИС автомобильных дорог, 2015. - N»1 (4). - С. 24 -28 (DOS: 10.17273/ CADGÎS.2015.1.3).
14.Утверждена "дорожная карта" по внедрению ß!M технологий в строительстве [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - URL: http:// w w w. m i n s troy rf. ш/ pres s/ ut ve rz h de na - d oroz h пау а -karta-po-vnedreriiyu-bim-tekhnologiy-v-stroitelstve/ (дата обращения: 08.05.19).
15.Использование Индустрии 4.0 в строительной отрасли //О. И. Гушель, AB Юрковец - 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// rep.bntit.by/bitstream/handle/data/4061 Ы I s polzoöa п ie_l nd ustfi i_4_0_v_stroiteln oj_otras I i .pdf? seqs>ence=:1.